На прошлой неделе вместе с внесением поправок к техническому и спортивному регламенту Формулы 1 FIA вернулась к давней идее ограничения бюджетов команд, которое планируется ввести в 2015-м году. Пока это лишь задумка, и для ее реализации в ближайшее время будет создана специальная рабочая группа, но уже сейчас можно сказать, что данная задача будет практически невыполнимой…
| |
Бюджеты команд всегда были больным вопросом для FIA. Одни, как Ferrari, Red Bull, Mercedes, McLaren, тратят по $200-300 млн. в год, другие, Marussia и Caterham «существуют» на $50-60 млн. Все это приводит не только к колоссальной разнице в результатах, но и к тому, что пока первые участвуют в сражении за самые высокие позиции, вторые вынуждены, скорее, вести борьбу за выживание и каждый сезон может стать для них последним. HRT покинула чемпионат в конце прошлого года, Sauber, не самая слабая команда Формулы 1, столкнулась с серьезными финансовыми проблемами в 2013-м, долги Lotus перед поставщиками несколько месяцев назад, по слухам, составляли $38 млн. Ситуация, безусловно, тревожная, а учитывая затраты в связи с переходом на новый технический регламент в следующем сезоне, и вовсе сложно сказать, к чему все это приведет.
Идея ограничения бюджетов команд далеко не нова для Формулы 1. Ближе всего ее реализация была в 2009-м году, когда Макс Мосли, занимавший тогда пост президента FIA, лоббировал ограничение расходов в $120 млн. в год. Команды были вольны в выборе: либо согласие и определенные поблажки в техническом регламенте, либо отказ и выступление при более жестких требованиях. Все это едва не привело к расколу чемпионата – восемь из десяти команд, включая Ferrari, McLaren и Renault, пригрозили созданием собственной альтернативной серии. В конце концов, после нескольких месяцев напряжения идея FIA провалилась, и единственным ее наследием стал приход трех новых команд Team Lotus, Virgin и HRT, рассчитывавших именно на лимитирование бюджета и фактически оказавшихся обманутыми.
| |
Любопытно, что в 2015-м году ситуация может повториться точь-в-точь. Детали по ограничению расходов планируется разработать к июлю 2014-го, а FIA уже объявила о начале приема заявок на 12-ю команду чемпионата. Учитывая печальный опыт трех предыдущих новичков, которые за четыре года своего существования не набрали ни одного очка, остается только пожалеть тех, кто выиграет этот тендер, если, конечно, это будет только не крупный автопроизводитель.
Частные и небольшие команды всегда будут в меньшинстве, как бы FIA не пыталась уравнять их шансы с остальными участниками. Если даже план по ограничению бюджета будет реализован, то возникает логичный вопрос: чьи затраты будет проще контролировать адвокатам и финансовым экспертам?
Ferrari, McLaren, Mercedes, которые являются лишь подразделением огромных автомобильных структур, будет проще простого скрыть свои расходы. Red Bull и Toro Rosso зависят от Red Bull Technology, считающейся отдельной технической структурой, где производятся коробки передач, системы гидравлики, и.т.д. Фактически топ-команда Ф-1 – этот тот же болид, который со стороны выглядит как одно целое, а на самом деле представляет собой лишь сборку.
Как FIA собирается отслеживать расходы в столь запутанных схемах – это большой вопрос. Куда проще будет контролировать ситуации в частных и более маленьких Force India, Sauber, Marussia, Caterham. Эти команды имеют менее разветвленные структуры, получают силовые агрегаты и прочие составляющие от тех же Ferrari и Mercedes. Поэтому ограничение бюджетов в первую очередь может ударить именно по некоторым из них - Lotus, Williams...
Еще один сложный вопрос: на что именно планируется вводить ограничение расходов? В 2009-м году FIA была намерена распространить лимит в буквальном смысле на все: от зарплат гонщиков, руководителей команд и до стоимости колесной гайки. Безусловно, что подобное лимитирование – это полный нонсенс и ограничение свободы действий. Да, расходы необходимо сокращать, но не такими «драконовскими» мерами, которые просто могут привести к унифицированию Формулы 1. У каждой команды свой метод работы. В конце концов, как можно поставить в один ряд заводскую команду Mercedes – основная база которой располагается в Брэкли, двигатели разрабатываются в Бриксуорте, а Совет директоров находится в Штутгарте – со скромной командой Sauber, располагающейся в швейцарском Хинвиле. В таком случае FIA, пожалуй, стоит пригласить единого производителя моторов, как это, кстати, было предложено несколько лет назад, а в дальнейшем, может быть, задействовать, и единого поставщика шасси, как и всех остальных элементов. Наверное, только в таком случае идея сокращения расходов даст нужный эффект, но это будет уже не Формула 1, а чемпионат уровня GP2 и WSR. И то даже в этих моносериях есть солидная разница между командами, регулярно возникают финансовые проблемы.
| |
Пока сложно представить, что идея FIA об ограничении бюджетов команд не то, что сработает, но и даже будет реализована. Вопросов очень много, ответов – пока ни одного. Противоречий также хоть отбавляй, и по мере приближения 2015 года их будет становится все больше и больше. Наиболее вероятный вариант – будет найден компромисс в виде "потолка" расходов в каких-либо отдельных областях, но глобального лимитирования ожидать не стоит. По крайней мере, нынешняя Формула 1 к этому не готова.
Тэги: формула 1