Итак, в минувший уик-энд прошел шестой этап в календаре чемпионата мира 2008 года и самый знаменитый этап в истории Ф-1 – Гран При Монако. Старейшая городская трасса в мире вновь, в конце мая, по старинной традиции принимала «Большой цирк».
Знаете, что меня больше всего поражает в этой трассе? То, что с годами она практически не меняется. Да, конечно, небольшие, косметические изменения происходят, но главное, основа не меняется, остается прежней. Это то место, где я легко чувствую связь времен – прошлых, уже легендарных лет Ф-1, и нынешних, которые вроде так отличаются от героического прошлого… Гран При Монако однако позволяет ощутить связь разных эпох Формулы-1, не потерять эту связь окончательно. Именно поэтому я совершенно не понимаю тех людей, которые считают, что трасса на улочках старинного княжества безвозвратно устарела и не отвечает требованиям современной Ф-1. Мол, обгонять здесь невозможно, гонки скучнейшие, в виде процессии, а весь смысл Гран При в средиземноморском карликовом княжестве – это светская, гламурная тусовка. Однако даже такие «скучнейшие» гонки без обгонов требуют от пилотов совершенно особого уровня мастерства и концентрации. Монако, в отличие от современных «тилькедромов» имеет свое собственное, гораздо более строгое отношение к ошибкам в пилотаже. Проще говоря, улицы Монако ошибок не прощают. И это тоже напоминание о старых временах Гран При. И это тоже особо ценится пилотами, со всей страстью увлеченными гонками и пилотажем быстрейших болидов в мире.
В Монако все напоминает о прошлом. Вот, в квалификации Кими Райкконен, выходя из шпильки «Раскасс» и разгоняясь, проходил последний поворот трассы «Антони Ноге» в легком скольжении заднего моста, очень изящно, напоминая о Жиле Вильневе, который в свое время также атаковал это место трассы в Монте-Карло за рулем алого болида. Однако не Кими, в свое время уже побеждавший в Гран При Монако, был быстрейшим на квалификации. Вообще-то, в преддверии Гран При многие предсказывали, что в Монако «МакЛарен» сможет взять реванш у «Феррари». В прошлом году «серебряные стрелы» действительно были в Монте-Карло вне конкуренции. Однако с тех пор «Феррари» справилась со старыми проблемами, мешавшими успешно выступать на медленных трассах с неровным дорожным полотном. Теперь болиды Ferrari F2008 атакуют поребрики гораздо эффективнее своих предшественников, Ferrari F2007, и с приспособленностью машины к медленным автодромам в «Феррари» теперь тоже все в порядке. А потому «Скудерия» в Монте-Карло привычно боролась за первые позиции.
Кими Райкконен конечно претендовал на поул-позицию, но не он, повторюсь, ее завоевал. Быстрейшим на сей раз стал его напарник Фелипе Масса. Причем Фелипе умудрился показать лучшее время во всех трех сегментах квалификации! Нет, в Монако на этот раз Фелипе был очень быстр, и после окончания заездов шутил, что наверно это не он был за рулем своей красной машины. А кто же тогда, Михаэль Шумахер что ли, посещавший Гран При в качестве консультанта «Скудерии», и потому уже привычно расположившийся на командном мостике? Нет, Масса просто молодец! Недавно я говорил, что Фелипе необычайно быстр на одних трассах, и не очень – на других, но Монте-Карло никогда не входило в список его предпочтений… Значит Масса изменяется к лучшему?
Так или иначе, но первый ряд в Монако оказался полностью красным – Кими Райкконен показал второй квалификационный результат. Отличный итог субботы для «Скудерии» - в последние годы она была не столь успешна на улочках княжества, как на других трассах. «МакЛарен» же, на который многие надеялись, как на фаворита, полностью занял второй ряд стартового поля. Льюис Хэмилтон показал третий результат – не так здорово, как год назад, но он был очень близок к лидирующим «Феррари», и сохранял оптимизм. Хейкки Ковалайнен был четвертым.
Из успехов квалификации следует выделить пятый результат Роберта Кубицы, шестой – Нико Росберга, седьмой – Фернандо Алонсо, восьмой – Ярно Трулли и девятый – Марка Уэббера. Короче говоря, парни в своем репертуаре! Из неудач – лишь 13-й результат Ника Хайдфельда и лишь 17-й – Нельсиньо Пике. С Пике все более-менее ясно, хотя над парнем вовсю сгущаются тучи, - Монте-Карло непростое место для новичков. Но что происходит с опытнейшим Ником – вообще непонятно…
И еще один момент квалификации, заставляющий обратить на себя пристальное внимание – жесткая авария Дэвида Култхарда. В конце второго сегмента квалификации Дэвид потерял болид на торможении перед шиканой «Новель», - самое жесткое торможение в Монте-Карло, - болид дернуло в сторону и ударило о стену. Непонятно, что привело к инциденту, так как трасса была сухая, но удар был очень жестким, и далее неуправляемый, разбитый болид летел уже по прямой. Култхарду повезло – его болид не врезался в защитный барьер в шикане, а ушел правее, в коридор зоны безопасности, и хотя удар был довольно жестким, он не был столь жестким и опасным, как если бы пришелся в барьер. ДиСи совершенно не пострадал, а оторвавшееся от «Ред Булла» колесо катилось аж до «Бюро де Табак», поворота в конце следующей прямой. Действительно, шутки в сторону, а авария была опасной, в самом опасном месте трассы. Ударившись о барьер в шикане, фронтально перекрывающий путь болиду, серьезно разбились Карл Вендлингер в 1994-м и Дженсон Баттон в 2003-м. Судьба на этот раз Дэвида хранила, к счастью.
Кстати, Дэвид Култхард на тот момент показал десятый результат, и прошел в третью часть квалификации, в которой, конечно, участвовать уже не мог по причине разбитого болида. Тем не менее, результат для «Ред Булла» очень позитивный.
Да, я тут упомянул, что полотно трассы в квалификации было сухим… Переменчивая приморская погода действительно была главной темой в паддоке Монте-Карло. Как настраивать болиды, на сухую или мокрую трассу? Тучи бродили над княжеством на протяжении всей субботней квалификации, но дождь так и не пошел, квалификация прошла посуху. Не пошел дождь и ни в одной из двух гонок серии GP2. Зато в воскресенье с утра дождь поливал уже с полной силой, ливень обрушился на Монако, и гонка Мировой серии Renault V6 прошла в экстремальных условиях. О да, дождь в Монако – это особая тема! В истории Гран При воспето немало моментов, объединенных одним – залитой водой трассой в Монте-Карло. Как же нелегко было утром юным пилотам из Мировой серии, но и для опытнейших пилотов Гран При залитые дождем улочки княжества – испытание не из легких. А точнее, одно из сложнейших в Формуле-1.
Дождь то шел, то останавливался, трасса начинала подсыхать, но оставалась мокрой. Такой она и была перед стартом Гран При Монако – дождя не было, но асфальт был залит водой, все обулись в дождевую резину, а порывистый ветер с моря все время грозился пригнать новые грозовые тучи.
Все были в предчувствии драматичных событий, которые должны были произойти на мокрых улицах Монте-Карло. Дождевых гонок в Монако не было уже давно, но какие остались воспоминания от тех, что были! И кажется 2008-й собирался нас побаловать одной из таких гонок! Пилоты отправились на прогревочный круг, а первая, небольшая драма уже состоялась – со своей четвертой стартовой позиции не смог сдвинуться Хейкки Ковалайнен. «МакЛарен» пришлось откатить на пит-лейн, и заводить его там, но что такое старт в Монако в хвосте пелетона – объяснять, полагаю, не следует…
|
Со стартом все справились успешно, на этот раз никто не заглох, обошлось и без столкновений. Фелипе Масса прекрасно стартовал со своей поул-позиции, однако Кими Райкконен подобным успехом похвастаться не смог. Он слегка замешкался, в то время как стартующий сразу позади Массы Льюис Хэмилтон был быстр, как ураган. Льюис пристроился вплотную в хвост алой «Феррари» Массы, и по более выгодной траектории проехал мимо замедлившегося Райкконена.
Позади произошло еще несколько изменений в позициях, пелетон на первом круге как всегда был чрезвычайно плотным, но все обошлось без излишнего драматизма. Однако мокрые гонки в Монако – это мокрые гонки в Монако. И вскоре мы вновь в этом убедились. Ну а пока Фелипе Масса находился в наиболее выгодной позиции, и по чистой трассе бросился создавать отрыв. Все преследователи же, начиная с Хэмилтона, испытывали уже проблему в виде шлейфа брызг, поднимаемых впереди идущим болидом. И в Монако, где трасса необычайно узка, а обзор чрезвычайно мал, эти брызги имели еще большее значение, чем на всех остальных трассах календаря.
Первые инциденты начались очень скоро. Ошибки в Монте-Карло не прощаются, а не ошибаться здесь по дождю – невозможно. Небольшие ошибки в пилотаже, небольшие уходы с траектории – и вот они, первые контакты с рельсами безопасности и первые столкновения с соперниками, первые разбросанные по трассе обломки, и первые желтые флаги… Все было, как всегда по дождю в Монако.
Нико Росберг ломает переднее антикрыло, Дженсон Баттон в «Бассейне» налетает на Ника Хайдфельда и тоже ломает себе переднее антикрыло. Механикам в боксах есть чем заняться…
Впрочем, дождевые гонки в Монако – это не только многочисленные ошибки, вылеты и столкновения. Это еще и необычайный талант героев. Герой может быть один, а может быть и несколько героев, но они всегда проявляют себя на залитых дождем улицах княжества. Так было всегда. Фелипе Масса пилотировал блестяще. Пока кто-то пробовал на себе крепость отбойников или осознавал излишнюю протяженность тормозного пути, Фелипе летел по этому «бобслейному желобу», как на крыльях. «Феррари» под номером 2 управляла рука настоящего мастера. Единственным, кто в начале гонки выдерживал темп Массы, был Льюис Хэмилтон. Льюис старался держаться на хвосте лидирующей «Феррари», но в один момент темнокожий британец перепилотировал в повороте «Табак», и задел задним правым колесом отбойник. Результат – сошедшая с диска шина, и внеплановый визит в боксы. Льюис покидает лидирующую группу, но он молодец – успел за это время создать приличный задел, и возвращается на трассу в районе пятого места.
Льюис однако не единственный из лидирующей группы, кто слегка переступает предел. Фернандо Алонсо, вышедший на четвертое место, и сражающийся со своей «Рено» изо всех сил (а где, как не в Монако хороший гонщик за рулем не очень хорошей машины может показать результат?), также немного ошибается, скользит и задевает задним колесом отбойник в районе связки «Массне» - «Казино». Еще один порванный «Бриджстоун», еще один визит в боксы. Но этим дело не ограничивается, и у Нандо сразу же находятся последователи. Дэвид Култхард, который по причине замены коробки передач был вынужден стартовать не десятым, а пятнадцатым, попадает в лужу на траектории в «Массне», «Ред Булл» аквапланирует до отбойника, в который неминуемо ударяется, а уже в болид ДиСи, почти остановившийся, врезается машина в похожей раскраске – «Торо Россо» Себастьяна Бурдэ. Это уже серьезно, обломков слишком много, и на трассу выезжает сейфти-кар, разом уничтожающий и выдающийся, 15-секундный отрыв Фелипе Массы, и все остальные разрывы.
| |
В этот момент первые две позиции удерживают пилоты «Скудерии» - Масса и Райкконен, вернувшийся на второе место после ошибки Хэмилтона. В «Феррари» могут не беспокоиться за лидерство на рестарте. Так и происходит, Масса спокойно выигрывает рестарт, Райкконен второй, а Кубица - третий. Впрочем, не все так безоблачно для «Скудерии». Оказывается, что перед стартом механики Кими не уложились в зарегламентированный временной интервал перед стартом прогревочного круга, и закончили свои работы немного позже. Так или иначе, но это – нарушение, и наказание – проезд через пит-лейн. Таким образом, Кими Райкконен теряет второе место, на которое выходит Роберт Кубица.
И это только начало злоключений «Феррари». Фелипе Масса постепенно создает новый отрыв, но все мгновенно портит небольшая помарка. На стартовой «прямой» Фелипе слегка съезжает с подсохшей траектории, – в этот момент дождь уже прекратился, - попадает в лужу, и не вписывается в первый поворот трассы, «Сент-Девот». Фелипе проезжает по прямой, к церквушке, разворачивается на брусчатке, возвращается на трассу, но Роберт Кубица успевает выйти в лидеры. Роберт идет в отличном темпе, он отставал от Фелипе не очень сильно, а теперь не позволяет бразильцу вплотную приблизиться к себе. В этот момент понимаешь, что отлично идущий по трассе Кубица имеет великолепный шанс стать главным героем этой гонки – вместо Фелипе Массы. Его темп вполне тянет на то, чтобы принести «БМВ-Зауберу» первую победу – и в какой гонке! Отличные мгновения для Роберта, но ужасные – для его партнера по команде, Ника Хайдфельда. Ника, который проводит очень неудачный Гран При, пара лидеров догоняет на круг. Две «БМВ» и «Феррари», каково опытнейшему Нику пропускать на круг своего юного лидирующего в гонке партнера… Когда эта группа проезжает по набережной, сразу вспоминаются похожие кадры из знаменитого фильма «Гран При», но Ник благородно пропускает лидеров вперед, смирив собственную гордость…
Кстати, о «Сент-Девоте». Коварное место трассы, которое порой кажется более быстрым, чем есть на самом деле. А уж по мокрой трассе недостаточная поворачиваемость в этом месте – самое обычное дело. Но если Вы скользите здесь наружу – не стоит пытаться вписаться в поворот изо всех сил, тогда Вы непременно въедете в стену. Надо проехать прямо, на площадь перед церковью Сент-Девот, где отбойника нет, и развернуться. Тогда Вы сможете продолжить гонку.
