За свою более чем полувековую историю Формула-1 накопила немало традиций. Одна из самых славных традиций – это то, что каждый год в начале сентября «Большой цирк» разбивает шатры в старом королевском парке небольшого городка Монца, что находится к северо-востоку от Милана. «Большой цирк» приезжает сюда, чтобы провести Гран При Италии на старейшей трассе, входящей в календарь Больших призов. «Аутодромо Национале ди Монца»! Все в этом месте пропитано историей Гран При, страстью итальянских тиффози и «Феррари»!
Домашний Гран При для «Скудерии Феррари». После исключения из календаря чемпионата мира гонки в Имоле, единственный домашний Гран При. Можно ли представить место лучше, чем Монца, для того, чтобы отыграться у «МакЛарена»!? Сейчас «Феррари» нужно было только выигрывать, если, конечно, продолжать бороться за оба чемпионских титула, и что может быть лучше, чем выиграть на глазах своей восторженной публики! Все было вроде в пользу «Феррари». Монца – сверхскоростная трасса, а ведь именно на скоростных автодромах, там, где есть скоростные виражи, Ferrari F2007 проявляла свои лучшие качества. Однако все было далеко не так просто.
Еще за неделю до Гран При, на традиционных трехдневных тестах выяснилось, что «МакЛарен» в Монце имеет преимущество перед «Феррари». Программе тестов помешала непогода, но все равно было очевидно, что в Королевском парке «серебряные» имеют преимущество в скорости. Так продолжалось и во время Гран При. Скорость «МакЛарена» в Монце была несколько неожиданна. В этом году «серебряные» прекрасно выглядят на среднескоростных техничных автодромах, но на скоростных трассах преимущество оставалось на стороне «Феррари». Можно, конечно, привести в пример Монреаль, где «МакЛарен» выступил на высоте. Монреальская трасса на острове Нотр-Дам напоминает Монцу своими длинными прямыми и жесткими торможениями перед шиканами. Однако есть и серьезные отличия. В Монреале практически нет скоростных поворотов, в отличие от Монцы.
Перед Гран При в Монце «МакЛарен» находился в тяжелой ситуации. ФИА открылись новые подробности в деле о шпионском скандале, в результате чего аппеляционный суд, назначенный на 13 сентября, был отменен. Вместо него теперь должно было состояться новое заседание Всемирного совета по автоспорту. Кроме того, выяснилось, что в Венгрии на болидах «МакЛарен» были установлены неомологированные новые коробки передач, за что команда была наказана денежным штрафом. Вся эта атмосфера нервозности вокруг «серебряных» создает напряженную психологическую обстановку внутри команды. Одно только было хорошо. Вопреки всему, вопреки прессингу со стороны ФИА и прессы, вопреки трениям внутри команды, именно «МакЛарен» был самым быстрым на трассе. А именно это – самое важное в автогонках.
В квалификации «серебряные» развивали свой успех, признаки которого проявлялись на тестах и свободных практиках, и нанесли «Скудерии» болезненный укол, полностью превзойдя алые болиды. Фернандо Алонсо уверенно завоевал поул-позишн, немного уступил ему Льюис Хэмилтон, показавший второй результат. Два «МакЛарена» на первом ряду стартового поля в Монце – не самая приятная картина для тиффози. «Феррари» нужно было сейчас побеждать, обыгрывать «МакЛарен», однако «красные» пока уступали. Фелипе Масса показал третье время, Кими Райкконен был лишь пятым, пропустив вперед «быстрейшего из остальных» - Ника Хайдфельда из «БМВ». У Кими конечно было весомое оправдание. На утренней свободной практике в субботу, то есть за несколько часов до квалификации, Райкконен вылетел с трассы в шикане «Аскари» и жестко разбил свою «Феррари». С пилотом, к счастью, все было в порядке, однако неудивительно, что на запасном шасси Кими в квалификации чего-то не хватило, чтобы побороться за места впереди. И, несмотря на вескую причину поражения в квалификации, Кими было от этого не легче.
Из других событий квалификационных заездов следует отметить первое попадание в Top-10 Дженсона Баттона в этом году. Небольшой успех команды «Хонда», такой скромный успех…
В Монце стояла прекрасная погода – теплая итальянская осень, никаких намеков на дождь. В тени вековых парковых деревьев это просто благодать! Учитывая прекрасную сухую погоду, следовало ожидать проявления еще одной особенности «Аутодромо Национале». Трасса в Монце – быстрейшая в календаре, и благодаря высочайшей средней скорости на круге, гонки здесь проходят очень стремительно, будучи самыми короткими по своему времени в году. Так произошло и на этот раз, несмотря даже на выезд пейс-кара в начале дистанции. Впрочем, пора переходить непосредственно к событиям гонки.
