Итак, Австралия, Мельбурн – точка отсчета 58-го чемпионата мира Формулы-1.
Как всегда в межсезонье общественность думала и гадала, кто же будет в наступающем сезоне на высоте, кто сразится за чемпионский титул, а кто же будет плестись в хвосте. С учетом всех перемен, произошедших в «Большом цирке» после окончания чемпионата-2006 эти вопросы интересовали еще больше. Ответить на эти вопросы, хотя бы частично, могла только первая гонка сезона, в мельбурнском «Альберт-Парке», которую все ждали с нетерпением.
Прикидывать реальную силу команд по результатам зимних тестов – дело довольно-таки неблагодарное. Здесь каждый работает по своей программе, решает свои собственные задачи. Тем не менее, по результатам зимних тестов всегда стараются угадать баланс сил в Ф-1. На этот раз ситуация рисовалась следующей: «Феррари» должна быть на высоте, также как и «МакЛарен». За победы должна побороться «Рено», а «БМВ-Заубер» всерьез подтянулся к уровню ведущих команд, и может бросить им вызов. В то же самое время «Хонду», «Тойоту» и «Ред Булл» относили к середнячкам, так как результаты в межсезонье они показывали нестабильные, а гонщики и члены команд постоянно говорили о массе вещей, которые следовало бы улучшить. «Уильямс» вообще представлялся некоей темной лошадкой, никто не знал, чего ждать от легендарной британской «конюшни», но среди лидеров ее особо не ожидали увидеть. Сравним все эти прогнозы с тем, что на самом деле произошло в «Альберт-Парке».
Квалификация
Погодка в Мельбурне радовала. Тепло и сухо – чего еще пожелать? В пятницу с утра, правда, пролился дождик – явление для этого времени года в здешних местах нередкое. Это, конечно, мешало командам сразу войти в рабочий ритм по подготовке к первому Гран При сезона, так как сцепление с трассой никак не возрастало, зато удалось опробовать дождевые покрышки. Потом же уик-энд вошел в обычный ритм, и далее и в квалификации, и в гонке трасса оставалась сухой, постепенно обрастая слоем накатанной резины.
Как и прогнозировали, «Феррари» стала задавать темп всему остальному пелетону начиная с тренировок. И в квалификационных заездах именно пилоты «Скудерии» привычно возглавляли протокол. В конечном итоге именно Кими Райкконен проехал круг, позволяющий стартовать с поул-позишн. Это должно было помочь Кими вживаться в роль нового лидера «Скудерии». Но не все было у «Феррари» столь просто. Проблемы с надежностью, на которые итальянская суперкоманда зимой особо не жаловалась, помешали Фелипе Массе. Бразилец весь уик-энд был весьма быстр, но во второй квалификационной сессии на «Феррари» Фелипе отказала коробка передач, и в итоговом протоколе он остался лишь на 16 позиции.
Вообще же первая квалификация сезона выдалась очень интересной! Отрывы были минимальны, и практически весь пелетон боролся друг с другом почти на равных. Захватывающая борьба разворачивалась и в первой сессии – за Top-16, и во второй – за место в десятке лучших, и в заключительной, третьей – за поул-позишн. Результаты были крайне интересны. Прекрасно выступила пара «МакЛарен-Мерседес». После пилотов «Скудерии Феррари» они были главными действующими лицами на трассе. Двукратный и действующий чемпион мира Фернандо Алонсо показал второй результат, а его юный напарник – дебютант Больших призов Льюис Хэмилтон финишировал с четвертым временем. Прекрасный результат! Прекрасно проявил себя и Ник Хайдфельд, показавший третий квалификационный результат. «БМВ-Зауберы» вообще чувствовали себя на трассе по-хозяйски, без стеснений и мандража. Роберт Кубица показал пятое время, и на это особо никто не обратил внимания – привыкли и восприняли как должное. Лучшая «Рено» оказалась на шестом месте – пилотируемая Джанкарло Физикеллой. Новичок Хейкки Ковалайнен был в квалификации только 13-м. Также в десятку ворвались: Марк Уэббер на «Ред Булле» - седьмой, две «Тойоты»: Трулли восьмой, Ральф девятый и сенсационная «Супер Агури» Такумы Сато – десятый результат. Вот ребята из частной японской команды заставили поговорить о себе вовсю! Вспомним, что было год назад в Бахрейне, на дебютной гонке команды Агури Сузуки! Спустя год Сато в десятке, а Энтони Дэвидсон, добившийся, наконец, права провести полноценный гоночный сезон в Ф-1, одиннадцатый. Пожалуй именно «Супер Агури» - самое яркое впечатление от квалификации в Мельбурне!