Кроме Массы экскурсию в это же место совершил Кими Райкконен. Как это не смешно, но в эпизоде тоже участвовал Роберт Кубица, выезжавший в тот момент с пит-лейн, и именно в это время Райкконен не вписался в «Сент-Девот». Кими смог развернуться и вернуться в гонку, но Роберт вновь уехал вперед. А вот для Нельсиньо Пике гонка закончилась в стене. Юный Пике проводил очень приличную гонку, со старта шел на резине для сильного дождя, и в тот момент, когда трасса уже прилично подсохла, а резина износилась, он, по требованию команды, не заезжал в боксы, чтобы дождаться того момента, чтобы перейти сразу на псевдослик, без перехода на промежуточную резину. Все это время, на подсыхающей трассе, на истершейся резине Пике-младший удерживал позади себя более быстрых соперников. Но, перейдя на псевдослик, потерял болид в какой-то из оставшихся луж на стартовой прямой, и вылетел в «Сент-Девот», в барьере которого и завершил свою неплохую гонку.
Напарник Пике Фернандо Алонсо проводил весьма боевитую гонку, в момент сильного дождя атаковал соперников, жестко обошел Марка Уэббера на торможении перед «Мирабо», но уперся в Ника Хайдфельда. Ник оборонялся грамотно, и атака Нандо на торможении перед шпилькой «Гранд Отель» была слишком опрометчивой – Алонсо не поравнялся с «БМВ» Ника даже на полкорпуса, и просто развернул Хайдфельда, закрывшего траекторию. Итог – сломанное антикрыло на «Рено» Алонсо, и неудачный результат гонки для обоих.
Но вернемся к нашим лидерам. Роберт Кубица лидировал и шел в прекрасном темпе, но вскоре его ждал плановый пит-стоп. «БМВ» проводит пит-стоп в лучших традициях команды – а в последнее время именно пит-стопы «БМВ» самые быстрые на пит-лейне Ф-1, но Масса надолго задерживается на трассе, оттягивая свою плановую дозаправку. Эти круги на легкой машине Фелипе проходит в очень быстром темпе, далее его ждет достаточно длительный пит-стоп, - болид дозаправляют так, чтобы хватило до финиша, плюс вносят изменения в регулировки, и Масса возвращается на трассу лидером. Кажется теперь Фелипе все же сможет довести гонку до логичной и заслуженной победы, Кубица должен финишировать вторым.
Однако в этой гонке был еще один быстрый гонщик и еще один важный фактор, сыгравший на итоговый результат. Льюис Хэмилтон. После того как на первых кругах Льюис ошибся, повредив покрышку, и потерял время на внеплановом пит-стопе, его сбросили со счетов. Зря. В «МакЛарене» грамотно изменили стратегию, заправив Льюиса на длительный отрезок дистанции, и теперь ему оставалось останавливаться только один раз. Плюс ко всему выяснилось, что настройки «Феррари» больше подходили для более мокрых условий, в то время как и «БМВ», и «МакЛарен» были настроены на подсыхающую трассу. Поэтому по мере того, как трасса подсыхала, и пилоты постепенно стали переходить на псевдослики, темп Хэмилтона и Кубицы все возрастал по отношению к Массе.
В результате Массу ждал еще один пит-стоп, несмотря на то, что его «Феррари» была заправлена до финиша, для того, чтобы сменить резину с промежуточной на псевдослик. Кубица также останавливался один раз примерно в то же время, но его темп в этот момент был уже выше, чем у Массы, и Роберту удалось выйти вперед. И наконец Хэмилтон также останавливался один раз, меняя покрышки с промежуточных на псевдослик и дозаправляясь, но он сумел предельно оттянуть свой пит-стоп. К моменту своей дозаправки Льюис уже достаточно оторвался от пары Кубица – Масса, так, чтобы, вернувшись на трассу, остаться лидером. Льюис всегда говорил о том, что трасса в Монте-Карло – его любимая, что он обожает гоняться в сложнейших условиях городских гонок и мечтает о победе в Монако. В прошлом году он мог победить, но подчинился указаниям команды. В этом году все складывалось очень сложно и драматично, но в итоге в решающий момент именно Хэмилтон оказался на верху классификации.
