Сегодня мы поговорим о событиях почти трехнедельной давности – о том, что происходило на Гран При Венгрии. Традиционно венгерский Гран При был скучнейшей гонкой в плане зрелищности – как обычно, одной из самых скучных в сезоне. Жаркая погода на «Хунгароринге» не оставляет иного выбора, и большая часть гонок в истории Гран При Венгрии была именно такой – прескучной. И все же этот уик-энд был интереснейшим. Он был интереснейшим не из-за событий на трассе – нет, точнее, не совсем из-за них. Он был интереснейшим из-за того, что этому сопутствовало. И надо сказать, этого не хватало на протяжении предыдущих лет.
Речь идет о внутрикомандной борьбе за титул – сложнейшем виде из всех разновидностей борьбы за титул. Потому что здесь идет борьба не с внешним соперником, а с твоим партнером по команде, в ситуации, когда команде очень сложно обеспечить равные шансы своим конкурирующим гонщикам, когда психологическая борьба сложна как никогда, когда команда порой делится на два лагеря. Именно это сейчас происходит в «МакЛарене», и хотя обоим гонщикам – Фернандо Алонсо и Льюису Хэмилтону стараются предоставить одинаковые шансы, но делать это все сложнее…
Итак, решающий эпизод квалификации Гран При Венгрии. Фернандо Алонсо заезжает на пит-стоп перед своей последней попыткой, но остается на площадке перед боксами дольше, чем следует, когда «леденец» уже был поднят главным механиком. Все это время Льюис Хэмилтон, также заехавший на пит-стоп, вынужден ждать. Наконец, через несколько секунд, Алонсо покидает боксы. Происходит обслуживание Хэмилтона, Алонсо в решающей попытке устанавливает поул-позишн, а Льюис не успевает начать быстрый круг до отмашки клетчатым флагом… Налицо коварные действия Алонсо по отношению к своему напарнику, и нервное поведение Рона Денниса в конце квалификации свидетельствует о том, что в команде не все в порядке.
Сначала мне казалось, что «наша звездочка» - вежливый, улыбчивый Льюис Хэмилтон не готов к подобным действиям, зато к ним готов опытный, жесткий гонщик Фернандо Алонсо, тертый герой чемпионских баталий. Что ж, думал я тогда, вот юному Льюису и пришлось столкнуться с крайней жесткостью мира «Большого цирка», вот он и ощутил на себе жесткость борьбы за чемпионский титул, когда в ход идут различные средства. Ощутил это на своей шкуре уже в свой дебютный сезон. Что ж, думал я, если тебе многое дано – то и испытания соответствующие. Если тебе по силам уже в первый сезон бороться за чемпионат – тогда ты можешь, даже должен пройти все испытания, которые выпадают на долю претендентов на титул. Учись, Льюис, каков этот мир!
На деле все оказалось гораздо сложнее, и гораздо интереснее. Оказывается, не Алонсо «первый начал». Наш юный герой, Льюис Хэмилтон в начале третьей квалификационной сессии не выполнил приказания команды, приказания самого Рона Денниса, и не пропустил вперед Фернандо Алонсо, которому в этот раз было дано преимущество в выжигании топлива. Подобное преимущество было дано Льюису Хэмилтону в Сильверстоуне, и Алонсо и не думал сопротивляться. Здесь же Льюис жарил вперед, не пропуская вперед Алонсо, несмотря на голос в наушниках. Вот такой вот юный перчик! К слову сказать, игнорирование приказов команды в Ф-1 – это весьма серьезный проступок, если кто не догадывается. И еще неизвестно, кто из двух парней напортачил больше – Хэмилтон со своим неподчинением или Алонсо со своей акцией по сдерживанию Хэмилтона в боксах.
