Итак, добро пожаловать на легендарный Нюрбургринг! На гонку, которая хоть и осталась единственным германским этапом в календаре чемпионата, тем не менее называется Гран При Европы. Однако это ничуть не уменьшало права называть эту гонку домашней «Мерседесу», «БМВ» и целой когорте немецких пилотов, в ряду которых прибыло пополнение. Представитель известной немецкой гоночной династии Маркус Винкельхок дебютировал на Нюрбургринге в Гран При Ф-1 за рулем «Спайкера», заменив в составе голландской «конюшни» Кристиана Альберса, которого подвели его собственные спонсоры.
В борьбе за чемпионский титул у нас по-прежнему принимают участие четверо гонщиков – пилотов двух ведущих команд Ф-1. Как уже не раз говорилось, все они сохраняют шансы на итоговый триумф, но каждого из них судьба периодически проверяет на прочность. Всех, кроме одного – юного Льюиса Хэмилтона, который перед Нюрбургрингом являлся самым стабильным гонщиком чемпионата, завершив все гонки на подиуме. Все остальные периодически с проблемами сталкивались – и Алонсо, и Масса, и Райкконен. Похоже, судьба на этот раз решила вернуть должок и Льюису, ибо на Нюрбургринге настала пора проверить на прочность британского дебютанта.
Поначалу все складывалось для Хэмилтона нормально. Льюис спокойно готовился к Гран При, уверенно чувствуя себя на тренировках. Проблемы пришли позже, во время решающей, третьей сессии квалификации. На тот момент Льюис занимал в классификации пятое место и, разумеется, атаковал. На входе в скоростную связку поворотов передняя правая шина неожиданно сошла с колеса, и «МакЛарен» Льюиса по прямой вылетел с трассы. Болид внезапно стал неуправляемым, и предпринять что-либо Хэмилтону было уже невозможно. Серебристый болид подскочил на гравийной полосе безопасности, и практически не потеряв скорости, врезался правой стороной под углом в барьер из покрышек. Это был очень жесткий, опасный удар. Льюис самостоятельно выбрался из болида, но тут же присел на колени и завалился на землю… С места аварии его уже забирали на «скорой», погрузив в нее на носилках.
К счастью с Хэмилтоном все обошлось. Обследование в медицинском центре автодрома и повторное – в ближайшей больнице показало, что со здоровьем у темнокожего британца все в порядке. Однако в те моменты пришлось немало поволноваться. Под сомнением было не только участие Хэмилтона в воскресной гонке, но приходилось беспокоиться о возможных серьезных травмах. Как же все-таки крепки современные болиды Ф-1! Когда «МакЛарен» эвакуировали с места аварии, было видно, что монокок остался не поврежденным, боковой понтон был поврежден не сильно, а ведь колесо и детали подвески при сильном ударе могли войти внутрь кокпита. Еще несколько лет назад подобная авария наверняка привела бы к перелому ноги. Жесткие меры безопасности в Ф-1 в очередной раз оправдали себя.
Причиной аварии оказался неисправный гайковерт, который недостаточно сильно закрепил колесо при пит-стопе. В результате колесо разболталось на высокой скорости, что и привело к аварии. Я же здесь хотел бы упомянуть о другом. Авария Льюиса Хэмилтона в очередной раз – причем очень наглядно, показала, что так называемые «полосы безопасности» из гравия полностью себя исчерпали! Это было эффективное решение – большой шаг вперед в те времена, когда еще гонялись по Нордшляйфе. Когда в начале 70-х Джеки Стюарт начал кампанию за безопасность в автогонках, организовав с другими гонщиками Гран При GPDA. В те времена за пределом дорожного полотна трассы находился обычно либо отбойник – практически вплотную, либо и вовсе не было никаких ограждений, а прямо за пределами трассы начинались деревья. Конечно, гравийные полосы безопасности стали серьезным шагом вперед. Но сейчас очевидно, что толку от них очень мало, они полностью себя изжили. Болид Хэмилтона, вылетев на обочину, подлетел на гравии как на трамплине, и у Льюиса не было никакой возможности эффективно затормозить перед ударом, так как болид немалую часть пути до стены преодолел по воздуху. Есть только один действительно эффективный метод – делать полосы безопасности из абразивного асфальта.
Вернемся на трассу. Из-за аварии Льюиса квалификация была прервана на время, необходимое для эвакуации «МакЛарена» Хэмилтона с места аварии и приведения отбойника в порядок. Когда квалификация возобновилась, лучше всех адаптироваться к перерыву удалось Кими Райкконену, который показал великолепное время, принесшее ему поул-позишн. В последнее время финский пилот «Скудерии» демонстрирует вернувшуюся к нему уверенность. Фернандо Алонсо показал второй результат. На решающем круге он ошибся в одной из «эсок», чуть было не потеряв контроль над болидом. Возможно, это стоило Фернандо поула. Третье время оказалось на счету Фелипе Массы. Таким образом, «МакЛарен» Алонсо на старте оказывался между двух «Феррари».
Разумеется, Льюис Хэмилтон откатился в самый хвост третьей сессии. Его время не могло удержаться в тот момент, когда под занавес квалификации все принялись атаковать. Впрочем, тогда выступление Хэмилтона в гонке было под большим вопросом, и все мы хотели увидеть его на старте на его десятой позиции.
Из важных результатов квалификации отметим великолепное выступление «БМВ-Заубера» на домашнем треке. Марио Тайссен перед Гран При рассказывал, что Нюрбургринг – это для «БМВ» особое место, где проходят обкатку все дорожные модели фирмы (на Северной петле). Так вот, Ник Хайдфельд показал четвертый результат, а Роберт Кубица был пятым. «БМВ» в очередной раз оказалась лучшей позади «Феррари» и «МакЛарена». Привычно уверенно выступил в квалификации Марк Уэббер, показавший шестой результат. Набирает ход Хейкки Ковалайнен, бывший лучшим из гонщиков «Рено» - на седьмом месте. Позитивное выступление «Тойоты» - оба пилота японской команды попали в решающую сессию. Трулли вновь был впереди – восьмым, в то время как Ральф Шумахер – девятым. Впрочем, германский Гран При можно с полным на то основанием называть домашним и для «Тойоты» - ведь команда базируется в Кельне.
Закончив с квалификацией, богатой на события, перейдем к воскресной гонке. Тут сразу стоит сказать, что гонка была еще более насыщенной, возможно самой интересной в этом году. Но обо всем по порядку. Перед стартом над трассой светило солнце. Теплую летнюю погодку омрачали лишь грозовые тучи на горизонте. Ну а главной радостью перед стартом было известие о том, что со здоровьем Льюиса Хэмилтона все в полном порядке, и что он выйдет на старт.
Старт – как всегда на Нюрбургринге, - получился плотным, насыщенным и весьма рискованным. Главное же: Кими Райкконен уверенно сорвался с поул-позишн, уже на первых метрах дистанции выиграв у Алонсо, позади же Масса стартовал не хуже и на входе в послестартовую шпильку прессинговал Фернандо. Лидеры прошли первый поворот на грани, но без контактов, причем Фелипе удалось вырваться вперед. Однако в плотной толпе без контактов, конечно же, не обошлось. Первый поворот Нюрбургринга – крутая шпилька Castrol, и комплекс связок «Мерседес Арены» сильно располагают к образованию завалов. На этот раз в борьбе с партнером по команде развернуло Роберта Кубицу. Впереди же лидеры уходили в отрыв: Райкконен. Масса и Алонсо за ними. Надо сказать, пилот «МакЛарена» оказался в далеко не лучшей ситуации: обе «Феррари» впереди, и они диктуют ход гонки.
Впрочем, вскоре об этом уже никто не помнил. Ветер пригнал с запада – из Арденн грозовой фронт, черные тучи заслонили собой небо и разверзлись. Это Эйфель – погода здесь совершенно непредсказуема, и дождь может пойти в любой момент, также как в любой момент и прекратиться. Дождь обрушился на трассу… Не ясно почему, но Кими Райкконен не свернул на пит-лейн в ближайший для этого момент, хотя вполне мог сделать это. Он даже заехал на бордюр, разделяющий основную трассу и въезд на пит-лейн. Возможно, Кими посчитал, что дождь не слишком сильный, и можно оставаться на слике. Не знаю, что там думал Кими, но Фелипе Масса поступил абсолютно правильно, устремившись в боксы. За ним целая толпа – Алонсо и все остальные. Райкконен же целый круг еле полз по трассе, добираясь до боксов на следующем круге. В результате Кими откатился в хвост первой десятки.
Кими – главный претендент на победу, - практически вышел из борьбы, впереди теперь находились Масса и Алонсо. А в лидерах каким-то неведомым образом очутился дебютант Маркус Винкельхок на «Спайкере». Я упустил этот момент, но возможно парень предусмотрительно стартовал на промежуточной резине.
Сильный поначалу дождь через какую-то пару минут превратился просто в тропический ливень! Стена воды падала с небес! В этом году мы еще не видели дождевых гонок, но теперь погода решила отыграться по полной. Видимость была нулевой, потоки воды – настоящая река, просто смывали все с трассы. Один за другими гонщики вылетали с трассы. В первой шпильке потоком воды смыло четверть пелетона. Неуправляемые болиды просто вылетали один за другим по прямой в сторону ограждения. Нечто подобное происходило в Бразилии в 2003 году, когда в одном из поворотов образовалась целая река, смывающая гонщиков с трассы.
Сильное зрелище – когда гонщики один за другим вылетали в первом повороте. К счастью, полоса безопасности в этом месте очень широкая, и большинство болидов не долетели до ограждения, внешне оставшись практически не поврежденными. В числе пилотов, вылетевших в первом повороте, был и Льюис Хэмилтон. Вот уж не везет, как не везет! Нюрбургринг никак не желал поворачиваться лицом к юному британцу.
На трассу разумеется выпустили пейс-кар, но и Mercedes AMG плыл по трассе, еле удерживаясь на дорожном полотне. Дождь был таков, что не было практически никакого сцепления. Логичным шагом в этой ситуации стал красный флаг.
До этого произошел один любопытный момент. Льюис Хэмилтон сидел в своем «МакЛарене», не покидая кокпит. В конце концов, к нему подъехал трактор, подцепил «МакЛарен» и отвез его обратно на трассу. Льюис вернулся в гонку, пусть и на последнем месте. Мне это сильно напомнило Нюрбургринг’2003, Михаэля Шумахера и тракториста, ставшего героем нации. Оно и правильно, ведь болид Льюиса не был поврежден, и он вполне мог продолжить гонку. Просто выбраться самостоятельно на трассу в таких условиях было невозможно. Остальные остались на берегу: Баттон, Сутиль, Росберг, Спид… Возможно, их болиды были повреждены. С Лиуцци и вовсе произошла хохма, если это можно так назвать. Вылетая с трассы, его болид задом уткнулся в трактор, пытавшийся эвакуировать «МакЛарен» Хэмилтона. Хорошо еще, что в пейс-кар никто не врезался, а ведь такая возможность тоже была!
Итак, все вернулись на стартовое поле, гонка должна была начинаться заново. Через 15 минут Гран При был возобновлен. Грозу ветром отнесло в сторону, над трассой выглянуло солнышко, подсушившее дорожное полотно. Впрочем, воды на трассе по-прежнему оставалось еще немало, поэтому первые два круга были совершены за сейфти-каром. В этот момент лидером пелетона являлся Маркус Винкельхок, что только еще придавало этому Гран При ощущение какой-то сумасшедшей круговерти. По ходу следования за пейс-каром, Льюису Хэмилтону было разрешено обойти пелетон и машину безопасности, чтобы отыграть круг отставания.
На рестарте Винкельхока сразу прошли Масса и Алонсо, а затем и остальные, возглавляемые парой «Ред Буллов», удачно сориентировавшихся под дождем. Райкконен в этот момент был седьмым, застряв за своим соотечественником Ковалайненом. Кими прессинговал Хейкки, но финн из «Рено» уверенно защищался, так что попытки Райкконена долгое время были тщетны.
За победу же боролись Фелипе Масса и Фернандо Алонсо. Вскоре трасса достаточно просохла под солнцем и колесами болидов, пилоты стали один за другим переобуваться в псевдослик. Одним из первых это совершил Хэмилтон, но это привело к прогулке по обочине. В остальном же, Льюис шел по трассе в отличном темпе, пытаясь достать хвост пелетона. По крайней мере, он теперь не отставал на круг.
Наступила сухая часть гонки. На этом отрезке Гран При Масса и Алонсо борются за победу, Райкконен постепенно прорывается наверх. Хэмилтон отчаянно пытается достать аутсайдеров гонки, а в очковой зоне уверенно расположились два «Ред Булла» - Дэвид Култхард и Марк Уэббер, Алекс Вурц – парень в очередной раз, неудачно выступая в квалификации, в гонке просто блистает, Хейкки Ковалайнен и два «БМВ» - Хайдфельда и Кубицы, завершающие эту группу.
На середине дистанции Масса идет в лучшем темпе, чем Алонсо. Если до этого «Феррари» и «МакЛарен» шли буквально вплотную, друг за другом, то теперь разрыв постоянно возрастает в пользу лидирующего Фелипе. На этом отрезке гонки «Феррари» вообще смотрится на высоте. Кими Райкконен расправился со всеми середняками, вышел на третье место и теперь уже он уверенно догоняет «МакЛарен» Алонсо. Итак, Масса отрывается, Райкконен догоняет Алонсо, оказывая на него прессинг. Ситуация безусловно в пользу «Скудерии», а ведь Хэмилтон вообще не идет на очки, только-только начиная расправляться с гонщиками из хвоста пелетона.
Но недолго был праздник на улице «Феррари». Эта гонка была вообще как на качелях. Ничто не предвещало неприятностей, на 34 круге Масса установил окончательный лучший круг гонки, но пару кругов спустя Кими Райкконен, находившийся вплотную позади Алонсо, внезапно потерял темп. Кими в черепашьем темпе ползет целый круг и останавливается на въезде на пит-лейн. Дальше его «жеребец» ехать отказался. Удар по надеждам Райкконена и – «Скудерии Феррари».
Тем не менее, пока Фелипе Масса лидирует и уверенно идет на победу, Алонсо не может составить ему конкуренции.
Все изменилось после очередных пит-стопов, которые должны были стать последними для лидеров в этом Гран При. Комплект покрышек Фернандо оказался лучше, и теперь ситуация меняется кардинально в противоположную сторону. Теперь Фернандо стабильно отыгрывает на каждом круге время у Фелипе, на каждом круге по десятой доли секунды. Серебристый «МакЛарен» неумолимо приближается к лидирующей «Феррари». Пикантности ситуации добавляет Льюис Хэмилтон, которого лидеры почти догнали на круг. Британец идет в хорошем темпе, и самостоятельно Массе пришлось бы еще долго его догонять. Но перед Льюисом машут синими флагами, и он притормаживает, пропуская Фелипе вперед.
Итак, Алонсо приближается к Массе. Сколько времени ему пришлось бы его догонять, чтобы приблизиться вплотную, сколько времени осталось бы для того, чтобы атаковать… Ответ на это – в тех, сухих условиях, мы уже не узнаем. Потому что ветер исправно выполняет свою работу, и уже туча идет в направлении автодрома. По трассе объявлено предупреждение о приближающемся дожде, и расчет показывает, что завершить гонку посуху никак не удастся.
Туча пришла, небеса разверзлись. Вновь пелетон толпой устремляется в боксы. Пит-стопы Массы и Алонсо происходят практически синхронно. На трассу Фелипе возвращается немного впереди Фернандо, и некоторое время кажется, что под дождем бразильцу удастся вновь оторваться. Но нет. На пресс-конференции после гонки Фернандо Алонсо признавался в любви к гонкам в дождевых условиях, к переменной погоде, говорил, что гоняться в таких сложных условиях доставляет ему особое удовольствие. Фернандо идет в значительно более быстром темпе, чем Фелипе и вскоре садится ему на заднее антикрыло. Нандо значительно быстрее, и он прессингует Массу чуть ли не в каждом повороте, то с одной стороны, то с другой. Фелипе отчаянно защищается…
Все решилось, когда на входе в очередной поворот Фелипе слегка зацепил обочину. Фернандо вошел значительно быстрее, и он оказался на сухой траектории, в то время как Масса – на мокрой. Фелипе пытался защитить свою позицию, но Алонсо был слишком быстр, и он почти вышел вперед. Болиды шли вплотную друг к другу, колесо в колесо, и они слегка коснулись. Контакт! Но Алонсо в этот момент уже вышел слегка вперед, и впереди и остался. К счастью, контакт не привел к вылету с трассы ни одного из соперников.
