Три недели, разделившие Гран При Венгрии и Турции остались позади, остались позади летние каникулы и мораторий на тесты. Мы вновь возвращаемся на гоночные трассы. Пусть Гран При Турции – последний летний этап этого сезона. Фактически турецкий Гран При не закрывает летний отрезок чемпионата, а открывает осенний. Начальная часть чемпионата прошла, прошел и срединный отрезок – летние гонки, теперь начинается завершающий этап сезона. Пусть на календаре еще август – время летит быстро. Мы и оглянуться не успеем, как нагрянет осень. Пришло время расставить все точки над i – настала решающая фаза чемпионата.
Итак, на очереди великолепная трасса в Стамбуле – интереснейший рельефный скоростной трек. Без сомнения, одна из лучших трасс в календаре чемпионата. В конце августа в Турции всегда очень жарко – так было и на этот раз. Такая погода хороша для курортников, но для участников «Большого цирка» она лишь гарантирует тяжелейшие испытания. Впрочем, жарко сейчас не только в плане погоды, но и в чемпионате. «МакЛарен» и «Феррари» по-прежнему борются за Кубок конструкторов, а на личное звание чемпиона мира все также претендуют аж четыре пилота. Кроме того, напряженная ситуация в команде «МакЛарен». Все три недели, прошедшие после Гран При в Будапеште обыватели «Большого цирка» только и говорили, что о скандале в стане «серебряных». Всем было крайне интересно, чем продолжится эта история между Фернандо Алонсо и Льюисом Хэмилтоном в Турции. Здесь, в Стамбуле, в четверг высший эшелон «МакЛарен-Мерседеса» собрался со своими пилотами, чтобы в узком кругу обговорить отношения внутри команды и стратегию на конец сезона. Встреча в Стамбуле – звучит почти как встреча в Тегеране! Что ж, обсуждение ситуации похоже пошло впрок, и пока, во всяком случае внешне, отношения между Алонсо и Хэмилтоном поостыли.
Однако пора переходить непосредственно к событиям на трассе. «Скудерия Феррари» на рельефном скоростном «Истанбул Парке» была в отличной форме. От былого преимущества «МакЛарена» не осталось и следа, и топ-четверка на равных спорила за поул-позишн в субботу. Шансы были практически равны, результаты очень близки и судьба поула решалась на последних секундах квалификации. В итоге поул-позишн взял Фелипе Масса, который затем с гордостью говорил о великолепном прохождении круга и идеальном прохождении сложнейшего восьмого поворота. Здесь уместно напомнить, что год назад также в Турции Фелипе завоевал свой первый поул-позишн в карьере пилота Ф-1.
Лидер чемпионата мира Льюис Хэмилтон был очень близок к поулу, но показал в итоге второй результат. Тем не менее, партнер по команде оказался позади. Был близок к поул-позишн и Кими Райкконен, но финский пилот «Феррари» в решающей попытке допустил небольшую ошибку в связке медленных поворотов в конце круга. Кими в итоге оказался третьим. Фернандо Алонсо показал четвертый результат. В результате на старте мы имеем взрывоопасный «серебристо-красный» коктейль. Третью линию стартового поля в полном составе оккупировали пилоты «БМВ-Заубер», причем Роберт Кубица на этот раз опередил Ника Хайдфельда.
В отличие от большинства предыдущих уик-эндов Ф-1 этого сезона, в Турции не было и малейшего намека на дождь. Жара 30 градусов в тени, яркое солнце. Прибавьте сюда сложную, физически требовательную трассу – чего стоит хотя бы боковая перегрузка 4,5G в восьмом повороте, - и представьте, что ждет пилота по ходу турецкого Гран При. Вопрос, может ли гонка в таких условиях быть внешне очень зрелищной и полной различных происшествий, даже если это располагающий к борьбе «Отодром Парк», а не нуднейший «Хунгароринг»? Вот в том то и дело, что если даже мы ворчим на некоторую скучность происходящего на трассе, не надо забывать, что для пилотов в кокпите – это настоящая соковыжималка. Да и механикам в боксах в жаропрочных комбинезонах не сильно легче…
Фактор ненакатанной траектории в четном ряду стартового поля в Стамбуле не так велик, как на пресловутом «Хунгароринге», но все же и здесь, в Турции на трассе есть и пыль, и грязь вне траектории. И на старте все это имеет значение. Фелипе Масса блестяще сорвался со своего поул-позишн, а позади также быстро и четко действовал Кими Райкконен. Напротив, Льюис Хэмилтон на второй стартовой позиции не смог обойтись без некоторой заминки, и в первый поворот, ныряющий после стартовой прямой вниз, вошел уже позади алой «Феррари» финна. У Фернандо же дела обстояли гораздо хуже. Испанец замешкался прилично, и на входе в первую шикану вперед него проскользнули уже оба «БМВ». В стартовом месиве не обошлось без происшествий – развернуло Ярно Трулли, - но в остальном все прошло достаточно спокойно.
