В конце сезона «Большой цирк» ежегодно отправляется в гастроли по странам за пределами Европы. Пятнадцатым пунктом в календаре чемпионата-2007 значился Гран При Японии на трассе «Фудзи Спидвей». И хотя этот Гран При не стал дебютом трассы Фудзи в Формуле-1, тем не менее трасса для современной эпохи Ф-1 была в новинку, к тому же она серьезно отличается от той, старой Фудзи.
Что меня радовало в преддверии японского Гран При – это то, что Льюис Хэмилтон не мог никоим образом завоевать чемпионский титул уже в Японии. Почему? Хотелось, чтобы кое-кто из новоявленных пророков получил хороший щелчок по носу. Сейчас в Великобритании издается немалое число книг, посвященных Хэмилтону. В одной из этих книг – биографии талантливейшего новичка, - анонсированной в конце лета, в предисловии было написано, что Льюис Хэмилтон стал первым дебютантом Больших призов, которому удалось завоевать чемпионский титул в своем первом сезоне, и сделал это он в Японии. Отмечу, что сказано это было еще летом! Однако на самом деле Льюис не мог досрочно стать чемпионом уже на трассе Фудзи, и это должно стать хорошим уроком новоявленным британским прогнозистам.
Вернемся, однако, на трассу Фудзи. В этот уик-энд мы увидели, что «новый старый» японский автодром имеет две положительные особенности, не считая широко разрекламированной современной инфраструктуры. Во-первых, это сверхдлинная полуторакилометровая стартовая прямая, которая по длине превышает все известные в Ф-1 аналоги. Во-вторых, красивейшие пейзажи, обрамляющие «Фудзи Спидвей». Впрочем, эти пейзажи имеют и еще одну особенность. Трасса Фудзи расположена в горном районе, у подножия Той Самой Горы, и этот горный ландшафт создает особый микроклимат. Здесь очень вероятны дожди, они могут пойти, когда угодно, и это делает трассу Фудзи одной из самых «дождевых» трасс в календаре Ф-1. Знающие люди вообще говорят, что здесь ни один гоночный уик-энд не обходится без того, чтобы хотя бы в один день ни пошел дождь.
В этот уик-энд дождь вообще лил каждый день, в окрестностях стоял приличный туман, и именно эта мокрота, эта влажность стала определяющей в Гран При Японии 2007 года.
Квалификация прошла по мокрой трассе, после того, как утренние субботние тренировки были и вовсе отменены из-за очень густого тумана. В квалификационных заездах на трассе Фудзи на поул-позишн в равной степени претендовала вся ведущая четверка, два «МакЛарена» и две «Феррари», силы обеих команд на мокрой трассе были примерно равны, и борьба была очень плотной. Тем не менее, успех был на стороне «серебряных». Льюис Хэмилтон завоевал поул-позишн, Фернандо Алонсо был вторым. Пилоты «Феррари» были очень близки к победе в квалификации, но Кими Райкконен в итоге был третьим, а Фелипе Масса – четвертым. Таким образом, в совершенно равной борьбе «МакЛарену» удалось полностью занять первый ряд стартового поля. При этом Льюис Хэмилтон выиграл поул в очень сложных погодных условиях, и без того выдерживая колоссальный для дебютанта прессинг. Победа в квалификации на незнакомой трассе Фудзи в сложных погодных условиях – еще один выдающийся успех Льюиса в его дебютном сезоне.
Квалификация в дождевых условиях – это всегда шанс на сюрприз, возможность кому-то разрушить привычные ряды фаворитов. Это всегда шанс на неожиданность. И если первая четверка неизменно боролась между собой, то в остальной части пелетона неожиданности были, и немалые. Дженсон Баттон квалифицировался с седьмым временем, порадовав лучшим квалификационным результатом в году свою команду на ее домашнем этапе. Между прочим, результат Дженсона был лучшим среди всех пилотов японских команд, и «Хонды», и «Тойоты», и «СуперАгури». А ведь «Хонда» в этот раз играла на поле «Тойоты»! Результат Дженса действительно был очень хорош для этого тяжело складывающегося сезона «Хонды», при том, что ожидалось, что в Фудзи «Хонда» не сможет поехать быстро. Но не Баттон был главным сюрпризом квалификации. Им стал юный немецкий пилот Себастьян Феттель, просто потрясший всех. Себастьян квалифицировался на девятом месте, позволив своей команде «Торо Россо» впервые в сезоне пробиться в Top-10 квалификации! Это действительно сенсация квалификации в Фудзи!
Впрочем, квалификация квалификацией, это лишь прелюдия, а гонка гонкой. И если квалификация в Фудзи порадовала напряженной борьбой на мокрой трассе, то гонка была по-настоящему… необычной. Гран При на трассе Фудзи был и невыносимо скучным, долго тянущимся, но он был и по-настоящему напряженным, захватывающим, нервным. У этой гонки было несколько разных фаз, совершенно разных, со своим ритмом и содержанием. И эта гонка продолжалась все максимально отведенные два часа, в которые при этом вместились все положенные 67 кругов.
В воскресенье на трассу лил дождь. Лил дождь, а окрестные вершины гор скрылись за густыми облаками тумана. В таких условиях начиналась гонка за Гран При Японии, и эти условия затем несильно изменились. Гонка на трассе Фудзи была мокрой от старта и до самого финиша.
На старте было очень мокро, и дирекция гонки приняла решение дать старт за машиной безопасности. Гонщики стартовали за сейфти-каром, но он продолжал водить пелетон круг за кругом, круг за кругом… Гонка в режиме нейтрализации… Да, было очень мокро, а видимость была практически нулевой – это все равно, что пытаться что-то разглядеть, падая в водопаде. Единственный, кому было еще что-то видно – это лидер Гран При Льюис Хэмилтон. Ему мешали только брызги от пейс-кара, которые значительно меньше шлейфа от болида Ф-1, да те, которые поднимались передними колесами его «МакЛарена».
Было очень мокро, но такая гонка за машиной безопасности, в режиме желтых флагов, когда никто не имеет права обгонять, смотрелась очень странно. И это продолжалось очень долго. Было впечатление, что гонщики так и финишируют за пейс-каром. В конце концов, история знает немало гонок, проходивших в по-настоящему тяжелейших условиях, и это были великие гонки. Но дирекция гонки не хотела рисковать большим количеством сходов и аварий. Ее тоже можно понять.
К этому моменту, несмотря на нахождение на трассе сейфти-кара команда «Феррари» уже не претендовала на победу в Гран При. Пилоты «Скудерии» стартовали на промежуточных шинах, чего в этих условиях явно было недостаточно, и вскоре покинули головку пелетона, отправившись в боксы за дождевой резиной. И это было только начало! По ходу дистанции японского Гран При гонщики «Скудерии» совершили просто невообразимое количество пит-стопов (Райкконен – 3, Масса и вовсе 4, хотя большинство останавливалось вообще один раз), что каждый раз отбрасывало их назад, и побороться за победу у них шансов практически не было.
Наконец дождь ослабел, и пейс-кар покинул трассу. Гонка наконец началась по-настоящему, после 40 минут монотонного наматывания кругов в режиме желтых флагов. Хотя, судя по картинкам с бортовых камер, гонщикам по-прежнему толком ничего не было видно. На рестарте Хэмилтон и Алонсо жестко «потолкались» между собой, хотя до контактов дело не дошло, чего многие опасались. Но Льюис явно дал понять, что церемониться он не намерен.
Хэмилтон выиграл рестарт, и лидировал с преимуществом в полторы секунды над Алонсо. Это было как раз расстояние, на которое выбрасывался водяной шлейф из под колес «МакЛарена» Льюиса. Позади двух «серебряных стрел» шла интересная борьба, в которой в равной степени участвовали и завсегдатаи очковой восьмерки, и гонщики, преподнесшие сюрприз, как тот же Феттель.
Это была тяжелая гонка, как и все, проходящие в подобных условиях. Нелегко пришлось даже Льюису, который большую часть дистанции все-таки лидировал, а значит ехал по более-менее чистой трассе. Тем не менее, после своего пит-стопа Хэмилтон попал в «толпу», и не смог избежать контакта с Робертом Кубицей, явно переоценившим свои возможности. Оба болида развернуло и выбросило с трассы, но, к счастью для обоих, они не получили повреждений, которые могли помешать продолжить гонку. И Льюис вернулся на трассу, хотя и пережил несколько неприятнейших мгновений.
Его партнеру по команде, Фернандо Алонсо приходилось сложнее. Он шел позади Льюиса, и после своего пит-стопа откатился дальше вглубь пелетона, чем Хэмилтон. Фернандо пришлось немало побороться в плотном трафике, пришлось обгонять, что было очень сложно в условиях практически нулевой видимости. Но Фернандо продолжал бороться. Он не имел права оставить борьбу, ведь его главный соперник был впереди, и ему нельзя было дать шанс оторваться. Алонсо должен был преследовать Хэмилтона по пятам, должен был сокращать потери…
У Фернандо была красивая дуэль с Кими Райкконеном, также претендентом на чемпионский титул и пилотом, которому пришлось в этот день прорываться из самого хвоста пелетона после пит-стопа в самом начале дистанции. Это смотрелось красиво, но осталось ощущение недосказанности – Кими в очередной раз свернул на пит-лейн.
Алонсо же оставался на трассе, продолжал атаковать. Увы, недолго. В какой-то момент «МакЛарен» Фернандо сорвало с мокрой трассы, и жестко ударило об отбойник…
Увы, ни одной камере не удалось полностью заснять этот эпизод, поэтому нельзя точно сказать, что там произошло. Но факт остается фактом – то, что мы видели. Серебристый болид жестко ударился задней частью об стенку, после чего вместе с обломками вновь вылетел на полотно трассы, где и застыл в безмолвии. Так резко проходит черта между гонкой и сходом, между борьбой и ее окончанием. Это гонки.
К счастью, с Алонсо все было в порядке, и через некоторое время он самостоятельно покинул кокпит. Но надо было видеть лицо Нандо, когда он стоял на обочине трассы, за забором. Это была красноречивая картинка! Фернандо прекрасно понимал, что произошло с его шансами на чемпионский титул в этот злополучный момент! Но таковы гонки.
Болид Алонсо стоял в опасном месте, на трассе было немало обломков, и дирекция гонки вновь выпускает пейс-кар… Это была нервная гонка, очень нервная. Вот еще одно доказательство: проводивший прекрасную гонку Себастьян Феттель под пейс-каром врезался в проводившего не менее прекрасную гонку Марка Уэббера, что привело к сходу обоих пилотов «дружественных» команд. На момент столкновения Феттель занимал третье место, а Уэббер – второе! И это произошло во время нахождения на трассе сейфти-кара!
Рестарт вновь был выигран Льюисом Хэмилтоном в очень уверенном стиле. Далее Льюис только отрывался, контролируя ситуацию. Его проблемы остались позади, такие, как опасное столкновение с Кубицей, и хотя пилотирование болида по мокрой трассе само по себе является большой проблемой, хотя сам Льюис сказал, что «эта гонка все продолжалась и никак не хотела кончаться», путь Льюиса был чист. Проблем больше не возникло, дорога Хэмилтона к победе была открыта.
Перед финишем красивую борьбу за второе место вели Хейкки Ковалайнен и Кими Райкконен, два финна. Кими прорвался вперед, он совершил в этой гонке немало обгонов, он был быстрее, но и Хейкки проводил отличный Гран При. Красивая, захватывающая дуэль. Более быстрый Кими атаковал, но Хейкки превосходно держал оборону. И так продолжалось до самого финиша. Это была по-настоящему джентльменская дуэль! Но то, что учинили Масса и Кубица! Роберт в этот день был настроен очень по-боевому, и даже проезд по пит-лейну за необязательное столкновение с Хэмилтоном не остудил его пыл. Эта схватка за шестое место между Фелипе и Робертом, которая продолжалась весь последний круг! Это была не дуэль, это была настоящая драка! Разве что дело не доходило до борьбы борт в борт. Они по очереди выходили вперед, то в одном повороте, то в другом, то один, то другой съезжал за пределы дорожного полотна, но каждый раз возвращался на трассу, возвращался в борьбу! Они перекрывали друг другу траектории, выдавливали друг друга с трассы! И они бились так до самого клетчатого флага! Масса оказался впереди.
Итог Гран При – Льюис Хэмилтон одержал очередную превосходную победу. Первую в подобных сложнейших условиях, и от того еще более ценную. Еще более ценную от последствий, которые она несет для хода чемпионата. Возможно, самую ценную свою победу по ходу этого, дебютного своего сезона в Формуле-1.
На подиуме Льюис находился в окружении двух финнов, один из которых – счастливый Хейкки Ковалайнен, - только что добился своего лучшего результата в Ф-1. Другой – Кими Райкконен, - как обычно был немного мрачноват.
В очках финишировали: Дэвид Култхард на четвертом месте – лучший результат в сезоне, Джанкарло Физикелла на пятом, Фелипе Масса на шестом, Роберт Кубица на седьмом и Витантонио Лиуцци на восьмом – первые очки «Торо Россо» в сезоне.
После Гран При Японии положение в чемпионате мира следующее. Льюис Хэмилтон – безусловный лидер со 107 очками. Фернандо Алонсо проигрывает Льюису 12 очков, Кими Райкконен – 17 очков. Фелипе Масса уступает Хэмилтону более 20 очков и теряет даже математические шансы на выигрыш чемпионского звания, официально выбывая из числа претендентов. На деле это означает, что за два этапа до конца сезона Льюис Хэмилтон почти выиграл чемпионский титул. Почти. Уже на следующей неделе, во время Гран При Китая в Шанхае Хэмилтон может стать чемпионом мира, уже без приставок «почти», окончательно и официально. Если его соперники не хотят досрочной коронации Льюиса в Шанхае, они должны, просто обязаны отыгрываться.
30.09.07
Тэги: дэвид култхард, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, ред булл, рено, себастьян феттель, торо россо, ф1, фернандо алонсо, феррари, фудзи, хейкки ковалайнен, япония