Сезон переходов 2013 в Формуле 1 получился богатым на события и сенсации. Шутка ли, четыре команды из первой пятерки чемпионата наполовину сменили свой состав пилотов на следующий год. В Red Bull в 2014-м новым напарником четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля станет австралиец Даниэль Риккиардо, в Ferrari к Фернандо Алонсо присоединится Кими Райкконен, кто заменит самого финна в Lotus пока неизвестно. И вот буквально вчера вечером было официально объявлено о том, что Серхио Перес покидает McLaren после одного единственного сезона. Не сказать, что это стало полной неожиданностью, но к этой истории стоит приглядеться повнимательнее…
| |
McLaren, пожалуй, можно назвать одной из самых стабильных команд с точки зрения работы с пилотами. Сюда либо приходят на долго, либо уходят, как говорится, «не солоно хлебавши». Третьего не дано. Пара Мика Хаккинен-Дэвид Култхард просуществовала ни много ни мало шесть лет, Кими Райкконен и Льюис Хэмильтон провели здесь по пять и шесть сезонов соответственно, Дженсон Баттон в 2010-м пришел всерьез и на долго. Обратными примерами в современной истории являются Хуан-Пабло Монтойя, Фернандо Алонсо, Хейкки Ковалайнен, на троих проведшие в McLaren всего 4,5 года. И теперь второй список пополнился еще одним именем.
То, что Серхио Пересу придется непросто, было понятно с самого первого момента, когда год назад, в октябре, было объявлено о том, что он заменит чемпиона мира 2008 Льюиса Хэмильтона. Да, мексиканец проводил отличный сезон, едва не выиграл дождевую гонку в Сепанге, но решение McLaren вызвало некоторый осадок. Во-первых, команда не стала скрывать, что приоритетным вариантом было продление контракта с Льюисом Хэмильтоном. А во-вторых, если уж руководство гоночной Академии Ferrari считало своего подопечного еще слишком неопытным для перехода в топ-команду, то что было говорить о тех, кто следил за ним исключительно на трассе. Тем не менее, в McLaren рискнули и подписали контракт с 22-летним мексиканцем, амбиций у которого было хоть отбавляй.
«Айртон Сенна не просто выигрывал гонки в составе McLaren, но и три раза становился чемпионом мира. Надеюсь, что я смогу повторить его достижения».
«Конечно, я хочу выиграть чемпионат мира! Каждый хочет выигрывать, и это моя цель».
«Когда я пришел в McLaren, то начал работать так, как это делал Айртон Сенна, который является моим кумиром, и это сильно меня мотивирует».
«Безусловно, потребуются огромные усилия, но я готов побороться за титул уже в следующем году».
Подобных смелых и нескромных заявлений зимой 2013 года Серхио Перес, имевший за плечами два сезона, сделал с десяток, а то и больше. Но Формула 1 – это не соревнование по словометанию, где мексиканец явно бы стал бы чемпионом с большим отрывом, и на деле оказалось все не так радужно.
| |
То, что у McLaren серьезные проблемы с новым болидом MP4-28, стало понятно еще после первого этапа в Мельбурне, где Дженсон Баттон финишировал девятым, а Серхио Перес 11-м. Надежды на обновления и прогресс по ходу сезона не оправдались, и к середине чемпионата команда из Уокинга вынуждена была сконцентрироваться на борьбе за пятое место в Кубке конструкторов с Force India. О подиумах и победах приходилось только мечтать. Понятно, что Серхио Перес ожидал совсем других результатов. Для сравнения, в прошлом году, когда он выступал в Sauber, после Гран При Абу-Даби на его счету было 66 очков и три подиума, сейчас лишь 35 очков и одно пятое место. Конечно, все могло быть иначе, если бы болид McLaren был также быстр, как в 2012-м году, когда Льюис Хэмильтон и Дженсон Баттон выиграли на двоих семь из 20-ти гонок. Но при этом возникает вопрос, чего именно добился бы Серхио? В сезоне 2013 мексиканец зачастую оказывался позади своего нового напарника Дженсона Баттона, который год назад регулярно уступал Льюису Хэмильтону. И если чемпиону мира 2009, несмотря на проблемы с болидом, удалось провести несколько ярких гонок и хотя бы обозначить себя в борьбе за подиум, то вот Серхио Перес за рулем такой же машины оказался очень далеко от этого и не запомнился ничем особенным кроме агрессивного поведения в Бахрейне и Монако.
| |
После 17-ти из 19-ти этапов сезона счет между двумя пилотами McLaren составляет: 9:8 в квалификациях и 60 очков на 35 в гонках. Оба счета не в пользу Серхио Переса. Не сказать, что мексиканец провалился на фоне Дженсона Баттона, но по сравнению с напарником ему не хватало какой-то уверенности в действиях, спокойствия, расчетливости – от амбиций перед началом сезона не осталось и следа. Дело было отнюдь не в машине. Было очевидно, что на роль лидера и новой звезды McLaren Серхио Перес не тянет, и повторений подвигов юных Кими Райкконена и Льюиса Хэмильтона ожидать от него вряд ли стоит. Да, хороший гонщик, но не более того, несмотря на чемпионские амбиции. Ставка McLaren на Серхио Переса не оправдала себя, и это факт.
Что ждет мексиканца дальше? Теоретически, еще свободны места в Lotus, Force India и Sauber, в крайней случае, есть Marussia и Caterham. Безусловно, претендентов на каждую вакансию хоть отбавляй, поэтому Серхио Пересу и его менеджменту придется крайне непросто, чтобы просто остаться в Формуле 1.
В McLaren, в свою очередь, все идет к приглашению участника программы поддержки пилотов Кевина Магнуссена. Пока официального заявления сделано не было, но вероятность этого очень высока. Что из этого получится, как говорится, один Бог знает. Датчанин, вне всяких сомнений, является одним из самых быстрых пилотов молодого поколения, но дебют в топ-команде, тем более после крайне непростого сезона, это большой риск. С другой стороны, есть пример Льюиса Хэмильтона, который в 2007-м году с места в карьер начал бороться за победы и титулы. Однако как бы все ни сложилось, а сезон 2014 гарантировано получит еще одну интригу.
Тэги: дженсон баттон, льюис хэмилтон, серхио перес