В общем, Льюис оказывается более серьезным парнем, чем мы все о нем думали. Вежливый, благожелательный – это все, конечно, хорошо, но парень может и зубы показать. Его действия явно показывают, что ради выигрыша чемпионского титула в дебютном сезоне он готов бороться изо всех сил, он не собирается откладывать на потом. Он готов пойти на конфронтацию с напарником, он готов действовать жестко. Небольшое лирическое отступление – тут я вспоминаю фильм Сильвестра Сталлоне «Гонщик» - не лучший, надо сказать, фильм о гонках. И все же там есть эпизод, вызывающий ассоциации с нынешним сезоном. Там молодой и очень талантливый парень – дебютант борется с опытным тертым чемпионом за титул. Надо отметить, они выступают в разных командах, иначе чемпион, наверно, сожрал бы молодого, внешне похожего, кстати, на Дженсона Баттона. Чтобы приободрить юнца, босс команды приглашает ему в напарники ветерана гонок в исполнении Сильвестра Сталлоне. И вот Слай – точнее его герой, - напутствует молодого таланта, который частенько раскисает: «Нет, ты можешь стать чемпионом! Получай удовольствие от борьбы, выкладывайся на полную – и ты станешь чемпионом!» Так вот, Льюису Хэмилтону такой наставник не нужен. Парень готов к жесткой борьбе, и он не остановится даже перед угрозой раскола в команде. Хотя он наверняка думает, что команда должна поддержать его, а не Алонсо – ведь это именно он – Льюис Хэмилтон, – воспитанник команды «МакЛарен». В «МакЛарене» складывается очень сложная ситуация – сложная в первую очередь для руководства команды. Рону Деннису и компании будет нелегко обеспечить паритет между двумя очень мотивированными и амбициозными гонщиками, создать им равные возможности в сражении за победы и чемпионский титул. Сейчас любая мелочь может привести к обострению конфликта внутри команды. Что ж, здесь можно сказать, что это плата за то, что два гонщика твоей команды борются между собой за титул чемпиона – о чем еще может мечтать глава команды?
Ситуацию внутри «МакЛарена» мы обсудили, теперь перейдем к следующим пунктам. То есть к тому, что было вызвано событиями между гонщиками «МакЛарена» на квалификации. Начнем с наказания Фернандо Алонсо. Испанец, завоевавший поул-позишн, был наказан за блокировку Хэмилтона пятью позициями на стартовом поле, в результате чего на пыльном «Хунгароринге» ему пришлось стартовать шестым. Интересный момент! Это наказание традиционно, когда один гонщик блокирует другого во время быстрого круга, но здесь то оба пилота «МакЛарена» вообще находились на пит-лейне. Это что-то новенькое, наказывать за блокировку на пит-лейне! Стюарды бы сначала доказали, что Алонсо целенаправленно задержался в боксах, чтобы блокировать Хэмилтона. Вообще логично, что когда пилот заблокирован во время своего быстрого круга медленным гонщиком, команда подает протест – и помешавшего гонщика наказывают. Это логично даже в случае, если Джанкарло Физикелла блокирует Сакона Ямамото. Но тут то никакого протеста не было! Это наказание – это просто абсурд! Впрочем, оно очень логично вытекает к обвинению команды «МакЛарен» в использовании запрещенной «командной тактики»!
Это второй пункт по тому, что было принято стюардами. Все очки, которые команда «МакЛарен» набирала в Венгрии, были с нее сняты. Это решение было принято еще до старта Гран При, так что в плане борьбы в Кубке конструкторов «МакЛарен» здесь мог бы и не стартовать. Команда была обвинена в том, что использовала командную тактику, когда на квалификации приказывала по радио Льюису Хэмилтону пропустить Алонсо. И вправду, преступление бесспорное!
Вообще действия стюардов в данной ситуации выглядят как-то странно, хотя и полностью отвечают Букве Закона. Стюарды считают себя вправе вмешиваться во внутрикомандные разборки, будто бы сами в команде никак без них не разберутся! Как будто команда – это детский сад, а не компания взрослых людей. Повторюсь, никакого протеста в «МакЛарене» по поводу Алонсо не было, напротив, в команде считали, что изначально был не прав Льюис, из-за чего все так и произошло. Но нет, как же не вмешаться, если все происходит столь неспортивно! Это во-первых, а во-вторых стоит вспомнить, что над «МакЛареном» сейчас висит Аппеляционный суд по поводу обвинения в шпионаже. Снять очки с «МакЛарена» в Кубке конструкторов – хороший способ напомнить «маклареновцам» об их шатком положении! Кроме того, если «Феррари» не может сама сократить отставание в Кубке конструкторов – почему бы не помочь столь изысканным способом?
