Герман Тильке – настоящий волшебник наших дней. Нет, ну а как еще можно оценить человека, которому совершенно все равно где построить трассу, в пустыне ли, или на улицах старинного города, причем так или иначе, но на выходе получится одно и то же. Когда о новейшем стриткорсе в Валенсии гонщики говорят, что трасса очень напоминает Бахрейн (стационарный автодром, воздвигнутый в пустыне), и следует ждать похожих результатов, это звучит очень сильно. А именно так заявил Пол ди Реста, добившийся, к слову, в Бахрейне отличного результата. Недалеко от него ушел и Роман Грожан, но тот вообще был в восторге – ведь на острове в Персидском заливе Lotus был близок к победе, как никогда. Ну а лучше всех сказал Дэвид Култхард, уже не действующий пилот Ф1, но действующий эксперт и комментатор, по-прежнему неразрывно связанный с «Формулой». Что это за городская трасса, сказал Дэвид, если на ней практически невозможно разбить машину, кругом одни зоны безопасности. Конечно можно вспомнить полет Марка Уэббера образца 2010 года, но так взлететь можно и на любом стационарнике, это от трассы уже не сильно зависит. В любом случае, когда о Валенсии говорят, что это скучнейшая трасса в календаре чемпионата, это сильно похоже на правду.
Исходя из вышесказанного, сложно было ожидать от Гран При Европы интересной гонки, но в этот раз нас ждало чудо. Гонка получилась просто на загляденье. Интрига, обилие борьбы, сражения колесо в колесо, столкновения, сходы фаворитов – этого ожидаешь от многих трасс, но никак не от Валенсии. А оно всё было. Впрочем, здесь впору вести речь не о чудесах, а о магии, настоящей черной магии Pirelli. Все то, что подарила гонка в Валенсии – по большему счету, на совести итальянских производителей шин. Отсюда непредсказуемость, отсюда борьба на трассе и обгоны. Пусть в обгонах есть значительная доля DRS, но даже без системы уменьшения лобового сопротивления обгоны в Валенсии были бы, просто не в таком количестве. Это удивительно для трассы, репутация которой говорит, что обгонов здесь быть не может.
| |
Вспомните прошлый год и скажите – может ли быть так, что Себастьян Феттель уверенно лидирует, доминирует, даже несмотря на выезд автомобиля безопасности, но сходит по техническим причинам. А это случилось, причем на трассе в Валенсии, которая в прошлом году преподнесла рекорд в виде 24 машин на финише, без единого схода. Последний раз сход Феттеля по технике случился в Корее в 2010-м, когда на его Red Bull отказал мотор Renault. На этот раз проблема была в генераторе, причем одно и то же произошло сразу с двумя моторами Renault. Вторым стал двигатель на Lotus Грожана, который после схода Феттеля получил прекрасный шанс стать восьмым победителем в восьми гонках сезона, даже несмотря на то, что проиграл Алонсо на рестарте. Но в концовке гонки шины у Романа должны были быть свежее, что лишний раз доказал пример Райкконена. Победа Романа прекрасно укладывалась в канву чемпионата 2012, но не судьба была.
Чего стоит хотя бы победа Фернандо Алонсо перед своими трибунами при старте с 11-го места. К слову сказать, до этого момента самой низкой стартовой позицией победителя в Валенсии была третья – Рубенса Баррикелло в 2009-м, в трех других случаях победитель стартовал с поула, причем дважды им был Феттель. Себастьян конечно имел хороший шанс сделать это и в третий раз, но не сейчас. Алонсо в очередной раз доказал умение извлекать из ситуации максимум возможного, но в этот раз это был абсолютный максимум! Вообще это была всего лишь вторая победа Фернандо при старте за пределами первой десятки. Надо ли говорить, какая была первой?
| |
Вот про двух других чемпионов мира не скажешь, что они извлекли из ситуации максимум. Во-первых, Кими Райкконен имел шанс стать восьмым победителем в сезоне, пусть этот шанс и не был столь велик, как у партнера. Но Кими раз за разом застревал за более медленными соперниками, и оказывался далековато от основных событий, разворачивавшихся в сражении за победу. Когда он незадолго до финиша вышел на оперативный простор, Алонсо был уже слишком далеко, а кругов до клетчатого флага слишком мало, чтобы Кими смог отыграться, даже несмотря на шины, бывшие в лучшем состоянии, чем на Ferrari испанца. Такой сценарий для Летучего финна не впервой – как подметил Николай Малышев, в этом сезоне Кими медленно запрягает, пусть и едет быстро.
Ну и конечно Льюис Хэмилтон – это уже на грани. Льюис потерял темп все по той же распространенной причине – из-за износа шин, но этот чемпионат складывается так, что надо набирать максимальное количество очков из возможного, что раз за разом демонстрирует Алонсо, который теперь возглавил таблицу личного зачета. В Валенсию лидером чемпионата приехал как раз Хэмилтон после блестящей победы в Канаде, до этого момента Льюис как раз выступал стабильно, напомнив самого себя образца дебютного сезона. Валенсия – это воспоминание из совсем другого года, 2011-го, где Льюис больше запомнился импульсивными, неоправданными действиями, приводившими раз за разом к авариям. Понятно, что уступать никто не хочет, но разве он не знал, с кем имеет дело? Пастор Мальдонадо успел доказать свою неуступчивость, бойцовский характер до последнего миллиметра трассы. Было ясно, что он не поднимет ноги с педали газа, и не уйдет в сторону. Как когда-то говорил еще Айртон Сенна, в гонках всегда знаешь, с кем имеешь дело, и чего ожидать от каждого из соперников. Но случай с Хэмилтоном еще раз доказывает, что можно на какой-то период загнать себя в определенные рамки ради высокой цели. Полностью исправить натуру – нельзя. Былые страсти вновь взяли верх в душе Льюиса…
Этот удивительный Гран При в Валенсии наверно не мог бы обойтись и без еще одного события, по-настоящему долгожданного. Подиум Михаэля Шумахера. Отличная гонка Михаэля, причем, в отличие от, например, Шанхая, здесь успех Шумахера не выглядел ожидаемым. Но после финиша говорили о том, что Михаэля следовало наказать за использование DRS под желтыми флагами, как Феттеля с Массой в Барселоне. Говорили, что подиум Михаэля сохранили только по настоятельным просьбам Жана Тодта, присутствовавшего на гонке в Валенсии. Что ж, ведь на самом деле действительно нет в спортивном регламенте статьи, запрещающей использование DRS в режиме желтых флагов, были только устные инструкции Чарли Уайтинга. И проступок был слишком незначительным по сравнению со значительностью события, чтобы Шумахер был наказан. Его подиум – это как раз одна из тех вещей, которые сейчас нужны Формуле-1.
Неужели теперь можно сказать, что в Валенсии невозможны интересные гонки?
Тэги: валенсия, герман тильке, кими райкконен, льюис хэмилтон, михаэль шумахер, пастор мальдонадо, пирелли, роман грожан, себастьян феттель, ф1, фернандо алонсо