Современная Формула 1 – это смесь спорта и бизнеса, жесткий мир, где нет места сентиментальности. Времена джентльменов, когда все сделки закреплялись простым рукопожатием, остались далеко в прошлом. Тем не менее, определенные нормы морали и поведения никто не отменял, поскольку в противном случае чемпионат уже давно превратился бы в зверинец. Касается это, как отношений между командами, так и, в первую очередь, внутри самих коллективов.
| |
Будь то чемпионские Red Bull, Ferrari, McLaren или аутсайдеры Caterham и Marussia, у каждых есть свои устои и границы, которые нарушать одинаково недозволенно. Но есть и те, кто уже давно стоит особняком от всех остальных, и в последние несколько недель они лишь подтвердили свою обособленность. Речь идет, безусловно, о команде из Энстоуна, последние три года гордо именуемой Lotus. Но никакой исторической связи с легендарным коллективом Колина Чепмена, выигравшим в 60-х и 70-х годах семь Кубков конструкторов и шесть титулов в личном зачете, она подавно не имеет. Это абсолютно другая команда – созданная в начале 80-х как Toleman, затем выкупленная и переименованная в Benetton, а еще через некоторое время ставшая заводской Renault. Но дело не в названии и достижениях…
Так уж повелось исторически, что команда из Энстоуна зачастую относится к своим пилотам как к пустому месту. Скандальное увольнение Роберто Морено в 1991-м ради приглашения будущей звезды Михаэля Шумахера, завершившееся судом и выплатой компенсации в 500 тысяч долларов за досрочное расторжение контракта. Не менее некрасивая история с Ярно Трулли, которого после успешной первой половины сезона 2004 просто, мягко говоря, «слили» в угоду Фернандо Алонсо. Что уж говорить про ультиматум Нельсиньо Пике-младшему, который по указанию команды на Гран При Сингапура 2008 преднамеренно разбил машину. Конечно, тогда это можно было связать с политикой руководителя Флавио Бриаторе, для которого Формула 1 была чистым бизнесом. Но после того, как команда была выкуплена Genii Capital, а у руля встал француз Эрик Буллье, не изменилось ровным счетом ничего, а, может быть, даже стало и хуже.
Они собственноручно загубили карьеру Роберта Кубицы, на которого делали ставку и при этом, по непонятным причинам, допускали к участию в ралли, которое завершилось тяжелой аварией и травмами. Ник Хайдфельд, пришедший на замену поляку, был уволен посередине сезона, и заменен на Бруно Сенну, который также не задержался в команде. Наш Виталий Петров был «доведен до ручки» постоянной критикой, непонятной тактикой по ходу гонок, и после первого и единственного выпада в адрес команды после Гран При Абу-Даби 2011 лишился контракта на следующий год.
| |
Начиная с сезона 2012, ситуация вроде бы стабилизировалась – в команду пришел чемпион мира 2007 Кими Райкконен, который моментально закрепился в роли лидера. Напарником финна стал Роман Грожан, с завидной регулярностью колотивший свои и чужие машины, но в виде протекции Эрика Буллье имевший очень хорошую защиту. В 2013-м году француз добился хорошего прогресса, Кими Райкконен продолжал бороться за самые высокие места, как в гонках, так и в чемпионате. В кои-то веки баланс в команде из Энтоуна был найден. Однако идиллия получилась недолгой…
Слухи о том, что Кими Райкконен покинет Lotus по окончанию сезона циркулировали еще с начала лета. Не было никакого секрета в том, что финн ведет переговоры с Red Bull, и в Энстоуне не скрывали своих намерений сделать все возможное для того, чтобы продлить контракт.
«Команда выстроена вокруг Райкконена, у него есть машина, позволяющая побеждать – зачем ему переходить в Red Bull и бороться с Себастьяном Феттелем?», - заявил в июне Эрик Буллье.
Сомнений в статусе Кими Райкконена в Lotus не было, но в Сильверстоуне и Нюрбургринге команда еще раз его подчеркнула, в открытую попросив Романа Грожана пропустить напарника вперед.
Ну, а теперь перемотаем пленку на несколько месяцев вперед. 27 октября, последние круги Гран При Индии, Кими Райкконен на изношенных шинах сдерживает атаки Романа Грожана, который в среднем на две секунды быстрее.
Алан Пермейн, главный гоночный инженер Lotus: (по радио): «Кими, уберись, бл..ь, с дороги!»
Кими Райкконен: «Не ори, бл..ь, я уйду с дороги, когда у меня будет возможность, а не во время прохождения быстрого поворота».
Вот так изменилось отношение к пилоту, на которого еще несколько месяцев назад молилась вся команда. Нет, он так и не ушел в Red Bull, но и не остался в Lotus. Неожиданно для многих Кими Райкконен предпочел вернуться в Ferrari. В Энстоуне, естественно, болезненно восприняли эту новость. Но ведь Кими не был обязан оставаться там и дальше, и принял решение, которое посчитал для себя правильным. И как оказалось, решающим фактором стал отнюдь не только уровень и потенциал команды.
Выяснилось, что с начала сезона 2013 Кими Райкконен не получил ни евро за свои выступления, никаких бонусов за победу на Гран При Австралии, за семь подиумов. Абсолютно ничего! По слухам, задолженность составила 17 миллионов евро. При этом, каким-то образом в Lotus надеялись удержать Кими на следующий год, а после того как не смогли, начали демонстрировать неприязнь.
«Я думал, что Кими вернулся в Формулу 1 не из-за денег, но понятно, что на самом деле это оказалось не так, - заявил в конце сентября совладелец Lotus Жарар Лопес. - У него было все. Конкурентоспособная машина, поддержка, непревзойденный комфорт».
Худшего и придумать нельзя: не заплатить по контракту ни евро, а затем еще и критиковать. Видимо, в Lotus так и не поняли, что обижаться надо не им, а Райкконену. Достаточно привести пример поздравительной открытки от пресс-службы Lotus в Twitter на день рождения Кими 17 октября: финн получает тортом в лицо от своего будущего напарника по Ferrari Фернандо Алонсо.
В общем, ситуация сложилась парадоксальная и своего апогея она достигла в последних трех гонках. В Корее Романа Грожана во второй части дистанции несколько раз настойчиво призвали догнать и обогнать Кими Райкконена, хотя сам француз ответил, что это невозможно. В Индии все получилось еще хуже. Такой настрой Lotus против пока еще своего пилота, абсолютно необъясним. И ведь главное, что сам Кими, несмотря на подписанный контракт с Ferrari и отсутствие зарплаты, продолжал работать и не сказал при этом в адрес команды ничего плохого. Даже после перепалки с Аланом Пермейном он сохранил спокойствие.
Перед началом гоночного уик-энда в Абу-Даби появились слухи по поводу того, что Кими не выйдет на старт в оставшихся Гран При. Это намерение затем подтвердил сам финн, но главной причиной была ситуация с задолженностью, зашедшая в тупик. Однако Райкконен вышел на трассу, в очередной раз доказав свой профессионализм. Ну а Lotus в очередной раз продемонстрировала свое наплевательское отношение к нему, другого просто выражение просто нет. В субботу после квалификации стюарды аннулировали результат Кими из-за того, что днище на его болиде не прошло тест на гибкость. Примечательно, что на Гран При Венгрии с подобными проблемами столкнулся Роман Грожан, но тогда представители команды убедили стюардов в том, что причиной этого стало повреждения при атаке поребриков, и наказания удалось избежать. В этот раз доводы Lotus не сработали. Впрочем, стюардам было виднее. Но почему на следующий день вместо того, чтобы забрать машину из закрытого парка и сменить настройки, сделав ставку на гонку, и стартовать с пит-лейн, в команде просто решили начать заезд с последнего места? Год назад на Гран При Абу-Даби в такой же ситуации в Red Bull выбрали для Себастьяна Феттеля первое и не прогадали – немец прорвался на третье место. Да, конечно, вряд ли болид Кими позволил бы повторить такой прорыв, но, по крайней мере, удалось бы избежать происшествия на первом круге, в результате которого гонка для Кими была закончена, едва начавшись. Случайно или нет, но в Lotus вновь «оказали» хорошую услугу Райкконену.
| |
Единственным позитивным моментом в этой крайне противоречивой ситуации является то, что до конца сезона осталось две гонки, и после этого в истории, которая так красиво начиналась, будет поставлена большая и жирная точка. В Lotus якобы обещают погасить всю задолженность, но вряд ли это теперь изменит общую картину. Такое отношение команды к гонщику не забывается, и, наверняка, тому, кто займет место чемпиона мира 2007 в следующем году, придется очень непросто с точки зрения работы. Ну, а Кими Райкконен в следующем году возвращается в большую и дружную семью Ferrari. В 2009-м он ушел оттуда при не самых лучших обстоятельствах, но Scuderia никогда не позволяла себе того, что позволяет команда из Энстоуна, да и с точки зрения финансов проблем возникнуть не должно.
Будем надеяться, что в двух оставшихся гонках в Остине и Интерлагосе Кими Райкконен еще громко хлопнет дверью перед уходом из Lotus. С другой стороны, вряд ли команда из Энстоуна это оценит, если уж она так быстро забыла эти успешные полтора сезона.