Одно из самых отрадных событий сезона 2007 года в Формуле-1 – это возвращение в календарь чемпионата мира бельгийского Гран При на потрясающей трассе Спа-Франкошам. Спа – фантастический монумент мира Больших призов, и чемпионату без гонки в Арденнах чего-то не хватало. После реконструкции, которая немного изменила конфигурацию трассы, но ничуть не изменила ее характера, который по-прежнему является одним из главных вызовов в сезоне, Спа вернулась в календарь Ф-1. Вернулась с новым комплексом боксов, с новым паддоком, глядя на который ясно, что эту гонку никто выбросить из календаря уже не посмеет. Просто не найдет повода придраться. Ведь раньше легендарности трассы Спа «доброжелатели» противопоставляли ее устаревшую инфраструктуру…
Жаль, но этому без преувеличения грандиозному событию не удавалось уделить столько внимания, сколько оно заслуживало. Все дело в том, что внимание всего Большого цирка было устремлено немного в другую сторону, чем арденнские холмы. Уик-энд Гран При Бельгии фактически начинался в четверг 13 сентября в Париже. На заседании Всемирного Совета по автоспорту по делу о шпионском скандале. Ох уж этот шпионский скандал! Чемпионат 2007 года получился и так довольно скандальным, но дело о шпионаже превзошло все мыслимые пределы! Естественно, что, даже находясь в Спа, среди гор и лесов, на лучшей трассе мира, все разговоры велись в основном о суде в Париже. О сенсационной дисквалификации команды «МакЛарен» в Кубке конструкторов. Мои мысли, мои эмоции сразу по оглашении результатов Всемирного Совета вы можете прочесть сразу после обзора Гран При. Дело это очень, очень грязное. Сейчас, с обнародованием новых фактов по этому делу, понимаешь, что без наказания, серьезного наказания здесь было не обойтись. Многие считают наказание команды «МакЛарен» справедливым. Я все же считаю, что можно было обойтись чем-то одним – либо огромным денежным штрафом, либо дисквалификацией в Кубке конструкторов. И то, и другое – очень весомые санкции. Но арбитры предпочли вариант с двойным наказанием. Кто-то говорил о куда более серьезных санкциях в виде исключения из чемпионата на два года – но, согласитесь, с точки зрения интересов спорта, с точки зрения интересов чемпионата мира Ф-1 – это просто абсурдно. С исключением из Кубка конструкторов результатов одной из двух сильнейших команд вопрос об итогах командного зачета фактически закрыт. Обладатель Кубка конструкторов 2007 года де-факто известен, пусть еще и неофициально. Все. Надеюсь на этом мы этот вопрос закроем, и не будем вспоминать о намозолившем всем и вся деле. Главное в Формуле-1 – это личный титул чемпиона мира. Последние гонки этого года будут посвящены решению этого вопроса. Кубок конструкторов имеет второстепенное значение, пусть он весом и в спортивном плане, и в плане командных бонусов. Но для истории главное – чемпион мира.
Перейдем теперь непосредственно к спорту, к тому, что происходило на трассе. Еще в пятницу, на свободных тренировках «МакЛарен» показывал отличные результаты, но в субботу стало ясно, что на этот раз перевес будет на стороне «Скудерии Феррари». На квалификации, которая проходила посуху, как и все предыдущие тренировки (что для Спа довольно удивительно), преимущество «Феррари» перед «МакЛареном» было достаточно убедительным. Пилоты «Скудерии» в итоге и разыграли между собой поул. Фелипе Масса в последней попытке совершил небольшую помарку, Кими Райкконен же был безупречен и завоевал третий в сезоне поул-позишн. Масса оказался вторым. Итак, на этот раз первый ряд был полностью «красным». Напомню, в Монце первый ряд полностью оккупировали «МакЛарены». «Серебряные» на этот раз довольствовались местами во втором ряду, причем Фернандо Алонсо в очередной раз опередил в квалификации своего юного талантливейшего напарника. Кажется, во второй половине сезона Фернандо нашел «противоядие» против невероятной скорости Льюиса Хэмилтона. Среди квалификационных результатов также следует отметить блестящие выступления еще двух молодых пилотов. Роберт Кубица в Спа смотрелся просто великолепно, показав пятый квалификационный результат. Увы, но из-за замены сгоревшего на субботних тренировках мотора стартовать Роберту предстояло на 10 позиций ниже. Нико Росберг квалифицировался шестым, и это его очередное блестящее выступление в квалификации. Юный немец (а точнее сын Евросоюза) извлекает из своего «Уильямса» весь потенциал. Напомню, если кто забыл, что Нико, как и Льюис Хэмилтон, был чемпионом Grand Prix 2, и пока эта серия дала миру Больших призов просто феноменальных пилотов.
Что касается преимущества «Феррари» в Спа – напомню, что в Турции пилоты «Скудерии» также выглядели сильнее своих конкурентов, а ведь трассу в Стамбуле не зря называют «маленькой Спа» - эти трассы во многом схожи по своим характеристикам. Главное отличие – в Турции намного жарче, но это ничуть не мешало «Феррари» прекрасно выступить и на бельгийском автодроме. Трудности «красных» в Монце, связанные с атакой высоких бордюров при малом уровне прижимной силы, остались в прошлом.
Кстати о погоде. Я после квалификации был очень не против, если бы в воскресенье в арденнские горы приползли бы темные тучки, и на трассу Спа-Франкошам пролился бы дождик. Погода в Спа – это отдельная тема, внезапные дожди и все такое, и эта погода занимает немалое место в легенде этой великой трассы. Сколько здесь было великих дождевых гонок! Увы, но на этот раз ничего такого не случилось, чему зрители на трибунах наверно были только рады. В воскресенье в Спа стояла такая же прекрасная погода, как и в предыдущие дни, над трассой светило ясное солнышко. Вообще-то это просто феноменально – чтобы весь гоночный уик-энд в Спа было сухо. Но это было именно так! При такой погоде мы могли ждать второй подряд после Монцы короткой гонки (по времени, затрачиваемом лидером на преодоление дистанции), а также спокойное следование к дублю двух пилотов «Скудерии Феррари». Элемент неожиданности, который всегда привносит дождь, отсутствовал. Еще один любопытный факт – при том, что по времени Гран При в Спа проходит достаточно быстро, круг здесь очень длинный – самый длинный в календаре чемпионата, по этой причине круга почета на этой гонке нет, пилоты после финиша возвращаются в закрытый парк через нижний пит-лейн. Но это так, к слову…
На старте четверка лидеров стартовала совершенно синхронно, сохранив свои позиции. Райкконен первым вошел в первый поворот – шпильку «Ля Сурс», Масса вслед за ним. Алонсо был третьим, но к первому повороту он так догнал Массу, что просто в него уперся. В результате из узкой шпильки Фернандо выходил широко, не оставив места следовавшему бок о бок с партнером по команде Льюису Хэмилтону. Льюису пришлось немного попылить по обочине…
Жесткий момент в первом повороте между пилотами «МакЛарена» произошел, конечно, случайно, по стечению обстоятельств. «Ля Сурс» на старте вообще критическое место гонки. К счастью, Льюис вернулся на трассу на своем четвертом месте, не повредив машину и резину. Но это эпизод в напряженной схватке за титул чемпиона мира между Алонсо и Хэмилтоном, таким запомнится старт в Спа-2007. Отразится ли этот старт на отношениях между Фернандо и Льюисом? Думаю, вряд ли. Это только должно понравиться зрителям.
В общем-то, старт оказался самым ярким моментом в борьбе лидеров за победу в Гран При Бельгии. Потому что дальше все пошло спокойно, буднично и предсказуемо. Кими Райкконен в блестящем темпе лидировал и отрывался. Фелипе Масса чуть подотстал, но следовал в паре секунд за партнером по «Феррари». Темп пилотов «Скудерии» был выше, чем у соперников из «МакЛарена», поэтому обе «Феррари» отрывались от обеих «МакЛаренов». При этом Фернандо Алонсо был немного быстрее Льюиса Хэмилтона, который отставал от партнера по команде на те же пару секунд. В результате первая четверка просто растягивалась по трассе без особых шансов на борьбу между собой.
В этой ситуации оставалось только любоваться потрясающими по красоте пейзажами Спа, а также обратить большее внимание на борьбу позади лидеров. Только там и происходило что-либо зрелищное. В этом плане выделялся Роберт Кубица, прорывающийся из середины пелетона. Поляк продемонстрировал несколько классных атак на впереди идущих пилотов. Особенно хороша была дуэль Кубицы и Хейкки Ковалайнена. Финн шел на тяжелой машине, заправленной на тактику одной дозаправки, и ему приходилось непросто. Но Хейкки здорово держал оборону. Роберт долго пытался взломать защиту Ковалайнена, пока наконец ему удалось это сделать.
Следовало обратить внимание и на Адриана Сутиля. Его болид «Спайкер» нечасто предоставляет возможность засветиться перед телекамерами, но в этот раз Адриан показал себя. Сутиль шел на легкой машине, что позволяло ему догонять и атаковать пилотов более сильных команд. Долгое время Адриан настырно показывал себя в зеркалах Дэвида Култхарда. Сутиль – еще одно открытие сезона-2007, хотя обратить на себя внимание ему было гораздо труднее, чем, например, Хэмилтону.
Вернемся к лидерам. Первые пит-стопы первой четверки прошли практически синхронно. Сначала в боксы синхронно заехали Кими Райкконен и Фернандо Алонсо, ровно кругом спустя первые дозаправки провели Фелипе Масса и Льюис Хэмилтон. Все прошло крайне четко, как будто бы автоматически. Все четверо вернулись на трассу на тех же позициях, если не считать временно вклинившегося между «Феррари» и «МакЛаренами» Ника Хайдфельда, еще не совершившего свой пит-стоп. Отрывы сохранились те же, что и до остановок в боксах, темп был тот же. Все четверо при этом выбрали одинаковую тактику: и первый, и второй отрезок гонки проводили на более жестких комплектах резины, оставив мягкую на финишный отрезок.
Хорошо хоть, что во время второй волны пит-стопов тактика немного отличалась, избавив от ощущения совершеннейшего автоматизма. Райкконен вновь останавливался первым, на круг раньше Массы, но «маклареновцы» немного оттянули свои дозаправки. Здесь первым опять остановился Алонсо, а Хэмилтон еще несколько кругов оставался на трассе, прежде чем совершить свой второй пит-стоп. Впрочем, это ничуть не помогло Льюису опередить своего партнера, а Алонсо – вклиниться между двумя «Феррари». Все осталось так, как и прежде. Статус-кво.
Незаметно подкрался финиш гонки, пилоты прошли заключительный, 44 круг по трассе Спа-Франкошам, и Кими Райкконен победно пересек линию финиша. Блестящая победа финна – Кими всю гонку провел в великолепном темпе, не дав усомниться в своем преимуществе. Как и на квалификации, Райкконен подтвердил свое реноме лучшего специалиста по Спа среди современных пилотов. Это уже третья победа Кими в Гран При Бельгии, после 2004 и 2005 годов. Причем, в 2004-м Райкконен за рулем тогда еще «МакЛарена» опередил самого Михаэля Шумахера – великого мастера трассы Спа-Франкошам!
Что и говорить, «Феррари» в Спа была просто великолепна, и Масса, спокойно и уверенно финишировав вторым, принес «Скудерии» победный дубль. На этой неделе «красным» сопутствовал только успех.
Фернандо Алонсо финишировал третьим, но в данных условиях, пожалуй, добился главного – он опередил главного соперника в схватке за титул, Льюиса Хэмилтона.
Четверка быстрейших пилотов заняла в Спа первые четыре места, лучший из остальных – Ник Хайдфельд из «БМВ-Заубера» финишировал пятым. На шестом месте – великолепный Нико Росберг на «Уильямсе» - сезон для сына чемпиона мира 1982 года складывается самым лучшим образом. Репутация Нико растет с каждым днем! Седьмой – Марк Уэббер, приносящий «Ред Буллу» редкие в этом сезоне очки. Восьмой – Хейкки Ковалайнен, после финиша бывший не слишком довольным выбранной тактикой одного пит-стопа. Тем не менее, во второй раз он смог защитить свою позицию от Роберта Кубицы, который в Спа остался без очков.
Таковы итоги Гран При Бельгии. Что касается самого главного – борьбы за титул чемпиона мира, то здесь становится все интереснее и интереснее… Алонсо отыгрывает еще 1 очко у Хэмилтона, разрыв между Льюисом и Фернандо сокращается до двух очков. Кими Райкконен в свою очередь отыграл немало очков у пилотов «МакЛарена», и отстает от лидера сезона на 13 очков. Не потеряны шансы и у Фелипе Массы…
На этом европейская часть сезона Формулы-1 2007 года завершается. Впереди – три гонки за морями и океанами. Первая из них – Гран При Японии на новой трассе Фудзи состоится уже через две недели.
Ликуй, Италия!
Международная автомобильная федерация ФИА дисквалифицировала команду «МакЛарен» и преподнесла Кубок конструкторов «Скудерии Феррари»! Тот Кубок конструкторов, до которого на трассе «Феррари» в этом году уже не дотянулась бы, поднесен ей на блюдечке с голубой каемочкой. Честно говоря, у меня нет ни малейшего желания писать здесь о том, кто что сделал, сколько кому задолжал и т.д. Во-первых, на эту тему и так уже много было сказано, и еще очень много будет сказано. Во-вторых, всего мы все равно не знаем, и вряд ли когда-либо узнаем. Другое дело, что шпионаж был в Ф-1 всегда, и будет всегда, какие-то утечки информации происходят постоянно. Таков этот вид спорта, где технологии решают практически все. Однако нынешний скандал превзошел по своим масштабам все мыслимые пределы. Для полной картины во всей этой истории не хватает только участия Джеймса Бонда, да Шерлока Холмса с доктором Уотсоном.
Лука ди Монтедземоло на недавнем автосалоне во Франкфурте озвучил свою позицию по данному вопросу предельно точно и ясно: «Мы будем удовлетворены дисквалификацией «МакЛарена» и своей победой в чемпионате, так как нам был нанесен большой ущерб». Что ж, «Феррари» вполне можно понять. Во-первых, эта история действительно нанесла ущерб «Феррари», и моральный, и, так сказать, «физический». А во-вторых, это был такой прекрасный способ нанести своим соперникам удар, пусть не на трассе, а в зале суда. Что делать, если на трассе не очень получалось?! Великая «Скудерия» просто не могла упустить такую возможность, это стало бы нарушением принципов.
Что же мы имеем на выходе? Огромный денежный штраф, который «МакЛарен» безусловно заслужил, и Кубок конструкторов, который уже был практически завоеван «МакЛареном», но теперь переходит в руки «Феррари». «МакЛарен» лишен всех очков, завоеванных в Кубке конструкторов, но это никоим образом не отражается на других командах – эти очки будут просто вычеркнуты. Такое наказание уже имеет прецедент: в 1997 году Михаэль Шумахер был таким же образом лишен очков и второго места в чемпионате мира за неспортивное поведение. Теперь за неспортивное поведение такое же наказание применено к «МакЛарену», только цена потери другая – чемпионский титул в командном зачете. Слава Богу, у сильных мира автоспорта хватило разума не распространять никаких санкций на гонщиков команды «МакЛарен», и их положение в личном зачете никоим образом не затронуто. Иначе вся «борьба за справедливость» привела бы к обратному результату: чемпионат 2007 года был бы уничтожен в зале суда, а вместе с ним вся Формула-1 лишилась бы своей репутации на долгие годы…
Но в данной ситуации я не знаю, насколько ценен Кубок конструкторов 2007 года для «Скудерии Феррари» и ее болельщиков. Впрочем, с позицией руководства итальянской команды мы знакомы. К тому же это весомые бонусы по итогам сезона. Но болельщики, удовлетворит ли эта «победа» их? Полтора года назад в результате грандиозного скандала в итальянском футболе «Интер» из Милана завоевал «скудетто» (звание чемпионов Италии) после дисквалификации «Ювентуса» и «Милана», финишировавших в турнирной таблице впереди. До этого момента «Интер» не побеждал в национальном чемпионате много лет, но все называли такой «скудетто» «картонным». Зачем «Феррари» «картонный» Кубок конструкторов?
16.09.07
Тэги: бельгия, всемирный совет по автоспорту, дисквалификация, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, нико росберг, скандал, спа, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, фиа, шпионский скандал