Азиатское турне Формулы-1, продолжающееся последние полторы недели, вышло каким-то безумным, просто сумасшедшим! Еще в Японии, неделю назад, Льюис Хэмилтон, казалось, практически выиграл титул чемпиона мира, а теперь?! Впрочем, давайте обо всем по порядку. Итак, шестнадцатый этап чемпионата мира Формулы-1 2007 года – Гран При Китая, прошедший на Международном автодроме Шанхая. Кстати, любая гоночная трасса вызывает какие-то ассоциации. Так вот, «Шанхай Интернешнл» ассоциируется у меня с таким современнейшим, навороченным, крутейшим мегаполисом, отстроенным в стиле хай-тек. Впрочем, такой этот автодром и есть – современнейший, высокотехнологичный, очень интересный, бросающий вызов гонщикам. И расположен он поблизости от одного из главных мегаполисов мира – Шанхая, деловой столицы Китая.
Перейдем к делам, происходившим на трассе. Напоминать о спортивной интриге китайского Гран При наверное и не стоит – после великолепного выступления в Японии, Льюис Хэмилтон мог завоевать чемпионское звание уже здесь, в Шанхае. И вероятность такого события была достаточно велика. По ходу тренировок Льюис, однако, держался немного в тени своих основных конкурентов, а протоколы раз за разом возглавлял пилот «Скудерии Феррари» Кими Райкконен, еще имевший смутные шансы на продолжение борьбы за титул. Но в квалификации, в ее третьей части, все изменилось. За поул-позишн вновь, как и обычно это происходит, с равными шансами сражалась вся первая четверка – два пилота «Феррари», два пилота «МакЛарена». Решающее слово сказал Льюис Хэмилтон. Его последняя попытка была великолепна! Льюис не скрывал своих эмоций после завоеванного поула! Это был еще один решительный шаг на пути к чемпионству, демонстрация великолепных способностей. То, что он был в тени перед этим, на тренировках, сразу забылось. В нужный момент Льюис вновь был первым!
Второе время показал Кими Райкконен, демонстрировавший в Шанхае большую уверенность, третье место осталось за Фелипе Массой, а Фернандо Алонсо оказался всего лишь четвертым, с более чем полусекундным отставанием от обладателя поул-позишн и партнера по команде. Мягко говоря, это было не самым удачным вариантом для продолжения борьбы за чемпионат. Ведь Фернандо надо было обязательно отыгрываться у Льюиса, а как это сделать, стартуя четвертым, в то время как главный соперник комфортно разместился на поул-позишн? Отсюда и все большее раздражение Алонсо, которое он все меньше скрывает от публики, от прессы. Отсюда все эти высказывания, что в «МакЛарене» на деле – в отличие от фраз Рона Денниса, что в его команде шансы пилотов абсолютно равны, - оказывают поддержку Льюису, что он – главный фаворит команды, а Нандо – чужой человек в «МакЛарене». Давление в этом сезоне колоссально, и реакция Алонсо на это давление все более заметна. В то же время, кажется, что Льюис Хэмилтон чувствует себя при всем давлении очень комфортно, как будто оно на него не оказывается. Льюис был весел и спокоен – еще бы, только что он завоевал очередной, шестой в сезоне поул-позишн. Дела его были прекрасны! Еще один человек, на которого давление не оказывает практически никакого действия – Кими Райкконен. А что, ему ведь совершенно нечего терять!
Из других результатов квалификации обращает на себя внимание прекрасное выступление «красных быков». Дэвид Култхард из «Ред Булл» показал пятый результат – лучшая квалификация шотландского ветерана в сезоне! Его одноклубник Марк Уэббер был седьмым, что привычно для австралийца, страшно разочарованного гонкой на Фудзи. Оба «Ред Булла» в первой десятке, обе «Торо Россо» - на подходе к ней! Витантонио Лиуцци показал одиннадцатое время, Себастьян Феттель был двенадцатым. Правда потом Феттеля оштрафовали на пять стартовых позиций за блокировку Ковалайнена, но скорость-то налицо!
Еще одно позитивное выступление было на счету Ральфа Шумахера. Немец, на днях заявивший о завершении выступлений в составе команды «Тойота», в Шанхае был на высоте. В квалификации опытнейший Ральф показал шестой результат. Не забудем и Дженсона Баттона, который вновь, как и неделей назад, привел свою «Хонду» в десятку – на этот раз на десятом месте.
Квалификация в Шанхае прошла при прекрасной солнечной погоде. Кто-то надеялся на такую же погоду в гонке, кто-то наоборот ждал дождя. Во всяком случае, синоптики не исключали вероятность дождя в воскресенье. Дождя, который мог принести нам вторую подряд дождевую гонку, всего неделю спустя безумной Фудзи.
И дождь пошел в воскресенье, практически одновременно со стартом. Небо над автодромом Шанхая с утра было затянуто тучами, синоптики постоянно предупреждали о приближающемся дождевом фронте. Когда механики стянули чехлы с колес выстроившихся на стартовой прямой болидов, обнажив покрышки, выяснилось, что практически все обулись в промежуточную резину. Итак, дождь! Еще одна проверка на прочность.
Дождь был на этот раз совсем не таким сильным, как ужасный ливень в Фудзи, но нам вновь предстояло увидеть захватывающее зрелище дождевых гонок, когда болиды поднимают в воздух огромные шлейфы брызг, и когда возможно все и в любой момент.
Льюис блестяще взял старт, оторвавшись уже на первых метрах. Так как дождь в этот раз был не таким сильным, как неделю назад, старт дали по-боевому, с места. И Хэмилтон обезопасил себя, входя в первый поворот комфортно, первым, избавив себя от возможных неприятностей прохождения первого поворота в дождь в толпе. Далее плотно шли две «Феррари» и Алонсо. Эта троица стартовала практически синхронно, но Фернандо основательно приблизился на торможении перед первым поворотом к идущим третьим Массе. Нандо нырнул в первый, сложнейший поворот по внешнему радиусу, идя бок о бок с Фелипе, и на выходе из связки его траектория оказалась более выгодной. Алонсо чуть не опередил и Райкконена, но Массу он опередил точно, и очень красиво. Правда Фелипе тут же смог отыграться. Бразилец шел вплотную всю следующую прямую, и на торможении перед шпилькой он оказался внутри. Масса возвращает себе третье место, Алонсо вновь четвертый… Таков итог захватывающей борьбы на первом круге.
Позади тоже было жарко. В сложнейшей связке первых поворотов на мокрой трассе не обошлось без контактов – развернуло Ральфа Шумахера, у которого дела в этот раз вроде пошли на лад. Прекрасно квалифицировавшийся Ральф откатился в хвост пелетона.
Но вернемся к лидерам. Льюис Хэмилтон отрывался в блестящем стиле, Кими Райкконен еще пытался держаться за ним, но отставал все более. Еще больше увеличивался разрыв между Кими и Фелипе Массой, а за тем пытался удержаться Фернандо Алонсо. Однако и Фернандо шел за Фелипе дальше, чем на дистанции атаки. В дождь вообще сложно преследовать соперника на дистанции атаки. В целом, начало гонки складывалось блестяще для Льюиса, и совсем не здорово – для Фернандо.
Позади в пелетоне кипела жаркая борьба. Пелетон основательно перемешался – на равных сражались «Уильямсы», «Хонды», «Рено», «Торо Россо»… Дождь подравнивает шансы соперников, к тому же к концу сезона команды-середняки достигли приблизительно одинакового уровня. Блестяще обгоняли Баттон, Росберг, Ральф Шумахер… Ральф ярко проводил этот уик-энд. Откатившись назад на старте, он бросился в прорыв. Ральф немало обгонял вплоть до того момента, как был вынужден прекратить гонку. Он долго и настойчиво прессинговал Витантонио Лиуцци, пилотировавшего находящуюся в прекрасной форме «Торо Россо», красиво пошел в атаку, но уже почти обогнав Тонио в связке поворотов, не избежал контакта. Итальянский «красный бык» крепко поддал в бок «Тойоте». На этом гонка для Ральфа закончилась, но не закончилась для упорного Лиуцци.
А дождь тем временем прекратился. Трасса стала подсыхать, но была еще слишком мокрой, чтобы переобуваться в псевдослик. Таковы гонки при переменных погодных условиях, они полны неожиданностей, совершенно непредсказуемы и требуют точнейшего тактического чутья. Пилоты заезжали на пит-стопы, чтобы дозаправиться, но не меняли хорошо разогретую, прикатавшуюся промежуточную резину, которая у многих стерлась практически до состояния слика. Чтобы эта резина не разрушалась слишком быстро, ее приходилось охлаждать на прямых, находя мокрые участки, и «моя» покрышки в лужах.
Одним из первых на псевдослик перешел Алекс Вурц, и вскоре пилот «Уильямса» установил быстрейшее время круга, побив лучший на тот момент результат Хэмилтона. Это означало, что трасса высохла достаточно. Пилоты потихоньку потянулись в боксы менять резину.
В это время Фелипе Масса стал немного терять темп, и его вплотную догнал Алонсо. Фернандо подобрался к сопернику на сверхдлинной задней прямой, и грамотнейшим образом атаковал Фелипе на торможении перед шпилькой, перекрестив траектории. У Массы не было ни малейшего шанса на контратаку, Алонсо вышел вперед. Сразу после этого Фелипе устремился в боксы, чтобы поставить псевдослик.
Это была дуэль Алонсо – Масса, раунд 2. Одна из красивейших дуэлей на китайском этапе чемпионата.
Казалось, Фелипе вовремя сменил резину, но погода просто насмехалась над гонщиками. Вскоре на Международный автодром Шанхая вновь обрушился дождь. Потом Фелипе вспоминал, что его болид просто «плавал» по трассе, что он хотел было обратно поставить промежуточную резину, но набрался терпения и продержался. Эти мгновения примерно на середине дистанции Гран При – как яркие вспышки. То сухо, то дождь, то вновь сухо. Несколько ярких кадров китайского Гран При.
Под дождем тяжело пришлось лидеру гонки – Льюису Хэмилтону. Эти дожди, как проверка на прочность Льюиса, действительно ли он готов стать чемпионом мира уже сейчас! Кими Райкконен нагнал Льюиса и приступил к настойчивым атакам. Под дождем «Феррари» шла быстрее «МакЛарена», и в одном из поворотов Кими проскользнул вперед. Достаточно рискованный маневр, красивая атака, – и Кими – лидер Гран При! Но для Льюиса Хэмилтона еще ничего не было потеряно – даже будучи вторым он спокойно контролировал ход чемпионата. Если бы гонка закончилась в таком порядке – Райкконен на первом месте, Хэмилтон – на втором, Алонсо – на третьем, - чемпионом стал бы Хэмилтон!
Но не все так просто. Дождь закончился, трасса подсохла, пилоты вновь стали постепенно переобуваться. Льюис выдержал испытание дождем, но тут – когда никто не ждал! – пришла проблема. Хэмилтон внезапно теряет темп. Приглядевшись, становится ясно, что не все в порядке с задним правым колесом.
Льюис медленно возвращается в боксы… В эти мгновения его фанаты и вся команда «МакЛарен» (ну, или почти вся) молятся, чтобы он добрался до боксов! Льюис въезжает на пит-лейн… В том месте, где пит-лейн делает резкий поворот влево, Льюис не вписывается и соскальзывает на гравий. Шина окончательно разрушилась, и не дала Льюису возможности войти в этот поворот… Болид вязнет в гравии. Льюис просит, буквально требует китайских маршалов трассы подтолкнуть его… Те медленно принимаются за дело, сначала один, потом другой, третий… В эти мгновения, которые тянутся страшно долго, в боксах «МакЛарена» и на «капитанском мостике» мы можем видеть целый шквал эмоций. Нет! Льюис застрял. В боксы он возвращается уже на скутере…
Так, в одно мгновение, чемпионат-2007 в очередной раз резко поменял направление. Хэмилтон сходит с трассы в Китае. Что ему теперь делать? Просто готовиться к гонке в Бразилии. Шансы по-прежнему велики.
Пока мы переживали драму Хэмилтона, пока лидеры поочередно посещали свои боксы, в лидеры гонки вышел кто? Роберт Кубица! Гонка отлично складывается для поляка, он лидирует в Гран При, и уж точно приедет на подиум. Но… Мы видим очередную драму! Сразу за сходом Хэмилтона сход Кубицы. Роберт теряет темп, съезжает на обочину, и медленно, долго ползет по траве в направлении пит-лейна… Технические проблемы или нехватка бензина? В любом случае, блестящая гонка пилота «БМВ-Заубера» досрочно окончена.
Далее. Заключительный отрезок Гран При проходит по сухой трассе, хотя тучи по-прежнему угрожающе заслоняют все небо. Кими Райкконен лидирует, и идет в блестящем темпе. Круг за кругом он ставит лучшее время круга. На втором месте идет Фернандо Алонсо, на третьем – Фелипе Масса. Нандо секунд на восемь отстает от Кими, примерно столько же ему проигрывает Фелипе. Алонсо не сильно стремится догнать Райкконена – день и так сложился слишком удачно для него. Сейчас главное, это взять эти очки.
Так и происходит. Блестящая гонка Райкконена, его блестящий пилотаж и на мокрой, и на сухой, и на «промежуточной» трассе приносит ему победу. Кими завоевывает пятую в сезоне победу, впервые выигрывая в Китае (в Шанхае еще ни один пилот не побеждал больше одного раза), и приносит «Скудерии Феррари» двухсотую (!) победу в Гран При!
Фернандо Алонсо финиширует вторым – лучше и придумать нельзя! Фелипе Масса – третий. Потрясающий день для «Скудерии Феррари»! Быстрый Фелипе в конце гонки шел в прекрасном темпе, явно стремясь догнать Алонсо и отыграться, и именно он в итоге установил лучшее время круга в этом Гран При.
Пробежимся по очковой зоне. Здесь немало интересного! Себастьян Феттель – лучший результат в карьере, - он финиширует четвертым. Просто блестящая гонка! Отличное выступление Дженсона Баттона – он пятый, и это лучший результат в сезоне. Все-таки Дженс – это Дженс! Витантонио Лиуцци шестой, и это еще одна «Торо Россо» в очках! Упорство Тонио дало результат! ФИА может оставлять в силе штраф, наложенный на Лиуцци в Фудзи, может оставлять Сутиля на восьмом месте в Гран При Японии, пусть 1 очко за Фудзи останется на счету «Спайкера». «Торо Россо» все равно впереди! Кстати, и для Лиуцци это – лучший результат в карьере. Наконец, на седьмом месте финишировал Ник Хайдфельд, чуть скрасив разочарование «БМВ», а Дэвид Култхард – восьмой, – очередная отличная гонка шотландского ветерана.
Теперь о чемпионате. Сумасшедшая гонка в Шанхае сделала свое дело, и теперь судьба чемпионата, с закрученной до предела интригой, решится только на последнем этапе сезона. Впрочем, такой чемпионат, как в 2007 году и не мог, просто не имел права разрешиться досрочно. В таких сезонах развязка должна наступать в самом конце! Итак, Льюис Хэмилтон – лидер чемпионата мира со 107 очками, Фернандо Алонсо – 103 очка, Кими Райкконен – 100 очков. Всего семь очков между тремя претендентами на титул! Шансы считайте сами, но это – потрясающий, великий сезон! Говорят, последний раз три гонщика сражались за чемпионскую корону на последнем этапе сезона аж в 1986 году! 21 октября, Сан-Паулу – решающий день года. Все разрулит «Интерлагос»!
07.10.07
Тэги: бмв заубер, кими райкконен, китай, льюис хэмилтон, макларен, роберт кубица, себастьян феттель, торо россо, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, шанхай