В Японии, на земле, определившей немало чемпионов мира, на этот раз обладатель титула не мог быть выяснен, но здесь начался финальный, решающий отрезок сезона-2008. Шестнадцатый этап чемпионата мира Ф-1 Гран При Японии состоялся на трассе «Фудзи Интернэшнл Спидвей», или как ее еще называют, на трассе «Маунт Фудзи».
Вот ведь как получается. Уже второй год подряд японский Гран При проводится в Фудзи, на трассе, принадлежащей «Тойоте», усилиями этой огромной корпорации приведенной в соответствие всем современным требованиям, предъявляемым к автодромам, принимающим Формулу-1. Да и следует учитывать тот факт, что этап чемпионата мира Фудзи получила именно во многом благодаря мощному «тойотовскому» влиянию в мире автоспорта. Но трасса все равно остается в тени своей великой «соотечественницы» Сузуки, и в глазах пилотов, и в глазах поклонников мира Королевских гонок. Все-таки Сузука – это Сузука, великая и легендарная. И ведь не скажешь, что Фудзи – не историческое место. Напомню, именно в Фудзи в 1976 году состоялся первый Гран При Японии Формулы-1, да и какой это был Гран При! Сумасшедшая дождевая гонка, в которой Джеймс Хант вырвал звание чемпиона мира у Ники Лауды. Следующий, 1977 год запомнился одной из страшнейших аварий Жиля Вильнева, стоившей жизни фотографу и маршалу японской трассы. Так что великая история японских Гран При зарождалась именно здесь, на трассе Фудзи. Да и вспомните прошлогоднюю дождевую гонку – она также займет свое достойное место в пантеоне потрясающих гонок Ф-1. Кроме того, с точки зрения расположения, Фудзи – лучше не придумаешь. Трасса, расположенная у подножия величайшей вершины Японии, Священной горы, Фудзиямы! Символическое место. Но Сузука – это Сузука. Эта трасса завоевала свою репутацию не только благодаря многим потрясающим гонкам и фантастическим развязкам схваток за чемпионское звание. Самое главное, Сузука – это настоящая «трасса для гонщиков», трасса, бросающая потрясающий вызов пилотам, трасса, которую ставят на один уровень со Спа и Монако. Такая репутация дорогого стоит! Поэтому трасса Фудзи, даже несмотря на свои несомненные достоинства, обречена находиться в некоторой тени.
А трасса, тем не менее, очень даже интересная! Самая длинная прямая чемпионата – 1,5-километровая старт-финишная, ряд скоростных поворотов в середине круга и медленный третий сектор, сравнимый разве что с Хунгарорингом. Все это вписано в естественный рельеф местности, - а трасса, напомню, находится в горном регионе страны, так что перепады высот здесь немаленькие. Подобный контраст различных участков гоночного кольца требует находить компромисс в настройках, связанный в первую очередь с уровнем прижимной силы. Добавляет сложности в пилотаже поздний апекс большинства поворотов, что вообще нетипично для большей части гоночных трасс, а также отрицательный уклон во многих виражах. И, наконец, еще одна сложность Фудзи, или еще одна изюминка, как вам будет угодно. Погода. Горная местность накладывает свои условия. Вспомните Спа, эту вечно неустойчивую погоду в Арденнах. Здесь то же самое, дождь может пойти когда угодно. От прошлогодних воспоминаний никуда не деться – гонку образца 2007 года вспоминали в паддоке Фудзи все. Тогда трасса просто утонула в потоках ливня, была окутана туманом, какой-то непрерывной водяной пеленой… На этот раз предварительный прогноз был благоприятен, вероятность дождя во время гоночного уик-энда оценивалась, как не очень высокая, и прогноз оправдался. Дождь пошел только в ночь с пятницы на субботу, и по мокрой трассе прошла только одна сессия – субботняя тренировка. И это хорошо. Во-первых, хотелось наконец посмотреть, а что в действительности представляет собой трасса Фудзи после реконструкции, а убедиться в этом можно только в сухих погодных условиях, дождь накладывает слишком много неопределенностей. Во-вторых же, пейзаж здесь больно красивый, совершенно потрясающие окрестности. Горы. А увидеть все эти горы можно только в ясную погоду, включая и великую гору Фудзи.
Проходившие по сухой трассе, при теплой комфортной погоде, квалификационные заезды порадовали необычайной плотностью результатов. Решалось же все, в соответствии с доброй традицией, сложившейся в последнее время, в самые последние мгновения. Фелипе Масса был быстр на протяжении всего уик-энда, он показал лучшее время во второй квалификационной сессии, и это время стало рекордом этих гоночных «выходных». Однако Масса не был быстр в самый решающий момент. В заключительной, третьей сессии, при полных баках баланс «Феррари» нарушился, и Фелипе не смог поддержать взятый ранее темп. Зато Кими Райкконен, долго раскачивавшийся, машину с полными баками почувствовал великолепно, и уверенно опередил Массу. Некоторое время даже казалось, что Кими может взять и поул, но все-таки по-настоящему лучшим в этой сессии был лидер чемпионата мира Льюис Хэмилтон. В заключительной попытке британец собрал воедино все три разнообразных сектора, которые вылились в итоге в великолепный круг. Великолепный круг на тяжелой машине принес Льюису поул-позишн, шестой в сезоне! Но и попытка Кими была очень хороша, и позволила ему остаться на первом ряду стартового поля.
Масса же откатывался все дальше и дальше. Сначала его опередил Фернандо Алонсо – и это время испанца тянуло почти на сенсацию, больно здорово выглядела «Рено»! Третье время, лучше Нандо в этом сезоне был лишь на домашнем Гран При в Барселоне, где он показал второе время, а несколько мгновений даже пребывал на промежуточном поуле. Так и здесь, вскоре Фернандо отодвинули из первой тройки – отличный круг удался Хейкки Ковалайнену. Таким образом, квалификация великолепно удалась «МакЛарену» - первое и третье места, против второго и пятого у главных соперников из «Скудерии».
Далее. Шестое время показал Роберт Кубица, при том, что начиналась квалификация для «БМВ-Заубера» очень тяжело. Болид был недостаточно быстрым при пустых баках на более жесткой спецификации резины, в результате Роберт с трудом отобрался во вторую часть квалификации, а Ник Хайдфельд и вовсе не прошел дальше, оставшись шестнадцатым. Но дальше у Кубицы, на более мягких шинах, как видим, все пошло нормально. Уверенное выступление «Тойоты». Ярно Трулли показал седьмое время, скажем так, на своем стабильном уровне. Тимо Глок был восьмым, и для него, - как и для Массы, - заключительная сессия сложилась неудачно. Тимо был очень быстр на протяжении всего уик-энда, именно он выглядел самым быстрым гонщиком «Тойоты», а в первой квалификации даже показал лучший результат. Но при заполненных баках все разладилось. Четвертый ряд у «Тойоты», пятый ряд у «Торо Россо». Вторая итальянская «скудерия» уже стабильно воспринимается, как лучшая команда концерна «Ред Булл», вот и Дэвид Култхард перед японским Гран При заявил, что болиды «Торо Россо» в среднем быстрее «Ред Буллов» на полсекунды на круге. Так было и на этот раз. Себастьян Феттель, как обычно, был впереди, - девятый, - Себастьян Бурдэ показал десятый результат. Из остального следует отметить Дэвида Култхарда, который, показав 11 время, опередил партнера по команде Марка Уэббера, что в этом сезоне случается очень нечасто, а также Казуки Накаджиму, в квалификации домашнего Гран При опередившего своего партнера – Нико Росберга. Вот, в общем-то и все с квалификацией, переходим плавненько к гонке.
Гонка за Гран При Японии прошла в полном соответствии с классикой жанра. Такие Гран При проходили и десять лет назад, и двадцать, и тридцать… Все же, кто бы что ни говорил, напряжение в рядах лидеров, среди претендентов на титул было слишком высоко, и это сказалось уже на старте гонки.
|
Поулмен Льюис Хэмилтон слегка замешкался на старте, Кими Райкконен, напротив, среагировал на погасшие огни стартового светофора блестяще, и уже на первых метрах вырвался в лидеры. Позади также прекрасно среагировал Хейкки Ковалайнен, и справа в свою очередь стал опережать лидера команды. Но Льюис вовремя спохватился, добился приемлемого разгона и вернул позицию впереди Ковалайнена, начиная атаку на Райкконена. Льюис занял место внутри на входе в первый медленный поворот, напоминающий первый поворот «Хунгароринга» или легендарный «Тарзан» в Зандфорте. Кими находился левее. Льюис до предела затянул торможение, компенсируя, таким образом, свой более медленный старт, и тормозил уже с блокировкой, с дымом из-под колес. И хотя своего Хэмилтон все же добился – он вышел вперед Райкконена, - но вписаться в первый поворот ему уже не удалось, Льюис слегка соскочил на обочину. Понятное дело, что находившемуся слева Райкконену места не оставалось вообще, и он был вынужден съезжать на обочину. Позади же, как это часто бывает, борьбой лидеров увлеклись все остальные, тормозя также поздно, и еще несколько пилотов оказались на обочине первого поворота, возвращаясь на трассу уже дальше по ходу движения. Никто не пострадал, но позиции спереди перемешались основательно. Так, отлично стартовавший Кубица вышел в лидеры, Алонсо переместился на второе место. Хейкки Ковалайнен, который, подобно партнеру по команде, вылетел на обочину, вернулся на трассу третьим. Масса оказался впереди Хэмилтона – стоило ли огорчаться из-за пятого места на старте, далеко позади обладателя поул-позишн?! Райкконен же, который был вынужден совершать большую дугу, чем все остальные, вернулся на трассу и вовсе позади Хэмилтона. Так что Льюис, столь сильно не желавший пропускать Кими вперед, своего все же добился.
