Завоевать внимание публики в Соединенных Штатах – давняя идея Берни Экклстоуна и боссов команд Ф1. Огромный рынок, богатые автоспортивные традиции – очень большая привлекательность для спонсоров, а значит серии необходимо быть в этой стране. Тем не менее, с США у Формулы-1 сложились очень непростые, неоднозначные взаимоотношения. Постройка трассы Circuit of the Americas – еще одна попытка Ф1 склонить чашу весов в свою пользу. Попытка далеко не первая, даже если бросить взгляд на недавнее прошлое.
В 80-е годы XX века гонки Формулы-1 на суровых американских стриткорсах были привычным делом, последним в череде таких трасс был Финикс, штат Аризона. Затем последовал долгий, девятилетний перерыв, когда гонки в Штатах отсутствовали в календаре Ф1, прежде чем была сделана попытка вернуть чемпионат в США. 2000 год, это время, когда в России уже сформировалась аудитория болельщиков Ф1. По сути, совсем недавно. Ради проведения Гран При Соединенных Штатов, тогда, почти как сейчас, была специально построена трасса - временным городским кольцом отделываться уже не собирались. В инфилде Indianapolis Motor Speedway провели дорожку роуд-корса, который закольцовывался фрагментом овала. Начиналось все неплохо – рекордная аудитория для Формулы-1 в 2000-м, сражение двух претендентов на титул – Мики Хаккинена и Михаэля Шумахера. То, что было дальше – совсем другая история, Ф1 зачастую подавала себя далеко не так, как должна была, особенно перед глазами требовательной американской аудитории. Но главное – никогда не возникало ощущения, что Ф1 в Индианаполисе дома. Да, прием порой был доброжелательным, гостеприимным, но Формула всегда была здесь в гостях. Индианаполис – это немного другая тема, главные события на этом автодроме могут происходить только на старом овале, возникшем задолго до описываемых событий. Даже если это Формула-1, она все равно обречена быть в глубокой тени великого события, называющегося Indianapolis 500, и даже, немного, Brickyard 400, ведь это тоже гонки на «Старой кирпичнице», гораздо более близкие к истокам американских традиций автоспорта, чем то, что демонстрировала Ф1 на комбинированной трассе IMS.
Промежуток после Индианаполиса оказался гораздо более коротким, всего пять лет. Герои последней гонки Ф1 в Индианаполисе вышли на старт и в Остине, чего никак нельзя сказать о сочетании Финикс’1991 – Индианаполис’2000. Снова для Ф1 была построена специальная трасса. Но теперь прошлые ошибки были учтены. Остин имеет все шансы стать настоящим домом Формулы-1 в Америке. Это не значит, что Circuit of the Americas не будет принимать другие гонки. Будет. Но ни о какой другой гонке нельзя сказать, что она выглядит более значительным событием, чем Гран При Соединенных Штатов.
Трасса. Если сравнить её с роуд-корсом Индианаполиса, невооруженным взглядом видно, что она куда ближе к классическим стандартам Формулы-1, гонок Гран При. Про Остин действительно можно сказать, что это лучшая из новых трасс Ф1. Рельеф здесь «заруливает» и Стамбул, и Buddh, получившие довольно высокую репутацию.
Хотя трассу строило бюро Германа Тильке, немаловажно, что первые штрихи гоночного кольца принадлежат Таво Хеллмунду. Он знал эти места в окрестностях Остина, он прошелся местными холмами, сделав набросок того, как он считает должна выглядеть трасса для Формулы-1. И только потом за дело взялись профессионалы из Tilke Gmbh.
Пожалуй, единственный минус, который можно поставить организаторам Гран При США – проведение этапа в тот же уик-энд, что и финал NASCAR в Хоумстэде. Трибуны были заполнены, но телезрители, безусловно, разделились. С этой точки зрения, лучшим вариантом было бы провести гонку в Остине через неделю, но место Бразилии в календаре было уже «забронировано».
| |
Хорошее качество шоу Гран При США не только заслуга трассы. Шинники из Pirelli, выбрав наиболее жесткую пару компаундов Hard/Medium, по их словам, подстраховывались. Они не хотели, чтобы резина решила судьбу чемпионата, чтобы из-за высокого износа шин гонка превратилась в череду бесконечных пит-стопов. Эта их формулировка – «не хотели повлиять на судьбу чемпионата», - не раз заставляла улыбаться по ходу уик-энда. Никто заранее не знал, насколько скользкий асфальт получился в Остине, плюс погода оказалась прохладнее того, что ожидалось. В сумме эти факторы привели к тому, что шины было очень трудно прогреть, вывести в узкий рабочий диапазон температур. Pirelli еще как повлияла на ход событий в Остине! Именно итальянским шинникам мы в первую очередь обязаны обилием борьбы и обгонов в Гран При США, будь «держак» лучше, многие из этих обгонов могли и не состояться. Впрочем, в главном шинники из Pirelli возможно правы. Лучшие смогли справиться с этими условиями, и продолжение борьбы за титул мы увидим в Интерлагосе.
Впрочем, конечно не везде в Остине было возможно обгонять. В потрясающих «эсках» первого сектора, змеёй вьющихся через холмы, обгонять невозможно было не только за позицию – даже круговых, здесь всего одна траектория. Именно Нарайн Картикеян, попавшийся под нос Себастьяну Феттелю, во многом повлиял на развязку Гран При, позволив Льюису Хэмилтону приблизиться больше, чем на предыдущих кругах. Но чему так бурно возмущался Себастьян? Это же классика, работа в трафике.
За Льюиса, который внес наибольший вклад из пилотов в то, чтобы Гран При США состоялся на «пять с плюсом», очень радостно. Череда Сингапур – Абу Даби была крайне тяжела, неудачи McLaren страшно разочаровывали. Надежность – «ахилессова пята» MP4/27, проблемы с надежностью не обошли команду и в Остине, затронув на этот раз Дженсона Баттона в квалификации. Льюис должен был выигрывать гонку на Марина Бэй, на Яс Марина, к счастью, в Остине всё удалось.
Феттель, упустив победу в гонке, все равно может быть доволен. Во-первых, преимущество в личном зачете над Алонсо увеличено. Во-вторых, и в главных, - в Остине Red Bull официально выиграл один из двух чемпионских титулов. К победе в Кубке конструкторов все давно шло, в отличие от ситуации в личном зачете, но нельзя праздновать, пока победа не одержана. Третий Кубок конструкторов подряд – феноменальное достижение команды из Милтон Кинса, только трем командам в Ф1 удавалось достичь таких показателей ранее: Ferrari, McLaren и Williams. Отмечая заслуги всего коллектива, в котором каждый человек на своем месте, нельзя все же не выделить главную звезду команды, которой, наряду с Феттелем, является Эдриан Ньюи. Создатель великолепной линейки Red Bull RB5, RB6, RB7, RB8 – это в полной мере его победа. Следует отметить, что период работы в Red Bull для Ньюи один из самых успешных, хотя он приводил к победам и Williams, и McLaren. Победы в Кубке конструкторов 2010-2012 для Ньюи – это повторение достижения с Williams в период 1992-1994. Учитывая, что переходя из McLaren в Red Bull, Эдриан мечтал поднимать команду с нуля, можно сказать, что ему удалось воплотить мечту. Возможно, даже в большей степени, чем он сам мог подумать.
Однако один из главных итогов Остина – это то, что финальное сражение за личный титул чемпиона мира Ф1 пройдет на заключительном этапе в Сан-Паулу. Фернандо Алонсо вновь минимизировал потери, поднявшись на подиум после того, как квалификация фактически была провалена. Ferrari совершенно проигрывает Red Bull в скорости, но делает всё, чтобы использовать все свои сильные стороны, бросив их на алтарь победы. К этим сильным сторонам можно отнести и командную тактику, в случае, когда Фелипе Масса пожертвовал своей стартовой позицией ради успеха команды. Алонсо сделал уже всё остальное, воспользовавшись данным ему шансом.
Интересно, что впервые за 100 гонок эти три пилота, которых многие называют лучшими в современной Ф1, поднялись на подиум. Учитывая, что вся эта тройка уже не первый год борется друг с другом за победу в чемпионате, и оспаривает победы в отдельных гонках, данный факт просто удивителен. Интересно и другое статистическое достижение – Фернандо Алонсо в девятый раз поднялся на подиум по ходу сезона, стартуя за пределами первой тройки. Таким образом, Фернандо повторил рекорд Алена Проста, установленный им в 1986 году.
13 очков между Феттелем и Алонсо в преддверии финала – много это или мало? В любом случае, Себастьяну будет достаточно финишировать впереди Алонсо, более того, Фернандо будет недостаточно просто опередить Феттеля. В случае победы Нандо, нужно чтобы Феттель не финишировал выше пятого места, если Алонсо закончит гонку вторым – Себ не должен подняться выше восьмого, если испанец займет третье место – гонщик Red Bull должен быть десятым, или ниже. Учитывая превосходство Red Bull в скорости, если бы заключительная гонка сезона проходила бы в Абу Даби, или даже в Сузуке, можно было бы безусловно отдавать предпочтение Феттелю. Но Интерлагос… Здесь слишком много различных факторов. И несколько совершенно невероятных финалов, свидетелями которых мы были. Главное, что Фернандо получил еще одну попытку. Нам остается только дождаться. Пока же можно лишь сказать, что один из гонщиков станет в Интерлагосе трехкратным чемпионом мира. Самым молодым трехкратным чемпионом.
Тэги: индианаполис, льюис хэмилтон, макларен, остин, ред булл, себастьян феттель, сша, техас, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, эдриан ньюи