Что ж, финал сезона в Интерлагосе был достоин всего сезона, в котором в первых семи гонках было семь разных победителей, а под конец наметилось доминирование Себастьяна Феттеля и Red Bull. Именно такие гонки должны венчать чемпионат, будь заключительная гонка более спокойной, это было бы слишком пресно. Финал – как вишенка на торте, и в этом плане Интерлагос снова удался на славу. Каков был сезон, таков и последний этап, или даже круче. Так и должно быть. Впрочем, победителем чемпионата стал тот, кто, в общем-то, и должен был, здесь всё выглядит достаточно логично.
Себастьян Феттель выиграл чемпионат за рулем Red Bull RB8 – лучшей машины чемпионата. Это обычная ситуация, редко когда чемпионат Ф1 выигрывался не на лучшей машине. В семи заключительных гонках сезона, начиная с Сингапура, Red Bull фактически доминировал. Какой контраст с первыми семью гонками. Да, в каких-то из этих гонок McLaren был на равных с Red Bull, или даже чуть-чуть быстрее, но McLaren уже не считался в чемпионате в силу своей крайней нестабильности. Мог ли Фернандо Алонсо выиграть чемпионат в условиях, когда после Монцы Ferrari F2012 не выглядела оружием для победы? Фернандо находит причину поражения в инцидентах в Спа и Сузуке, лишивших его очков. Конечно, в чем-то он прав – если нет возможности побеждать скоростью, своего надо добиваться стабильностью, причем выдающейся стабильностью. Но если смотреть начистоту – два схода в сезоне не могут считаться критическим количеством, даже в чемпионской гонке без такого практически невозможно обойтись. Настоящая причина конечно в том, что Ferrari вчистую проигрывала Red Bull в скорости в финальной части сезона. Здесь Алонсо был практически обречен. Да, раз за разом он пробивался наверх после проваленных квалификаций, но Феттель все равно отыгрывал у него очки. В Интерлагосе Алонсо побил рекорд Алена Проста 1986 года по количеству подиумов при стартах за пределами первой тройки – Нандо в 2012-м добыл таких десять. Конечно, за свою волю к победе Фернандо заслуживал чемпионства. Но у него было слишком мало первых мест. Три победы за сезон – с таким показателем чемпионом мира в последний раз становился Нельсон Пике в 1987-м. Два поула за сезон последний раз было у чемпиона в 1989-м, когда им стал Ален Прост. А ведь тогда сезон состоял из 16 этапов, таким образом, в процентном соотношении «успеваемость» Алонсо ниже. Причем, оба поула Нандо в 2012-м – в Сильверстоуне и Хоккенхайме, были завоеваны в дождевых условиях. Посуху Ferrari не была быстрейшей в квалификации ни разу, хорошо, что прибавляла в гонке. И все же, каков сезон! Каков Фернандо! Благодаря нему мы сидели, как на иголках вплоть до последних кругов Интерлагоса. Да и Ferrari, не справившись с темпом технической модернизации, добавила в других компонентах – надежности, скорости пит-стопов, стратегии. Это были сильные стороны Скудерии в 2012-м.
Феттель не только доминировал в конце чемпионата по скорости, ему еще и очень везло. Без этого он не смог бы выиграть чемпионат у безошибочного Алонсо. В Абу Даби из-за ошибки команды Себастьян стартовал последним, прорываясь он повредил переднее крыло при контакте с Бруно Сенной, затем чуть не въехал в Риккьярдо в режиме автомобиля безопасности и окончательно сломал крыло о столбик, вырулив на обочину. Тем не менее, пейс-кар в нужный момент сократил все потери Феттеля до минимума, и он финишировал на подиуме, сразу позади Алонсо. Ну и финал, конечно. Себастьян стартовал не лучшим образом и был вынужден пропустить Алонсо и Уэббера на входе в «эски» Сенны. Думаю, прессинг в этот момент начал сказываться на Себе, на торможении в конце Reta Oposta он вел себя очень нервно. И если Кими Райкконену удалось избежать столкновения, то это не удалось Бруно. Как сказал Эдриан Ньюи, в тот момент он думал, что всё кончено – он не ожидал, что Себастьян продолжит движение. Но в столкновении, которое стоило схода как Бруно, так и Серхио Пересу, Red Bull RB8 получил не столь значительные повреждения. Хотя повреждение бокового понтона в области выхлопной системы обычно приводит к её перегреву и возгоранию, всё обошлось. Если до старта дождь однозначно был в пользу Алонсо, то по ходу гонки, после повреждения болида Феттеля, дождь «играл» уже на его стороне. Можно опять же вспомнить, что Льюис Хэмилтон в 2007-м тоже начал гонку в Бразилии неудачно, и после этого одна ошибка у него наслаивалась на другую – дебютант тогда не справился с прессингом. Возможно потому, что на счету Себа уже было два выигранных титула, он действовал хладнокровно и блестяще прорывался. И все же это слишком много моментов, когда удача была на стороне Себастьяна.