Старт. Старт в Монце – процедура весьма напряженная, так как после разгона по широчайшей стартовой прямой следует жесткое торможение перед резкой и узкой первой шиканой. В «Варианте Альта» стартовый завал имеет большую вероятность. Но даже если пелетон благополучно просочится через первую шикану, вскоре, буквально через километр вероятна свалка во второй шикане – в «Родже». Тем не менее, в этот раз все прошло благополучно, что не помешало старту быть весьма интересным.
Итак, старт. Алонсо стартует уверенно, сохраняя лидирующую позицию. Но сзади просто великолепно стартует Фелипе Масса. Фелипе проходит слева от болида Хэмилтона и выходит на второе место. Льюису приходится непросто, так как Райкконен, резво стартовав и пройдя Хайдфельда, прессингует с правой стороны. Однако этому юному британцу присуще немалое хладнокровие. Хэмилтон пристроился в хвост «Феррари» Массы, вынырнул слева, по краю трека, и, до конца оттянув торможение, атаковал Фелипе на входе в шикану. Масса также тормозил поздно, Льюис – очень поздно, «МакЛарен» просвистел мимо соперника, соскользнул с дорожного полотна, и, слегка срезав шикану, вышел на второе место.
Выйдя на оперативный простор, «МакЛарены» принялись отрываться от всего остального пелетона, включая обе «Феррари». Однако это не продолжалось долго. На третьем круге на «Ред Булле» Дэвида Култхарда после контакта с Физикеллой разрушается переднее антикрыло, болид шотландца вылетает с траектории в «Гранд Курве», и несется по прямой в ограждение. Жесткий удар. К счастью, с гонщиком все в порядке, и он самостоятельно покидает кокпит. Это Монца, трасса сверхскоростей.
После вылета Култхарда на трассу выезжает сейфти-кар, который несколько кругов водит пелетон по трассе, пока ограждение в «Гранд Курве» приводили в порядок. На рестарте Алонсо успешно обороняется от Хэмилтона, оба «МакЛарена» уходят вперед от «Феррари».
Фернандо Алонсо с небольшим преимуществом нал Хэмилтоном лидирует, идущий третьим Фелипе Масса отстает все больше. Вскоре Фелипе неожиданно рано посещает боксы. Тактика очень раннего пит-стопа? Нет, видно, что «Феррари» бразильца теряет скорость. На следующем круге Масса вновь в боксах, он просто заруливает в гараж и сходит.
Кажется, в соперничестве с «МакЛареном» у «Феррари» в этот день просто нет шансов. Льюис Хэмилтон первым совершает плановую остановку в боксах, что естественно при его второй позиции и в квалификации, и по ходу Гран При. Парой кругов спустя пит-стоп совершает Алонсо, который возвращается на трассу впереди Льюиса. Ждем пит-стопа Райкконена, но Кими круг за кругом продолжает нарезать круги по трассе. Финн останавливается практически на середине дистанции, дозаправка длится очень долго. Наконец Кими возвращается на трассу, естественно, позади пары «МакЛаренов». Однако, кажется Райкконен на другой тактике – одного пит-стопа. Это обещает некоторую интригу.
Но «МакЛарены» быстрее. «Феррари» Кими обута в жесткие шины и заправлена под завязку. Второй отрезок «МакЛарены» идут также на жестких покрышках, но их болиды значительно легче, и на каждом круге Алонсо и Хэмилтон отыгрывают у Райкконена по секунде. При таком раскладе шансы Кими зацепиться за место выше третьего крайне малы.
Между тем между пилотами «МакЛарена» на трассе устанавливается зыбкий паритет. Иногда Льюис отыгрывает у Фернандо пару десятых, но вскоре Фернандо возвращает ему те же две десятые. И так все время. Второй пит-стоп Хэмилтон вновь совершает раньше, и… о, чудо! Трибуны «Аутодромо Национале» заходятся в восторге. Льюис медленно ползет по пит-лейну к выезду на трассу, в то время как по стартовой прямой стремительно летит «Феррари» Райкконена! Кими выходит на второе место! Вопреки тому, что «Феррари» весь уик-энд была медленнее «МакЛарена», вопреки тому, что «МакЛарены» перед этим отыгрывали по секунде на круге… Рискованная тактика приносит успех!
