Сильверстоун занимает особое место в календаре Формулы-1. Не только потому, что это Дом британского motorsport’а. Не только потому, что фанаты, заполняющие трибуны Сильверстоуна не могут не вызывать восхищения, – аншлаг здесь будет в любом случае, даже если вся округа превращается в сплошные болото и пробку. Но и сам характер гонок безусловно выделяет Сильверстоун. Здесь нет привычного характера «разгон – торможение», характерного для абсолютного большинства трасс в календаре. В Сильверстоуне болиды атакуют повороты на высоких скоростях, жестких торможений всего пару штук на круге, и это захватывающее зрелище. В этом смысле в одном ряду с Сильверстоуном находятся только Спа и Сузука. Почему не Монца – самая скоростная трасса в календаре Ф1? В Монце как раз есть четыре очень жестких торможения и медленные шиканы. Сильверстоун же, несмотря на несколько реконструкций, с каждой из которых в конфигурации трассы прибавлялось поворотов, сохранил свой характер.
| |
И все же гонки на высоких скоростях еще не гарантируют того, что это будут захватывающие гонки. Да, и в Сильверстоуне случались достаточно скучные Гран При. Но не в этот раз. Сильверстоун’2012 подарил совершенно великолепный Гран При. Причем, если в пятницу и субботу трассу заливали дожди, давшие повод для традиционных шуточек об английской погоде и создавшие огромные неудобства и для зрителей, и для команд, которым для плодотворной работы нужны были как раз сухие условия, то в воскресенье погода преподнесла в подарок отличный солнечный денёк. Конечно, если бы гонка проходила в дождь, или если бы дождь полил по ходу гонки, как это обещал прогноз погоды, Гран При без сомнений получился бы крайне интересным. Но и в сухих условиях гонка удалась на славу! В ней было много борьбы, много сражений, много обгонов. В ней было то, что ждут от любой гонки – обгон в сражении за победу на финальных кругах. В общем, Сильверстоун преподнес совершенно классическое зрелище гонок Гран При.
| |
В чем же секрет? А весь секрет в том, что рецепт столь интересного Гран При Великобритании состоял из двух ингредиентов: зоны DRS на прямой Веллингтон, перед связкой поворотов Бруклэндс – Лаффилд, и шин Pirelli. Именно в зоне DRS и следующих за ней поворотах произошло наибольшее количество обгонов, в том числе и решающий обгон за победу Марком Уэббером Фернандо Алонсо на 48 круге гонки. А также великолепное сражение за первое место между Алонсо и Льюисом Хэмилтоном на 19 круге, после того, как Фернандо совершил свой первый пит-стоп; дуэль Серхио Переса с Пастором Мальдонадо, закончившаяся столкновением; обгон Кими Райкконеном Михаэля Шумахера на 24 круге; обгон Романом Грожаном Хэмилтона на 35 круге; обгон Шумахером Льюиса на 46 круге; тройное сражение между Бруно Сенной, Нико Хюлкенбергом и Дженсоном Баттоном на 51 круге, и еще ряд эпизодов. Хотя и на других участках трассы обгоны успешно проводились: так, в начале гонки Фелипе Масса дожал Шумахера на торможении перед Стоув; Хэмилтон обошел Шумахера на 24 круге в Вудкоте; также на выходе из Вудкота перед Копсом Льюис опередил Баттона на 32 круге; в Копсе Хэмилтон прошел Росберга на 31 круге, а кругом спустя там же Грожан обогнал Дженсона; наконец, на 31 круге Роман обошел Нико Росберга в Мэгготс. Как видим, список весьма разнообразный, и он подводит к мысли, что даже без зоны DRS гонка в Сильверстоуне получилась бы не менее захватывающей. Обгонов может быть, и было бы поменьше, но то, что они были бы – нет ни малейших сомнений. Возможно, борьба была бы даже более упорной – никто бы не держал в уме про запас возможность использования DRS. Алонсо дольше бы продержался, отражая атаки Уэббера, и удалось бы Марку опередить Фернандо – еще вопрос. Скорее всего, удалось бы, так как шины на Ferrari испанца деградировали с каждым кругом, но легко Марку бы точно не было. Обгон за победу произошел бы не на 48 круге, а позже, ближе к финишу. Все это, конечно, предположения, но одно понятно – главная интрига вновь была заключена в шинах Pirelli и рецепте их применения.
| |
А варианты были разные. Так, если на мягком компаунде приняли старт 13 гонщиков, на Hard’е стартовали 10. Расклад почти равный. Правда, если посмотреть на финишный протокол, то впереди финишировали в основном те, кто начинал гонку на Soft’е. Однако именно на жестких шинах стартовали Алонсо и Хэмилтон, в то время как оба пилота Red Bull, как и оба гонщика Lotus, предпочли начинать гонку на мягких шинах. Так как квалификация проходила в дождь, на этот раз перед стартом можно было свободно выбирать шины всем, а не только тем, кто не попал в Top-10. Таким образом, выбор никак не был связан с тактикой на квалификацию. Однако он был значительно осложнен другим фактором – на сликах по ходу уик-энда гонщикам почти не удалось поездить, только частично по ходу утренней тренировки в субботу, и как поведет себя тот или иной компаунд, можно было только предполагать.
| |
Фактически жесткие шины действительно выглядели лучше в Сильверстоуне. Хэмилтон – тот и вовсе проехал на Soft’е меньше десяти кругов в средней фазе гонки, но на финальном стинте на жестких шинах, который оказался очень продолжительным, Льюис серьезно терял в темпе. Алонсо полностью сделал ставку на жесткие шины, и на них доминировал, мягкие оказались его «ахилессовой пятой». Перейдя на Soft на 37 круге, Фернандо недолго смог соответствовать в темпе преследующим его пилотам Red Bull. Именно на этом отрезке гонки Алонсо проиграл сражение Уэбберу, а после этого его стремительно догонял Феттель, опередить Фернандо Себастьяну просто не хватило кругов.
| |
Red Bull, как и Lotus, отличались на дистанции прежде всего стабильностью. Стартовав на мягких шинах, они поддерживали неплохой темп, а потом достаточно рано перешли на жесткий компаунд, на котором выглядели отлично. Что касается Lotus, то пилоты команды из Энстоуна вновь потеряли на старте, после чего оказались выключенными из борьбы за победу. Грожан, откатившийся в конец пелотона на старте, и вовсе показал экстремальный вариант тактики – уже на втором круге он перешел на жесткие шины, после чего демонстрировал высочайший темп на всей дистанции. Высокий темп у Lotus вновь был, но от первого места они вновь были далеко…
Red Bull же удачно провел стартовый отрезок – и превосходно финальный. Команда была не так уж далека от победного дубля. После внедрения новинок Red Bull RB8 был быстр на любых шинах, на всей дистанции. В отличие от Ferrari, из которой Алонсо выжимает все, но финальный отрезок был на грани провала. Темп Red Bull в последних гонках – это тревожный звоночек для соперников. Очевидно, что «Быки» сейчас вновь выходят на максимальные обороты, Эдриан Ньюи с товарищами работают не покладая рук. Уэббер в блестящем стиле выиграл две «классики»: Монако и Сильверстоун, Феттель периодически демонстрирует умопомрачительный темп, как в 2011-м. Для соперников наступают тревожные времена. И все же этот год не так прост, чтобы все завершилось так просто.
Тэги: великобритания, дженсон баттон, кими райкконен, льюис хэмилтон, марк уэббер, михаэль шумахер, нико росберг, пастор мальдонадо, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, серхио перес, сильверстоун, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, эдриан ньюи