Гран При Италии стал последней европейской гонкой в расписании Формулы-1 2012 года. Хороший повод подвести некоторые промежуточные итоги, а также подумать о ближайшем будущем.
Несмотря на то, что целых три гонщика из числа тех, что претендуют на чемпионский титул, сошли в Монце, чемпионат по-прежнему открыт. Да, Дженсон Баттон, Себастьян Феттель и Марк Уэббер покидают Монцу с нулем на счету, а Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо заработали хорошие очки, но вспомним, что было всего неделю назад в Спа. Тогда ни с чем остались как раз Алонсо с Хэмилтоном, а Баттон, Феттель и Уэббер были в очках, причем Дженс и Себ на двух верхних позициях. Так что, даже для Red Bull, понесшего самое серьезное поражение с Кореи 2010 года, ничего страшного не произошло. По сути в Спа и Монце произошел просто размен очков.
Кто же единственный из претендентов, кто набрал очки и в Спа, и в Монце? Кими Райкконен, который поднялся на третье место в таблице и проигрывает всего один пункт Хэмилтону. Стабильность – ключ к успеху в этом сумасшедшем сезоне, и Кими как раз её и демонстрирует. Несмотря на то, что в последних гонках Lotus не то, чтобы потерял скорость, но как-то не оправдывает ожиданий. Ведь был момент, когда E20 называли чуть ли не лучшей машиной чемпионата, в преддверии Спа и Монцы были большие ожидания, в том числе и на систему двойной DRS, но система так и не была внедрена, и не будет внедрена как минимум до Сузуки, а темп черно-золотистых болидов по сравнению с соперниками не выглядит таким уж впечатляющим. Третье место Райкконена в Спа и пятое в Монце – это максимум, что финн смог зацепить. Впрочем, Кими знает, как выигрывать чемпионаты. Его соотечественник и предшественник в качестве первого финского чемпиона мира Ф1 Кеке Росберг в свое время завоевал титул всего с одной победой. Хочет ли Кими повторить этот результат, или может быть даже перебить – выиграв чемпионат, вообще не побеждая в гонках? Это будет сложновато, так как лидер первенства после осечки в Спа в Монце возвратил уверенное положение во главе таблицы с хорошим отрывом, и он не хуже Кими знает цену стабильности.
| |
Успехи Фернандо Алонсо не меньше чем у Райкконена обязаны стабильности и умению выжать максимум из ситуации. Спа – пример банального невезения, иногда ты просто попадаешь под раздачу, хотя, опять же, это как посмотреть. Ведь стартовый завал мог закончиться и с гораздо более тяжелыми последствиями, чем просто потеря очков. В Монце говорить о большом везении опять не приходилось. Хотя по словам Фернандо, машина была в состоянии принести ему самый легкий поул в сезоне, в решающий момент случился технический отказ, причем редкостный – поломка заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Вместо поул-позишн Фернандо стартовал десятым, и это было еще не всё. Перед пит-стопами из-за выключения электричества на пит-уолл команде пришлось прибегать к старым испытанным средствам, вроде ручного секундомера, чтобы не проиграть с тактикой. Инцидент с Феттелем, как выяснилось, привел к повреждениям в задней левой части болида, и финиш был далеко не гарантирован. Так что, когда Виталий Петров говорит, что под финиш Алонсо слишком сбросил скорость, так что Ковалайнен держался вплотную за ним и мог включать DRS, не позволяя ему (Виталию) опередить себя, поверьте, у Фернандо были причины сбросить скорость. Так что в Монце в случае с третьим местом Алонсо опять можно сказать, что Фернандо выжал из ситуации максимум.
Но вернемся к команде-триумфатору. Про Льюиса Хэмилтона сказать особенно много не получится. Он молодец, на этот раз все сделал так, как следует, и наградой ему стала победа в Гран При Италии, о которой он столько лет мечтал, а также выход на вторую позицию в чемпионате. А вот для Дженсона Баттона сход в Монце может иметь самые серьезные последствия. Выше я упоминал его в числе претендентов на титул, но Монца возможно поставила окончательную точку на шансах Дженсона. Они и до этого-то были не слишком велики. Как уже говорилось, стабильность – ключ к успеху в современной Ф1. В прошлом году именно выдающаяся стабильность позволила Дженсону полностью переиграть партера по команде, что с Льюисом Хэмилтоном случилось вообще впервые. В этом году Льюис сделал соответствующие выводы, а на Дженсона обрушилась полоса невезения. По большему счету, еще в средней части чемпионата, когда Баттон попал в полосу неудач и никак не мог приспособиться к поведению шин, он лишился шансов на то, чтобы высоко подняться в чемпионате этого года. Но блестящая форма McLaren начиная с Хоккенхайма, и победа Дженсона неделю назад в Спа за явным преимуществом, казалось подарили возможность на возвращение. Монца быстро обломала мечтателей. Дженсон практически положил второе место в карман, когда карман неожиданно прорвался. Что ж, поломка в топливной системе на одной из самых требовательных к двигателям трассе – к этому можно относиться философски. Но большое количество сходов Дженса по ходу сезона и частое непопадание в очки – это диагноз. Диагноз его шансов в 2012-м. Тем не менее, Баттона ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Он гонщик честолюбивый, а McLaren сейчас в прекрасной форме. Те успехи, которых Дженсон еще добьется, - а он их наверняка добьется, будут на вес золота в сражении McLaren за Кубок конструкторов. А она – эта борьба, обострилась после провала Red Bull в Монце.
| |
Льюис Хэмилтон же – реальный претендент. McLaren действительно вернул себе форму, и пожалуй может на данный момент считаться быстрейшей машиной чемпионата. Об этом говорят успехи на столь разных трассах, как Хунгароринг – с одной стороны, и Спа с Монцей – как совсем другой полюс. Безусловно, конкуренты не дремлют и готовят обновления к своим машинам, а значит и McLaren ни в коем случае не должен сбавлять оборотов. Но некоторый запас прочности, заработанный усилиями специалистов из Уокинга, сейчас есть. После двух легендарных трасс, Спа и Монцы, начинаются долгие осенние гастроли Формулы-1 по странам Азии и Америки. И вскоре, буквально через месяц нас ждет еще одна легендарная трасса, Сузука. Пусть её история не насчитывает столько лет, как в случае Монцы, Спа, Монако или Сильверстоуна, но репутация Сузуки незыблема. Как благодаря особенностям самой трассы, так и тем событиям, которые уместились на ней за время с конца 80-х. Сузука – как и Спа, а еще в большей степени Сильверстоун, - трасса с большим количеством скоростных поворотов, крайне требовательная к аэродинамике. Если бы Ф1 приехала бы в Сузуку сейчас – уверен, McLaren вновь бы оказался во главе пелотона. И цель «серебряных» на ближайший месяц – чтобы эта ситуация не поменялась. Перед Сузукой же нас ждет Сингапур. Еще совсем молодой Гран При, однако гламурный облик первой ночной гонки Ф1 весьма обманчив. Трасса Марина Бэй уже успела зарекомендовать себя крепким орешком. Показатели жары и влажности на уровне Сепанга, конечно не усиливаются высокими перегрузками в скоростных поворотах, которые характерны для малазийской трассы, но кочки и постоянные разгоны-торможения, требующие неослабевающей концентрации на протяжении практически двух часов без права на ошибку – еще тот эквивалент. Несмотря на то, что Марина Бэй появилась в календаре совсем недавно, трасса действительно удалась, в отличие от, например, Валенсии. Сингапур находится на том же полюсе чемпионата, где и Монако, и Хунгароринг. McLaren доказал свою силу и в таких условиях.
Все, что сейчас требуется Льюису Хэмилтону – это выкинуть из головы все сомнения и глупости. Сжать волю в кулак, и не обращать внимания на окружающих и их реплики, на внешнее воздействие. Сконцентрироваться хотя бы на этот отрезок времени, потому что награда может быть очень ценна. Льюис получил в свои руки то, о чем он так долго мечтал, о чем постоянно говорил – McLaren MP4/27 в его нынешней форме.
| |
Миссия Red Bull и Феттеля, а также и Уэббера – не будем забывать австралийца, - все больше начинает походить на невыполнимую. Но сбрасывать Быков со счетов еще рано. И в этом году, и в 2010-м, на который нынешний сезон очень похож, положение в чемпионате не раз переворачивалось с ног на голову. При всем при этом, уик-энд в Монце должен быть признан для команды уровня Red Bull полностью неудовлетворительным. Они просчитывались даже там, где могли выправить ситуацию. Следствием этого стал сход Уэббера, износ шин которого привел к развороту на высокой скорости на выходе из Ascari. Просто Марку надо было сменить шины. Пример Mercedes – и темп Михаэля Шумахера и Нико Росберга, доказательство того, как подобный план мог сработать. Но даже здесь Red Bull получает круглый ноль. Марку, кстати, тоже незачет. Второй раз подряд, в Спа и Монце, он вынужден уступить Феттелю в непосредственном сражении на трассе. Марк, навязавший Себастьяну в этом году серьезную конкуренцию, на данный момент начинает проигрывать напарнику, и положение в таблице это тоже подтверждает. В случае же с Феттелем речь идет о технических неисправностях, причем генератор подводил на машине Себастьяна дважды – первый раз по ходу субботних свободных заездов, и уже впору говорить, что проблема становится «ахилессовой пятой» Renault в жару. Здесь команда вряд ли что-то могла поделать ради исправления ситуации. Что касается штрафа, свое мнение я высказал в обзоре гонки, могу лишь повторить: судьи могли оштрафовать Феттеля, могли не штрафовать его, но повод Себастьян представил сам, и повод – весьма серьезный. Феттель уже доказывал, что может побеждать не только в условиях, максимально ему благоприятствующих, когда, что называется, «все карты в руки», но и справляться с трудностями, переламывать ситуацию в свою пользу. Недооценивать все еще очень молодого немецкого гонщика ни в коем случае нельзя. Но, в отличие от 2010 года, Red Bull сейчас уже не может похвастаться быстрейшей машиной.
Возвращаясь к Алонсо, кроме впечатляющей стабильности Фернандо имеет и еще один козырь, которым не располагает более никто из его соперников. Только в Ferrari речь идет о том, что второй гонщик готов помогать первому, и в Монце Фелипе Масса опять делом подтвердил сей факт. И в McLaren, и в Red Bull напарники борются друг с другом, отбирая очки. В Спа и Монце Масса выдал две лучшие гонки подряд в сезоне, практически вернув себе прежнюю скорость. В таком качестве он может быть очень полезен Скудерии, возможно, есть шанс и на продление контракта на 2013-й, хотя эксперты уже давно списали Фелипе за борт. Однако не стоит игнорировать столь ценимое качество в семье Ferrari, как лояльность. К тому же Фелипе хорошо принимают болельщики.
| |
Я не знаю, к чему эти разговоры о возможном переходе в Скудерию кого-то из пилотов Force India, Пола ди Ресты или Нико Хюлкенберга, гораздо остроумнее даже выглядит версия о Петрове. Однако и в случае Массы, главные качества его сейчас – это смирение и верность. Поистине христианские добродетели. Безусловно, Италия страна, в которой католические традиции очень сильны, но то ли это, что хотят видеть болельщики? На самом деле претендент на место в Ferrari есть, и его трудно не заметить. Зовут его Серхио Перес, и перед трибунами в Монце он явил себя настоящим героем.
Безусловно, в случае с Пересом мы говорим о крайне удачной тактике. Интересно, кстати, что в таких гонках, когда представляется шанс показать себя, Кобаяши раз за разом оказывается в тени Серхио. Что это – карма, или объективная оценка гонщиков? В Спа, когда Камуи квалифицировался на первом ряду, конечно очень не повезло. В Монце же японец не мог рассчитывать на столь впечатляющий прорыв, как Перес, так как стартовать ему, квалифицировавшись в первой десятке, пришлось на прикатанном комплекте более мягкой резины, как и ближайшим конкурентам. Перес же начинал гонку 12-м, и мог выбирать шины по своему усмотрению. Это тактика. Но тактику еще надо было реализовать. Серхио опять показал себя мастером в деле сохранения шин, но Sauber C31 тоже этому весьма сопутствует. Однако, сохраняя шины, Перес демонстрировал еще и впечатляющие обгоны. В общих чертах, гонку мексиканца можно представить так – долгий подготовительный период на свежем комплекте жестких шин (по ходу которого Серхио даже смог полидировать), и умопомрачительная атака на свежем комплекте более мягкой спецификации.
| |
Вообще, не могу себе представить лучшей кандидатуры на место во второй Ferrari, чем Перес. В нем гоночное искусство сочетается с настоящей страстью, а латинский темперамент – как раз то, что придется как нельзя кстати. Серхио имеет все качества, что фанаты Скудерии влюбились в него. К тому же в случае Переса можно провести и славные параллели, линию наследия с братьями Родригес. Кстати, если рассматривать как альтернативу другого нынешнего пилота Sauber, то Кобаяши конечно вряд ли сможет так расположить к себе тиффози. Как и в случае с Райкконеном, эмоции японца упрятаны глубоко под кожей, а это немного не то, чего ждут болельщики Ferrari. У Камуи есть только один шанс признать себя своим в стане красных, и этот шанс, следует сказать, весьма небольшой. Пилотировать, как сорвиголова, как камикадзе, проводить сумасшедшие обгоны, скользить в управляемом заносе, сражаясь за каждый миллиметр трассы. Можно ли воплотить в жизнь мечту о возвращении Жиля? Надо сказать, способности у Кобаяши в этом направлении есть. Но это обернется большим количеством аварий и потерянных очков. И это не то, что требуется руководству Ferrari в условиях, когда ведется борьба за титулы, а Алонсо нужна весомая поддержка.
Тэги: виталий петров, дженсон баттон, заубер, италия, камуи кобаяши, кими райкконен, лотус, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, монца, ред булл, себастьян феттель, серхио перес, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари