Монреаль, Сильверстоун, Хунгароринг, Спа-Франкоршам, Монца, Марина-Бэй. Что, казалось бы, может объединять гонки 2013 года на этих абсолютно разных по характеристикам трассах, не считая того, что в календаре они идут друг за другом, и вполне логично выпадает из этой череды только Нюрбургринг. По сути, больше ничего, за исключением одного единственного момента. Свист в адрес Себастьяна Феттеля, действующего и трехкратного чемпиона мира…
Сначала, во время интервью немца на подиуме Гран При Канады, это выглядело безобидным баловством со стороны болельщиков. Ну, посвистели и успокоились, всякое бывает. Однако, дальше хуже – свист после схода за 10 кругов до финиша в Сильверстоуне, после третьего места на Гран При Венгрии. Что уж говорить про три следующие победы подряд, каждая из которых была встречена освистыванием на подиуме. Да, были некоторые смягчающие обстоятельства в виде активистки Greenpeace, спустившейся по веревке над подиумом в Спа, и тиффози в Монце, которые не признают никого кроме пилотов Ferrari. Но то, что это далеко не случайность и наметилась крайне негативная тенденция, сейчас уже вряд ли кто-нибудь станет отрицать. На пути к своему четвертому титулу Себастьян Феттель неожиданно наткнулся на глухую стену непонимания со стороны болельщиков.
| |
Понятно, что у каждого спортсмена есть свои поклонники и антипоклонники. И чем больше успех, тем выше их количество. Причем, еще неизвестно, кого становится больше: первых или вторых. Ведь не каждому болельщику нравится видеть доминирование одного гонщика, и куда интереснее бывает следить за его преследователями. Поэтому залог успеха и популярности среди аудитории отнюдь не зависит от достижений. Для примера взять NASCAR, где на протяжении последних десяти лет самым популярным гонщиком серии является Дейл Эрнхардт-младший, лучшим достижением которого в чемпионате является третье место в сезоне 2003, а за 14 лет в высшем дивизионе Sprint Cup он одержал всего 18 побед. Но при этом каждый раз, когда «Джуниор» выходит в лидеры, трибуны просто взрываются.
В случае Себастьяна Феттеля все обстоит ровным образом наоборот. Казалось бы, в свои 26 лет парень уже занял место в первой пятерке за всю историю по каждому из основных показателей: четвертое место по победам после Михаэля Шумахера, Алена Проста и Айртона Сенны, третий по количеству поулов после Михаэля Шумахера и Айртона Сенны, без пяти минут четвертый по количеству чемпионских титулов. Но при этом особой славы и популярности среди болельщиков Себастьян пока, стоит признать, не снискал. В Формуле 1, к сожалению, нет номинации «самый популярный гонщик», но многочисленные опросы, проводимые на ведущих автоспортивных сайтах мира, доказывают отсутствие популярности немца. Другие чемпионы Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, Льюис Хэмильтон в этом показателе зачастую опережают Себастьяна. Не спешат возводить на вершину Феттеля и руководители команд, в прошлом году по итогам опроса признавшие Фернандо Алонсо лучшим гонщиком сезона. Поэтому пока немец явно не получает признания, пропорционального своим достижениям.
| |
Дело в том, что современная Формула 1 – это больше чем гонки по воскресеньям, это спортивное шоу, свой отдельный мир, за которым благодаря развитию интернета болельщики могут следить ежедневно и ежечасно. Интриги, переходы, слухи в новостных лентах и события в Twitter самих участников. Безусловно, глупо говорить, что именно это определяет популярность. Скорее, это просто позволяет стать ближе болельщикам к тому или иному гонщику. Фернандо Алонсо, к примеру, регулярно отвечает на вопросы в Twitter. Льюис Хэмильтон в своем микроблоге практически ежедневно рассказывает о своей внеформульной жизни, делится фотографиями. А что Себастьян Феттель? Немец не ведет Twitter, новостным лентам нечего о нем рассказывать кроме очередной победы и отрыве чемпионате, за семь лет в Формуле 1 он ни разу не был замечен в каких-либо скандалах между гонками. Себастьян приезжает на Гран При, полностью погружается в работу, а затем, по завершению, просто исчезает из поля зрения до следующего этапа. Поэтому при всей внешней открытости и лучезарности Феттель является довольно закрытым для болельщиков. Его просто невозможно представить гуляющим в паддоке с собакой, как это делает Льюис Хэмильтон, в окружении многочисленного количества друзей в боксах, или записывающим музыкальный альбом в студии. Он полностью отстранен от всего этого, сосредоточен исключительно на работе, и в 2011-м году признался, что даже присутствие любимой девушки Ханны рядом помешало бы.
| |
«Если бы моя девушка ездила со мной на Гран При, то я волновался бы за нее и постоянно интересовался: все ли у нее в порядке? Это очень бы мешало моей работе и отразилось бы на сконцентрированности. Вместо третьего места в квалификации я бы занимал пятое, то же самое касается и гонок. Поэтому я стараюсь не приглашать с собой кого-то, кто мне очень дорог, поскольку я хочу быть на 100% сосредоточенным на своей работе», - рассказал Феттель в одном из своих интервью.
Пожалуй, именно это высказывание как нельзя лучше отражает суть Себастьяна Феттеля. И во многом он был прав, когда на освистывание в Сингапуре ответил, что в то время, как остальные вечер пятницы проводят в бассейне, он и его команда продолжают работать. Это, конечно, задело многих соперников, которые не преминули раскритиковать Себастьяна. Но будто в доказательство его слов на Гран При Кореи можно было увидеть довольно интересную картину: в то время, как в первые полчаса первой практики в пятницу после установочных кругов большинство гонщиков сидели без дела в боксах, Себастьян Феттель уже выехал на трассу. Случайность? Скорее, работа не покладая рук, несмотря все достижения. Второго без первого быть просто не может, каким бы суперталантом не обладал гонщик.
| |
Проблема заключается в том, что вся эта напряженная работа и отдача на 100% могут быть просто не видны стороннему наблюдателю. Отсюда и все разговоры о «самовозке», легких поулах и победах. А если добавить к этому закрытость Себастьяна Феттеля, то в итоге мы и получим то, что имеем – непопулярность и как следствие освистывание. Сейчас у болельщиков может складываться впечатление, что гонщик, не имеющий харизмы, просто садится за руль и выигрывает все подряд, а затем радуется своему успеху как ребенок, демонстрируя в очередной раз всему миру указательный палец. На самом деле все это далеко не так просто…
Для примера, сколько гонок за последние три года выиграл второй пилот Red Bull Марк Уэббер, обладающий такой же машиной? Три против 24-х у Себастьяна Феттеля. Понятно, что машина может лучше подходить под стиль пилотирования немца и в целом выглядеть лучше. Но при этом не стоит сбрасывать со счетов его невероятную скорость и талант, которые опять же несколько принижены. Многие забывают невероятный дебют Себастьяна Феттеля на Гран При Турции 2006 в качестве резервного пилота BMW, когда сходу на второй практике он показал лучшее время, опередив на 0.728 сек. самого Михаэля Шумахера и на 1.650 сек. действующего чемпиона Фернандо Алонсо. Это результат позволил бы ему стартовать девятым. А ведь всего за два дня до этого он получил суперлицензию FIA. Через год на Гран При США на незнакомой трассе в Индианаполисе, выйдя на замену травмированному Роберту Кубице, он финишировал восьмым, а еще через семь гонок, уже за рулем болида Toro Rosso в дождевой гонке на Фудзи вышел в лидеры. Еще через год, в Монце, пришла сенсационная первая победа. Ну а с 2009 года после перехода в Red Bull началась его эпоха – вице-чемпионство и затем три титула подряд.
| |
Уже на ближайшем этапе в Сузуке Себастьян может досрочно завоевать свой четвертый титул, сравнявшись с Аленом Простом и опередив Айртона Сенну. Но, безусловно, даже несмотря на это, в один ряд с этими Великими гонщиками Себастьяна Феттеля, в первую очередь, болельщики пока ни за что не поставят. На данный момент признания его успехов нет. С другой стороны, Себастьяну в июле нынешнего исполнилось всего 26. По сути, это еще вчерашний мальчишка, и у него еще все впереди. Рано или поздно, с возрастом Себастьян выйдет этого замкнутого круга, когда если нет популярности, то нет признания успехов, и наоборот.
Но главное, что сейчас ему не в чем себя упрекнуть. Он все делает правильно, напряженно работает, и именно этот подход позволяет ему раз разом оказываться на вершине, становясь все ближе к рекордам Формулы 1, которые еще лет пять назад казались вечными. И это самое главное. Свист и нелюбовь болельщиков однажды уйдут в прошлое и забудутся, а достижения останутся навсегда.
Тэги: михаэль шумахер, монца, себастьян феттель, сингапур, формула 1