В стане «серебряных» чувствуется напряжение. Угроза очевидна, и Алонсо максимально оттягивает свой второй пит-стоп, проходя круги в максимально быстром темпе. Остановившись в боксах, Фернандо возвращается на трассу лидером. Впрочем, оказалось, что угроза не так страшна. Успех Райкконена и «Феррари» был кратковременным. Кими идет на порядочно истертой жесткой резине, в то время как Льюис Хэмилтон на свежем комплекте, да к тому же и мягком. Льюис стремительно догоняет Кими, использует лучший разгон из «Параболики» и всю длину широченной километровой стартовой прямой, выходит из слипстрима позади «Феррари» финна… Льюис проходит справа и оттормаживается максимально поздно, максимально резко. Переднее колесо блокируется, на входе в шикану «МакЛарен» скользит, но Хэмилтон отлавливает болид. Он – второй! Райкконен, входивший в шикану также с заблокированной резиной, остается позади.
Теперь у «Феррари» нет шансов. «МакЛарены» впереди, и Льюис Хэмилтон стремительно уходит вперед. В это время сзади Кими постепенно догоняет Ник Хайдфельд.
Для Алонсо ситуация складывается наилучшим образом. Хэмилтон терял время, борясь с Райкконеном, перед Фернандо же была чистая трасса, и он проходил круги в своем темпе. Фернандо стремительно летел к своей победе, первой победе в легендарной Монце. Льюис Хэмилтон немного сбросил темп, смирившись со вторым местом, которое в плане борьбы за чемпионат представлялось в данной ситуации идеальным вариантом.
До финиша остается три круга, два, один… Наконец, Фернандо Алонсо проносится под клетчатым флагом и победно вскидывает руку! Есть победа в Монце! Льюис Хэмилтон финиширует вторым, у «МакЛарена» дубль. Дубль на территории главного соперника! «МакЛарен» оказался силен не только на среднескоростных трассах, но и на сверхскоростном треке Монцы, где все, казалось, было в пользу «Феррари».
Кими Райкконен третий, и в этой ситуации такой результат – максимум. «Феррари» оказалась в Монце не в самой лучшей форме. Райкконен может утешиться только тем, что в Сильверстоуне, на территории «МакЛарена» и Льюиса Хэмилтона победил он – Кими. Но это не оправдывает «Скудерию», выступившую не лучшим образом. Обычно про «Феррари» в Монце говорили, что у нее как будто прирастает здесь пара сотен лишних лошадиных сил! В этот раз ничего подобного не было. За последнее десятилетие я припомню только два явных провала «Феррари» в Монце – в 1999 и 2005 годах. Впрочем, в 1999 году на подиум Монцы все-таки поднялся пилот «Скудерии» - другой финн Мика Сало, который, как и теперь Райкконен, финишировал третьим, и в том году «Феррари» взяла Кубок конструкторов. Хорошее предзнаменование для «красных»?
Очередное успешное выступление «БМВ-Заубера» - Ник Хайдфельд четвертый, Роберт Кубица, несмотря на заминку на первом пит-стопе, пятый. Прекрасное выступление Нико Росберга – юный пилот «Уильямса» вновь в очках, на шестом месте. Его старый соперник Хейкки Ковалайнен финиширует седьмым, пополняя копилку «Рено». Наконец, Дженсон Баттон занимает восьмое место и набирает столь редкие в этом году для «Хонды» очки.
Что касается борьбы за титулы – «МакЛарен» вновь отрывается от «Феррари» в Кубке конструкторов, разрыв между пилотами «серебряных» и «красных» в личном зачете также возрастает. Как бы не отнимали очки у «МакЛарена» в Венгрии, но скорость есть скорость. «Феррари» чтобы победить «МакЛарен» надо просто быть быстрее. Хотя это только просто сказать.
Тем не менее, борьба за титул чемпиона мира обостряется. Блестящая победа Фернандо Алонсо в Монце позволила ему сократить отрыв от Льюиса Хэмилтона, который теперь составляет всего 3 очка. Вся борьба впереди!
Уже на следующей неделе нас ждет следующий раунд сезона-2007 – Гран При Бельгии в Спа-Франкошам. Но перед этим команду «МакЛарен» ожидает еще одно испытание – Всемирный совет в Париже 13 сентября. В каком состоянии приедет в Спа «МакЛарен» - вот в чем главный вопрос.
09.09.07
Тэги: бмв заубер, италия, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, монца, ник хайдфельд, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари