В понедельник вечером, когда в Центральной части России уже практически наступила ночь, команда Toro Rosso сделала неожиданное заявление, после которого многие болельщики в нашей стране, наверняка, долго не могли уснуть… В 2014-м году боевым пилотом дочерней команды Red Bull станет 19-летний уфимец Даниил Квят!
Честно говоря, в это даже не сразу поверилось, поэтому что уж говорить об осознании свершившегося факта. Не сказать, что скорого дебюта Даниила Квята в Формуле 1 не ждали, но в лучшем случае все надежды и взоры были обращены на 2015-й год, но никак не на следующий. Шаг из GP3 в Формулу 1 выглядел слишком нелогичным и поспешным, особенно учитывая жесткость и требовательность молодежной программы Red Bull, в которую Даниил Квят был включен в 2010-м году, в свой первый сезон в формульных гонках. Но иногда чудеса случаются, хотя в данной ситуации это, скорее, результат долгой и напряженной работы гонщика, как на трассе, так и за ее пределами.
В нынешнем году Даниил Квят продемонстрировал невероятное стремление к обучению. Дебют в GP3 получился не самым успешным – в первой половине сезона в силу разных причин не удавалось соединить в одно целое скорость и стабильность. Не хватало поочередно то одного, то другого, и после первых восьми гонок казалось, что не удастся побороться даже за попадание в первую тройку по итогам чемпионата. Но начиная с этапа в Венгрии, результаты Даниила Квята резко пошли в гору – поул и первый подиум на Хунгароринге, победа в Спа, повторение этого успеха в Монце, подкрепленное феноменальным прорывом с восьмого на второе место в воскресном заезде. Теперь, за один этап до конца сезона, россиянин занимает второе место в личном зачете и уступает всего семь очков лидеру Факундо Регалиа. Кроме того, в свободные выходные от GP3 Даниил Квят также выступал в европейском чемпионате Формулы 3. Он не получал за это очки, поскольку был заявлен в качестве приглашенного гонщика, но в 21-й проведенной гонке он пять раз стартовал с поула, семь раз поднимался на подиум и одержал одну победу. Да, как и в GP3, не все получалось сразу – в частности, в первых гонках были серьезные проблемы со стартами. Но Даниил Квят работал над собой, работал над ошибками, и остается только пожалеть, что он выступал вне зачета. С другой стороны, он получил такой накат и опыт, которые важнее позиции в любом самом престижном молодежном чемпионате. В общей сложности, к настоящему моменту в 2013-м году Даниил Квят провел 35 гонок (21 в Формуле 3 и 14 в GP3) в течение 14 уик-эндов. Плюс к этому в середине июля россиянин принял участие в молодежных тестах в Сильверстоуне в составе Toro Rosso, и пусть там удалось поработать на трассе всего полдня, это стало тоже хорошим и полезным опытом.
| |
Таким образом, 2013-й год получился невероятно насыщенным и напряженным для Даниила Квята, ну а наградой за эти труды стало получение места боевого пилота Формулы 1. Сомневаться в заслуженности этого вряд ли приходится, и главное, что все действительно справедливо, а в Королевских гонках это происходит достаточно редко.
После того, как стало известно о переходе Даниэля Риккиардо в Red Bull, фактически было три кандидата на место австралийца в Toro Rosso. Приход гонщика со стороны был маловероятен, поскольку в таком случае существование дочерней команды австрийского концерна могло быть поставлено под сомнение. И без того наличие Toro Rosso, созданной в 2006-м году в качестве школы для участников молодежной программы Red Bull, лишено особого смысла, учитывая, что лишь один выходец, Себастьян Феттель, добился успеха. К тому же, следующее поколение юниоров, готовое к скорому дебюту в Формуле 1, было достаточно многообещающим. Талантливый португалец Антонио Феликс да Кошта, сын двукратного чемпиона мира по ралли Карлос Сайнц-младший и восходящая звезда из России Даниил Квят. Именно в таком порядке оценивались шансы этих пилотов на получение места в Toro Rosso. Опыт говорил в пользу Да Кошты, завершившего в прошлое воскресенье свой второй сезон в Формуле Renault 3.5, раскрученность - в пользу Сайнца-младшего, ну а преимуществом Даниила Квята был фактор, который и стал решающим…
За последние годы многое говорилось о жесткости и несправедливости руководства молодежной программы Red Bull в отношении своих подопечных. Чего только стоит «зачистка» в конце 2011 года, когда неожиданно были уволены Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари, на смену которым пришли Даниэль Риккиардо и Жан-Эрик Вернь, не слишком превосходившие результаты своих предшественников.
Но в этот раз Хельмут Марко и его окружение приняли решение, которому действительно можно поаплодировать. Ни Антонио Феликс да Кошта, ни Карлос Сайнц-младший в 2013-м году не оправдали возложенных на них ожиданий, в то время как Даниил Квят наоборот вышел на новый уровень, прибавил по всем параметрам, и это вкупе с достойными результатами помогло ему оказаться впереди своих товарищей по программе Red Bull. В современной Формуле 1, где новичкам с каждым годом все сложнее получить место без наличия каких-либо спонсоров - это действительно удивительное достижение. И, безусловно, не может не радовать, что этим исключением стал наш соотечественник.
| |
Да, с первого взгляда, может показаться, что Даниилу Квяту еще рано в Формулу 1 – на момент начала сезона 2014 ему будет 19 лет. Но за четыре года в младших сериях он уже заработал имя – третий в Еврокубке Формулы Renault 2.0 в 2011-м и второй в 2012-м, второй в Североевропейском кубке Формулы Renault 2.0 2011, чемпион альпийской Формулы Renault 2.0 2012. Через полторы недели в Абу-Даби Даниилу Квяту предстоит сражение за титул в GP3. Не хватает разве что Формулы Renault 3.5 или GP2, но в свое время другой участник молодежной программы Red Bull Себастьян Феттель также практически обошел стороной эти две серии, проведя всего три гонки в WSR в 2006-м и семь в 2007-м. Как сейчас можно сказать, отсутствие этого опыта не помешало стать немцу без пяти минут четырехкратным чемпионом Формулы 1. Будем надеяться, не слишком он пригодится и Даниилу Квяту, которого уже в некоторых иностранных СМИ окрестили «новым Феттелем» в силу некоторого сходства и такого же цвета машины. Продолжится ли эта параллель в дальнейшем и уже в связи с результатами, покажет только время. Но то, что Даниил Квят уже зарекомендовал себя как профессионал самого высокого уровня – это факт. Теперь главное – не сбиться с намеченного пути.
Контракт с Toro Rosso, в свою очередь, обещает огромные перспективы, особенно учитывая, что со следующего года итальянская команда, как и Red Bull, будет использовать двигатели Renault, такую же трансмиссию, коробку передач. Получается, что болиды двух коллективов Дитриха Матешица будут ближе друг к другу по сравнению с прошлыми годами, и это шанс для Даниила Квята заявить о себе, а там, в случае успеха, недалеко и до самой чемпионской команды.
Будем держать кулаки и надеяться, что все получится. Чемпионат 2013 года еще не закончился, а уже хочется, чтобы поскорее стартовал следующий. Предстоящее межсезонье обещает стать довольно томительным и долгим…
Тэги: даниил квят, себастьян феттель, формула 1