В этой гонке остался лишь еще один драматичный эпизод, точнее два, взаимосвязанные между собой. Нико Росберг, для которого гонка складывалась также очень драматично – он дважды ломал переднее антикрыло, - на подсыхающей трассе не удержал болид в районе «Бассейна», подпрыгнул на поребрике и жестко разбил болид о рельсы безопасности. Удар был очень жестким, пилот не пострадал, но обломки болида покрыли все дорожное полотно. Гонщики аккуратнейшим образом объезжали остатки разбитого «Уильямса», на трассу вновь был выпущен сейфти-кар.
С заключительным сейфти-каром в этой гонке был связан очень забавный эпизод. По правилам перед уходом машины безопасности отстающим на круг и более пилотам можно было обогнать сейфти-кар и пристроиться в хвост пелетона, чтобы не мешать лидерам. Так вот, гонщики после консультаций с командами очень долго разбирались в ситуации и с большой опаской обгоняли сейфти-кар.
На рестарте Льюис Хэмилтон ушел от преследователей, Кубица и Масса сохранили свои позиции, но драма случилась на выходе из «Тоннеля», на торможении перед шиканой «Нивель». Один из главных героев этой гонки, Адриан Сутиль выступил просто блестяще. Еще год назад в одной из свободных практик в Монако, проходившей под дождем, молодой немец установил на своем «Спайкере» лучшее время. Теперь, год спустя, за рулем «Форс Индии» он под дождем в Монако вновь выглядел просто великолепно. Адриан не ошибался в отличие от практически всех своих соперников, он пилотировал в прекрасном темпе и постепенно поднимался все выше. Перед аварией Росберга Адриан шел на великолепном четвертом месте, имея приличный отрыв от идущего пятым Кими Райкконена – неудачника этой гонки. На рестарте впереди Сутиля был Масса, позади – Райкконен. Пелетон спрессовался, весь отрыв Адриана от Кими был потерян, и после рестарта пилот «Феррари» шел быстрее. На торможении перед шиканой «Нивель» Кими пошел в атаку, но, уходя с траектории, видимо задел влажный участок, и «Феррари» повело. Примерно также вышел из под контроля в субботу «Ред Булл» Дэвида Култхарда, а теперь Кими тщетно пытался отловить выходящий из под контроля болид. «Феррари» дергалась из стороны в сторону в ритмическом заносе, и перед шиканой врезалась в ни в чем не повинную «Форс Индию» Адриана Сутиля. Увы… Болид одного из главных героев Гран При Монако был слишком сильно поврежден, и в боксах Адриан был вынужден сойти. Невозможно передать словами его разочарование, когда он благодаря своему превосходному пилотажу почти принес своей команде первые в сезоне очки… Для Адриана Сутиля и «Форс Индии» удар Кими Райкконена был действительно страшным.
Кими в этом столкновении потерял переднее антикрыло, и вернулся на трассу после ремонта. В сущности нельзя сказать, что он виноват в столкновении с Сутилем – в момент удара «Феррари» Райкконена была уже неуправляемой.
В итоге на четвертое место в этом драматичном Гран При Монако поднялся Марк Уэббер, далее, на пятом месте был Себастьян Феттель, на шестом – Рубенс Баррикелло, - кстати, первые очки для Рубенса в этом сезоне, на седьмом – Казуки Накаджима. Каждый из этих пилотов по ходу Гран При Монако заслужил наилучших комплиментов. Восьмым финишировал Хейкки Ковалайнен, для которого гонка сложилась из череды различных происшествий и неурядиц. Тем не менее, он в очках – в отличие от Райкконена и Алонсо.
Ну и тройка призеров. Льюис Хэмилтон выполнил свою мечту и выиграл Гран При Монако, несмотря на ошибку, реализовав удачную стратегию. Роберт Кубица финишировал вторым, Фелипе Масса – третьим. Оба этих пилота также заслуживали победы в Монако, оба проявили себя лучшим образом, но не сложилось. Счастью же Льюиса, вернувшегося на вершину подиума впервые после Австралии этого года, не было предела. Хэмилтон вновь подтвердил свое мастерство!
Остается лишь добавить, что этот Гран При Монако, как и все, проходившие в дождевых условиях, закончился по истечении двух часов. Полная дистанция в 78 кругов так и не была пройдена. Это Монако в дождь, и этим все сказано.
25.05.08
Тэги: адриан сутиль, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, монако, монте-карло, роберт кубица, ф1, фелипе масса, феррари