Итак, этот длинный, этот нервный, этот просто захватывающий чемпионат подошел к концу. Семнадцатый и заключительный этап сезона Формулы-1 2007 года прошел в Бразилии на трассе «Интерлагос». Этот день, 21 октября 2007 года, когда состоялась гонка за Гран При Бразилии безусловно войдет в историю Больших призов, как один из самых удивительных дней. Ведь то, что произошло в Сан-Паулу, было просто потрясающе!
Конечно, в преддверии бразильского Гран При было немало новостей, на гонке ожидалось немало борьбы во всех частях пелетона. Одной из таких новостей было, например, известие о том, что Александр Вурц, не сумев договориться ни с одной командой о продолжении карьеры в Ф-1 на следующий сезон, решил окончательно завершить свою карьеру в Больших призах, не дожидаясь гонки на «Интерлагосе». В Сан-Паулу в составе «Уильямса» опытнейшего австрийца заменил японец Казуки Накаджима – лучший новичок недавно завершившегося сезона в GP2 и сын знаментого Сатору Накаджимы, гонявшегося в первой Формуле в 80-х годах прошлого века. Таким образом, у нас появился еще один дебютант Ф-1 2007 года. Но все эти события были, конечно, в тени, в тени главного, в тени схватки за титул чемпиона мира. «Интерлагос» должен был определить имя нового чемпиона мира. Станет ли Льюис Хэмилтон первым чемпионом мира – дебютантом в Ф-1, а также самым молодым чемпионом мира в истории гонок Гран При, станет ли Фернандо Алонсо трехкратным чемпионом мира, причем третьим пилотом в истории, выигравшим три титула подряд – после Хуана Мануэля Фанхио и Михаэля Шумахера, а также вторым в истории пилотом после Фанхио, сумевшим выиграть два титула подряд, сменив команду, станет ли наконец чемпионом мира Кими Райкконен, которого преследовало столько невезения. На все эти вопросы ответ должен был дать бразильский «Интерлагос», и ответ мог быть только один.
На пресс-конференцию в четверг были приглашены эти трое – претенденты на титул, а также Фелипе Масса – пилот, уже потерявший шансы на чемпионское звание, но могущий сыграть важную роль в итоговом распределении мест, выступая за одну из сильнейших команд и будучи напарником одного из претендентов. К тому же Фелипе – просто местный парень, который вдобавок в прошлом году стал первым бразильцем, сумевшим победить в домашнем Гран При после Айртона Сенны. Что удивляло на пресс-конференции – это дружеский обмен шуточками между Алонсо и Хэмилтоном. Такое впечатление, что у этих двух и не было позади тяжелейшего сезона, который сделал их чуть ли не врагами.
На квалификации за поул-позишн боролась все та же четверка, две «Феррари» и два «МакЛарена». Они никого – ни «БМВ», ни «Рено», ни кого бы то ни было еще, не подпустили в свой узкий круг, в свою разборку. Обе команды выглядели практически равными. «Бриджстоун» предоставил на Гран При Бразилии две самых мягких спецификации покрышек – Soft и SuperSoft, - у «Скудерии» в этом году уже были некоторые проблемы при работе с такими типами резины (в Монако и Канаде), но они, похоже, остались в прошлом. Под занавес квалификации Фелипе Масса прошел великолепный круг, который позволил ему занять промежуточную поул-позишн. Следующий круг – заключительный, - был немного хуже, но предыдущей попытки хватило Фелипе для итогового поула, как показали результаты его соперников. Это было потрясающе – когда стало ясно, что Масса стартует с поула, толпа на трибунах взревела в восторге, перекрывая шум двигателей болидов, еще остающихся в тот момент на трассе! Бразильская торсида грохотала как на футболе, но здесь же такой громкий шум моторов! Как можно было его перекричать?!
Заключительная попытка Льюиса Хэмилтона принесла ему второй результат – англичанин сместил Кими Райкконена на третью позицию. Перед этим Льюис, выезжая из боксов, помешал Кими, находящемуся на быстром круге, но я верю – он этого не хотел делать. Четвертым же оказался Фернандо Алонсо – уступив всем своим главным соперникам, уступив партнеру Хэмилтону, уступив претенденту на титул Райкконену и уступив местному парню Массе. Алонсо проиграл им всем – а это, отметим, случилось уже не в первый раз в сезоне, - и заявил после квалификации, что титул им уже проигран. Что ж, ситуация и вправду была для Алонсо непростой, ведь ему надо было обгонять пилотов, стартующих впереди, но, откровенно говоря, это нытье Фернандо уже надоело!
