Представляю вашему вниманию собственный комментарий первого этапа "Формулы-1" 1989 года. Именно после него я стал фанатеть по Мэнселлу, а до этого болел за него с меньшим энтузиазмом. В Советском Союзе в 1989 году "Формула-1" мелькала по телевизору в выпусках новостей, публиковались регулярные репортажи в "Советском спорте", и немного добавлял "За рулём". В августе по ТВ показали 45-минутный репортаж гонки на "Хунгароринге". Кроме этого были многочисленные публикации стран Восточной Европы и коммунистические газеты западных стран. Так что кое-какая информация была, но это не сравнится с информационным освещением уже середины девяностых. Поскольку на данный момент существуют видеозаписи практически всех гонок Ф1 восьмидесятых годов с комментариями на разных языках, есть смысл их озвучить на русском, чтобы происходящее происходяще на экране обрело больший смысл. Наверное, даже стоит наложить современный комментарий на многие гонки, показанные с 1992 года по росийскому телевидению, поскольку всё-таки тогда комментарии были довольно наивными и относительно малоинформативными. Сейчас мы обладаем аналитикой и покруговой статистикой, которые позволят объяснить практически любую мелочь на экране. Так что, если масть пойдёт, продолжу комментировать 1989 год. А пока что представляю вам первый опыт такого рода.
Магнитная ссылка на видеозапись с комментарием:
magnet:?xt=urn:btih:ECC3C614588AE0A8BEAFD9AA9D59225DC2EC1C73
В "Мю-торренте" (u-Torrent) выбираете "Файл", затем - "Добавить торрент из URL..." и вставляете эту ссылку. Потом ждите, когда подцепится. Это временный вариант, потом оформлю каким-нибудь более доступным способом.
В качестве бонуса предлагаю вам некоторые материалы, использовавшиеся при подготовке к комментарию или даже не вошедшие в него. Буду благодарен за сообщения об ошибках.
Полный переход с турбированных двигателей на безнаддувные привёл к уменьшению бензобаков и повышению компактности автомобилей в целом.
V8 "Форд-Косуорт" на "Тиррелле", "Эрроузе", "Озелле", "Бенеттоне", "Далларе", "Минарди, "Лижье", "Колони", "Ониксе", "Риале" и АГС: короткий и лёгкий. Версия 1989 года поставляется только "Бенеттону", остальным - модифицированная версия 1988 года
V8 "Джадд" на "Брэбэме", "Лотосе", "Марче" и "Евробрюне"
V8 "Ямаха" на "Цакспиде": 75 градусов, доработанный 3-литровый двигатель для японской Ф3000
V10 "Хонда" на "Макларене": компромисс между мощностью V12 и компактностью V8
V10 "Рено" на "Уильямсе": компромисс между мощностью V12 и компактностью V8
V12 "Феррари": длинный и тяжёлый
V12 "Крайслер-Ламборгини" на "Лоле": 80 градусов, конструктор - Мауро Форгьери
Введение предквалификаций
Впервые в Ф1. Правила на 1989 год изначально включали в себя пункты об обязанности команд выставлять по 2 машины и об ограничении числа автомобилей в квалификации тридцатью. Так как отмена турбомоторов привела к удешевлению участия, появилось много новых команд. На октябрьской генеральной ассамблее ФИСА было объявлено, что предквалификационные сессии будут организованы за неделю или больше до гонки Ф1 на другой трассе.
От участия в предквалификации освобождались все команды, которые набрали очки в 1988 году: "Макларен", "Феррари", "Бенеттон", "Эрроуз", "Марч", "Лотос", "Уильямс", "Тиррелл", "Риал" и "Минарди". Также трое лучших среди тех, кто очков не набрал: "Лярусс", АГС и "Скудерия Италия". Это 13 команд и 26 гонщиков. За четыре путёвки в квалификацию должны бороться худшие команды сезона "Лижье", "Колони", "Евробрюн", "Озелла" и "Цакспид", новички "Фёрст" и "Оникс" и вернувшийся "Брэбэм". Список команд должен быть пересмотрен в середине сезона.
