Спа в сухую погоду – крайне требовательная к технике трасса. Обновления, которые McLaren внедрил перед летним перерывом, дали эффект уже в Хоккенхайме и на Хунгароринге, оказались очень эффективными и в Спа. Для второй по средней скорости в календаре чемпионата трассы McLaren приготовил новое заднее антикрыло, отвечающее конфигурации с низкой прижимной силой. Низкая прижимная сила приветствуется в Спа из-за протяженных прямых отрезков, но теоретически в такой конфигурации машина больше изнашивает резину – критический фактор в случае шин Pirelli. Однако общее увеличение прижимной силы McLaren MP4/27 позволило добиться отличного баланса на болиде Дженсона Баттона с новым задним крылом, более того, в гонке шины расходовались Баттоном очень экономно, что и позволило Дженсону ограничиться всего одним пит-стопом по ходу Гран При. Конечно, искусство Дженсона сберегать шины всем известно, плюс он лидировал и ему не приходилось обгонять своих соперников, но не стоит недооценивать технический фактор. McLaren в Бельгии сумел добиться одновременно приемлемой прижимной силы и пониженного лобового сопротивления – за счет нового заднего крыла. Что и позволило Дженсону доминировать по ходу гонки в Спа, добившись первой победы в Гран При Бельгии за карьеру, лидируя при этом от старта до финиша. Не стоит недооценивать и искусство Дженсона. Его победа в квалификации была феноменальной – преимущество над партнером по команде в 0,8 сек. дорогого стоит, особенно если это Льюис Хэмилтон – мастер Спа Франкошам. Но в плане техники McLaren продемонстрировал свою силу, и будет очень серьезным соперником в концовке сезона. Крайне важен фактор моторов – Mercedes по-прежнему считается мощнейшим в Ф1. И перед Спа, и перед Монцей неделю спустя все гонщики получают свежие моторы – это наиболее требовательные к двигателям трассы. Два отрезка на круге, когда моторы работают на максимальных оборотах более 20 сек.: от La Source до Les Combes, и от Stavelot до шиканы Bus Stop. Но критическим в плане надежности местом является связка Eau Rouge – Raidillon из-за высоких вертикальных перегрузок. Вертикально направленные силы вызывают отток технических жидкостей от топливного насоса и системы смазки, что повышает риск отказа двигателя. Спа – серьезное испытание.
Перед Гран При Бельгии все больше экспертов пророчили успех Кими Райкконену, уже выигрывавшему в Спа четыре раза, о Баттоне мало кто вспоминал, так как признанным специалистом по Спа в паре пилотов McLaren считается Льюис Хэмилтон. Приятно видеть как Баттон смог посрамить скептиков. Интересно, какую роль сыграл выбор командой Хэмилтона более старой версии заднего крыла в его неудаче. После того, как дожди в пятницу сорвали всю подготовку, настройки пришлось в срочном порядке искать в субботу утром, поведение машины с новым крылом показалось Льюису слишком нервным, и его половина боксов McLaren склонилась к использованию предыдущей версии крыла. Оправдывает ли это его проигрыш в квалификации в 0,8 сек.? Большая часть пилотов выступала с антикрыльями, настроенными на большую прижимную силу, чем у Баттона, например, тот же Райкконен, так что в этом плане Хэмилтон не был уникален. По идее, он должен был иметь уверенное преимущество на втором секторе, но много выиграть там у Дженсона Льюису не удалось. Вероятно, серьезный проигрыш ударил по психологическому состоянию Льюиса – иначе к чему эти гневные послания в «твиттере», включая выкладывание изображения телеметрических данных? Подобные вопросы не должны выноситься на публику. Смог бы Хэмилтон добиться реванша в воскресенье - узнать не суждено, так как на его гонке точку быстро поставил Грожан. Что ж, это был неудачный уик-энд для Льюиса…
| |
Записной фаворит Кими Райкконен добился уникального для себя результата – третьего места в Спа. До этого момента выступления Кими в Арденнах проходили по принципу всё или ничего. Либо победа, либо сход. И вот первый финиш на позиции ниже первой. У Райкконена явно не хватало скорости, чтобы бороться с Баттоном за победу, более того, по ходу гонки быстрее него оказался и Себастьян Феттель. Думается, решающую роль здесь вновь сыграл технический фактор. Ливни в пятницу сорвали тестовую программу Lotus по DRS-воздуховоду, и в субботу утром осталось очень мало времени. Команда предпочла не рисковать и не тратить время на испытания устройства, сосредоточившись на поиске тонких настроек. Внедрение DRS-воздуховода в квалификации/гонке вновь было отложено. Вероятно это и сыграло решающую роль в том, что Райкконен так и не стал реальным претендентом на победу в Гран При Бельгии. Устройство позволило бы снизить лобовое сопротивление, что жизненно необходимо в Спа. Этого сделано не было. Кими красиво боролся за третье место с Михаэлем Шумахером, их дуэль стала настоящим украшением гонки. Два пилота, наиболее успешные из действующих на трассе Спа Франкошам. Не менее активное участие в этом сражении принимал, кстати, и Нико Хюлкенберг, который провел, пожалуй, свою лучшую гонку в Формуле-1 на данный момент. Молодой немец в сражении с двумя титулованными ветеранами имел реальный шанс вырвать подиум у Кими.
Кстати, здесь можно проследить немало любопытных параллелей. В начале карьеры Хюлкенберга его менеджером был Вилли Вебер, тот самый, что усадил Михаэля Шумахера в кокпит Jordan в Спа в 1991-м. Нико успешно продолжил тенденцию выступлений в Спа команды из Сильверстоуна Jordan/Force India, в ряд которых входят и дебют Шумахера, и выступление Андреа де Чезариса в том же 1991-м, и поул Рубенса Баррикелло в 1994-м, и подвиги Джанкарло Физикеллы в 1997-м и 2009-м…
Говорить о том, что Михаэля Шумахера и Спа связывает очень многое, наверно слишком банально. Факты его дебюта, первой победы и всего остального хорошо известны. Выражение Михаэля, что Спа – его гостиная, весьма красноречиво. Всё это нашло такое подтверждение, как присвоение Шумахеру звания почетного гражданина Спа. И даже забавно, что 300-й Гран При в карьере Михаэля выпал именно на Спа Франкошам. Вообще, пока в истории Формулы-1 отметку в 300 Гран При преодолел до Шумахера один лишь Рубенс Баррикелло, старый товарищ Михаэля. Ирония судьбы, свою 300-ю гонку Рубенс тоже провел в Спа, два года назад. Напомню, окончилась она неудачей, когда уже на первом круге Баррикелло убрался, прямо в Ferrari Фернандо Алонсо. В этом году постарался Грожан. Мало того, что Алонсо никогда не побеждал в Спа. В 50 гонках за Ferrari, которые он провел к сегодняшнему дню, Фернандо сходил всего четыре раза. Два раза при этом – в Спа. Роман хорошенько поработал над тем, чтобы оставить еще один рекорд Шумахера в неприкосновенности. Михаэль Шумахер провел 24 результативные гонки подряд в промежуток между Венгрией 2001 – Малайзией 2003, в Венгрии Алонсо добрался до показателя в 23, и чтобы сравняться с Шумахером, ему оставалось заработать очки в Спа…
Но вернемся к Шумахеру. В какой-то момент вскоре после старта Михаэль поднялся на второе место, при том, что стартовал он с 13-го. Однако ставка на тактику одного пит-стопа в Mercedes не сработала: и Шумахер, и Росберг износили шины, так что обоим пришлось совершать второй пит-стоп. Успеха на тактике одного пит-стопа смогли добиться только Баттон с Феттелем, при этом Дженсон практически не участвовал в непосредственной борьбе. Себастьян участвовал, и еще как, но Red Bull RB8 гораздо лучше бережет шины, чем Mercedes W03. Проблему с повышенным износом задних шин решить так и не удалось, в Спа стабильность задней части машины играет огромную роль, а ведь и Михаэль, и Нико всю гонку провели в активной борьбе, в сражениях с соседями по пелотону.
И все же жаль, что в гонке так и не пошел дождь… Уверен, в дождевых условиях, и Райкконен, и Шумахер могли бы побороться и за победу.
Феттель, конечно, красавец. В прошлом году он выиграл в Спа, но тогда он стартовал с поула, и в общем-то, всё было в его пользу. Теперь RB8 далеко не так хорош в квалификациях, как прошлогодний RB7. Эдриан Ньюи признал, что перемены регламента все-таки больно ударили по Red Bull – запрет «выдувных» диффузоров, более строгие тесты на гибкость антикрыльев и все те ограничения, с которыми команда столкнулась уже по ходу этого года. В квалификации Себастьян думал, что проехал неплохой круг, но этот «неплохой» круг означал то, что он пролетел мимо первой десятки. На втором секторе болиду не хватало сцепления. На втором секторе, где в прошлом году Red Bull просто не было равных. Зато по ходу гонки нынешний Red Bull смотрится очень неплохо, и Себастьян продемонстрировал это в полной мере, устроив впечатляющий прорыв. Жесткие и уверенные атаки в «Автобусной остановке», причем особенно настойчиво Себастьян действовал в отношении своего партнера по команде. В год, когда Марк Уэббер вновь борется за титул, Феттель в нужный момент продемонстрировал «кто в доме хозяин». Надеюсь, что у Марка еще найдется чем ответить. Обгоны в исполнении Феттеля впечатлили, также как и то, что при этом он останавливался в боксах всего один раз. Два года назад Феттелю тоже надо было прорываться, и всё закончилось дурацкой ошибкой на торможении перед той самой «Автобусной остановкой», в результате которой он убрал с трассы Баттона. На этот раз соседство Дженсона с Себастьяном было гораздо более приятным.
Феттель, кстати, был одним из немногих, кто проиграл позиции на старте. В основном гонщики выиграли за счет массового завала, например тот же Шумахер, или партнеры Себастьяна по молодежному подразделению Red Bull Даниэль Риккьярдо и Жан-Эрик Вернь, которые провели в Спа самую успешную гонку в сезоне.
Сейчас разумеется ведется много разговоров об оправданности дисквалификации Грожана на Монцу, но по большему счету спорить здесь не с чем. Роман может сколько угодно говорить о том, что его дезориентировал дым из тормозов Кобаяши и фальстарт Мальдонадо. Профессионал уровня Формулы-1 обязан не реагировать на подобные отвлекающие факторы.
Sauber, кстати, вновь потерпел неудачу в гонке после поразительного квалификационного успеха, который подарил надежды уже на подиум, а там, чем чёрт не шутит, может и на победу. С настройками то команда попала в точку. Но и в далеких 90-х, дважды, когда Жан Алези квалифицировался, как и Камуи сейчас, на первом ряду, все заканчивалось неудачно… Так и теперь, и Кобаяши, и Перес получили пламенный привет от Грожана.
Роман признал свою вину, но тут же упомянул о том, что он не представлял где находится машина Хэмилтона, и что еще не до конца освоился с габаритами. Это очень интересно, так как Роман обычно резко дергается на старте из стороны в сторону, а его инциденты на первых кругах стали уже тенденцией. Сейчас судейский гнев направлен в основном в сторону Пастора, который и в Спа огреб по полной, получив штраф с понижением в 10 позиций на старт в Монцу. «Минус 5» за вышеупомянутый фальстарт, и еще «минус 5» за столкновение на рестарте с Глоком. Безусловно, Мальдонадо действует в жесткой манере и очень агрессивен на трассе. Но все это по крайней мере происходит в пылу борьбы. В случае Грожана можно говорить о повышенной агрессивности на старте, причем порой складывается ощущение что он вообще не думает, что делает. Не зря гонщики старшего поколения говорят о нынешних, что они привыкли ездить словно в компьютерных играх, свыкнувшись с мыслью что безопасность современных болидов прощает всё. На этот раз Грожан превзошел сам себя, подставившись под Хэмилтона, и устроил завал, крупнейший в Спа после приснопамятного 1998 года. Фернандо Алонсо сказал про это, что ему показалось, что в него въехал поезд. Что ж, в Монце можно будет поздравить с дебютом в кокпите черно-золотистой машины Жерома д’Амброзио.
Тэги: бельгия, дженсон баттон, кими райкконен, лотус, льюис хэмилтон, макларен, михаэль шумахер, нико хюлкенберг, роман грожан, спа, ф1, фернандо алонсо