Что касается других «соискателей» - Льюис полностью излучал оптимизм, что для него обычно, несмотря на свалившийся на него огромный прессинг, - ведь он по-прежнему сохранял ситуацию под контролем. Кими же был спокоен, и собирался бороться за победу. «Надо выигрывать гонку, а очки посчитаем потом», - основной лейтмотив действий Кими в этом году. И самый правильный.
Квалификация – лишь прелюдия, лишь пролог. Она лишь определяет возможное начало дальнейших событий. Главное – это гонка, и гонка 21 октября должна была решить судьбу чемпионского звания в 2007 году. Возможно, самая захватывающая концовка за последние 20 лет. Одна из самых захватывающих – совершенно определенно!
Старт. Огни погасли, пелетон сорвался с места. Началось! Все предстартовые волнения остались в прошлом, теперь до определения чемпиона мира оставался 71 круг по «Интерлагосу».
Масса стартовал безупречно и… очень хитро, очень искусно, просто виртуозно! Он выиграл старт, опередив Хэмилтона, но тотчас же сместился в сторону Льюиса, закрыв свободный путь юному англичанину. Хэмилтону оставалось лишь созерцать заднее антикрыло «Феррари». В этот момент Кими Райкконен стартовал великолепно, мгновенно сорвавшись с места, Фелипе освободил ему траекторию впереди, и Кими по внешнему радиусу на входе в «эску» Сенны прошел Хэмилтона. Кими немного прессинговал и Фелипе, но было ясно, что бразилец сохранит лидирующую позицию. Главное заключалось в том, что две «Феррари» возглавили гонку.
Льюис немного растерялся на старте. Неожиданно оказавшийся впереди него Масса, Райкконен, пробравшийся по внешнему радиусу – все это слегка озадачило Хэмилтона. И этим моментом замешательства воспользовался «старый лис» Фернандо Алонсо, съевший собаку на схватках за чемпионский титул. Нандо также стартовал безупречно, и он протиснулся внутрь первого поворота, там, где трасса уходит вниз. Льюис не ожидал атаки партнера по внутреннему радиусу, немного сместился наружу, и уже в «Курве де Соль» - Солнечном повороте, - Алонсо вышел вперед. Хэмилтон откатился на четвертое место… И это было нормально, потому что позволяло Льюису сохранять контроль над ситуацией. Но юношеская горячность дала о себе знать. Раздраженный Хэмилтон зачем-то полез в атаку в конце задней прямой Reta Oposta, на входе в поворот «Субида ду Лаго», он атаковал Фернандо Алонсо, занимающего оптимальную траекторию. И то, что Хэмилтон атаковал по внешнему радиусу, то, что он был слишком быстр на входе и то, что Алонсо сместился, защищая позицию, привело к тому, что Льюис отправился в прогулку по обочине. Многие люди выдохнули в ужасе в этот момент. Во всем мире… Зачем он это сделал? Это можно объяснить только инстинктами.
К счастью, Льюису Хэмилтону удалось благополучно вернуться на трассу. Он потерял ряд позиций, но машина не была повреждена и позволяла атаковать. И теперь Льюису приходилось атаковать. А «красный экспресс» - Масса и Райкконен, - уходил вперед, преследуемый «серебряной стрелой» Фернандо Алонсо.
Льюис атаковал, и он опередил нескольких пилотов, в том числе Ника Хайдфельда на трассе. Он вышел на пятое место, и оно позволяло ему вновь держать чемпионат под контролем. Контролем зыбким, неустойчивым, но под контролем. В этой ситуации именно он должен был становиться чемпионом, он, а не Алонсо и не Райкконен, даже учитывая то, что с обгоном Массы у Кими вряд ли возникли бы трудности. Но у Хэмилтона вновь возникли проблемы…
Болид внезапно потерял скорость. «МакЛарен» Льюиса еле-еле полз по трассе, в то время как мимо проносились соперники… В этот момент стало ясно, что Хэмилтон потерял чемпионат. Две подряд неудачи – это поражение в схватке за чемпионский титул. Льюис пытался вернуть каким-то образом болиду скорость, пытался. Но в это не верилось. Казалось, сейчас Хэмилтон запаркуется на обочине или вернется в боксы, и это станет окончанием его надежд. Но к машине вернулась скорость! И Льюис вновь поехал в нормальном темпе! Но где он был в этот момент!..