Потом решили, что предквалификационные сессии будут проводиться перед самими гонками по пятницам. Предквалификационный список был пересмотрен, и из него убрали некоторых опытных гонщиков, хотя оставили других. На начало марта это были: Винкельхок (АГС), Брандл и Модена ("Брэбэм"), Рафанель ("Колони"), Каффи ("Даллара"), Фойтек ("Евробрюн"), Тарквини ("Фёрст"), Йоханссон и Гашо ("Оникс"), Гинцани и Ларини ("Озелла"), Вайдлер ("Риал"), Шнайдер и Судзуки ("Цакспид").
На старт гонки допускалось 26 автомобилей, к участию в квалификации - 30. Соответственно из 40 заявленных гонщиков 14 должны были участвовать в предквалификационных заездах, чтобы четырём добиться права участвовать в квалификации, а десяти - отсеяться. Заявки на новый сезон принимались до 31.01.1989. 21 команда подала уже к началу января.
В результате в Бразилию приехали 38 участников из 20 команд. По одной машине выставили "Евробрюн" и АГС. Должны были "Евробрюн" и "Фёрст", но "Фёрст" вообще снялась, а у АГС Штрайфф попал в аварию.
Команды
"Макларен". Конструкторы: Нил Отли (проектировал машину 1989 года), Стив Николз (проектировал машину 1988 года), Гордон Марри (формально - технический директор; но в 1989 перешёл в новое подразделение "Макларена", где стал конструировать "Макларен-Ф1")
"Брэбэм": в 1988 году не выступала, к 1989 Экклстоун продал команду швейцарцу Йоахиму Люти.
"Минарди": вынуждена использовать "Форд", пока "Мотори Модерни" и "Субару" готовят оппозитный 12-цилиндровый двигатель
"Лотос" - Фрэнк Дерни из "Уильямса" заменил Жерара Дюкаружа
"Лярусс": использует автомобили "Лола"
"Скудерия Италия": использует автомобили "Даллара"
"Тиррелл": конструктор - Харви Постлтуэйт (с 01.08.1988), перешёл из "Феррари"
"Эрроуз": коструктор - Росс Брон
"Фёрст": снялась с участия за две недели до первого этапа. Машина построена, участвовала в автошоу в Болонье. Гонщиком должен был стать Габриеле Тарквини. Конструктор - Ричард Дивила, известный по "Фиттипальди". Хозяин команды - Ламберто леони, гонявшийся в Ф3000 на "Уильямсе" Ф1
Лайф": готовила 12-цилиндровый W-образный двигатель, но зимой 1989 года объявила, что не успевает к предстощему сезону
Возобновление конкуренции "Пирелли" и "Гудьира"
На "Пирелли" перешли "Брэбэм", "Озелла", "Даллара", "Минарди", "Колони", "Евробрюн" и "Цакспид".
Происхождение номеров при тогдашней системе нумерации
1 и 2 у "Макларена", потому что №1 - у действующего чемпиона Сенны
3 и 4 у "Тиррелла", потому что чемпион 1973 года Джеки Стюарт ушёл из гонок, и его чемпионская единичка досталась команде, занявшей 1 место в КК ("Лотосу"), а "Тирреллу" - 3 и 4. Так и держались до 1995 года, пока не сменили систему нумерации
5 и 6 у "Уильямса", так как достались в 1983 году от ставшего чемпионом "Брэбэма"
7 и 8 у "Брэбэма", так как, в свою очередь, достались после этого от ставшего чемпионом в 1984 году "Макларена"
9 и 10 у "Эрроуза" после "Цакспида" по непонятной пока причине
11 и 12 у "Лотоса" после того, как поменялись чемпионской единичкой с "Феррари" в 1980 году и временно отдавали номера в "Макларен" на 1988 год
13 и 14 не используются
15 и 16 у "Марча" с 1988 года после "Лолы"
17 и 18 у "Озеллы" после "Эрроуза", так как номера освободились
19 и 20 у "Бенеттона" с 1984 ещё со времён "Тоулмена"
21 и 22 у "Скудерии Италии" после "Озеллы", так как её передвинули выше
23 и 24 у "Минарди" с 1986 года, достались от ушедшей в 1985 году из Ф1 "Альфа-Ромео"
25 и 26 у "Лижье" с 1979 года, когда номер освободился от ушедшего из гонок "Хескета", а до этого с 1976 года у "Лижье" была только одна машина под 26 номером
27 и 28 у "Феррари" от "Уильямса" в 1981 году
29 и 30 у "Лярусса" после сложной комбинации: в 1985 году 29 был у "Минарди", а 30 - у "Цакспида" (команды выставляли только по одной машине), на 1986 "Минарди" заявила две на 23 и 24, а "Цакспид" - одну на 14, но потом дозаявил на свободный 29, а 30 ни у кого не было. В 1987 "Цакспиду" дали 9 и 10, а новой команду "Лярусс" - 19 и 30.
31 и 32 - "Колони". В 1988 году новой команде "Колони", выдали 31, а "Евробрюну" - 32
33 - "Евробрюн", которого сдвинули на одну позицию после того, как "Колони" заявила полноценную команду
34 и 35 - "Цакспид" - первая кривая пара. Почему-то переместили с 9 и 10 номеров
36 и 37 - "Оникс", новая команда
38 и 39 - "Риал", в 1988 году был 22 (у "Озеллы" - только одна машина под №21)
40 и 41 - АГС, в 1988 году была одна машина под №14
Очковая система
9-6-4-3-2-1
В зачёт идут не все результаты. По общим правилам ФИА для всех чемпионатов, в зависимости от общего числа этапов, определённое количество результатов не учитывались. Если число этапов - до 6, то отбрасывался 1 худший результат (ну или засчитывались 5 лучших). От 7 до 9 этапов - отбрасывались 2, от 10 до 12 - отбрасывались 3, свыше 12 (как в нашем случае, когда в календаре Ф1 - 16 этапов) - 4.
Правильные переводы имён и фамилий
№1 - Айртон Сенна
№2 - Ален Прост
№3 - Джонатан Палмер
№4 - Микеле Альборето
№5 - Тьерри Бутсен
№6 - Риккардо Патрезе
№7 - Мартин Брандл
№8 - Стефано Модена
№9 - Дерек Уорвик
№10 - Эдди Чивер
№11 - Нельсон Пике
№12 - Сатору Накадзима
№15 - Маурисиу Гужелмин (в СС было однажды Гугельмен)
№16 - Иван Капелли
№17 - Никола Ларини ("Озелла")
№18 @ Пьеркарло Гинцани ("Озелла")
№19 - Алессандро Наннини
№20 - Джонни Херберт
№21 @ Алекс Каффи ("Скудерия Италия", "Даллара")
№22 - Андреа де Чезарис (уточнить ударение)
№23 - Пьерлуиджи Мартини
№24 - Луис Перес-Сала
№25 * Рене Арну
№26 - Оливье Груйар
№27 - Найджел Мэнселл
№28 - Герхард Бергер
№29 * Янник Дальма
№30 - Филипп Алльо
№31 * Роберто Морено
№32 @ Пьер-Анри Рафанель
№33 * Грегор Фойтек
№34 - Бернд Шнайдер
№35 @ Агури Судзуки
№36 @ Стефан Йоханссон
№37 @ Бертран Гашо
№38 - Кристиан Даннер
№39 @ Фолькер Вайдлер
№41 @ Йоахим Винкельхок
* - не прошли квалификацию
@ - не прошли предквалификацию