Идея с переносом Гран При Европы из Германии в Испанию была, конечно, весьма разумна, здесь Берни Экклстоун, как обычно, очень тонко прочувствовал момент. После завершения карьеры Михаэлем Шумахером рейтинги (ох уж это любимое телеканалами слово!) Формулы-1 в Германии резко пошли на спад, вернувшись, пожалуй, к уровню «дошумахеровских» времен. И это несмотря на наличие целого ряда сильных пилотов в пелетоне Королевских гонок, причем на любой вкус – и опытных, вроде Ника Хайдфельда, и юных, как Себастьян Феттель и Нико Росберг. Но нации нужен герой. И именно такой герой появился у Испании – Фернандо Алонсо. И если в Германии Хоккенхайм и Нюрбургринг уже не заполнялись бы дважды в год так, как раньше, то испанская публика с удовольствием восприняла возможность сходить на Алонсо еще разок.
Именно поэтому это была очень правильная идея – перенести Гран При Европы в Испанию, и была реализована она очень вовремя. Кстати, как это ни удивительно, но Гран При Европы уже дважды проводился в Испании в прошлом – в 1994 и 1997 годах в Хересе-де-да-Фронтера. Удивительно, потому что Испании в то время две гонки Ф-1 были, в общем-то, и не нужны. Формула-1 тогда находилась в глубокой тени мотогонок с целых рядом испанских героев и мирового ралли, где царствовал «Матадор» Карлос Сайнс. Именно по этим видам спорта моторов фанател испанский народ, а Ф-1 не имела и малейшей доли своей нынешней популярности.
Но сейчас – совсем другое дело. И вновь нельзя не восхититься руководством FOM! Они пришли к мнению, что лучшее место для второго испанского Гран При – это Валенсия, но решили провести гонку не на стационарном автодроме имени Риккардо Тормо, на котором проводится масса самых разных гонок, в том числе и традиционный заключительный этап сезона MotoGP, а командам Ф-1 эта трасса прекрасно знакома по многочисленным проводящимся здесь тестам. Нет, руководство Формулы-1 не стало приводить паддок на это хорошо знакомое, насиженное место. Нет, FOM решил принять новый вызов! Это была испанская идея, но Экклстоун ее сразу подхватил, так как выглядела она очень заманчиво – провести городскую гонку в порту Валенсии!
Спасибо им всем – и испанской стороне, и «экклстоуновской», - и за эту идею, и за ее блестящее воплощение! Это было действительно здорово – еще одна по-настоящему городская трасса в календаре Ф-1. В 80-х годах у Ф-1 был целый сериал по улицам американских городов, в некоторые годы Королевские гонки приезжали в Штатовские города по нескольку раз за сезон. Почему бы теперь не устроить новую традицию – гонки в европейских городах Средиземноморья? Это же просто здорово! У нас уже есть одна такая гонка – овеянное легендами Монако, а Валенсия – это что-то новенькое, дыхание свежего ветерка.
По экстерьеру Гран При Валенсии действительно очень напомнил Монте-Карло. Побережье, порт, причалы с роскошными яхтами, здания различной архитектуры, общая атмосфера праздника, потрясающие женщины… В общем, такое же ощущение элитного Гран При, разве что цены не столь высоки, как в княжестве. Со спортивной же точки зрения городская трасса Валенсии лично мне напомнила скорее не Монако, а тот же Мельбурн. Современная городская трасса, спроектированная с учетом всех требований безопасности. Это не трасса Монте-Карло, проложенная энтузиастами в 20-х годах минувшего столетия. Здесь над проектированием гоночного кольца работала команда профессионалов во главе с Германом Тильке.
Трасса в Валенсии получилась довольно широкой и здесь есть немало скоростных отрезков. Так что это весьма скоростная городская трасса, что бросает дополнительный вызов гонщикам. К тому же здесь, как и в Мельбурне, есть зоны безопасности, так что ошибка в пилотировании еще не обязательно приведет к вылету в стену, как в Монако. Хотя, конечно, вылеты в стену здесь вполне возможны, все-таки это городская трасса, и стенки во многих местах расположены довольно близко к траектории. Правда в дебютной гонке Формулы-1 мы таких вылетов не увидели, но это еще не значит, что они невозможны. Точно также в дебютной гонке Ф-1 мы не увидели обгонов, но обгонять в Валенсии опять же можно. Конфигурация трассы это подразумевает. В том, что в прошедшей гонке не было обгонов, можно винить сложную нынешнюю аэродинамику болидов Ф-1, создающую сильную турбулентность позади машины, а можно… никого не винить. Просто так сложились обстоятельства этой конкретной гонки, так тоже бывает.
Теперь, рассказав о новой трассе в Валенсии, можно перейти непосредственно к спортивной стороне Гран При Европы. Гонка, которая прошла после трехнедельного летнего перерыва, продемонстрировала несколько интересных тенденций. Но я начну все же не с этого, а с личности, благодаря которой, собственно, и перенесли европейский Гран При в Валенсию. Сезон для Фернандо Алонсо складывается сложно, и в обеих испанских гонках добиться успеха пилоту «Рено» не удалось. В Барселоне Нандо хотя бы порадовал торсиду квалификационным успехом, когда под занавес квалификации установил промежуточную поул-позишн, а в итоге закончил на втором месте. Но в гонке развить успех двукратному чемпиону мира не удалось, он сошел из-за отказа двигателя. В Валенсии же и в квалификации дела у «Рено» складывались неважно, даже в этом сезоне нечасто так случалось, чтобы оба пилота французской команды не прошли в финальную часть квалификации. А именно так было в Валенсии. Фернандо показал лишь двенадцатое время, отправившись в гонку с шестого ряда стартового поля. Гонку, которая продлилась для испанского героя недолго. Уже на первом круге в стартовой толчее проигравший Алонсо на старте Казуки Накаджима врезался в болид Фернандо, и снес «Рено» заднее антикрыло. И хотя оба добрались до боксов, но Накаджиме пришлось лишь сменить носовой обтекатель, а для Фернандо гонка была на этом окончена. Увы, ремонт задней части болида Ф-1 с заменой заднего антикрыла проводится слишком долго, намного дольше, чем замена переднего антикрыла. Испанская торсида была разочарована…
Теперь о тех самых тенденциях. А тенденции эти таковы, что, похоже, и в «МакЛарене», и в «Феррари» определился первый номер для этого сезона. И если со Льюисом Хэмилтоном все было ясно уже довольно давно, он с самого старта сезона завладел лидерством в стане «серебряных», регулярно опережая Хейкки Ковалайнена, то в стане «красных» долгое время сохранялся паритет. К тому же Кими Райкконен все-таки действующий чемпион мира. Но последнее время Фелипе Масса регулярно опережает Райкконена, то же самое произошло и в Валенсии. Неубедительная форма Кими вызывает вопросы. Если так будет продолжаться и далее, то Райкконену возможно придется поработать вторым номером команды в заключительных гонках сезона…
Форма же Массы вызывает только восхищение! Вспомните Венгрию, гонку, которую Масса должен был выиграть. Увы, ему тогда очень сильно не повезло, но в Валенсии судьба вернула Фелипе долг. Эти двое парней, Масса и Хэмилтон вели борьбу на протяжении квалификации, споря за поул, и они же разбирались между собой в гонке. В квалификации, под самый занавес Фелипе смог опередить Льюиса, показав на своем круге просто потрясающий первый сектор. Это была четвертая поул-позишн Массы в сезоне, столько же квалификаций выигрывал и Льюис. Сравните: Райкконен был лишь четвертым, пропустив вперед не только пару лучших гонщиков «МакЛарена» и «Феррари», но и Роберта Кубицу, а Ковалайнен – пятым. Кубица, конечно, еще один герой, так как в этой части сезона «БМВ-Заубер» похоже уже прилично проигрывает лидерам: «МакЛарену» и «Феррари», что не помешало Роберту вклиниться в борьбу этих команд.