Третий титул подряд Феттеля – Себастьян повторил достижения Хуана Мануэля Фанхио и Михаэля Шумахера. Маэстро выиграл четыре титула чемпиона мира подряд с 1954 по 1957 годы, Михаэль Шумахер побеждал в пяти чемпионатах подряд с 2000 по 2004 годы. Но Феттель, в отличие от великих чемпионов прошлого, выиграл подряд три своих первых титула. Это рекорд.
Фанхио выиграл свои чемпионаты, выступая за рулем разных машин – Maserati, Mercedes и Ferrari, из года в год меняя команду. В современную эпоху это невозможно повторить. Успех Михаэля Шумахера стал возможен благодаря долгосрочному плодотворному сотрудничеству с Ferrari. Себастьян Феттель выглядит единственным пилотом, который в обозримом будущем способен повторить достижения Шуми.
У Феттеля для этого есть всё. Способности – что о них лишний раз говорить? Он очень молод. Себастьян стал самым молодым трехкратным чемпионом мира, после того как ранее он уже становился самым молодым чемпионом мира, и самым молодым двукратным. Прежний рекорд был установлен Айртоном Сенной, который выиграл третий титул в возрасте 31 года 7 месяцев и 13 дней. Феттель стал трехкратным в 25 лет 4 месяца и 22 дня, побив рекорд Сенны более чем на 6 лет. Мало кто из чемпионов успел в таком возрасте выиграть и свой первый титул… Участвовав в 101 Гран При, Себастьян выиграл 26 гонок и в 36 стартовал с поул-позиции. Феноменальные достижения.
| |
Наконец, у Феттеля есть команда, которая позволяет ему побеждать год за годом. В этом его ситуация похожа на положение Михаэля в начале 2000-х. И хотя, как в любой по-настоящему сильной команде, главные действующие лица говорят о том, что в успехе есть равная доля каждого члена команды, мы все же выделим того, кто внес самый главный вклад в победы Red Bull. Эдриан Ньюи. Время в Формуле-1 с начала 90-х – это эпоха Ньюи. Но когда Эдриан переходил в Red Bull, команду, которая на тот момент толком не имела собственной истории, было очень сложно предположить, что сотрудничество с ней станет самым успешным в карьере гения аэродинамики. Три личных титула чемпиона мира добавлены к трем подряд Кубкам конструкторов. В прошлом у Ньюи были успешные серии. Два подряд чемпионства с Williams в 1992-93 с Мэнселлом и Простом, тогда же было выиграно три Кубка конструкторов подряд в 1992-94. Затем, после небольшой паузы, чемпионские титулы Williams в 1996-97 с Дэймоном Хиллом и Жаком Вильневом, сопровождавшиеся Кубками конструкторов, и, без перерыва, два чемпионских титула Мики Хаккинена в McLaren в 1998-99, первый из них также подтвердился Кубком конструкторов. Четыре титула подряд с Williams и McLaren – это наиболее мощное достижение Ньюи, беспримерное для главных конструкторов. И все же три личных титула подряд в одной команде Эдриан завоевал именно с Red Bull.
Учитывая минимум изменений в техническом регламенте на 2013-й, именно Red Bull и Себастьян Феттель выглядят главными фаворитами и на следующий чемпионат.
Гран При Бразилии в Интерлагосе стал 20-м этапом чемпионата мира Ф1 в 2012 году. Это новый рекорд Формулы-1, никогда ранее чемпионат не включал такое большое количество гонок.
Но самое удивительное – Интерлагос мог принести еще одного нового победителя гонки, причем в составе команды, также ранее не побеждавшей! В то время как претенденты на титул, Феттель и Алонсо проводили каждый свою гонку далековато от сражения за победу, Гран При оспаривали трое – пилоты McLaren Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон, под конец сезона в очередной раз открывшие «второе дыхание», и Нико Хюлкенберг. Пилот, который в дебютном 2010 году выиграл здесь поул на Williams, в таких же сложных условиях. Если бы не первый пейс-кар, Нико с большой долей вероятности смог бы выиграть эту гонку. Его пилотаж на сликах во влажных условиях был совершенно неподражаем. Но отметим главное, пусть в итоге Хюлкенберг и не смог подняться на подиум. После рестарта, уже уступив лидирующую позицию Хэмилтону, Нико ни разу не сомневался, когда ему представилась возможность нанести атаку в борьбе за победу. И он пошел на этот обгон, пусть он и закончился столкновением с Льюисом… Не такими ли и должны быть настоящие гонки?
Тэги: бразилия, дженсон баттон, интерлагос, льюис хэмилтон, михаэль шумахер, нико хюлкенберг, ред булл, сан-паулу, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо, феррари, эдриан ньюи