И здесь мы подходим к важной роли арбитров – стюардов Гран При во влиянии на расстановку сил в Ф-1. Вот, например, 1994 год. Тогда преследования обрушились на голову Михаэля Шумахера, действия стюардов чуть не лишили Михаэля его первого титула, но Шуми все поставил на свои места решительным маневром в Аделаиде. Потом Михаэль перешел в «Феррари» - команду, которой ФИА симпатизировала во все времена, и теперь действия стюардов были в основном уже в пользу Шумахера. Например, в 1997 году Жак Вильнев ездил под протестом, еще чуть-чуть – и его бы дисквалифицировали, и чемпионом бы стал Михаэль Шумахер. А все было из-за какой-то ерунды – проезд под желтым флагом и т.д. Но тут уж сам Михаэль перестарался в Хересе, и весь показательный гнев автофедерации обрушился на него, а Вильнев все же стал чемпионом. Затем 1999 год, Малайзия, трасса Сепанг. «Феррари» берет победный дубль, но через час команда дисквалифицирована из-за применения в конструкции болида неправильных боковых дефлекторов. Мика Хаккинен автоматически становится чемпионом мира за этап до окончания сезона. Однако «Скудерия» сумела доказать в суде, что дефлекторы на болидах «Феррари» все же правильные, а неправильным был способ измерения техническим делегатом ФИА. Выяснение обладателя звания чемпиона мира откладывается до последней гонки чемпионата. Или вот 2003 год. Во второй половине сезона команды из лагеря шинной компании «Мишлен» поехали очень быстро, создав большие проблемы «Феррари» в плане перспектив завоевания чемпионских титулов. Да, ситуация для «Скудерии» тогда складывалась не из легких, «Бриджстоун» явно проигрывал «Мишлену»! Но ничего, конструкция передних шин «Мишлен» признана не соответствующей регламенту (хотя регламент остался прежний – будто в «Мишлен» не знали регламента), вердикт: переделать передние шины! 2006 год. В середине сезона демпферы масс команды «Рено» признаются нарушением регламента. После снятия демпферов с болидов, «Рено» поехали как-то не так быстро, странно, не правда ли? Потом Фернандо Алонсо блокирует Фелипе Массу на квалификации в Монце, находясь в двухстах метрах впереди него, и Алонсо штрафуют.
Так что ничего нового сейчас не происходит. Стюарды имеют право вмешиваться в ход борьбы – они этим правом пользуются. А чего стоит лживое положение о «командной тактике»! Дескать, «командная тактика» неспортивна, так как это нарушение принципов спортивной борьбы, когда одному гонщику приказывают пропустить другого. Я же скажу о другом. Невыполнение Льюисом Хэмилтоном указания команды – не так важно, матерился он при этом, как пишут некоторые таблоиды, или нет, - это нарушение командной дисциплины. Это действительно серьезный проступок. Команда дает гонщику возможность выступать в гонках, обеспечивает его техникой, всем необходимым. Команда платит гонщику деньги за его работу. Работа гонщика – выступать за команду, работать на команду в ее интересах. Команды Ф-1, между прочим, сами строят гоночные болиды. И команда имеет право определить для себя цели в чемпионате, и добиваться этих целей в соответствии с правилами. Но почему команда не может приказать своему гонщику – своему работнику, другими словами, - работать на командные интересы, почему эта, так называемая, «командная тактика» (справедливо так называемая) считается вне закона, считается неспортивной – для меня тайна за семью печатями! В таком случае, какой смысл команде предоставлять место гонщику, если этот гонщик фактически не может работать в ее интересах?! Это пример, как можно правила довести до абсурда.
Что касается гонки, то Льюис Хэмилтон спокойно стартовал с поула, Кими Райкконен с третьей позиции проехал мимо Ника Хайдфельда, находившегося на грязной стороне трассы, откуда стартует весь четный ряд. Эта пара с минимальным разрывом продолжала борьбу до самого финиша, и в таком порядке финишировала. На «Хунгароринге» невозможно обгонять в сухую погоду, если два гонщика идут в одном темпе. Ник Хайдфельд приехал на третью ступень подиума, в очередной раз доказав свою конкурентоспособность. Фернандо Алонсо пришлось попотеть, прорываясь на «Хунгароринге». В итоге он финишировал четвертым – лучше, чем ничего. Следует отметить Ральфа Шумахера, который очень прилично выглядел в этот уик-энд. Ральф квалифицировался на шестой позиции, и шестым приехал затем в гонке. Фелипе Масса после неудачи в квалификации так и не смог достать до очковой зоны. Пожалуй, именно Фелипе потерпел в Венгрии самую большую неудачу из претендентов на чемпионский титул. Он вновь уступает в чемпионате Райкконену, и скорее всего выбывает из числа соискателей чемпионской короны.
Кими Райкконен также уступает много – целых 20 очков проигрывает Хэмилтону. Однако, на мой взгляд, у Кими еще есть шансы. Возможно, они есть и у Фелипе, и все же положение Райкконена кажется более предпочтительным. В последнее время Кими демонстрирует хорошую скорость, и на трассах, подходящих «Феррари» может выстрелить. И все же, главная борьба за чемпионат развернется между пилотами команды «МакЛарен – Мерседес».
Про ситуацию в Кубке конструкторов я уже сказал. Заканчивая рассказ о венгерских перипетиях, скажу о возвращении в гонки Гран При двух пилотов. Во-первых, в «Спайкере» нашли замену Кристиану Альберсу до конца сезона. Голландцы метались между опытом и профессионализмом, которые представлял Кристиан Клин, и солидной спонсорской помощью, бывшей на стороне Нарайна Картикеяна, первого индийца Формулы-1. В итоге, оба этих фактора удалось совместить. Благодаря Сакону Ямамото. Японец уже выполнял подобную работу в 2006 году, выступая за «Супер Агури», теперь пришла очередь заделывать бреши в «Спайкере». Ямамото как раз проехал в прошлом году вторую половину сезона, так что все трассы для него знакомы. Что там еще можно отнести к «опыту и профессионализму» у Сакона Ямамото, я не знаю. В той же GP2, в которой он выступал в этом году на постоянной основе, он держался где-то в серединке, не претендуя на высокие места. Тот же Нарайн Картикеян не только «богат», но и более опытен, чем Ямамото, и гораздо быстрее. Но видимо сумма спонсорского контракта Сакона превысила все мечтания владельцев «Спайкера». Их можно понять. Таков закон бизнеса Формулы-1. Большие команды борются за победы, подиумы или хотя бы очки. Маленькие – вынуждены выживать. Закончу с Ямамото тем, что он был первым пилотом, сошедшим в Гран При Венгрии. Перед этим он стабильно уступал партнеру по команде – талантливому Адриану Сутилю, - 1,5 секунды с круга.
Второй пилот, вернувшийся в гонки Ф-1 в Венгрии – Себастьян Феттель. Напомню, он уже дебютировал в этом году в Индианаполисе, заменяя в составе «БМВ-Заубера» травмированного Роберта Кубицу, и стал тогда самым юным пилотом, завоевавшим очки в гонках Ф-1. Феттель заменил в составе «Торо Россо» Скотта Спида, так и не прижившегося в мире «Большого цирка». Спид – гонщик высокого класса, но, откровенно говоря, ничем мир Ф-1 он поразить так и не смог. Скорее всего, в американских сериях ему будет легче добиться успеха. Себастьян Феттель будет выступать в составе «Торо Россо» до конца этого сезона. В первой гонке за свою новую команду он смог добраться до финиша. Теперь Себастьяну предстоит набираться опыта в Королевских гонках в хвосте пелетона, и, быть может, имея шанс отличиться пару раз, например в дождевых условиях. Зато он получил шанс выступать на постоянной основе в Ф-1 – главной гоночной серии мира. Но за все надо платить, и шанса завоевать чемпионский титул в Мировой серии Формулы-Renault V6 Себастьян Феттель, выступавший там за команду «Карлин», видимо лишился.
Наслаждайтесь этим сезоном!
21.08.07
Тэги: бмв заубер, будапешт, венгрия, внешнее влияние, внутрикомандная борьба, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, махинации, ник хайдфельд, рено, себастьян феттель, скандал, судьи, торо россо, ф1, фернандо алонсо, феррари, фиа, хунгароринг