Ранее Гран При Японии регулярно становился ареной решающих сражений за титул в Ф1. В этом году, будучи 15-й в двадцатиэтапном календаре, Сузука конечно не могла определить чемпиона – таковое событие произошло бы, если бы сюжет сезона-2012 складывался примерно также, как в прошлом году, с абсолютным доминированием одного гонщика. Но вполне вероятно, что свой важный вклад Сузука все же внесла, став этапом, на котором произошел коренной перелом в сражении за титул-2012.
Себастьян Феттель доминировал в Сузуке. После того как Red Bull без лишнего шума внедрил новое переднее антикрыло и DRS-воздуховод, это не должно удивлять. Вероятно, несмотря на ряд запретов, направленных против Red Bull, Эдриан Ньюи все же смог выжать максимум из нынешнего регламента, вернув Red Bull в технические лидеры Ф1. После этого уже не кажется удивительным, что Себастьян так наслаждался пилотированием в эсках Сузуки, что ему не хотелось покидать кокпит. Еще бы не наслаждаться – при такой прижимной силе-то! Марк Уэббер в силу обстоятельств не мог поддержать почин, но его довольно легкий прорыв в очковую десятку также подтверждает качества обновленного RB8. Имея в своем распоряжении лучшую машину чемпионата и отставая от лидера личного зачета на всего 4 очка, Себастьян выглядит сейчас фаворитом в сражении за чемпионат. Такая ситуация никак не является для него проблемой. То, что при хорошей технике Феттель добивается поставленных целей, давно известно. Учитывая, что впереди из пяти оставшихся этапов четыре «тилькедрома», ситуация выглядит явно в пользу Феттеля. Хоть бы в Корее дождик пошел бы, что ли…
| |
По-настоящему славным событием в Сузуке стал подиум Камуи Кобаяши. Я бы даже сказал, что в Сузуке это было единственное отрадное событие. И сам факт подиума, всего третьего для японских гонщиков в Ф1, и всего второй в домашнем Гран При, и то, каким образом он был достигнут – всё говорит в пользу того, что Камуи – главный герой дня. Я уверен, что многие болельщики Ф1 болели за Кобаяши на последних кругах, как и я, несмотря на хорошее отношение к Баттону. Но для Дженса это был бы просто еще один подиум. Для Камуи – гонка жизни и исполнение детской мечты.
Ирония судьбы – когда японский гонщик в прошлый раз поднимался на подиум Гран При Японии (а это был, напомню на всякий случай, Агури Сузуки в 1990-м), начало гонки тоже было отмечено тем, что в клубах пыли в первом повороте закончил свою гонку претендент на титул из Ferrari. Отличие в том, что для Алена Проста это было окончательное поражение. Не хочу выдумывать на тему, какой подиум круче – Кобаяши или Сузуки. Да, по пути Агури к финишу третьим, впереди него сходил один лидер за другим, в то время как Камуи вырвал свое третье место в сражении с гонщиками McLaren, Ferrari и Lotus. Просто времена отличаются. Это такое редкое событие, этот подиум Камуи на Родине, что он, также как и Сузуки, достоин того, чтобы навечно стать национальным героем. Толпы фанатов, скандировавших после финиша его имя – еще один штрих к легенде. А она таковой, скорее всего станет, если только Камуи не подпишет сейчас контракт с одной из ведущих команд. Хотя и без этого Кобаяши явный претендент называться лучшим японским гонщиком Ф1 всех времен.
| |
Возвращаясь к Алонсо – в отличие от Проста в 1990-м, события первого круга Сузуки еще не лишили его всех шансов на титул. Но шансы основательно подорваны. Фернандо должно быть особенно обидно, учитывая, что Ferrari имела неплохой темп на Сузуке, что и подтвердил Фелипе Масса, опередив Кобаяши и Баттона, завоевавший первый подиум за два года. Кстати, Сузука серьезно повысила шансы Фелипе продолжить карьеру в составе Скудерии. Судя по всему, все к этому идет. Результатами в последних гонках Масса смог подтвердить свою ценность для Ferrari.
Алонсо все еще лидер чемпионата, и это плюс для него, но уже скоро он может распрощаться с первой строчкой, если только Ferrari не введет эффективные новинки. Иначе, проигрывая в темпе Red Bull и McLaren, Фернандо придется очень тяжело. Разыгрывать карту стабильности с прежней эффективностью будет сложно, с двумя сходами Алонсо выглядит на равных со своими соперниками.
Кобаяши был не единственным пилотом Sauber, сражавшимся в Сузуке с McLaren. Серхио Перес, будущий пилот McLaren, всю гонку вел сражение с Льюисом Хэмилтоном, на место которого он придет в следующем году. Дважды они сошлись в шпильке в сражении колесо в колесо. В первый раз Серхио удалось совершить отличный обгон, на 6 круге. Попытка номер 2 к успеху не привела. Атакуя по внешнему радиусу на 19 круге, Серхио вылетел с трассы.
В сущности это ориентир: в Сузуке McLaren боролся с Sauber. При всем уважении к швейцарской команде, которая проводит блестящий сезон, это не то, на что рассчитывают в Уокинге. Соперниками Льюиса в Сузуке были Перес, Кими Райкконен, который все ждет эффективные новинки Lotus, Нико Хюлкенберг, но никак не Себастьян Феттель. Пилот, наряду с Алонсо, являющийся главным ориентиром Хэмилтона в течение нескольких последних сезонов. История с ужасными настройками McLaren MP4/27, на которые жаловался Льюис, получила продолжение. На неделе, последовавшей за Гран При Японии, McLaren удалось выяснить, что в задней подвеске была небольшая поломка, не препятствовавшая ходу гонки, но совершенно испортившая баланс. Если это так, проблемы Льюиса в Сузуке становятся объяснимы, и не все так плохо, как могло показаться. Однако в минус McLaren – большие проблемы с надежностью, несмотря на имеющуюся скорость. Количество потерянных очков по ходу сезона превосходит все мыслимые пределы.
| |
Михаэль Шумахер, который перед Сузукой окончательно решил завершить карьеру, предпочтя такой вариант переходу в Sauber (хотя такой ход развития событий был бы интригующим), прорываясь в Гран При Японии с последнего ряда стартового поля, провел весьма неплохую гонку, но все равно себе её в актив может занести в первую очередь Даниэль Риккьярдо, который дуэль с Михаэлем на последних кругах выиграл. Даниэль сам в интервью признал, что это момент особенный, так как очень скоро такой возможности уже не представится. Этот эпизод – как отражение всей карьеры Шумахера после возвращения. Он неплох, он довольно быстр, но бонусы в основном собирают другие, более молодые и голодные до побед. Сейчас, когда в связи с достижениями Феттеля иногда вспоминают как Шумахера, так и Хуана Мануэля Фанхио – Себастьян завоевал в Сузуке 24-й Гран При, столько же побед было у Маэстро на этапах чемпионата мира; кроме того, Феттель имеет шанс стать третьим в истории Формулы-1 пилотом, выигравшим три чемпионата подряд, после Фанхио и Шумахера. Напрашивается и сравнение Михаэля с Фанхио. Михаэлю 43 года, он в своем возрасте попытался бросить вызов времени, показав, что годы над ним не властны, но время неумолимо. Сейчас, как никогда ранее, видно, что Шумахер для Формулы стал стареть. Фанхио в силу внешних обстоятельств выиграл свой первый титул чемпиона мира в 40 лет, а последний – в 46. В 43 года Хуан Мануэль был только на пути к своему второму титулу. Вот она, разница во времени. Сейчас гонки Формулы-1 крайне требовательны к физической форме, к скорости реакции – это спорт молодых, это спринт, в который надо полностью выложиться. Марафонские Гран При 50-х и огромный риск для жизни требовали другого – здесь крайне важен был опыт, который с годами только возрастает, великолепное чувство машины, которое важно сейчас, но тогда, во времена когда все зависело от механического сцепления, в противовес нынешней эпохи с доминированием аэродинамической прижимной силы, было еще важнее, и которое не пропадает со временем, наконец, выдержка. Возможно теперь Михаэль осознал, что его времена в Ф1 окончательно прошли, а он незаметно стал живой историей, динозавром из прошлого. Теперь его жажда адреналина потребует выхода каким-то другим образом. Получить его дозу, пилотируя Формулу-1 в эсках Сузуки – теперь удел молодых: Феттеля, Хэмилтона, Переса, Росберга…
Тэги: агури сузуки, дженсон баттон, заубер, камуи кобаяши, льюис хэмилтон, макларен, михаэль шумахер, ред булл, себастьян феттель, серхио перес, сузука, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, эдриан ньюи, япония