Когда впереди начинается неразбериха, это приводит к еще большей суете позади. Сзади, в плотных рядах пелетона тормозить в первом после старта повороте гораздо тяжелее, машины идут толпой, справа, слева, спереди, сзади, и никого не зацепить – показатель большого профессионализма, чего, кстати, часто не хватает гонщикам младших серий. Сутолока спереди и на этот раз привела к инциденту позади. Казуки Накаджима, весь полный желания выступить перед домашними трибунами как можно ярче, не смог увернуться от тормозившего впереди «Ред Булла» Дэвида Култхарда, в результате чего снес ему задний диффузор. «Уильямс» японца потерял переднее антикрыло и отправился в прогулку по обочине, потерявший же управление «Ред Булл» шотландского ветерана полетел прямиком в стенку из отработанных шин. Жесткий боковой удар, разбросанные по всей обочине колеса и обломки болида – на этом Гран При Японии для Дэвида Култхарда закончился, едва начавшись.
Едва отошли от стартовых волнений, как начались новые приключения. Все же «МакЛарен» Льюиса Хэмилтона в дебюте гонки, как и в заключительной квалификационной сессии, был быстрее «Феррари», и чувствовалось, что Льюис явно быстрее Массы, позади которого находился. Хэмилтон готовит атаку, и на входе в шикану третьего сектора атакует Массу на позднем торможении. Льюис чисто проходит на торможении внутри, Масса, также тормозя поздно, пытается контратаковать, но соскакивает на обочину во второй части шиканы. Но это не останавливает Фелипе, возвращаясь на трассу на выходе из шиканы, он все еще пытается колесо в колесо бороться с Хэмилтоном. В результате бразилец просто толкает «МакЛарен» в заднее колесо, и разворачивает болид Хэмилтона. Фелипе едет дальше, а мимо Льюиса, развернувшегося поперек трассы, один за другим проносятся соперники… Что пытался доказать Масса, столь неразумно толкаясь до последнего, уже практически срезав шикану? К чему был этот жесткий и какой-то корявый маневр? Он хочет во всем следовать своему великому соотечественнику, или, быть может, своему великому наставнику из «Феррари»? В таком случае, маневр Фелипе был как-то мелковат…
|
Понятное дело, что инцидент рассматривается стюардами, и Фелипе выносится штраф – проезд через пит-лейн. Параллельно такой же штраф выносится и Хэмилтону – за опасное поведение на старте. Разумно и справедливо. На этом оба претендента на титул фактически теряют гонку, особенно Хэмилтон, который после разворота и так откатился в самый хвост пелетона.
Пока стюарды рассматривают обстоятельства инцидентов и выносят решения, пелетон проходит по трассе уже кругов 20. Фелипе Масса так вообще успел совершить первый пит-стоп до отбытия наказания. Из лидеров первым пит-стоп совершает Роберт Кубица, гонку возглавляет Фернандо Алонсо, но ненадолго, буквально кругом спустя в боксах ждали уже лидера «Рено». Впрочем, Нандо хватило и этого – после пит-стопа испанец возвращается на трассу впереди Кубицы, за счет лишнего круга на машине с пустыми баками.
Из-за проблем с двигателем сходит с трассы Хейкки Ковалайнен, до пит-стопов шедший на 3 месте, позади Кубицы и Алонсо. Обидный сход, - и Гран При оборачивается совершенно провальным для «МакЛарена». Хэмилтон идет где-то далеко в хвосте, Хейкки мог принести ощутимые очки, но сходит.
Благодаря промашкам традиционных лидеров у нас очень необычные лидеры гонки, меняющиеся по ходу того, как один за другим пилоты направляются в боксы. Кубица, затем Алонсо – это нормальное, хотя и не очень частое явление в этом сезоне. Но затем в лидеры гонки выходит Ярно Трулли – пилот «Тойоты», - на радость местным трибунам и владельцам трассы Фудзи. Следующий лидер совсем уж непривычный – Себастьян Бурдэ, при этом Феттель идет третьим! Себастьяны направляются в боксы, а гонку возглавляет… Нельсиньо Пике!
После пит-стопов «темных лошадок» ситуация стабилизируется. Гонку возглавляет Фернандо Алонсо. Уверенно возглавляет. Без всяких пейс-каров, как в Сингапуре. Фернандо уверенно лидирует и претендует на вторую подряд победу! Прогресс «Рено» в конце сезона налицо, командой совершена просто огромная работа!
Кубица идет вторым, а на третье место выходит Райкконен. Здесь и начинается главная интрига после двух третей гонки.
Фернандо Алонсо первым из лидеров устремляется в боксы. Нормальный пит-стоп, до финиша еще 24 круга. Но дело в том, что на тяжелой «Рено» Алонсо проигрывает новому лидеру гонки Кубице секунды 1,5 на круге! У Роберта есть великолепный шанс повести гонку, отыгравшись за рокировку на первых пит-стопах. Но и у поляка не все так спокойно. Его в свою очередь гигантскими темпами нагоняет Кими Райкконен, поймавший свой ритм и идущий по трассе быстрее всех. Когда Кими находит свой темп – это угроза для кого угодно, он просто едет быстрее всех по трассе, он ставит один лучший круг за другим. Он этих лучших кругов поставил уже 10 штук в гонках этого сезона, что соответствует рекорду: Михаэля Шумахера в 2004 году и самого Кими Райкконена в 2005-м. Есть большая вероятность, что Кубица на пит-стопе опередит Алонсо, а Кими – их обоих!
Однако Кубица направляется на пит-лейн всего двумя кругами спустя Алонсо – и не успевает отыграть достаточно времени. На трассу он возвращается позади испанца. Теперь весь вопрос в Райкконене. Как долго финн сможет продержаться на трассе, штампуя круги в прежнем темпе…
Как оказалось, всего один круг. Один круг после пит-стопа Роберта Кубицы. Уже на следующем круге Кими ныряет в боксы, и выезжает на трассу… позади Кубицы.
Итак, Алонсо лидирует, имея достаточный отрыв от Кубицы, Кубица второй, и его вплотную преследует Райкконен.
Здесь еще ничего не завершено! Кими быстрее, быстрее ощутимо, и он прессингует поляка, он атакует Роберта. Блестящая борьба. Кими атакует Роберта внутри на торможении перед первым поворотом, но Кубица держит удар, идет колесо в колесо, и в следующем повороте оказывается на более выгодной траектории. Роберт остается впереди! Еще несколько яростных атак финна, не менее яростная оборона поляка. Роберт сделал то, что был должен. Он остался впереди, защитил свою позицию. После нескольких кругов атаки шины на «Феррари» Райкконена теряют свои великолепные качества, и Кими уже не может атаковать в прежнем темпе. А сзади эту пару, воспользовавшись их яростной схваткой, уже догоняет вторая «Рено», Нельсиньо Пике. «Рено» в Фудзи находится просто в великолепной форме, но следует отдать должное и пилоту. Пике-младший проводит в Фудзи лучшую гонку в карьере!
Пока Райкконен борется с Кубицей, Фелипе Масса догоняет Себастьяна Бурдэ. «Феррари» идет значительно быстрее «Торо Россо», на длинной прямой это особенно ощутимо, и перед первым поворотом Фелипе атакует на торможении по внешнему радиусу! Фелипе уже выходит было вперед, но налетает задним колесом на переднее «Торо Россо», оба болида разворачивает. Проходит сообщение, что инцидент расследуется стюардами, но расследовать тут по большему счету нечего – Масса просто-напросто подрезал, «подставился», говоря жаргоном, под Бурдэ. На Фудзи Фелипе явно не хватает сдержанности, он просто рвет и мечет.
Это происходит за 17 кругов до финиша, и сразу после Фелипе направляется в боксы на второй плановый пит-стоп.
Заключительный отрезок гонки Масса проводит в великолепном темпе, атакует, пытаясь вернуть потерянные в ходе предыдущих ошибок позиции, перебивает быстрейшее время Райкконена, устанавливая лучшее время круга в гонке. Быстрейший пилот в концовке Гран При Японии – Фелипе Масса.
За 3 круга до финиша Фелипе настигает Марка Уэббера. Австралиец занимает восьмое место – последнее в очковой зоне, - и проводит гонку с одним пит-стопом. Необычная тактика – в Фудзи большинство пошло на два пит-стопа и было право – эта тактика позволяет сохранять шины в нормальном состоянии и пилотировать более-менее легкий болид. Марк стартовал из середины пелетона и рисковал – ему пришлось пройти практически половину дистанции на мягких шинах, на тяжело заправленной машине. На трассе Фудзи передняя левая покрышка подвергается наибольшей нагрузке из-за длинных правых скоростных виражей второго сектора, и за 3 круга до финиша на передней левой шине Уэббера не было видно полосок псевдослика – они были попросту стерты. Марк шел на 2 секунды медленнее Массы, и обгон не должен был стать проблемой для Фелипе. Более быстрый бразилец провел классическую атаку слипстримом на длинной прямой, но Уэббер защищался жестко, очень жестко. Марк практически впечатал Фелипе в стену, отделяющую прямую от пит-лейн, он оставил ему минимум места. Но Фелипе был силен духом, решителен и настойчив. Он воспользовался тем местом, которое ему дали, и воспользовался успешно. В конце прямой на восьмом месте был уже он. Тоже достижение, учитывая приключения Фелипе в этой гонке и то, что Хэмилтон находился вообще где-то на пороге первой десятки.
|
Фернандо Алонсо тем временем доводит гонку до победы. Механики «Рено» высыпают на пит-лейн и карабкаются на пит-уолл. Они приветствуют своего лидера, добившегося феноменального достижения. Вторая победа подряд в казалось бы безнадежном сезоне. 21-я в карьере. Фантастика!
Вторым финиширует Роберт Кубица, третьим Кими Райкконен. Здесь все осталось по-прежнему. Не самый обычный подиум, но для Кубицы место на подиуме в этом году привычно, поляк проводит очередную качественную, безошибочную гонку. Кими Райкконен третий – и он наконец набирает очки, впервые после Венгрии! К этим пилотам мы еще вернемся ниже.
Нельсиньо Пике четвертый и, повторюсь, это его лучшая гонка. Здесь не было фактора неожиданности, не было какого-то умопомрачительного везения, как в случае с пейс-каром в Хоккенхайме. Здесь Нельсиньо все сделал сам. «Рено» достигает феноменального результата, и, думаю, четвертое место в Кубке конструкторов им обеспечено. Более того, «Рено» добилась своей цели – обладать в конце сезона третьей по скорости машиной, после «Феррари» и «МакЛарена».
Ярно Трулли все-таки пятый, неплохой результат, но Тимо Глок сошел в самом начале гонки, и для борьбы с «Рено» этого «Тойоте» явно недостаточно. Далее финишировали две «Торо Россо»: Себастьян Бурдэ и Себастьян Феттель. Фелипе Масса замкнул очковую восьмерку, в то время как Марк Уэббер стал первым, кто очков не набрал. Льюис Хэмилтон финишировал 11-м. Однако, после гонки стюарды FIA вынесли решение по инциденту между Массой и Бурдэ, наказав француза прибавлением к итоговому результату 25 секунд, признав его виновным в столкновении. В результате Себастьян переместился в итоговом протоколе на 10 место, Феттель поднялся на шестое, Масса на седьмое, а Уэббер на восьмое место. Таким образом, эта ситуация сыграла на руку «Феррари» и Массе, так как они получили еще 1 дополнительное очко.
Здесь мы подходим наконец к ситуации в чемпионате. Благодаря очкам, набранным Кими Райкконеном за третье место «Скудерия Феррари» возвращает себе лидерство в Кубке конструкторов. 2 очка, полученные Массой, также важны, еще неизвестно, какую роль они сыграют в финале сезона. Теперь «Феррари» опережает в командном зачете «МакЛарен» на 7 очков, а там неподалеку и «БМВ-Заубер», выступивший результативно благодаря Роберту Кубице.
Не менее интересен личный зачет, и здесь очки, набранные Массой и Кубицей, имеют еще большее значение, в то время как Райкконен, несмотря на подиум, из чемпионской гонки выбывает, и теперь может целиком сконцентрироваться на интересах команды. Итак, Льюис Хэмилтон очков не набирает, Масса набирает 2 очка, и разница между лидерами теперь составляет всего 5 очков, 5 очков в пользу Льюиса. Кубица благодаря своему второму месту остается в чемпионской гонке, он отстает от Массы на 7 очков, а от Хэмилтона на 12. Не так и много, учитывая то, как проходят гонки в последнее время. Еще все возможно. И продолжение последует незамедлительно, так как уже в конце следующей недели нас ждет Гран При Китая в Шанхае. Тяжелейшее азиатское турне Королевы автоспорта продолжается.
12.10.08
Тэги: бмв заубер, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, нельсиньо пике, рено, роберт кубица, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, фудзи, япония