Льюис Хэмилтон откатился за пределы первой десятки, и теперь ему надо было обгонять десяток пилотов, чтобы вернуться в борьбу за титул. Но лучше бороться, чем смириться с поражением. Льюису сменили тактику. Второй отрезок он проводил на более мягкой резине, дозаправка была очень короткой, и стало ясно, что Хэмилтона перевели на тактику трех пит-стопов. Льюис должен был постоянно атаковать на более легкой машине, в этом был его шанс. Все лидеры при этом находились на тактике двух пит-стопов, причем два первых отрезка дистанции проходили на более жестком типе резины, ставя SuperSoft лишь на заключительную часть гонки. Скорее всего, такая же тактика была изначально и у Хэмилтона.
Льюис Хэмилтон догонял и обгонял соперников, буквально разрывая их, а соперники один за другим сходили. Скатились на обочину Марк Уэббер и Дженсон Баттон, задымил сгоревшим двигателем Рубенс Баррикелло, заставив поволноваться за состояние трассы. Случались и другие инциденты, как тот, к которому привела неопытность Казуки Накаджимы. Японец не рассчитал свою скорость и дистанцию при въезде на площадку перед боксами и сбил двух механиков. Впрочем, это не имело ни малейшего отношения к Льюису Хэмилтону и его местоположению на трассе.
Впереди же две «Феррари» отрывались, причем Фелипе Масса стабильно ехал в паре секунд впереди Кими Райкконена. Алонсо не смог удерживать фантастический темп пилотов «Скудерии» и отставал все больше и больше. Более того, в какой-то момент его опередил на трассе Роберт Кубица, совершивший блестящую атаку на входе в первый поворот! И если до этого момента именно Алонсо математически становился чемпионом, то, откатившись на четвертую позицию, он терял шансы. Впрочем, оказалось, что у Роберта было запланировано на одну остановку в боксах больше, поэтому он и смог атаковать «МакЛарен», располагая более легкой машиной, но беспомощность Фернандо относительно «Феррари» была красноречива.
Две «Феррари» разделались с Алонсо и теперь решали спор за победу между собой. Масса, как и в первый раз, ушел на второй пит-стоп первым, уступив лидерство Райкконену. Кими взвинтил темп и атаковал круг за кругом. Если первые пит-стопы пилоты «Скудерии» провели с разницей в один круг, то теперь Кими удалось оставаться на трассе значительно дольше. И все эти круги он атаковал и атаковал. Наконец Райкконен устремился в боксы, совершил свой заключительный пит-стоп, рванул с места. На стартовую прямую в этот момент врывался Фелипе Масса, пилоты «Феррари» практически параллельно ехали по трассе и по пит-лейну, но на выезде из боксов, на задней прямой впереди оказался Райкконен. Он все сделал для этого, он приложил к этому все силы, и теперь он заслуженно лидировал в Гран При.
После того, как Кими вышел в лидеры гонки, Фернандо Алонсо уже не хватало третьего места для завоевания титула. Но он отставал от пары «Феррари» на 40 секунд, и мог надеяться только на сход одного из пилотов «Скудерии». Незавидная ситуация. В то же время Льюису Хэмилтону требовалось теперь финишировать пятым, только таким образом он мог завоевать чемпионское звание, которое, казалось, уже было в его руках (казалось в Японии после финиша, казалось в Китае по ходу гонки, наконец казалось в Бразилии перед стартом). Льюис совершил все свои пит-стопы, Льюис увереннейшим образом прошел Дэвида Култхарда, вышел на восьмое место, но ему надо было обогнать еще троих. И до них было далеко. Роберт Кубица, Ник Хайдфельд, Нико Росберг и Ярно Трулли в азартнейшей схватке боролись за четвертое место в гонке, эта борьба была украшением Гран При, но она была в глухой тени чемпионской интриги. Хэмилтону надо было быть среди этих пилотов, надо было в лихой схватке решить свою судьбу, опередив соперников или, возможно, столкнувшись с одним из них и сойдя с трассы, но Льюис, увы, был слишком далеко. И, как это ни цинично, надеяться теперь он мог только на столкновение кого-то из вышеперечисленных пилотов.
Ярно Трулли неожиданно ушел на еще один пит-стоп, Льюис Хэмилтон вышел на седьмое место, но ему надо было обгонять еще двоих. И эти двое были далеко впереди, а Хэмилтон уже на круг отставал от пары лидирующих «Феррари». Это была та ситуация, когда mission impossible, пусть Льюис и был быстр в этот день.
А две «Феррари» атаковали, атаковали, неслись быстрее всех по «Интерлагосу», стремительно приближаясь к финишу. В этот момент так и хотелось сказать Кими Райкконену, установившему очередной лучший круг в гонке: «Успокойся, не спали мотор, ты почти чемпион!» Но Кими продолжал атаковать! Судьба была к нему благосклонна в этот день, к человеку, который ценит только скорость, для которого ценны только победы, который всегда борется только за победу в гонке, а очки считает потом. И этот человек – Мастер Скорости, настоящий Летучий Финн, - в блестящем стиле, атакуя на полной скорости пересек финишную линию под отмашку клетчатым флагом. Кими Райкконен – победитель Гран При Бразилии и чемпион мира 2007 года!
Кими – победитель, Фелипе Масса – второй. Дубль «Скудерии Феррари»! Блестящая командная работа! Без этого парня, без Фелипе Райкконену не быть чемпионом, но невозможное, то, во что поверить было слишком трудно, произошло в реальности. Масса блестяще выступает в «Интерлагосе» (также блестяще, как только в «Истанбул Парке»), и его работа, его второе место в этот день позволили «Феррари» выиграть личный титул чемпиона мира. Для своих трибун Фелипе был в этот день тоже победителем! И это правда, он выступил блестяще, и в нужный момент немного отступил в тень. Кими Райкконен становится чемпионом в составе «Феррари», первым после великого Михаэля Шумахера, а до этого чемпионом Ф-1 в составе «Скудерии» - страшно подумать, - был еще Джоди Шектер в далеком 1979 году. В какой ряд вписал себя Кими Райкконен, своей скоростью разрушивший свое невезение!
Фернандо Алонсо финишировал третьим. Это было поражение Нандо и поражение «МакЛарена», полностью уступившего «Феррари» на асфальте «Интерлагоса». Уступая в скорости сложно бороться за победу, а «МакЛарен» не обеспечил себя настолько значительным превосходством, чтобы позволить себе уступать в скорости. Фернандо Алонсо остается лишь с грустью констатировать завершение не самого веселого для него сезона.
Нико Росберг финиширует четвертым, Роберт Кубица – пятым, Ник Хайдфельд – шестым, Льюис Хэмилтон – седьмым, Ярно Трулли – восьмым. Льюис Хэмилтон завоевывает столько же очков, что и Фернандо Алонсо и опережает его в чемпионате лишь за счет дополнительных показателей. Но это второе место – поражение для Льюиса, как бы дико это ни звучало, скажи кто такое перед стартом дебютного сезона Хэмилтона. Льюис не смог стать первым дебютантом – чемпионом мира, когда все, казалось, уже было в его руках. Ничего страшного! Льюис Хэмилтон получил огромный опыт, получил крепкую закалку, и в следующий раз он уже не совершит таких ошибок. Проиграв свой первый чемпионат, выиграть который было столь реально, за последующие шансы Льюис станет хвататься зубами.
Остается лишь констатировать, что в итоге победа осталась за пилотом той команды, которая действительно была командой, которая обеспечила эффективную командную работу на победу. Проиграли же те, в чьих рядах был раздор. И Луке ди Монтедземоло уже не придется сетовать на несправедливое решение Всемирного Совета по автоспорту.
Гран При Бразилии финишировал, финишировал и гоночный сезон 2007 года. Впереди нас ждет немало интересного, жизнь на этом не заканчивается, а пока – осмыслим важные итоги на этой вехе истории Формулы-1. Ликуй Италия, ликуй Финляндия!
Фантастический, потрясающий чемпионат мира завершился! В нем было разное, в нем было все. Однако скандалы были лишь острым соусом для этого блюда. Главным вкусом стала борьба людей, борьба пилотов, на трассе и за ее пределами. Определяющими были поступки людей, и кто из них на что наработал, то в конце и получил. До новых встреч на трассах Больших призов!
21.10.07
Тэги: бразилия, интерлагос, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, сан-паулу, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари