Продолжаем проект собственных комментариев гонок "Формулы-1" 1989 года.
1 этап - "Большой приз Бразилии"
2 этап состоялся через месяц после первого, 23 апреля.
Список участников:
Список предквалификации в Имоле: : Винкельхок (АГС), Брандл и Модена ("Брэбэм"), Рафанель ("Колони"), Каффи ("Даллара"), Фойтек ("Евробрюн"), Йоханссон и Гашо ("Оникс"), Гинцани и Ларини ("Озелла"), Вайдлер ("Риал"), Шнайдер и Судзуки ("Цакспид").
На старт гонки допускалось 26 автомобилей, к участию в квалификации - 30. Соответственно из 39 заявленных в Имоле гонщиков 13 должны были участвовать в предквалификационных заездах, чтобы четырём добиться права участвовать в квалификации, а девяти - отсеяться.
В Имоле из предквалификации вышли: Брандл и Модена на «брэбэмах», Ларини на «Озелле» и Каффи на «Далларе». Все четверо затем прошли квалификацию. В Бразилии – Брандл и Модена, Фойтек и Шнайдер на «Цакспиде». Таким образом, Брандл и Модена оба раза прошли ПК, а Ларини и Каффи – в первый раз. Насчёт «брэбэмов» сразу напрашивается решение вывести их из ПК.
В Имоле квалификацию не прошли: Альборето, Арну, Даннер, Морено. В Бразилии – Дальма, Арну, Фойтек, Морено. Таким образом, Арну и Морено дважды из основной группы не прошли квалификацию, Альборето и Даннер – в первый раз. Если пересматривать список группы ПК, то Брандла и Модену надо заменить на Арну и Морено, хоть у них и большой опыт (особенно у победителя 7 Арну – 4 за «Рено» в 1980-1982 и 3 – за «Феррари» в 1983).
Худшее время в предквалификации было у Вайдлера - на 9 секунд (!) хуже поула Сенны.
В пятницу шёл дождь.
"Тиррелл" привёз только одно шасси новой модели Харви Постлуэйта 018, предназначенное для местного героя Микеле Альборето, но оно было необкатанным, и Альборето не прошёл квалификацию, заняв обидное 27 место. Палмер на прошлогоднем 17Б занял 25 место, и тогда к гонке для него подготовили новую машину, на которой он занял 5 место после дисквалификаций. Правда, после первого старта Палмер испытывал сильную избыточную поворачиваемость и даже вылетел в "Тозе" на 2 круге, но перед вторым стартом Постлуэйт изменил настройки, оказавшиеся удачными. Кстати, интересно, что на тот момент главной статистической единицей стал уже гонщик. Раньше квалифицировался автомобиль, и на него можно бло посадиь любого гонщика, то есть в даной ситуации можно было бы на квалифицированную Палмером машину можно было бы в гонке посадить Альборето, но теперь наоборот: Палмеру можо взять любую машину (например, запасную).
«Лола» перед гонкой была переименована в "Экип Лярусс". Дебютировала "Лола" 1989 года. На её двигателе "Крайслер-Ламборгини" установили зажигание "Бош" вместо оригинального "Маньети-Марелли" и не успели настроить. Двигатель на машине Янника Дальмы не смогли звести перед первым стартом, и её просто дисквалифицировали. Филлип Алльо заехал в боксы после первого же круга и не был классифицирован. В Бразилии это была однозначно самая медленная машина из стартовавших, но то была прошлогодняя модель.
По сравнению с Бразилией модели 1989 года появились у «Тиррелла» (одно необкатанное шасси для Альборето, на котором он не прошёл квалификацию, и оно было отдано для Палмера на гонку) и «Лолы» (два шасси, которые квалифицировались, но из-за проблем с зажиганием не проехали в гонке ни одного круга).
Прошлогодние модели в Имоле использовали: «Тиррелл» (одно шасси для Палмера), «Уильямс», «Марч», «Бенеттон», «Минарди», «Колони», «Евробрюн», «Риал» и АГС.
Алессандро Наннини на прошлогоднем "Бенеттоне".
Переход с 6-цилиндровых турбодвигателей на 8-, 10- и 12-цилиндровы означал уменьшение места для бензобака позади гонщика и создание бензобаков сложной формы, переходящих в боковые понтоны и частично окружавших гонщика, что было пожароопасно.
Двигатели "Джадд" использовали "Лотос", "Марч", "Брэбэм" и "Евробрюн", причём, специально для "Марча" к 1989 году был спроектирован новый двигатель. Новая модель с ним появилась только в Монако, а на первых двух этапах использовалась прошлогодняя модель. У прошлогоднего "Джадда" угол развала цилиндров был 90 градусов, а для нового Ньюи запросил угол уменьшить для повышения аэродинамической эффективности новой машины.
В Имоле в квалификации первая шестёрка (как и в Бразилии) была на «многоцилиндровых» двигателях. Так что, возможно, компактность и лёгкость 8-цилиндровых двигателей не может компенсировать мощность 10- и 12-цилиндровых. Лучшими на «восьмёрках» были Наннини с эксклюзивным «Фордом» и Пике с «Джаддом».
8-цилиндровый двигатель "Ямаха" на "Цакспиде".
Программа этапа
пт 8.00-9.00 - предквалификация
пт 10.00-11.30 - тренировка
пт 13.00-14.00 - квалификация
сб 10.00-11.30 - тренировка
сб 13.00-14.00 - квалификация
вс 10.00-10.30 - разминка
вс с 14.30 – гонка
Утром в день гонки трасса была официально переименована из Автодрома имени Дино Феррари в Автодром имени Энцо и Дино Феррари.
История
1979 год – «Большой приз имени Дино Феррари». Гонка запомнилась борьбой за лидерство между Ники Лаудой на «Брэбэме» и Жилем Вильнёвым на «Феррари», который на торможении перед Тозой свернул переднее антикрыло о «Брэбэм» Лауды, заняв в итоге 7 место. Лауда победил.
В 1980 году на трассе провели национальный итальянский гран-при, шедший в зачёт личного чемпионата мира. Почти в том же месте, только чуть раньше у Вильнёва лопнула шина, и он вылетел с трассы, после чего плавный изгиб перед Тозой назвали его именем, раз именно в этом месте у него случаются неприятности.
На тренировке впервые на трассу он вывел первую в новой истории «Феррари» с турбонаддувом.
Одна из самых лучших гонок в Имоле прошла в 1985 году. Гонщики догоняли, обгоняли. Всю гонку лидировал Сенна, но за 3 круга до финиша у него закончилось топливо. В лидеры вышел Стефан Йоханссон на "Феррари", от чего местные болельщики пришли в неистовство, учитывая, что он перед этим обогнал де Анджелиса и Проста. Но и у него топливо закончилось через пол-круга. Тогда Прост довёл гонку до победы, чтобы также остановиться на круге возвращения. После взвешивания машины обнаружился недовес, его и де Анджелиса дисквалифицировали за аналогичное нарушение, но де Анджелису результат восстановили, и он остался победителем.
Магнитная ссылка на видеозапись с комментарием:
1989 - "Большой приз Сан-Марино" (собственный комментарий)