Все это произошло примерно за 5 кругов до финиша. В оставшееся время Фернандо взвинтил темп и стрелой (серебряной!) оторвался от Массы. Фернандо выиграл этот Гран При, обойдя конкурента на трассе в жесткой бескомпромиссной борьбе. Теперь это был настоящий, полноценный триумф! Победа в Гран При и полновесные 10 очков в зачет чемпионата.
Масса финишировал вторым, второй раз за три последних гонки упустив победу незадолго до финиша. Тем не менее, по сравнению с результатами Райкконена и того же Хэмилтона это, безусловно, удачное выступление. Хотя после финиша Фелипе не скрывал своего возмущения опасной, по его мнению, атакой Алонсо.
Зато Алонсо был просто счастлив! Был доволен и Рон Деннис – «МакЛарен» вернулся на верхнюю ступень подиума. Кстати, командный приз вручал Деннису на подиуме сам Михаэль Шумахер, в честь которого в этот уик-энд официально назвали одну из «эсок» Нюрбургринга.
Как всегда в сумасшедших гонках с переменными погодными условиями, пейс-карами и прочей неразберихой, удачно выступили пилоты команд-середняков. Великолепное выступление «Ред Булла» во многом было достигнуто благодаря удачной работе под дождем в самом начале гонки, а дальше пилоты удерживали высокий темп, находясь в головке пелетона. Марк Уэббер завоевывает первый подиум в сезоне, финишировав третьим. Этот триумф дался Марку нелегко – на скользкой мокрой трассе на последнем круге его едва не обошел Алекс Вурц, опасно атаковавший Уэббера в шикане и последнем повороте Coca-Cola. Тем не менее, Марк удержал свою позицию, и мог быть счастлив.
В очередной раз великолепен был Алекс Вурц. Проигрывая юному Росбергу в квалификациях, в тех гонках, когда на трассе сложные условия, опыт Вурца позволяет ему добиться успеха. На этот раз Алекс четвертый, а мог бы и подняться на подиум, второй раз в сезоне.
Пятое место за Дэвидом Култхардом из «Ред Булла». Отличное выступление, хотя в какой-то момент Дэвид мог даже идти на подиум! Но на пьедестал поднялся его товарищ по команде.
Оба «БМВ» в очках, причем после борьбы с переменным успехом впереди оказался все же Ник Хайдфельд – на шестом месте. Роберт Кубица седьмой. Замкнул очковую восьмерку Хейкки Ковалайнен, выступивший на Нюрбургринге весьма уверенно. Льюис Хэмилтон финишировал девятым, обогнав всех, не вошедших в очковую зону, но так и не набравший очков. Сложный уик-энд для Льюиса.
Потрясающая гонка! Кроме того, ситуация в чемпионате становится еще более захватывающей. Благодаря победе в Гран При Европы Фернандо Алонсо разом отыгрывает 10 очков у Льюиса Хэмилтона, и приближается к нему в чемпионате на минимальную дистанцию – всего 2 очка! Не так далеко находится и Фелипе Масса, вернувшийся на третье место в зачете пилотов. А вот Кими Райкконен из-за своей неудачи вновь подотстал. И тут вспоминается, что на германских трассах Кими никогда не везло, он столько раз не мог финишировать не по своей вине. В Кубке конструкторов «МакЛарен» оторвался от «Феррари» еще на 2 очка.
Летняя часть сезона плавно подходит к своему завершению. Через две недели состоится Гран При Венгрии на одной из самых медленных трасс чемпионата – «Хунгароринге». Затем трехнедельный перерыв с запретом на тесты, после чего сезон возобновится в конце августа в Стамбуле. Постепенно мы подходим к решающей фазе сезона.
22.07.07
Тэги: алекс вурц, германия, гп европы, дэвид култхард, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, маркус винкельхок, нюрбургринг, ред булл, спайкер, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари