По прошествии ровно половины этапов сезона Ф1 2012 года в удивительно нестабильном в этом году мире первой Формулы наметилась некоторая тенденция к стабильности. Речь конечно о Фернандо Алонсо, сказать о котором, что он провел последние гонки на высоте, значило бы не сказать ничего. Победа в Валенсии, второе место в Сильверстоуне, где испанец также был очень близок к победе, и, наконец, победа в Хоккенхайме, где Фернандо стал первым по ходу этого чемпионата трехкратным победителем Гран При.
Ситуация, в которой есть признаки доминирования Алонсо/Ferrari тем удивительнее, если вспомнить начало этого сезона. На предсезонных тестах, а затем и на первом этапе чемпионата в Мельбурне, форма Скудерии была никакой. В квалификации в Альберт Парке Алонсо проиграл лучшему времени второго сегмента секунду, а результату поул-позишн – 1,5. По словам Андреа Стеллы, гоночного инженера Фернандо, по сравнению с зимними тестами в Хересе Ferrari отыграла 3 секунды. Поразительный прогресс. Самое серьезное обновление команда испытала на майских тестах в Муджелло. Уж кому-кому, а для Скудерии эти тесты на автодроме, который издавна считается вотчиной Ferrari, были как нельзя кстати. Затем перед Монреалем эти обновления в области боковых понтонов и системы выхлопа были еще усовершенствованы. Собственно, результаты Ferrari в европейских Гран При, а также в Канаде – лучшее подтверждение тому, что Скудерия находится на верном пути. Ощутим прогресс результатов Фелипе Массы по сравнению со стартом сезона. Но ничего этого не было бы, если бы не роль Фернандо Алонсо. Испанец и тянет команду за собой, и подстегивает её. Роль Алонсо в команде такая же образующая, как и роль Шумахера в прошлом. И история показывает, что без такого гонщика, вокруг которого сплачивается вся команда, Скудерии не видать успеха.
На фоне Алонсо очевидно, что Себастьяну Феттелю поход за третьим титулом дается крайне тяжело, намного тяжелее, чем защита первого. Но сбрасывать Red Bull со счетов было бы крайне опрометчиво, хотя Хоккенхайм нельзя занести в актив Быков. Вот и Марк Уэббер выглядел бледной копией самого себя образца Сильверстоуна. Но команда, в которой без устали трудится Эдриан Ньюи, всегда остается грозной силой. Если сравнивать с Ferrari, то у Red Bull по ходу сезона уже были целых два серьезных рывка: обновление системы боковых понтонов – выхлопной системы в Бахрейне, и новинки в этой же области в Валенсии. Оба раза на выходе получалась серьезная прибавка в скорости, которую в Валенсии Феттелю не удалось превратить в результат из-за схода. И это учитывая, что и на старте сезона Red Bull был, в общем-то, в порядке.
McLaren, начинавший сезон с лучшей машиной, в последних гонках откатился назад, на четвертое-пятое место по скорости болида, но в Германии получил самый серьезный пакет обновлений со старта сезона. Речь опять же об области боковых понтонов и выхлопной системы. Несмотря на серьезные ограничения, наложенные в этом году, именно в области выхлопа и сейчас можно отыграть больше всего, пусть это какие-то доли секунды, но учитывая плотность результатов нынешнего сезона, они имеют решающее значение. В полной мере извлечь преимущество из своих новинок McLaren не удалось – помешал дождь в квалификации, но темп в гонке говорит о многом. Причем и Хэмилтон был быстр на отдельных отрезках дистанции, несмотря на прокол в начале гонки и повреждения машины. Баттон же боролся за победу.
Разница в результатах между Дженсоном и Алонсо – это разница между ними на стартовом поле и в первом повороте гонки. В то время как Фернандо реализовывал преимущество свободной трассы, Баттон прорывался сквозь трафик. Безусловно, сражения на трассе, обгоны не позволили ему так хорошо сохранить шины, как это удалось Алонсо – Дженсону приходилось атаковать все время, в то время как Фернандо мог позволить себе последить за состоянием резины, прибавляя в нужный момент. Как ни крути, преимущество поул-позишн сохраняется. Нельзя не учитывать также ошибку Дженсона по ходу финального стинта, когда он заблокировал правое переднее колесо на торможении в Шпицкере. Несмотря на то, что он после этого продолжал атаковать в высоком темпе, повреждение покрышки дальше могло только усугубляться, влияя также и на баланс в целом.
| |
Феттеля Баттон обошел по ходу второй волны пит-стопов. Причем свою роль сыграло не только то, что пит-стоп был проведен Дженсоном на круг раньше Феттеля, но и то, что он был проведен бригадой McLaren с рекордной скоростью – за 2,31 секунды.
Выступление Себастьяна Феттеля – отдельная тема. Безусловно, Феттель очень хотел переломить ситуацию, в которой ему пока никак не удавалось добиться в Германии желаемого результата, но Алонсо в этот раз был действительно сильнее, и это не могло не влиять на Себастьяна. В его действиях было немало нервозности и суеты. Такое нередко можно было наблюдать в гонках 2010 года, но никак не 2011-го. Вообще Феттеля надо пока учить. Этим в Хоккенхайме занимался Льюис Хэмилтон, а потом и стюарды. Льюис – молодец, что не опустил руки, и несмотря на неудачу в своем 100-м Гран При, продолжал атаковать, когда это позволяла машина. Он ехал позади Феттеля, отставая на круг, был быстрее – почему бы и не обогнать. Потом Льюис пытался точно также обогнать Алонсо, и вернуться в один круг с лидером, но Фернандо не позволил. Речь не о том – речь о том, что Феттелю надо быть спокойнее, и не махать руками за рулем из-за всякой ерунды. Ну был гонщик быстрее, ну обогнал – что с того, ведь вы даже не сражаетесь за позицию… Но Феттелю надо было всем видом выразить свое возмущение, а потом еще и припоминать на пресс-конференции после гонки. Вообще Себастьяну свойственно махать руками по каждому поводу. Главное, чтобы это проявление эмоций не влияло на результат – а оно влияет. И ладно еще ситуация Сузуки в 1993-м. Там мало кому известный молодой нахал Ирвайн посмел обогнать великого Сенну. Но здесь то два чемпиона, один обогнал другого, чтобы вернуть себе круг…
| |
Ситуация с обгоном Баттона еще краше. Конечно, понятно, почему Феттель так сделал – подобные ситуации в общем-то не редкость в Ф1. Но когда подобное происходит на первом круге гонки, стюарды обычно не вмешиваются – в толпе это можно признать за случайность, всегда можно сослаться на то, что если бы не съехал на обочину, то мог образоваться завал, а то, что попутно обогнал кого-то – ну бывает… Или как в Бахрейне с Росбергом и Хэмилтоном. Нико сам чуть не вынес Льюиса с трассы – поэтому он и обогнал его, воспользовавшись обочиной, а иначе бы просто врезался в Mercedes соперника. В общем, в этих ситуациях всегда можно сослаться на действия соперника, и еще неизвестно, на ком больше вины. Здесь же всё было однозначно, как бы Феттель не пытался объясняться после финиша, мол, он «не знал, где находится Баттон, не хотел рисковать перед финишем возможным столкновением». Не хотел рисковать – сними ногу с педали газа. Однозначно то, что если бы Феттель, уже выехав на обочину всеми четырьмя колесами, попытался бы сразу вернуться в пределы трассы, у него был бы разгон хуже, чем у Баттона, и Дженсон вернул бы себе позицию. Однозначно также и то, что в этот момент шины Феттеля были в лучшем состоянии, и уступи он в этот момент – то есть поступи в соответствие с правилами, - у него был бы еще шанс опередить Дженсона.
Хорошо, что на этот раз стюарды приняли верное решение. Но если Себастьян думает, что ему будут поблажки с судейской стороны – то он ошибается. Red Bull не стоит сейчас ждать поблажек, - хотя и откровенно засуживать их, думаю, тоже не будут. В Хоккенхайме обнаружили странную картографию мотора на средних оборотах двигателя. Казалось бы, все соответствовало букве регламента. Но поскольку есть вероятность, что Red Bull совместно с Renault удалось найти лазейку, позволяющую обойти ограничения на использование выдувного диффузора – к Венгрии регламент скорректирован, и решение Red Bull, еще в Хоккенхайме удовлетворяющее регламенту, в Будапеште удовлетворять ему уже не будет. Люди в FIA не семи пядей во лбу, поэтому разбираться в хитроумных изобретениях лучших инженеров автоспорта им сложно. Они упростили себе задачу, а заодно и командам – теперь можно применять только такую картографию двигателей, которая использовалась на первых этапах сезона, и к которой у FIA претензий не было.
Под конец, нельзя не отметить выступление в Гран При Германии Sauber. Сначала казалось, что неожиданно успешно выступит в Хоккенхайме Force India, но это было в квалификации, в дождь, где и Нико Хюлкенбергу, и Полу ди Ресте удалось блеснуть. В гонке же они постепенно теряли позиции, за которые отчаянно сражались. Другое дело Sauber, в швейцарской команде предпочли настройки на сухую трассу, а не на дождь. Поэтому Камуи Кобаяши и Серхио Перес стартовали за пределами первой десятки, причем Перес еще и получил штраф в пять позиций за блокировку соперника. Оба добились очень высокого результата на финише, причем четвертое место Кобаяши (после штрафа Феттеля) – его лучший пока результат в гонках Формулы-1. Рецепт успеха – отличная работа болида Sauber с шинами, позволившая проезжать длительные отрезки без серьезной деградации резины, в очень высоком темпе (причем Кобаяши, в отличие от большей части соперников, стартовый отрезок провел на более жестких шинах спецификации Medium), и большое количество классных обгонов. Кобаяши по этой части отличился вновь. Как и Перес.
В 2012 году исполнилось десять лет с того момента, как Хоккенхайм принимает гонки в своей нынешней конфигурации, после реконструкции, проведенной по проекту Германа Тильке. Действительно, получилась неплохая трасса, где есть возможности вести борьбу, обгонять. Но если вспомнить старый Хоккенхайм, с его прямыми в лесу, со скоростями за 350 км/ч… С другой стороны, та, старая трасса не позволяла вмещать такое количество зрителей, как сейчас. Большие трибуны были только в районе Стадиона, а теперь есть еще и Mercedes Arena. Гран При Германии собирает практически аншлаги, почти как в Сильверстоуне. Раньше Германия имела целых две гонки Ф1, теперь только одну. Но с пятью немецкими пилотами на стартовом поле.
Тэги: германия, дженсон баттон, заубер, камуи кобаяши, льюис хэмилтон, макларен, нико хюлкенберг, обгон с нарушением, ред булл, себастьян феттель, серхио перес, ф1, фернандо алонсо, феррари, форс индия, хоккенхайм