Гонка
Первая гонка сезона. Гран При Австралии. На первой линии стартового поля Кими Райкконен и Фернандо Алонсо, «Феррари» и «МакЛарен». Два лидера современного пелетона Формулы-1. Возможно именно они и станут главными героями стартовавшего чемпионата мира. На последней стартовой позиции также «Феррари». На болиде Фелипе Массы сменили мотор, и он попал под действие штрафа «-10 позиций». В применении к Фелипе штраф стоил шести стартовых позиций: вместо 16-го 22-е место.
Старт. Кими Райкконен стартовал хорошо. Он удержал ситуацию под контролем и уверенно вошел в первый послестартовый поворот первым. Блестяще стартовал Ник Хайдфельд. Стартуя вслед за Райкконеном, Ник рванул с места ощутимо быстрее, чем финн, но до Кими ему все равно было далеко. Зато этот замечательный старт позволил Хайдфельду вырваться к первому повороту на второе место, впереди Алонсо. Точнее впереди обоих «МакЛаренов», так как Льюис Хэмилтон также отлично разобрался при старте, и ему удалось обойти лидера своей команды, Алонсо. Фернандо оказался лишь четвертым. Как всегда в первой после старта шикане кипела нешуточная борьба, но к счастью пелетон преодолел ее без потерь, и ревущая толпа устремилась дальше, к Sports Center.
Вырвавшись на оперативный простор, Кими Райкконен устремился вперед. У Кими отказало радио, но это особо не помешало финну. Он просто был быстрее всех. Он отрывался. Гонка не поставила перед Райконеном каких-либо сверхсложных задач. Пейс-каров, привычных в Мельбурне, на этот раз не было, и Кими не попал в ситуации, когда при выезде пейс-кара ему бы очень понадобилось радио для переговоров с командой. В данном случае он просто следовал плану, заезжал вовремя в боксы. Лишь на время заездов на пит-стоп Кими Райкконен уступал свое лидерство одному из следующих позади гонщиков, но затем оно вновь возвращалось в его руки. Кстати, во время первого пит-стопа Кими произошло знаменательное событие: пелетон Формулы-1 впервые возглавил Льюис Хэмилтон. Но вернемся к Кими. Лидерство Райкконена в этот раз никто не ставил под сомнение, а его скорость была подтверждена быстрейшим кругом Гран При Австралии. В результате на счету Кими в Мельбурне оказался хет-трик: поул, победа и лучший круг. Райкконен в уверенном стиле выиграл эту гонку, первую в составе «Скудерии Феррари».
А что же соперники. Можно, конечно, сказать, что Ник Хайдфельд, вырвавшийся на второе место сдерживал «МакЛарены», которые в результате не смогли составить Райкконену серьезной конкуренции. Ник действительно не мог поддерживать высочайший темп Кими. Но что-то не было заметно, что «МакЛарены» заметно быстрее. Каких-то реальных, настойчивых атак в их исполнении на «БМВ» Хайдфельда предпринято не было. Хотя, может быть, что Льюису Хэмилтону, преследовавшему Ника, просто не хватает опыта обгонов на столь мощных и аэродинамически сложных машинах, какими является Формула-1.
Вскоре Хайдфельд совершил довольно ранний пит-стоп, и на второе место в Гран При вышел Хэмилтон. Ранняя остановка Ника в боксах частично объяснила его потрясающую скорость в квалификации. Возможно, это была не слишком удачная тактика. После серии первых пит-стопов Ник Хайдфельд оказался позади не только обоих болидов «МакЛарен», но и позади партнера по команде Роберта Кубицы, останавливавшегося позднее. Кубице потом не повезло, он сошел из-за технической неисправности, проводя очень хорошую гонку, и это позволило Хайдфельду подняться на четвертое место.