Гонка тем временем входила в обычную спокойную череду, когда все постепенно расставляются по ранжиру и нарезают круги в своем темпе. Впереди с небольшим разрывом две «Феррари», за ними на чуть большем отдалении «МакЛарен» Льюиса Хэмилтона. Далее разрыв больше, и он все время возрастает: первая тройка все-таки быстрее парочки «БМВ-Зауберов». Роберт Кубица четвертый, Ник Хайдфельд пятый, а позади – Фернандо Алонсо. «БМВ» достаточно быстры, во всяком случае Алонсо не имеет особого преимущества в скорости. Фернандо с трудом подобрался вплотную к Хайдфельду, но затем ничего толком ему совершить не удалось.
Алонсо долго осаждал позиции Ника – все тщетно, немецкая крепость была неприступна. В результате Фернандо пришлось ждать вплоть до первого пит-стопа Ника, чтобы опередить его. К этому моменту Кубица также уже совершил свой пит-стоп, и трасса перед Нандо была наконец открыта. Алонсо вышел на четвертое место, но отставание от Хэмилтона было уже приличным. Неудивительно – Фернандо потерял за парой «БМВ» почти 20 кругов.
Впереди же первый отрезок заключался в поочередном установлении времени лучшего круга между партнерами по «Скудерии». Иногда быстрее оказывался лидирующий Масса, иногда Райкконен. Разрыв между гонщиками «Феррари» держался в зоне двух секунд. В это соревнование старался вмешиваться Льюис – его время круга было близко к временам «Феррари», и он по-прежнему держался поблизости.
Первый пит-стоп Кими Райкконен провел на один круг раньше Массы. В паре пилотов «МакЛарена» Алонсо останавливался также раньше Хэмилтона, хотя по квалификационному времени казалось, что в баках Фернандо должно быть больше топлива.
Второй отрезок Гран При проходил по тому же сценарию. Две «Феррари» впереди, за ними по пятам следует Льюис Хэмилтон. Фернандо Алонсо хоть и идет четвертым, но шансов на подиум почти не имеет – его отставание от лидирующей тройки выражается в 20 секунд. После середины дистанции лидерам приходится прорываться сквозь достаточно плотный трафик круговых, и в этот момент Кими взвинчивает темп, и вплотную приближается к Массе. Это настоящий «красный экспресс», две «Феррари», летящие впереди пелетона. Хэмилтон отстает, а намерения Райкконена в отношении победы, чувствуется, весьма серьезны. Однако на трассе Кими не пытался атаковать Фелипе. Во-первых, при практически равном темпе это было сложно воплотить, во-вторых, это излишний риск, и вряд ли на капитанском мостике «Скудерии» разрешили бы пойти на это своим пилотам. Кими следовало попытаться опередить Массу за счет стратегии в боксах.
И все же, шансы Райкконена на обгон Массы и выигрыш Гран При были невелики. Кими в первый раз останавливался раньше Фелипе, и, скорее всего, также должно было произойти и во время вторых пит-стопов. Кроме того, стратегия «Феррари» в Турции заключалась в использовании комплектов мягкой резины на первом и втором отрезках гонки. Следовательно, на третьем отрезке обязательно использовался комплект жестких покрышек. Таким образом, в активе Фелипе Массы оказывался лишний круг на резине soft, в то время как Райкконен должен был идти этот круг уже на hard’е. А то, что Массу во время второй волны дозаправок позовут в боксы раньше, было маловероятно – это было бы явным предпочтением Райкконену. Таким образом, у Кими практически не было шансов.
Так все и произошло. Повторить Сильверстоун не удалось. Райкконен провел свой пит-стоп на круг раньше Массы, и этого круга хватило Фелипе, чтобы удержать лидерство и даже чуть-чуть оторваться. «Красный экспресс» продолжал отрываться, и позиции Массы в нем на этот раз были очень прочны.
А что же Льюис Хэмилтон? Он стал тем, кому довелось нарушить спокойный, стройный и, может быть, немного скучный ход этой гонки. Фактор неожиданности все же присутствует в автогонках. Незадолго до плановой второй остановки в боксах на болиде Льюиса не выдерживает резина – на входе в очередной левый поворот взрывается правое переднее колесо (то же самое, что и в Нюрбургринге!). Хэмилтон выскакивает с трассы, однако широкая асфальтовая полоса безопасности позволяет ему вернуться на дорожное полотно. Льюис продолжает движение к боксам, при этом ошметки резины, все больше разрываясь, лупят по переднему антикрылу «МакЛарена». Мимо юного британца один за другим проскакивают соперники…
Небольшое отступление. Недавно мой коллега Дмитрий Федотов писал в своей статье о том, что современная надежность болидов и, следовательно, малое количество сходов по техническим причинам сделали гонки Ф-1 более пресными, что ли. Согласен с этим. Конечно, гонщики хотят финишировать в каждой гонке. Конечно, конструкторы хотят делать не только быстрые, но и очень надежные машины, которые будут доезжать до финиша как можно чаще. ФИА своими действиями только помогает командам, заставляя производителей моторов изготавливать такие агрегаты, которые выдерживали бы две дистанции Гран При, и так далее. Все это, конечно, здорово, и такими надежными болидами можно только восхищаться. Однако было бы лицемерием отрицать, что, например, зрелищные аварии, леденящие кровь, имеют свою притягательную красоту. Наверно, эта красота сравнима с первобытной красотой буйства стихии… Также и сходы по техническим причинам, хотя они чрезвычайно обидны, добавляют действу перчика.
Это лишний раз подтверждается инцидентом с Льюисом Хэмилтоном. Взрыв покрышки на его болиде быстро оживил ход Гран При и положение в чемпионате. Льюис благополучно вернулся на трассу – кстати, перед этим, на том же круге, в боксах «МакЛарена» успели обслужить Алонсо, - но вернулся только пятым, позади не только Фернандо, но и Хайдфельда. При этом догнать и опередить Ника у Льюиса не было ни малейшего шанса, так как аэродинамика болида была все же нарушена.
Фелипе Масса же в блестящем стиле выиграл Гран При! Таким образом, по количеству побед в сезоне Фелипе сравнялся со своими соперниками в чемпионате – как и у Хэмилтона, Алонсо и Райкконена у Массы их теперь три. После финиша Фелипе признавался в любви к турецкой трассе. Что ж, его пример лишний раз подтверждает истину – те или иные трассы бывают для разных гонщиков удачными или неудачными. И для Фелипе Массы турецкий «Истанбул Парк» - очень удачный автодром. В прошлом году Фелипе здесь завоевал свой первый поул и первую в карьере победу в Гран При, а в этом – повторил прошлогодний результат, победив, стартовав с поула.
Кими Райкконен так и финишировал вторым, позади партнера по команде. При этом, незадолго до финиша, Кими установил окончательное лучшее время круга, отобрав его у Массы. И здесь этот спор был принципиальным. Пока, на данной стадии сезона между Массой и Райкконеном сохраняется абсолютный паритет в результатах. И они оба продолжают борьбу за титул.
Фернандо Алонсо финишировал третьим, минимизировав потери. Это был позитивный результат для испанца. Очень позитивный, учитывая, как складывался для него этот Гран При!
Удачное выступление Ника Хайдфельда – четвертое место. Ник в очередной раз провел отличную, зрелую гонку, добившись в этих условиях максимально возможного результата. Не приходится удивляться, что «БМВ» продлевает с ним контракт на следующий сезон. Единственно верное решение!
Льюис Хэмилтон пятый – и то хорошо, что он добрался до финиша на достаточно высоком месте, так как рисковал сходом. Из-за проблем с аэродинамикой Льюиса перед финишем практически догнал Хейкки Ковалайнен, который также может записать эту гонку себе в актив. На протяжении всего уик-энда Хейкки выступал значительно увереннее Джанкарло Физикеллы. Седьмое место на счету Нико Росберга, и для пилота «Уильямса» это очередной прекрасный результат! Наконец, восьмым финишировал Роберт Кубица, ставший жертвой своей тактики со слишком ранними остановками в боксах.
В чемпионате ситуация теперь вновь обострилась. Разрывы между пилотами после турецкого этапа спрессовались, что неудивительно, так как вся первая четверка финишировала в Стамбуле в порядке, обратном своему положению в чемпионате. Хэмилтон опережает Алонсо всего на пять очков (хвала резине!), Фернандо в свою очередь впереди Массы на десять, а Фелипе вновь опередил Кими на одно очко! В Кубке конструкторов после стамбульского дубля «Феррари» и вовсе отстает от «МакЛарена» всего на 11 очков! Впрочем, впереди еще Апелляционный суд, в котором «серебряные» попытаются вернуть 15 очков, отобранных у них в Венгрии. Справедливо вернуть! В футболе часто бывают скандалы, когда одной команде несправедливо назначают пенальти в ее ворота. А то, что было в Будапеште с «МакЛареном» – это сколько пенальти, по Вашему?!
В любом случае, нас ожидает захватывающая концовка! Как показывает этот сезон, «МакЛарен» вне конкуренции на медленных трассах, как «Хунгароринг» или среднескоростных техничных автодромах. За «Феррари» преимущество на быстрых, с наличием скоростных поворотов, трассах. Таким образом, мы можем заранее прикинуть, кто где будет иметь преимущество. Получается, Монца и Спа будут за «Феррари», Фудзи – скорее за «МакЛареном», Шанхай – 50 на 50, и «Интерлагос» - с небольшим преимуществом «МакЛарена»!
И вправду, захватывающий финиш!
26.08.07
Тэги: бмв заубер, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, ник хайдфельд, стамбул, турция, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари