Есть ли в мире гонки, которые выглядят захватывающе, даже если не происходит обгонов? Если такая гонка есть, то она проходит в Монако. Да, в Гран При Монако обгонов почти не бывает, или не бывает вовсе. Но, тем не менее, то, как мощнейшие болиды проносятся между стен на узких улочках княжества – это совершенно особое, завораживающее зрелище, которое не устаревает год от года. С onboard видео Гран При Монако в мировом автоспорте вообще мало что может сравниться.
Сезон 2012 года складывается таким образом, что каждый очередной Гран При выводит на сцену новых героев, герои же предыдущей гонки порой оказываются в тени. Гран При Монако – это повод поговорить, в первую очередь, о Марке Уэббере и Михаэле Шумахере.
Марк Уэббер в Монако стал шестым победителем в сезоне из шести возможных, что стало новым рекордом в Формуле-1. Предыдущий рекорд держался с 1983 года, когда было пять победителей в пяти первых гонках, в 2012 году этот рекорд был повторен в Испании. Однако в 1983 году Ален Прост выиграл шестую гонку сезона в Спа, до этого он победил на третьем этапе чемпионата, на домашнем Поль Рикаре. Интересно, что 2012-й год мог полностью повторить такой сценарий, третью гонку сезона в этом году выиграл Нико Росберг, и он был не так уж далек от победы в Монако, всю гонку просидев на заднем антикрыле Марка Уэббера, но там и остался, так что быть шестому победителю – и новому рекорду. Кстати говоря, копания в статистических данных позволяют найти немало интересного. Так, говоря о 1983 годе, а это уже, можно сказать, современная эпоха Ф1, незаслуженно забывают чемпионат мира 1967 года. Тогда, в 1967-м на пяти первых этапах также было пять разных победителей. Шестой этап чемпионата мира, который проходил в Сильверстоуне, выиграл Джим Кларк, который до этого победил на третьем этапе в Зандфорте. Так что, в некотором роде сезон Ф1 1983 года повторял сценарий 1967 года. Вспоминая былые времена, нельзя забывать и о 1951 годе, который в данном случае также преподносит крайне любопытную статистическую картину. На шести первых этапах чемпионата мира 1951 года было шесть разных победителей. При этом вторым этапом чемпионата мира 1951 года была Indianapolis 500, победитель которой Ли Уоллард не стартовал более ни на одном этапе мирового чемпионата, и таким образом, не имел никакой возможности выиграть более одного раза. Другая необходимая поправка по 1951 году – это результаты четвертого этапа, Гран При Франции/АКФ в Реймсе. Победителями Гран При стали сразу два гонщика Alfa Romeo, Луиджи Фаджиоли был вынужден по ходу дистанции отдать свою машину Хуану Мануэлю Фанхио, который ранее сошел, и этот болид Фанхио привел к финишу на первом месте. И если Фаджиоли стал четвертым победителем на этапах чемпионата мира по ходу 1951 года, то Фанхио уже побеждал. Таким образом, если на шести первых этапах чемпионата мира 1951 года и побеждали шесть разных гонщиков, то один из них – Фанхио, победил в двух гонках. В одной из которых – Гран При Швейцарии в Бремгартене, - единолично, а в другой, - в Реймсе, - на пару с Фаджиоли. Наконец, говоря о 1951 годе необходимо отметить, что данная статистика касается исключительно этапов чемпионата мира, а не вообще гонок Гран При. Так что напрямую сравнивать 1951 и 2012 годы не представляется возможным, однако исторический прецедент в виде шести победителей в шести гонках все же был. В некотором плане, пример 1951 года может считаться историческим предшественником 2012 года, хотя прямое сравнение здесь некорректно. Именно в нашем нынешнем случае, в 2012 году можно определенно говорить о том, что первые шесть гонок одной гоночной серии, одного гоночного класса были выиграны шестью разными пилотами.
| |
Марк Уэббер стал одним из тех, кто участвовал в установлении вышеупомянутого рекорда, но повод говорить о себе он дал далеко не только данным фактом. Да, Марк уже побеждал в Монако, в 2010 году, нынешняя победа стала уже второй на улочках княжества, пилотов, побеждавших в Монте-Карло дважды не так уж много. Уэббер вообще не чужд побеждать на классических трассах. Но нынешняя победа выглядит крайне отрадно. Не только для фанатов австралийца – вообще для Формулы-1. Чем больше топ-пилотов, гонщиков, способных выигрывать гонки и бороться за титул, - тем сильнее выглядит чемпионат. В этой связи крайне обидно, что Ник Хайдфельд так и не перешагнул ту ступень, которая отделяет молодого подающего большие надежды гонщика от сложившегося топ-пилота. Причина здесь в основном в том, что Ник так и не сумел попасть в состав топ-команды на достаточно длительный срок. Постепенно Хайдфельд превратился из молодого подающего надежды в ветерана-середнячка, а потом и вовсе был списан на берег. Крайне жаль, что так драматично сложилась судьба Роберта Кубицы. Гонщик, который всеми экспертами признавался топ-пилотом, чемпионату был просто необходим, и выпал из обоймы по стечению с одной стороны дурацких, а с другой – просто трагических обстоятельств. Уверен, что не случись та авария с Кубицей, перед командой Булье сейчас не стояла бы проблема, как одержать свою первую победу, и вообще темп прогресса команды был бы значительно выше. Он был бы таким не только в этом году – больший прогресс был бы достигнут еще в прошлом сезоне. Просто здорово, что ту самую ступень из молодого подающего надежды в топ-пилоты вовремя перешагнул Дженсон Баттон. Его карьера была на грани, как и у Хайдфельда, но обстоятельства сложились в пользу Дженса. Теперь мы можем наблюдать за его успехами. Похожим образом складывалась и карьера Марка Уэббера.
| |
В уже упоминавшемся выше 2010-м Марк практически на равных боролся с Себастьяном Феттелем, и до последнего момента претендовал на титул чемпиона мира. Увы, 2011-й с самого начала сложился не в пользу австралийца. Марк далеко не сразу смог приспособиться к особенностям пилотирования Red Bull RB7, в то время как Феттель поехал быстро сразу, с первых тестов. Этим чемпионат 2011 года был приговорен. Уэббер смог адаптироваться к болиду, к тому, как работать с шинами Pirelli только под самый конец прошлого сезона. К этому моменту многими экспертами Уэббер был почти уже списан со счетов. В 2012 году, по словам самого Марка, дела пошли отлично с самых первых тестов, Red Bull RB8 оказался намного более удобным для Уэббера, чем прошлогодняя машина. Таким образом, мы можем видеть внутрикомандное соперничество в Red Bull между Феттелем и Уэббером, которое, как и в 2010-м, вновь идет на равных, и можем видеть Марка, как реального претендента на победы в гонках и на титул. Это просто здорово.
Другой герой, блеснувший своим талантом на улочках Монако, без сомнения, Михаэль Шумахер. Пилот, которого списывают на пенсию уже третий год, в Монте-Карло доказал, что по-прежнему быстр. Пусть не так беспощаден, как по ходу первой части своей карьеры, когда он просто не оставлял другим шансов. Да, Михаэль уже не столь быстр, он не превосходит всю эту талантливую молодежь, вырвавшуюся на первые роли в последние годы. Но он достаточно быстр, чтобы выиграть квалификационные заезды на сложнейшей трассе чемпионата. Для человека, который для спорта уже не может считаться молодым, в 43 года это – без всяких сомнений, выдающееся достижение. Хотя все эти оговорки… Вряд ли Михаэль Шумахер в них нуждается. Все же он вернулся в спорт не ради того, чтобы единственный раз за три года блеснуть как следует, пусть и в Монако. Хотелось бы верить, что этим потрясающим кругом по княжеству успехи Михаэля в 2012 году не ограничатся…
| |
И вновь приходится вернуться к теме статистики. Победа в квалификации Гран При Монако должна была стать 69-м поул-позишн в карьере Михаэля Шумахера. Однако ФИА традиционно считает результаты не по итогам квалификации, а по расстановке на стартовом поле. За инцидент в Барселоне с Бруно Сенной Шумахер был оштрафован на старте в Монако потерей пяти позиций, и в гонке стартовал шестым. Естественно, о штрафе было известно заранее, и он нисколько не умаляет само достижение Михаэля, проехавшего замечательный круг. Проблема лишь в статистике, а точнее в том, как её считают. Конечно, подход Федерации в чем-то объясним. Квалификация – не совсем самостоятельное соревнование, её цель – сформировать стартовый порядок пилотов, в этом смысле она – целиком и полностью слуга гонки. Для гонки важна именно расстановка на стартовом поле, а не результаты квалификации в чистом виде. Другое дело, что за долгие годы квалификация стала в известном смысле самодостаточным соревнованием. Статистика поул-позишн крайне престижна, в любой статистической подборке она идет сразу за статистикой побед в гонках. Показать лучшее время на одном-единственном быстром круге – это особая задача, особый вызов. Сколько легенд ходило вокруг способности Айртона Сенны выложиться на быстром круге в квалификации, сколько разговоров – о его «вечном» рекорде поул-позиций. Рекорд в итоге оказался не вечным, и был побит Михаэлем Шумахером. На его счету их 68, но должно было стать 69. Не стало – исключительно из-за принципа формирования статистики. Десятый поул был записан в статистику Марка Уэббера, показавшего в квалификации второе время. По этому, кстати, принципу, некорректно выглядят результаты внутрикомандных квалификационных дуэлей, а ведь именно статистика сражений между напарниками в квалификации играет большую роль для репутации гонщика. В общем, мое личное мнение – в статистике квалификаций надо и учитывать, соответственно, результаты квалификаций. Какие бы штрафы не накладывались. Эти штрафы имеют непосредственное отношение уже к гонке, но не к квалификации. Но мнение ФИА, к сожалению, другое.
| |
Ход Гран При Монако определялся тактикой – а также погодой. Ведь с минуты на минуту ждали подхода дождевого фронта, который в итоге пришел, за 10 кругов до финиша, но в варианте light, так что переходить со сликов не пришлось. В общем, классически для Монако. Вдохновленные примером Себастьяна Феттеля от прошлого года, когда немец сумел провести гонку с одним-единственным пит-стопом, на изношенных шинах удержать соперников позади (вплоть до остановки гонки) и выиграть Гран При, на этот раз на один пит-стоп решили идти все основные игроки. Другие ставки в «рулетке» Монте-Карло в этот день не играли. Вопрос был лишь в моменте пит-стопа, и в темпе перед ним. Именно так Фернандо Алонсо добился очередного успеха, опередив на тактике Льюиса Хэмилтона. Именно тактически провалился Lotus с Кими Райкконеном, оттягивая момент пит-стопа в ожидании дождя до такой степени, что финн полностью убил шины, заодно испортив шансы всем своим преследователям, первейшим из которых был Шумахер. В защиту Кими можно сказать лишь то, что его в Монако полностью не устраивало рулевое управление его Lotus E20.
Феттель опять выделился по тактике. На этот раз Себастьян принес в жертву квалификацию, отказавшись от попытки в третьей сессии, что означало для него десятую позицию. Всё лишь ради того, чтобы в гонке стартовать на более жестком компаунде. Себастьян серьезно рисковал, но удачный старт позволил ему остаться в обойме претендентов. Все же в Монако риск поощряется. Останавливаясь на пит-стоп значительно позже своих конкурентов, Себастьян имел верные шансы на победу в промежуток между 31 и 46 кругом – если бы в это время пошел дождь. Но дождь тогда не пошел, - а потому Марк Уэббер, опередив в крайне плотном финише Нико Росберга и Фернандо Алонсо, вернул статус-кво.
Тэги: дженсон баттон, кими райкконен, льюис хэмилтон, марк уэббер, мерседес, михаэль шумахер, монако, монте-карло, ник хайдфельд, нико росберг, ред булл, рекорд по количеству победителей, роберт кубица, себастьян феттель, статистика, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, фиа