|
В гонке Фелипе стартовал с чистой стороны трассы, а Льюис – с пыльной, но оба сохранили свои стартовые позиции. В дальнейшем Фелипе немного оторвался от Льюиса, и поддерживал этот небольшой отрыв на протяжении всей гонки. Все остальные, начиная с Кубицы, прилично отстали от Хэмилтона, так что на победу никто реально не претендовал кроме пары лидеров. Фелипе оба раза останавливался раньше Льюиса, давая британцу преимущество более поздней остановки, когда пару кругов пилот «МакЛарена» мог пройти по чистой трассе в более быстром темпе, на легкой машине. Но созданного Массой отрыва каждый раз хватало, чтобы Хэмилтон после своего пит-стопа возвращался на трассу все-таки позади бразильца. В итоге Масса уверенно выиграл эту гонку, открыв свой счет на городских автодромах. Судьба оказалась щедрой в возвращении долгов. Фелипе в последнее время удивляет своим уверенным, спокойным, сильным пилотажем. Это такая спокойная уверенность, прерогатива сильных. Столь сильными позиции Бразилии в гонках Гран При не были со времен самого Айртона Сенны. Рубенс Баррикелло все же либо выступал за команды-середняки, либо был откровенным вторым номером в «Феррари». Фелипе Масса же напоминает Бразилии о чемпионских годах своих соотечественников.
Льюис Хэмилтон финишировал вторым, набрал 8 очков и, с одной стороны, это очень хорошая работа с точки зрения чемпионата. С другой, немного удивительно, что в условиях городской трассы столь силен оказался Масса, а Хэмилтон так и не навязал ему своего давления. Ведь именно Льюис в этом сезоне был сильнейшим пилотом на трассах в сложных условиях, на временных автодромах. В Валенсии было все то же самое, очень скользкое покрытие в пятницу, очень скользкое покрытие в субботу после ночного дождя, да и вообще, незнакомая трасса, которую надо изучать (а вспомните, сколь силен был в этом компоненте Хэмилтон в прошлом году), все эти стенки недалеко от траектории опять же. И главное, это пониженный уровень сцепления. Те условия, в которых Хэмилтон – как рыба в воде. Но нет, Льюис здесь проиграл Массе. Впрочем, ответ возможно оказывается довольно прост. Утром в субботу Льюис проснулся с сильнейшим спазмом шейных мышц. Британец подумывал отказаться выйти на старт, и его уже готов был заменить Педро де ла Роса. Но врач Льюиса провел отличную работу, поставив своего подопечного на ноги. Что такое спазм мышц шеи, объяснять не надо, кто испытывал это – тот поймет, а остальные вряд ли. Но в болиде Ф-1 из-за перегрузок воздействие на шею и так слишком велико, и как вести машину, когда и в обычных условиях голову повернуть трудно, непонятно. Так что слава врачу Льюиса, который привел его в норму, иначе Хэмилтон просто не мог бы вести машину, а не то что бороться за поул и победу в гонке. В этих условиях 8 очков, завоеванных Льюисом – очень хороший результат, и он с благодарностью вспомнит не раз и своего врача, и свою настойчивость. Какова будет стоимость этих 8 очков в Валенсии, мы еще узнаем на финише сезона.
Теперь о Райкконене. Все же непонятно, почему Кими выглядит так бледно. Он уступает напарнику в квалификациях, и, как следствие, в гонках, и это продолжается уже довольно долго. Поговаривают, что все дело в шинах, в том, что стиль пилотирования Кими не позволяет ему прогреть жесткие «бриджстоуновские» покрышки в течение одного круга, и затем Райкконену не удается показать быстрый квалификационный круг. То есть, некоторые считают, что проблемы Кими имеют ту же природу, что и у Хайдфельда. Не знаю, не знаю, все возможно, но Райкконену нужно что-то с этим делать, чтобы не оказаться в концовке сезона сторонним наблюдателем или вторым номером «Скудерии», в чем также удовольствия мало, особенно после того, как в прошлом году Кими распробовал вкус победы. Что касается конкретно Гран При Европы, то это была просто неудачная гонка. Кими стартовал с четвертой позиции, с пыльной стороны трассы, и уступил на старте Ковалайнену. Далее Райкконен долго преследовал Хейкки, но возможности обогнать у него не было, ритм вторых «Феррари» и «МакЛарена» был примерно равным. Затем, после своего пит-стопа Масса выехал прямо перед носом Кими, что не прибавило тому скорости. Несколько кругов Кими был вынужден на легкой машине идти за тяжелой «Феррари» Массы. Конечно Фелипе не хотел тормозить напарника, так уж сложились обстоятельства. Потом пит-стоп Райкконена, когда он стартовал раньше времени и сбил заправочным шлангом механика-дозаправщика. К счастью, тот отделался микротрещиной в ноге… И, наконец, сход из-за взрыва мотора. Причина та же, что и у Массы в Будапеште – брак шатуна коленвала. Уже выяснено, что это была целая партия изделий, в которых возможен брак, но мотор на болиде Райкконена должен был пройти цикл из Гран При Венгрии и Европы. Если бы «Феррари» сняла двигатель, Кими был бы наказан на старте штрафом в 10 позиций, и в «Феррари» решили рискнуть, не менять мотор, хотя знали о возможных последствиях. Как говорится, понадеялись «на авось». К чему это привело, всем известно – это был не день Кими, и шатун в его двигателе оказался бракованный… Что ж, хорошая новость лишь та, что теперь подобная проблема с двигателями «Феррари» уж точно не должна повториться.
О Ковалайнене, финишировавшим четвертым, рассказывать особенно нечего. Уже давно ясно, что он в «МакЛарене» образца-2008 самый настоящий «номер 2». И контракт, продленный с Хейкки накануне Гран При Венгрии это только подтверждает. Хейкки – быстрый, неконфликтный гонщик, он набирает свои очки, но не мешает интересам Хэмилтона, хороший командный игрок и нескандальный человек. Собственно, это и было отражено в политкорректных речах руководителей «МакЛарен-Мерседеса» по поводу продления контракта с Ковалайненом. Хейкки – это новый Дэвид Култхард, который иногда будет иметь шанс выигрывать гонки (а пилоты мало каких команд имеют такую возможность), но в основном прикрывать тылы лидера. И вся разница ситуаций состоит в том, что британец Култхард прикрывал своих напарников финнов, а финн Ковалайнен будет помогать британцу Хэмилтону.
Если же упомянуть о героях и неудачниках Гран При Валенсии, то обязательно следует сказать о Роберте Кубице, который был явно быстрее и Райкконена, и Ковалайнена. Очень хорошая гонка поляка, который в последних Гран При немного отошел в тень. Благодаря Роберту у нас на подиуме опять представители трех разных команд. А вот Ник Хайдфельд вновь проявил себя как-то неярко, серенько. Уступил напарнику и в квалификации, где был восьмым, и в гонке, где был девятым. Второе подряд после Венгрии успешное выступление «Тойоты» - японская команда повела явную атаку на четвертое место в Кубке конструкторов. Ярно Трулли был успешен и в квалификации, где по обыкновению был представлен в Top-10, и в гонке, финишировав пятым. Тимо Глок в финальную квалификацию не прошел, зато в гонке проявил себя с лучшей стороны, поднявшись до седьмой позиции. Интересен и расклад в стане «Красных быков», где на первые роли вышла команда «Торо Россо», в первую очередь со своим юным суперталантом Себастьяном Феттелем. Немец был шестым в квалификации, но при этом в двух первых сессиях вообще производил фурор, в первой показав второе время, а во второй и вовсе будучи быстрейшим! В гонке Себастьян подтвердил свою высокую скорость, завершив ее на шестом месте, как и стартовал. Себастьян Бурдэ также был неплох, пройдя в Top-10 квалификации, а в гонке финишировал на том же месте, что и стартовал - десятым. Сравните с «Ред Буллами», которые борются за четвертое место в Кубке конструкторов: Марк Уэббер – 14-й в квалификации и 12-й в гонке, Дэвид Култхард – 17-й в квалификации и 17-й в гонке… Странное падение формы «Ред Буллов». Кто-то говорит о том, что двигатели «Феррари» лучше «Рено», но только в этом-то все дело?.. Пилот же набравший единственное очко за восьмое место – Нико Росберг, который говорил о том, что «Уильямс» в ближайших гонках должен выступить лучше, и подтвердил свои слова, вернувшись в очковую зону. Хочется лишь пожелать Нико удачи в дальнейшем.
Завершая рассказ о событиях гонки в Валенсии, остается напомнить расклад в чемпионской гонке, где Хэмилтон лидирует, имея 70 очков, против 64 у Массы. Райкконен уже отстает прилично, имея 57 очков. В Кубке конструкторов «Феррари» лидирует со 121 очком против 113 у «МакЛарена». Впереди, через неделю у нас серия из двух подряд гонок, на двух легендарных и двух сверхбыстрых трассах. Спа и Монца. Поговаривают, что в этих условиях преимущество будет иметь «Феррари». Посмотрим?
29.08.08
Тэги: валенсия, гп европы, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, роберт кубица, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари