Несмотря на реконструкцию первого поворота и применение DRS Хунгароринг остается проблемным для обгонов местом, а потому практически всё на Гран При Венгрии решалось в ходе тактической борьбы. Причем ту же тактику, с учетом того, что кроме первого круга, обгонов по ходу гонки было раз-два и обчелся, следовало строить, принимая за факт данные обстоятельства. Конечно в случае дождя события на трассе разворачивались бы значительно веселее, но и тактические сражения в Будапеште были весьма интересны.
Модернизация боковых понтонов и задней части машины, на которую в McLaren возлагали большие надежды еще по ходу уик-энда в Германии, на Хунгароринге полностью оправдала себя, так как основные события – квалификация и гонка, - прошли на этот раз, наконец, в сухих условиях. Это дает основания полагать, что теперь McLaren всерьез вернулся в сражение за чемпионские титулы и уже не отстает от Red Bull в техническом плане, что перед традиционным летним перерывом выглядит весьма оптимистичным. По большему счету, именно Red Bull в Венгрии играл роль догоняющих, в то время как McLaren действовал с позиции силы.
Льюис Хэмилтон, завоевавший в этот уик-энд третью победу в Гран При Венгрии за карьеру, что ранее удавалось только двум гонщикам – Айртону Сенне и Михаэлю Шумахеру (на счету которого четыре победы), лишний раз доказал, какую все-таки ценность представляет поул-позишн в Формуле-1, особенно на таких трассах, как Хунгароринг. Поул, выигрыш старта – и перед тобой чистая трасса, ты можешь атаковать в своем темпе и беречь покрышки. Льюис с его достаточно консервативной тактикой по применению резины Soft-Medium-Medium прекрасно справился с задачей сохранения кондиций шин, таким образом, главную задачу он решил. Дело оставалось за малым – защитить лидерство от посягательств соперников, на Хунгароринге за этим дело не стало.
В отношении же Дженсона Баттона McLaren продемонстрировал пример неудачного тактического решения, при том, что исходные данные для Дженса, как и для Льюиса, были превосходны. Баттон прекрасно среагировал на старте, великолепно действовал по ходу первого круга, опередив Феттеля. Далее, даже отставая от лидирующей пары Хэмилтона/Грожана, Дженсон мог диктовать Себастьяну свои условия. Диктовал бы, если бы оба раза его не зазывали на пит-стоп одним из первых, в те моменты, когда его шины еще не были слишком изношены. Как результат – проигрыш по ходу первой волны пит-стопов позиции Феттелю, которому Баттон открыл свободную дорогу, и полный провал с тактикой трех пит-стопов. В McLaren надеялись на быстрый третий стинт Дженсона на мягких шинах – все так и было бы, не упрись Баттон в неуступчивого Бруно Сенну. Несмотря на превосходство по резине, опередить пилота Williams так и не удалось. Не потому, что это Баттон не умеет обгонять – под занавес гонки точно такую же проблему не сумел успешно решить Марк Уэббер. На этот раз уверенное пилотирование Бруно и условия Хунгароринга поставили непреодолимое препятствие перед Баттоном, и по итогам гонки он уступил не только Феттелю, но и Алонсо с Райкконеном – все эти гонщики после первого круга были позади Дженсона.
| |
Очередная неоднозначная гонка Lotus ставит вопрос о том, что же все-таки представляет собой коллектив из Энстоуна в нынешнем виде. С одной стороны, двойной подиум и уверенное выступление в Будапеште. Грожан большую часть гонки оказывал на Хэмилтона давление в сражении за победу, Райкконен, после не слишком удачного начала реабилитировался, опередил Алонсо, Баттона, Феттеля и напарника по команде, в концовке атаковал Хэмилтона за победу. По всему выходит, что это удачное выступление. С другой стороны, в очередной раз по ходу сезона Lotus называли одним из фаворитов этапа, но до победы опять не хватило совсем чуть-чуть. Восторженные комментарии Эрика Булье после гонки заставляют задаться вопросом, так кто же они, нынешний Lotus – потенциальные победители или хронические лузеры.
Некоторые признаки заставляют подозревать именно «лузерство». Те самые мелочи, которые раз за разом не дают возможности Lotus стать шестой командой, одержавшей победу в Гран При по ходу сезона при том, что потенциал болида Lotus E20 безусловно указывает на то, что победы возможны. То самое ликование Булье и других первых лиц в ситуации, когда, пусть итоговый результат и выглядит убедительным, но победа-то, весьма возможная, опять не одержана. Представители по-настоящему чемпионской команды в такой ситуации проявили бы сдержанность… Первые воспоминания, приходящие на ум в связи с нынешним Lotus – это, конечно, BMW Sauber под руководством Марио Тайссена образца 2008 года, и пример этот, безусловно, «лузерского» подхода. Тогда, в 2008-м, BMW Sauber построил действительно удачную машину, ситуация же в чемпионате отличалась крайней нестабильностью. Райкконен неплохо начал сезон, но где-то с середины чемпионата у финна начались проблемы. Знамя лидерства в Ferrari подхватил было Масса, выглядевший в том сезоне уверенно, Фелипе и боролся оставшуюся часть сезона за титул с Хэмилтоном. При этом оба, и пилот Ferrari, и гонщик McLaren теряли много очков, как в силу своих собственных ошибок, так и в силу других обстоятельств. И в какой-то момент оказалось, что за титул может также побороться Роберт Кубица, ранее принесший BMW Sauber первую победу в Гран При Канады. Роберт настаивал на том, что нужно серьезно модернизировать машину, что это – единственный шанс действительно ухватиться за титул. Тщетно – как бы поляк не подгонял команду, её руководство устами Тайссена утверждало, что задача на сезон – победа в гонке, - уже выполнена, значит можно расслабиться и подумать о сезоне следующем, когда и ставить целью борьбу за чемпионат. В 2009-м же кардинально поменялся регламент, к которому BMW Sauber так и не подобрал ключей. Где теперь BMW Sauber, где Тайссен и где Кубица? Где те потерянные шансы на чемпионат?
Существуют опасения, что нынешний Lotus Булье и Лопеса как раз пример такого рода. Но есть кое-что, указывающее на обратное. Во-первых, в Будапеште Lotus провел гонку тактически на высоте, избавившись от свойственных команде в прошлом просчетов. И Роман, и Кими совершали по два пит-стопа, придерживаясь агрессивной схемы Soft-Soft-Medium. Такая тактика стала возможной, так как E20 бережно относится к резине, что и позволило гонщикам команды проводить успешные отрезки на более мягких шинах, что в свою очередь позволяло поддерживать высокую скорость, но грозило чрезмерным износом. Да, Роман уступил Льюису. Но, во-первых, он и стартовал позади него, тем не менее, сдержал на старте атаку Феттеля. Во-вторых, разве можно ставить молодому гонщику в укор то, что он проиграл пусть сражение за возможную победу, но кому – чемпиону мира со значительно большим опытом, пилотировавшему действительно сильную машину. Райкконен же, уступив на первом круге Алонсо, в дальнейшем вел гонку гроссмейстерски. Сохранил шины, не тратя их в бессмысленных атаках позади Фернандо, а затем атаковал, когда испанец направился в боксы, вернув себе позицию впереди. Провел длинный стинт в 25 кругов на мягких шинах (второй по протяженности после Кобаяши), по ходу которого атаковал в блестящем темпе, оставив позади и Феттеля, и Грожана, которого опередил на выезде с пит-лейн. И оказал в концовке прессинг на Хэмилтона. Не это ли по-настоящему выдающаяся гонка?
Есть и другой признак того, что Lotus – не лузеры. Именно в Энстоуне, в отличие от других команд, довели-таки до ума свой DRS-воздуховод, устройство, первенство в изобретении которого принадлежит Mercedes. Несмотря на то, что в 2013 году устройство подпадет под запрет, Lotus не остановил работы над ним, в Хоккенхайме и на Хунгароринге по ходу пятничных свободных заездов были успешно проведены тесты, и команда надеется применить DRS-воздуховод в гонках после летнего перерыва. В отличие от устройства Mercedes, которое работает в то время, когда заднее крыло открыто, воздуховод Lotus должен с максимальной эффективностью работать при закрытом крыле. Учитывая то, что во второй половине сезона нас ждут трассы, требующие пониженного лобового сопротивления – Спа, Монца, Lotus может попасть со своим DRS-воздуховодом в яблочко.
| |
Что касается остальных претендентов на титул, в число которых входят Фернандо Алонсо и гонщики Red Bull, то они провели уик-энд в Будапеште с разной степенью успешности. Алонсо, в день гонки отметивший свое 31-летие, как большой мальчик знает, что чудес к празднику ждать бессмысленно. Чудеса приходят к тем, кто сам этого добивается. Вот Фернандо и добивался. В отличие от Сильверстоуна и Хоккенхайма на этот раз Алонсо и Ferrari оказались далеки от того, чтобы побороться за поул. Алонсо и Масса – 6-й и 7-й в квалификации, с почти секундным отставанием от времени Хэмилтона. В гонке на счету Фернандо обгон на первом круге Райкконена и реализация консервативной тактики двух пит-стопов с последовательностью смены резины Soft-Medium-Medium, как и у победившего Хэмилтона. Фернандо сохранил шины, отметив, что у Ferrari в этом году с ними не возникает проблем, и оставил позади себя Баттона и Уэббера на потенциально более быстрых машинах. После 11 этапов сезона Алонсо лидирует в чемпионате с преимуществом в 40 очков над Марком Уэббером, занимающим вторую строчку. Поразительно большое преимущество для столь непредсказуемого сезона, в котором силы претендентов практически равны.
Red Bull же, как упоминалось выше, на этот раз были вынуждены догонять. Феттель, стартовав третьим, финишировал четвертым: на старте он упустил Баттона, которого позже опередил, но пропустил Райкконена. Так или иначе, Себастьян отличался отдельными проблесками скорости и повышенной нервозностью, как в Хоккенхайме. Марк Уэббер квалификационный провал компенсировал прекрасным стартом, по ходу которого поднялся на 7-е место, позади Райкконена, но затем прогресс застопорился. И Феттель, и Уэббер совершили в гонке по три пит-стопа – по разным причинам. Если Марк был вынужден это делать – из-за неполадок в дифференциале у него стал наблюдаться повышенный износ резины, так что у него не было других вариантов – дополнительный пит-стоп стоил ему трех проигранных позиций, он пропустил Алонсо, Баттона и Бруно Сенну; то для Феттеля это был тактический ход. Себастьян большую часть гонки провел аналогично Lotus на тактике Soft-Soft-Medium, но не имея возможности опередить Грожана, которого он догнал и прессинговал, и упустив Райкконена, он оказался в патовой ситуации, из которой попытался выйти с помощью нового комплекта мягких шин. Едва не пропустив Алонсо, Себастьян сохранил статус-кво.
Приятно, что каждый раз выстреливает одна из команд, относящихся к средней группе – еще одна отличительная особенность сезона. Для Sauber, которые бережно относятся к резине, что было необходимым условием успеха на Хунгароринге, дела не задались с квалификации, а она здесь жизненно важна. Зато Williams на этот раз были на высоте. Двойное попадание в Top-10 квалификации, впервые в сезоне, и блестящая гонка Бруно Сенны, боровшегося с Баттоном и оставившего позади себя Уэббера, соотечественника Массу и Нико Росберга. Для Пастора Мальдонадо, удачно квалифицировавшегося, не задалось на старте, а потом он был наказан стюардами штрафным проездом за совершенно безобидное столкновение с Полом ди Рестой, которое при иных обстоятельствах вряд ли бы тянуло на что-то иное, чем гоночный инцидент. Но Пастор успел заработать репутацию «любимца» судей.
Без большой внешней эффектности гонка в Будапеште была очень насыщенной, в своих лучших традициях, тактической борьбой, что характерно в основном для стрит-корсов, но ведь Хунгароринг, как известно, «Монте-Карло без рельс». Накал борьбы позволяет надеяться на интересное продолжение, когда все вернуться с летних каникул.
Тэги: бмв заубер, бруно сенна, будапешт, венгрия, дженсон баттон, дрс-воздуховод, кими райкконен, лотус, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, мерседес, пастор мальдонадо, ред булл, роман грожан, себастьян феттель, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, хунгароринг