После пит-стопа Хайдфельда «МакЛарены» вырвались на оперативный простор, но до Райкконена уже было далековато, да и темп ни Хэмилтоном, ни Алонсо сильно взвинчен не был. Думаю, на этот раз «серебряные стрелы» действительно немного уступали «Феррари» в скорости. Юному Хэмилтону удалось остаться впереди Алонсо и после первых пит-стопов, но во время вторых остановок в боксах более опытному Алонсо все же удалось выйти вперед. Фернандо вышел на второе место, Льюис оказался третьим и так они и финишировали. В конце гонки темп Алонсо был выше, чем у Райкконена, но скорее всего Кими просто не атаковал в полной мере к тому моменту, сохраняя машину. Атаковать в тот момент Райкконену не было никакого резона.
Фернандо Алонсо финишировал вторым, Льюис Хэмилтон – третьим. Отличный результат команды «МакЛарен»! Хэмилтон – тот и вовсе провел потрясающую, сумасшедшую дебютную гонку. Конечно он дебютировал в составе столь именитой команды, но он оправдал доверие на все 100! Каково это: финишировать в дебютном Гран При на подиуме, рядом с сильнейшими пилотами Формулы-1, один из которых – твой собственный партнер и чемпион мира, да еще и успеть полидировать в дебютной гонке! Фернандо Алонсо также может быть доволен: за второе место ныне дают хорошие очки.
Захватывающую гонку провел Фелипе Масса. Стартовав последним, он прорывался через пелетон, находясь на тактике одного пит-стопа против двух у большей части соперников. В ходе Гран При Фелипе смог подняться до шестого места, и в конце гонки атаковал Физикеллу за пятую позицию, но обогнать его не успел. Джанкарло защищался грамотно. Но и без того прорыв с 22-й до 6-й позиции – прекрасный результат. Масса выжал все, что можно было из этой ситуации. Отличный пилот. Фелипе действительно стал очень зрелым гонщиком. Мы уже видели, что он может держать ситуацию под контролем лидируя, и побеждать, теперь мы видим, что он может прорываться через пелетон, выполняя экстремальный план команды, и не совершать при этом глупых ошибок.
Отметим отличный результат Ника Хайдфельда. Он финишировал четвертым. «БМВ-Заубер» прекрасно смотрелся в Мельбурне, Кубица также мог бы финишировать довольно высоко, но, к сожалению, сошел. Видно, что потенциал у команды очень высок.
А вот «Рено» разочаровали. Джанкарло Физикелла добился результативного финиша, он занял пятое место, но Физико не имел никаких шансов зацепиться хотя бы за подиум, не говоря уже о победе. А ведь в двух предыдущих – чемпионских сезонах «Рено» добивалась преимущества именно в первых Гран При, создавая отрыв от соперников. Сейчас ничего подобного видно не было, команда как будто бы вернулась в год, так скажем, 2004. «Рено» надо всерьез прибавлять, если они хотят действительно чего-то добиться в сезоне-2007. Пока они уступают даже «БМВ-Зауберу», не говоря уже о «Феррари» и «МакЛарене». О дебюте Хейкки Ковалайнена ничего позитивного вообще не приходится говорить. Целый ряд вылетов с трассы, разворотов и финиш лишь на 10 месте с отставанием в круг от лидера. Одним волнением и неопытностью объяснить это нельзя, тем более о неопытности этого дебютанта особо говорить не приходиться, с учетом его опыта работы в «Рено». Очевидны проблемы с балансом, машиной видимо было просто сложно управлять. Да и шины после вылетов с трассы лучше не становятся. То, что Физикелла не мог поддерживать по-настоящему высокий темп также может говорить о проблемах с балансом. Флавио Бриаторе высказался для прессы, что он недоволен дебютом Ковалайнена, но он же сказал, что «Рено» потеряла свои позиции с переходом с «Мишлена» на «Бриджстоун». По его словам, тому же «МакЛарену» удалось приспособиться к новой резине гораздо лучше. Это и заметно. В любом случае, «Рено» нужно сейчас работать, работать и работать. Сокращать отставание.
Замкнули очковую восьмерку Нико Росберг на «Уильямс-Тойоте» и Ральф Шумахер на «Тойоте». Юный Нико, проводящий свой второй сезон в Ф-1, поднялся по ходу гонки с 12 стартового до 7 места на финише. Хорошая, уверенная гонка. «Уильямс» вообще выглядит сейчас неплохо. К сожалению, не удалось финишировать Алексу Вурцу. Его атаковал Дэвид Култхард и, столкнувшись, буквально перелетел через передок «Уильямса» Вурца. Самое зрелищное происшествие Гран При Австралии, и одно из двух серьезных столкновений. Другое – это когда Кристиан Альберс наподдал в «Супер Агури» Энтони Дэвидсона. Тогда, правда, машины удалось сохранить, но Альберс все равно потом вылетел в стену. Кстати, в обоих происшествиях жертвами стали заслуженные тест-пилоты первой Формулы. А так, различных происшествий, столкновений, аварий и сходов было непривычно мало для первого Гран При сезона. Такова тенденция последних лет.
На восьмом месте финишировал Ральф Шумахер, стартовавший девятым. Ральфу на этот раз удалось опередить на одну позицию Ярно Трулли, ставшего на этот раз первым, кто остался без зачетных очков. Квалификация в конце десятки, финиш в конце десятки, одно зачетное очко. Примерно такая же ситуация, как и год назад. Обычные середняки. Другого от «Тойоты» не приходилось ожидать, так как не все планы в межсезонье были выполнены, не все тесты проходили удачно. Много есть над чем работать.
Остальные. «Хонда». Ничего не показали ни в квалификации, ни в гонке. В квалификации Баттон был 14-м, Баррикелло – 17-м, в гонке Баррикелло - 11-й, Баттон – 15-й. Впрочем, еще на зимних тестах ситуация была такой же – редко когда пилоты «Хонды» показывали быстрые времена. Все те же проблемы с балансом шасси. Очень сложно показывать быстрейшие секунды, когда приходится бороться с машиной. Это совсем другое, чем управлять хорошо настроенным болидом, который сам едет туда, куда нужно. Потеряли там долю секунды, здесь долю секунды, и все – отрыв уже исчисляется в секундах.
«Ред Булл». То же самое. И такая же ситуация вырисовывалась после зимних тестов. В Мельбурне Марку Уэбберу еще удалось показать хорошее квалификационное время, в то время как Дэвид Култхард был очень далеко, но в гонке Марк уже не смог поддерживать хороший темп, да и наделал ошибок. В команде говорят об отставании от графика на целых четыре недели по сравнению с планом. Значит ждать роста результатов «Ред Булл» следует не раньше Сепанга или Сахира, а скорее всего и вовсе европейской части сезона.
«Торо Россо». О младшем «Ред Булле» можно только сказать, что они выступили на одном уровне с первой командой. Кстати, в отличие от прошлого года, когда разница между уровнем «Ред Булла» и «Торо Россо» чувствовалась довольно-таки ощутимой. Но в этом опять же нет ничего особо удивительного, ведь на этот раз машины обеих команд очень близки друг к другу, почти идентичны.
«Супер Агури». Вот эти ребята действительно просто поразили! Свой болид они представили только на неделе, предшествующей Гран При, уже в Мельбурне, и он сразу поехал быстро. Хороша все же прошлогодняя «Хонда»! В квалификации Сато – десятый, Дэвидсон – одиннадцатый! Это просто фантастика. В гонке Такума финишировал 12-м, и смотрелся на уровне хороших середняков, а Энтони приехал 16-м, но он заглох на старте, потом получил удар от Альберса, и все же впервые закончил гонку Ф-1. Можно сказать, «Супер Агури» просто ворвались в гущу пелетона Ф-1, а вспомните, каким было отставание от ближайших соперников год назад. 4-5 секунд на круге!
И, наконец, «Спайкер». Голландская команда Ф-1 заняла «почетное» место главного аутсайдера «Большого цирка». Ситуация для команды, самостоятельно разрабатывающей собственный болид, конечно, очень обидная и унизительная. В свете событий с «Супер Агури» и «Торо Россо». Но к этому-то и шло. Небольшой команде очень трудно построить конкурентоспособную машину. У «Спайкера» есть надежда: моторы «Феррари» и прославленный конструктор Майк Гаскойн, но ожидается, что результаты от его работы будут ощутимы не ранее европейской части сезона, ближе даже к середине чемпионата.
Удивительно, но на этот раз прогнозы, построенные на результатах зимних тестов, практически полностью подтвердились. Не очень частая ситуация в Ф-1, но неожиданно удивить удалось только «Супер Агури». Удивить в хорошем смысле.
В остальном же все предсказывалось. «Феррари» и «МакЛарен» впереди. «МакЛарен» - лидер Кубка конструкторов с преимуществом в 1 очко. Следующий этап чемпионата – через три недели в малайзийском Сепанге.
20.03.07
Тэги: австралия, альберт парк, бмв заубер, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, мельбурн, ник хайдфельд, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари