В силу того, что мнение о Гран При Сингапура было написано не сразу после гонки, а по прошествии некоторого времени, обязательно появляется соблазн связать её результаты с последующими событиями. Но не будем столь прямолинейны. То, что с Михаэлем Шумахером решили не продолжать сотрудничество в Mercedes, а на его место берут Льюиса Хэмилтона – отнюдь не следствие того, что Михаэль совершил столкновение с Жаном-Эриком Вернем, а Льюис не смог выиграть Гран При Сингапура из-за отказа коробки передач на его McLaren. Такие решения принимаются не сиюминутно, хотя какое-то влияние события гонки на трассе Марина Бэй, конечно, могли иметь, если только подписи под контрактами не были поставлены раньше. В первую очередь контракт с Хэмилтоном для Mercedes – это работа на перспективу, в то время как Михаэль вряд ли мог планировать свою карьеру далее одного сезона. Это нисколько не умаляет того факта, что вина в столкновении с Вернем целиком и полностью лежит на Шумахере, опоздавшем с точкой торможения. Это не первая подобная ошибка Михаэля – только в этом сезоне он уже «отличился» похожим образом в Барселоне, где въехал в Бруно Сенну, да и ранее у него случались потери концентрации. Чтобы завершить тему сезона переходов в этом материале, отметим, что подписание McLaren Серхио Переса – безусловно смелое решение. Перес выступлениями в этом сезоне заслужил возможности перейти в команду топ-уровня. А вот Ferrari – незачет. Серхио является участником Академии Ferrari, и переход в Скудерию напрашивался сам собой, но речи ди Монтеземоло и общий консерватизм в подходе приводят к тому, что фактически воспитанника Маранелло подхватывают в Уокинге. McLaren не в первый раз рискует, доверяя место в кокпите боевого болида молодому гонщику, в то время как Ferrari уже давно не делала ничего подобного. В Сингапуре Перес всю гонку провел в борьбе, но трасса не очень подходила Sauber.
| |
Но вернемся непосредственно к событиям на трассе Марина Бэй. Льюис Хэмилтон имел очевидное преимущество в скорости и должен был выигрывать этот Гран При. Накануне он уверенно выиграл квалификацию, несмотря на то, что Себастьян Феттель весьма сильно выглядел в Сингапуре. Этот поул стал для британца уже пятым по ходу нынешнего сезона и 24-м за карьеру, что позволило ему сравняться по этому показателю с Нельсоном Пике и Ники Лаудой. Льюис выиграл старт и удерживал преимущество перед Феттелем, кроме того, шины на его McLaren должны были изнашиваться меньше, чем на Red Bull. Но коробка передач стала заедать, а потом и вовсе приказала долго жить, поставив точку на гонке Хэмилтона на 23 круге. Это, кстати, не лучшим образом отражается на сюжете чемпионата, так как теперь шансы Хэмилтона на титул падают, а ведь именно Льюис выглядел наиболее сильным соперником для лидера сезона Фернандо Алонсо. Правда благодаря свалившейся прямо в его руки победе Себастьян Феттель всерьез приблизился к Алонсо, и может обострить ситуацию в чемпионате. Я бы, кстати, не стал называть Феттеля таким уж везунчиком из-за того, что он выиграл наконец вторую гонку в этом сезоне благодаря сходу Хэмилтона. Достаточно вспомнить Валенсию – там Себастьян лидировал в доминирующем стиле, но лишился победы из-за технического отказа, как теперь Льюис. Red Bull RB8 хорош в условиях городских трасс, и в Сингапуре Феттель был, наряду с Хэмилтоном, главным фаворитом уик-энда. Правда, несмотря на качества машины, Марк Уэббер выступил неудачно, и австралиец все дальше от желанного сражения за титул. Что касается Феттеля, победа в Сингапуре стала 23-й в его карьере, и он сравнялся по этому показателю с Нельсоном Пике.
К сожалению, после схода Хэмилтона не смог как следует навязать Феттелю борьбу за победу Дженсон Баттон, даже несмотря на два рестарта. В отличие от Льюиса, Дженсон не был так доволен поведением машины, его MP4/27 еще на тренировках отличался не очень хорошим балансом, с нервным поведением задней части. Возможно именно этого и не хватило Дженсону, чтобы вцепиться в сражение за победу, верные настройки и хороший баланс крайне важны на городских трассах, где малейшая ошибка может стоить гонки. Самым напряженным моментом между Феттелем и Баттоном стал первый рестарт, перед которым Себастьян разогревал резину, резкими движениями бросая болид из стороны в сторону, тормозя и разгоняясь, что чуть не привело к столкновению между ним и Баттоном. В последний момент Дженсон сумел отрулить в сторону, если бы два лидера столкнулись и сошли в результате такой дурацкой аварии, этот Гран При Сингапура замахнулся бы по количеству странных происшествий на самую первую гонку на трассе Марина Бэй.
| |
Следует отметить, что Фернандо Алонсо снова извлек из ситуации максимум пользы. В Сингапуре Ferrari была не в лучшей форме, по крайней мере, не в такой, чтобы бороться за победу с McLaren и Red Bull. Алонсо в нужные моменты агрессивно атаковал, на первом круге он оставил позади Пола ди Ресту, и в дальнейшем не позволял себе долго задерживаться позади гонщиков, которые могли уменьшить его шансы на успех. Ко времени выезда автомобиля безопасности на трассу в первый раз, Алонсо уже оказался третьим, сразу позади Феттеля и Баттона, из-за того, что на машине Мальдонадо начались проблемы. После этого Фернандо проводил гонку уже спокойно, удерживая ситуацию под контролем – соответствовать в темпе двум лидерам он на этот раз не мог.
Многие гонщики в один голос называют Гран При Сингапура самой тяжелой гонкой в современном календаре Ф1. Алонсо добавил к описанию пару любопытных штрихов: «Температура внутри кокпита просто запредельная. Шлем и комбинезон, конечно, обеспечивают определенную вентиляцию, но усталость здесь наступает гораздо раньше. Температура тела непрерывно повышается и в итоге достигает отметки в 40 или даже 41 градус. Вы физически ощущаете, насколько сложным становится каждое движение, как снижается острота рефлексов и скорость реакции. Потому в гонке невероятно важно сохранять максимальную концентрацию». Факторы, которым Сингапур «обязан» такой репутацией – экваториальная жара и влажность, сложная городская трасса, с большим количеством поворотов и неровностей, не позволяющая ослабить концентрацию ни на долю секунды, а также временная протяженность гонки, практически каждый раз выбирающая лимит. В этом году из-за двух пейс-каров гонку остановили до истечения положенной дистанции, по прошествии двух часов. А вот фактор ночной гонки/искусственного освещения гонщики не относят к усложняющим ситуацию. Сингапур – один из примеров того, что и в наше время можно построить городскую трассу, бросающую вызов гонщикам.
Второй пилот Скудерии Фелипе Масса в отличие от Фернандо уже на старте оказался на грани провала, после того как столкновение с Виталием Петровым привело к проколу задней шины на Ferrari бразильца. Но Фелипе молодцом – не сдавался, отыгрывался, прорывался, и в конце концов приехал в очках. До этого восьмого места Масса мог и не доехать, так как атака Бруно на 43 круге чуть не закончилась аварией. Пилот Williams по своей неосмотрительности чуть не убрал Фелипе в стену, но даже когда серьезного контакта в последний момент удалось избежать, Массе пришлось отлавливать болид из заноса на входе в поворот. Следует признать, выступления в последних гонках подняли акции Фелипе и его шансы продолжить карьеру в составе Скудерии и в следующем году.
| |
А вот Williams по итогам Гран При Сингапура следует признать главными неудачниками. Во-первых, Бруно, который за исключением эпизода со своим соотечественником проводил гонку на хорошем уровне и имел высокие шансы на финиш в очках, сошел прямо перед финишем из-за перегрева сидения, которое привело даже к небольшим ожогам бразильца. Причина – в коротком замыкании из-за нарушения изоляции, что и привело к излишнему нагреву в зоне сидения пилота. К счастью младший Сенна отделался незначительными травмами, и в конечном итоге эпизод можно было бы считать чем-то курьезным, если забыть, что и без того гонщикам приходится в ходе гонки в Сингапуре очень тяжело.
Очередная неудача Пастора Мальдонадо выглядит гораздо обиднее. После блестящей квалификации, когда Пастор уступил одному только Льюису, венесуэльца рассматривали даже в числе претендентов на победу. Старт он провел достаточно осторожно, из-за чего откатился на четвертое место, но все рано держался вполне в темпе лидирующей тройки и впереди Алонсо, причем незаметно было, что Пастор как-то сдерживает Фернандо. Однако неисправности – проблемы с гидравликой, привели к сходу Мальдонадо, и у него по-прежнему нет ни одного очка, набранного после Барселоны.
| |
Одним из главные героев Сингапура стал Пол ди Реста, который после уверенной квалификации в гонке финишировал четвертым, что стало для шотландца лучшим на сегодняшний день результатом в Ф1. Гонку ди Реста проводил очень зрело, учитывая сложность Марина Бэй это сразу вызвало повышение интереса в стане топ-команд. Правда, и ранее Пола называли одним из претендентов на места в McLaren или Mercedes, теперь же ясно, что ни один из этих вариантов в следующем году не сработает.
Следует отметить и успешное выступление Даниэля Риккьярдо, который признавался, что в прошлом году еле выдержал дистанцию дебютного Гран При Сингапура.
Кими Райкконен вновь провел гонку в полном соответствии со статусом «темной лошадки», что так удачно перекликается с цветом его болида. Изрядную часть дистанции преследуя Шумахера по пятам, но так и не найдя возможности его опередить, в конце гонки Кими прибавил, и смог обогнать Романа Грожана. Теперь надежды пилотов Lotus связаны с техническими новинками, которые должны быть представлены на Сузуке.
Результаты квалификации
Результаты гонки
Личный зачет
Кубок конструкторов
Тэги: бруно сенна, дженсон баттон, льюис хэмилтон, макларен, мерседес, михаэль шумахер, пастор мальдонадо, пол ди реста, ред булл, себастьян феттель, серхио перес, сингапур, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари