Турне Формулы-1 по странам Азии продолжается. Сложнейшее, надо сказать, турне. Паддок королевской Формулы выехал на Восток еще в середине сентября, и с тех пор многие так и не заезжали домой, в Европу. Это касается не только гонщиков, но и сотрудников команд, инженеров, механиков. Хотя в этих гастролях, безусловно, были и свои плюсы. Так, между Гран При Сингапура и Японии было две недели, и кто-то в этот промежуток времени нашел возможность отдохнуть на курортах Юго-Восточной Азии, сделать себе маленький отпуск. Так поступил, например, Кими Райкконен, и быть может, это помогло финну вернуть себе уверенность в последних гонках. Однако заключительная часть азиатского вояжа получилась весьма напряженной. Гран При Японии и Китая прошли в режиме спаренных Гран При, а это всегда очень сложно, не успеваешь сделать и малейшего перерыва между гонками. Из Фудзи все отправились сразу в Шанхай, может быть, только с небольшой остановкой в Токио. Впрочем, и в этом был свой плюс. Ни у кого из пилотов не могло возникнуть соблазна смотаться в Европу на пару деньков, а значит не должно было возникнуть проблем с акклиматизацией и привыканием к временному поясу. Между Сингапуром, Японией и Китаем не такие уж большие разницы во временных поясах, а значит можно было продолжать жить и работать в уже привычном режиме, «по-азиатски».
Что ж, закончим с этим лирическим отступлением. На повестке дня у нас стоял семнадцатый этап сезона, Гран При Китая в Шанхае. После удивительной городской трассы в Сингапуре и исторического трека Фудзи, один из самых современных автодромов мира: «Шанхай Интернэшнл». Одна из трасс Германа Тильке. Лучше всего масштабность этого автодрома иллюстрирует тот факт, что те, кто причастен к Формуле-1, еще в 2004 году, когда прошла первая гонка на новой китайской трассе, уже знали, на каком уровне будет проведена Олимпиада-2008 в Пекине! Тот же размах, та же грандиозность! Впечатляющий автодром. И это касается не только инфраструктуры, с точки зрения пилотажа 5,5-километровое кольцо также представляет большой интерес. Как, впрочем, и другие трассы Тильке, которые, тем не менее, порой подвергаются критике за кажущуюся однообразность. Однако в Шанхае, при обычном для Тильке наборе: разнообразных поворотах, длинных прямых и шпильках, скоростных связках, есть свои изюминки, присущие только этой трассе. Таких изюминок здесь две – связка 1 и 2 поворотов и связка 11, 12 и 13. В первом случае мы имеем дело с довольно скоростным входом в правый поворот после длинной старт-финишной прямой. Я специально сказал «скоростной вход», а не «скоростной правый поворот», так как сам поворот нельзя назвать быстрым: он постоянно замедляется, сужается, радиус поворота постоянно уменьшается, при том, что он находится на склоне. Нужно постепенно, плавно сбрасывать скорость в самом повороте. Заканчивается же первый поворот мгновенным переходом в медленный левый второй, который идет на небольшой подъем. За этим хитрейшим местом шанхайской трассы закрепилось название «улитка». Второй хитрый участок находится ближе к концу круга, и он представляет собой, в какой-то мере, отражение первого. После средней протяженности прямой – жесткое торможение перед левым поворотом под прямым углом (11-й), короткий поворот и сразу атака 12-го поворота, правого, также 90-градусного. Здесь, на апексе 12-го поворота начинается разгон, во многом ключевой для прохождения трассы в Шанхае. Короткий 12-й поворот мгновенно перетекает в длинный 13-й, также правый, «бэнкинг», с постоянно увеличивающимся радиусом. Болид здесь постоянно разгоняется и, описывая дугу, выходит на самую длинную прямую шанхайского автодрома, длиной более 1 км, которая заканчивается жестким торможением перед шпилькой. Фактически, успешный разгон в связке 12 и 13 поворотов определяет возможность атаки на прямой или на торможении перед шпилькой. Оба участка, описанных выше, представляют собой настоящую проверку гонщицкого мастерства, и они позволяют называть Шанхай по-настоящему техничной трассой.
И эта трасса, Шанхай, должна была стать ареной принципиальных разборок, предпоследнего этапа чемпионата мира. Преимущество Льюиса Хэмилтона в 5 очков над Фелипе Массой выглядело очень небольшим, да и Роберт Кубица, отстающий от Хэмилтона на 12 очков, еще имел все шансы побороться за чемпионский титул. В Кубке конструкторов «Феррари» также ненамного опережала «МакЛарен» - всего на 7 очков, да и «БМВ-Заубер» оказался неожиданно близко от «серебряных», проигрывая те же 7 очков команде Рона Денниса, что создавало дополнительный прессинг. Китай, с момента дебюта в чемпионате мира, всегда находился где-то в конце сезона, но здесь еще ни разу не определялся обладатель звания чемпиона мира. Зато события китайского Гран При всегда оказывали большое влияние на итоговую расстановку сил. И по всему было видно, что также будет и на этот раз, в сумасшедшем сезоне-2008.
Не знаю, какие чувства испытывал Льюис Хэмилтон к трассе в Шанхае. Он об этом публично не заявлял. Но именно на шанхайском автодроме Льюис фактически проиграл титул-2007. Здесь (во многом по вине команды британца) началась череда его беспрецедентных ошибок, которые в итоге и привели к проигрышу на «Интерлагосе». В Бразилии Льюис уже ошибался сам, но психологически из равновесия он был выведен именно из-за схода в Шанхае. Обиднейшего, неприятнейшего схода…
Как бы там ни было, но в этот уик-энд Льюис бросился «ковать железо пока горячо». Не откладывая дел в долгий ящик, юный британец (общественность уже как-то стала забывать о его юном возрасте) сразу взял великолепный темп, и уверенно выиграл обе пятничные свободные практики. В субботу утром Хэмилтон лишь самую малость уступил времени Ника Хайдфельда, под занавес тренировок атаковавшего на свежем комплекте мягких шин. Подошло время квалификации, а значит определения порядка на старте завтрашнего Гран При.
Здесь Льюис вновь был великолепен! Лучший в первой сессии, лучший во второй. Хэмилтон блестяще пилотировал легкий болид, машину с практически пустыми баками. Однако в заключительной сессии – самой короткой по протяженности, но самой важной по значимости результатов, - на заправленном болиде Льюис испытал неожиданные проблемы. Первая попытка ему совершенно не удалась – Хэмилтон много терял на втором секторе трассы. И тем удивительнее преображение Льюиса во второй попытке! Как и в Японии, где он проехал заключительный просто потрясающий круг, принесший ему поул, в Шанхае произошло нечто похожее, что становится уже фирменным почерком Хэмилтона. Неожиданно тяжелая машина подчиняется Льюису, он собирает все сектора в единый круг, на каждом секторе он впечатляюще быстр, - и, как результат, поул-позишн с приличным преимуществом над ближайшим преследователем. У Кими Райкконена, показавшего второй результат, Льюис Хэмилтон выиграл более 0,3 секунды. Что и говорить, просто великолепный заключительный круг Льюиса! Великолепный, как и на Фудзи. Невозможно сказать, какое из этих выступлений впечатляет больше, но это действительно впечатляет!
Отдав должное Льюису, перейдем к остальным. Вновь, как и неделю назад быстрейшим из пилотов «Феррари» был Кими Райкконен, который снова показал второе время и разделил первый ряд с Хэмилтоном. Немного удивительным выглядит этот взлет Кими под конец сезона – сразу возникает вопрос, а где же он был раньше? Кстати говоря, в этот уик-энд Кими праздновал свой 29-й день рождения – это произошло в пятницу, 17 октября. Шанхайский уик-энд вообще оказался богатым на финские торжества – уже в воскресенье, в день гонки день рождения отмечал Хейкки Ковалайнен, которому исполнилось 27 лет. Но мы немного отвлеклись.
Третье время было на счету Фелипе Массы. В отличие от Фудзи, где бразилец был очень быстр, и лишь в итоговой квалификационной сессии неожиданно потерял уверенность в машине, здесь Фелипе проигрывал изначально, так что в его результате никакой неожиданности не было. А вот кто вновь порадовал – это Фернандо Алонсо. Снова, как и на Фудзи, четвертый результат. Фернандо даже оттеснил назад одну из машин «большой четверки» - Хейкки Ковалайнена. Финн в итоге показал пятое время.
Шестой результат показал Марк Уэббер, как обычно уверенно чувствующий себя в квалификациях, но Марк был оштрафован на 10 позиций из-за замены мотора, по причине его взрыва на свободных заездах. Седьмое время на счету Хайдфельда, но Ник опять же оказался в числе «жертв» стюардов. Немец создал помехи Дэвиду Култхарду по ходу первой сессии квалификации, за что был перемещен на 3 позиции назад. В результате наверх поднялись следующие пилоты: Себастьян Феттель, показавший восьмой результат, переместился на шестое место, Ярно Трулли, вернувшийся в Top-10, с девятой позиции переместился на седьмую, Себастьян Бурдэ – снова обе «Торо Россо» в десятке! – с десятого места переместился на восьмое. Оказался в десятке показавший 11 время Нельсиньо Пике.
А вот у кого квалификация совершенно не задалась – это о Роберте Кубице. Поляк с трудом пробился во вторую сессию, но и в ней он показал только 12 время. После чего Роберт говорил, что с шансами на чемпионство можно попрощаться. Это, конечно, не следует воспринимать буквально – в квалификации нельзя проиграть чемпионат, за квалификацию очки не начисляются. Учитывая непредсказуемость гонок этого года совсем невозможно прогнозировать что-то только исходя из результатов очередной квалификации, и в воскресенье все еще могло повернуться совершенно по-другому. Но Роберт был недоволен машиной, его не устраивал баланс: болид скользил, шины плохо прогревались. Когда ты неуверен в машине – атаковать чрезвычайно сложно, и Кубица чувствовал, что в гонке при таком балансе болида ему мало что светит…
Кстати, о непредсказуемости. Как и в Японии, в Шанхае ожидался дождь. Прогноз обещал дожди даже с большей вероятностью, чем на Фудзи. Гонки в Китае в двух предыдущих сезонах неизменно проходили под дождем. Но чем больше приближался день гонки, тем благоприятнее становился прогноз. Еще в пятницу ожидались грозы во время субботней квалификации и дождь по ходу гонки, но с утра субботы светило ясное солнце, и квалификация прошла посуху. С утра воскресенья прогноз дождя на время гонки все уменьшался, и Гран При также прошел посуху. Интересно, перед выездной сессией из четырех гонок говорилось, что в каждой весьма вероятны дожди, и что хотя бы одна из заключительных гонок ну 100-процентно будет дождевой. Однако, и в Сингапуре, и на Фудзи, и в Шанхае прошли сухие гонки! Ожидаем дождь на «Интерлагосе»?
Гонка за Гран При Китая прошла спокойно, непривычно спокойно для этого года. Дождь ведь так и не пошел. Некоторые называют подобные гонки скучными. Я бы так не сказал. Я бы дал определение – гонка доминирующей машины, или доминирующей команды, или доминирующего гонщика, смотря по ситуации. Такие гонки тоже нужны. Потому что если их не будет, какой смысл будет в долгой, кропотливой, методичной работе по улучшению болида, какой смысл будет затрачивать миллионы на проектирование и многочисленные тесты, какой будет смысл в том, чтобы быть лучшей командой и обладать лучшей машиной? Если каждая гонка будет превращаться в калейдоскоп аварий, вылетов, пейс-каров, переменных погодных условий, это, конечно, будет очень весело, но какой тогда будет смысл в том, чтобы быть сильнейшим? Тогда на первый план выйдут везение и интуиция (интуиция вовремя заехать на пит-стоп, поставить нужные шины и т.д.), а это уже совсем тонкие материи.
|
Старт тем не менее был весьма напряженным. Правда Льюис Хэмилтон на этот раз среагировал как нужно, и не стал доводить дело до разного рода авантюр. Все-таки в Шанхае Льюис действительно предстал в роли доминирующего гонщика. Он прекрасно сорвался со старта, оставив Райкконена позади. Кими пристроился в хвост Льюису, а за финном вплотную пристроился Масса. Первая тройка прошла первую связку поворотов в точном соответствии результатам квалификации и своей реакции на старте. Дальше было веселее. Алонсо и Ковалайнен довольно жестко разбирались между собой, то один, то другой выходил вперед, используя более выгодную траекторию. Оштрафованный Ник Хайдфельд тем временем прорвался на свое «законное» шестое место. А позади по обочине пылили и участники столкновения – обязательного для первого после старта поворота в Шанхае, - Ярно Трулли и Себастьян Бурдэ. Трулли вскоре после этого сошел – повреждения болида оказались слишком сильными, чтобы продолжать выступление, а Бурдэ провел гонку довольно неплохо.
К концу круга Хэмилтон уже умудрился визуально оторваться от парочки преследователей из «Феррари». В этот же момент происходит, пожалуй, самый красивый эпизод гонки. Фернандо Алонсо, идущий пятым, атакует Хейкки Ковалайнена за четвертую позицию на длинной прямой. Все великолепие этого маневра заключалось в том, что Алонсо намного увереннее прошел «бэнкинг», 13-й поворот, намного лучше разогнался при выходе на прямую и слистримом обошел «МакЛарен» Ковалайнена задолго до торможения перед шпилькой.
Вообще в этой гонке была борьба, были и обгоны. Шанхайская трасса позволяет атаковать и обгонять, пусть и не так много, как порой хочется. Чего стоит хотя бы другой великолепный эпизод этой гонки: борьба Нельсиньо Пике и Марка Уэббера. Уэббер прорывался из глубины пелетона, где он оказался после наложенного на него штрафа. На торможении перед шпилькой в конце длинной прямой Марк вышел вперед, но Нельсиньо грамотно и хладнокровно перекрестил траектории, и, когда Уэббер заскользил наружу поворота, Пике на выходе вернул себе позицию. Однако в следующем повороте Марк оказался на внутренней траектории, и все-таки вышел вперед на стартовой прямой. Однако вся эта борьба была позади, во второй половине первой десятки и во второй десятке, где собралось много пилотов на примерно равных по скорости болидах. В лидирующей группе также была борьба, но это была борьба тактическая.
Льюис Хэмилтон отрывался и отрывался, пилоты «Феррари» все более отставали. При этом Масса потихоньку отставал и от Райкконена, зато вплотную за Фелипе следовал Алонсо на «Рено». Правда ближе к первой волне дозаправок Льюис несколько раз заметно скользил, казалось, что шины на его «МакЛарене» уже прилично изношены. Кроме того, преимущество Хэмилтона в квалификации позволяло предположить, что в баках его «МакЛарена» меньше топлива, чем у его соперников из «Феррари», и тогда ему бы пришлось останавливаться раньше. Но все эти сомнения в конкурентоспособности британца остались позади в ходе первой волны пит-стопов.
Первыми из лидирующей группы – на 14 круге, - в боксы синхронно направились Фелипе Масса и Фернандо Алонсо. Кругом спустя пит-стопы совершили Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен. Получалось, что на борту Массы было меньше топлива, чем у обоих опередивших его пилотов: Хэмилтона и Райкконена. Кроме того, Льюис и обе «Феррари» находились на абсолютно одинаковой тактике дозаправок.
После пит-стопа Льюиса гонку ненадолго возглавил его партнер по команде Хейкки Ковалайнен. Но долго лидировать финну в свой день рожденья не пришлось – вскоре и его ждала плановая остановка в боксах, после которой он вновь вернулся на трассу позади Алонсо.
| |
Кто проявил оригинальность в выборе стратегии – так это Роберт Кубица. Его первая остановка состоялась лишь на 25 круге. Впрочем, это была еще не середина дистанции в гонке протяженностью 56 кругов, и Роберта все равно ждала еще одна дозаправка ближе к финишу. В наше время в Ф-1 тактика одного пит-стопа не слишком выгодна, не важно, проходишь ты в Top-10 квалификации (где выступают машины, заправленные на гонку), или остаешься за ее бортом. В любом случае, проехать практически половину дистанции на тяжелой машине при обязательном использовании более мягкого состава резины (в данном случае, в Шанхае использовались спецификации Hard и Medium) не только рискованно в плане излишнего расхода покрышек и плохого баланса, но и получается слишком медленно по той же причине. Единственный вариант, при котором тактика одного пит-стопа дает эффект в нынешней Ф-1, это гонка с различными происшествиями, когда на трассу выезжает пейс-кар, и, желательно, не один раз. Тогда получается за пейс-каром беречь резину и экономить топливо, не теряя при этом времени на лишние пит-стопы. Так получилось в этом году с Нельсиньо Пике в Хоккенхайме, но даже если бы Кубица пошел в Шанхае на один пит-стоп, это не принесло бы ему успеха по причине плохого баланса болида. Особенно учитывая ту нагрузку, которая выпадает в Шанхае на резину.
Вторая треть гонки проходит в том же ключе, что и первая. Хэмилтон по-прежнему уверенно лидирует, сохраняя приличный отрыв от преследователей из «Феррари». При этом Кими Райкконен по-прежнему имеет преимущество над Массой.
Некоторое оживление в монотонный ход гонки вносит происшествие за 21 круг до финиша – Хейкки Ковалайнен, идущий пятым, пробивает переднюю правую покрышку. К сожалению для Хейкки, инцидент происходит в начале круга, и ему еще долго приходиться ехать до боксов. Ковалайнен возвращается на трассу далеко позади очковой восьмерки, а позже и вовсе сходит. Увы, это был не его день. Это был и удар по позициям «МакЛарена» в Кубке конструкторов.
Происшествие с Хейкки вновь напоминает нам, что расход резины в Шанхае немаленький. Ковалайнен в тот момент шел на жесткой резине, и она не выдержала. Что еще более удивительно, взорвалась передняя правая покрышка, в то время как наибольшая нагрузка в Шанхае выпадает на левые колеса. В любом случае, возникает некоторое беспокойство за Льюиса Хэмилтона – выдержит ли «Бриджстоун» на его болиде, с его-то резким стилем пилотажа?.. Все прекрасно помнили, из-за чего Льюис сошел с трассы в китайской гонке в прошлом году…
Но, впрочем, долго волноваться за Льюиса не пришлось – вскоре началась вторая волна дозаправок. На 30 круге останавливается Фернандо Алонсо, первым из лидеров открывая волну пит-стопов. Фелипе Масса на этот раз продержался на трассе дольше Алонсо, но кругом спустя боксы посещает именно он. Еще один круг – и на пит-лейн синхронно устремляются Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен. Ситуация на первых пит-стопах практически полностью повторяется.
На заключительных 18 кругах гонки вся интрига пожалуй состоит лишь в действиях команды «Феррари». Льюис Хэмилтон в этот день был слишком силен, и никому в своем преимуществе усомниться не дал. Поэтому на заключительной трети дистанции гонки никакой речи о реальной борьбе с Хэмилтоном за победу в Гран При не идет. Другое дело – «Феррари». Кими показал, что на этот раз он был быстрее Фелипе, это видели все, но в данной ситуации речь идет уже о положении в чемпионате. Райкконен потерял любые шансы побороться за титул уже после финиша гонки в Японии, у Фелипе же сохраняются вполне реальные шансы. Но если бы гонка финишировала так, как она шла на тот момент, то есть Хэмилтон – первый, Райкконен – второй и Масса – третий, то Льюис разом отыграл бы у Фелипе 4 очка, и разрыв перед Бразилией составлял бы уже не 5 очков, а 9. То есть шансы Массы на титул были бы сведены к минимуму. В чем была роль Райкконена, как «командного игрока»? Во-первых, набрать максимум очков для «Скудерии» в зачет Кубка конструкторов. Во-вторых, при возможности помочь Массе, то есть либо отобрать очки у Хэмилтона, либо пропустить Массу вперед. Что Кими и делает. Финн сбрасывает скорость, и Фелипе круг за кругом приближается. Наконец, когда до финиша остается 7 кругов, Масса настигает Райкконена на длинной прямой. На торможении Фелипе занимает внутреннюю траекторию, Кими благоразумно уходит на внешнюю и не затягивает с торможением. На выходе из шпильки Масса выходит вперед…
Скажете, командная тактика? Но Формула-1 была и остается командным видом спорта, что бы кто ни говорил, и что бы ни было сказано в правилах. Глупо лишать своего пилота шансов на титул, если другой уже ни за что не борется, и на победу в гонке также не имеет реальных шансов.
На последних кругах Масса идет даже быстрее Хэмилтона, но Льюис просто бережет машину. Вся ситуация – под его контролем. В то же время Алонсо догоняет Райкконена в борьбе за третье место, но тут опять же все контролирует Кими.
Финиш. Льюис Хэмилтон побеждает в Гран При Китая, и возвращается на верхнюю ступень подиума впервые после Хоккенхайма. Точнее, впервые после Бельгии, но победа в Спа была у него отобрана. Так что официально, это первая победа Льюиса с июльского Гран При Германии. Настоящий триумф британского гонщика и его британской команды. В этот уик-энд и в этой гонке в частности Льюис был настоящим доминирующим гонщиком!
Пилоты «Феррари» на подиуме. Прекрасная работа для Кубка конструкторов – здесь «Скудерия» отыгрывает еще 4 очка у «МакЛарена» ввиду схода Ковалайнена, но оба пилота не испытывают особой радости. Второе место Массы – не совсем то, что нужно для уверенной борьбы за титул. Он проигрывает Хэмилтону, пусть только 2 очка, но проигрывает, в той ситуации, когда он должен был его опережать.
Очередное прекрасное выступление Фернандо Алонсо завершается четвертым местом. При этом, что наиболее важно, Нандо шел практически в том же темпе, что и обе «Феррари»! Прогресс налицо.
Уверенное выступление «БМВ-Заубера»: Ник Хайдфельд финиширует пятым, в этот раз он выступил сильнее своего партнера по команде, что было редкостью в этом году, Роберт Кубица – шестой. Неплохо, но с шансами на титул здесь все ясно. Если быть более точным, то в Шанхае Роберт Кубица теряет даже математические шансы на чемпионский титул. С другой стороны, борьба за чемпионство в этом сезоне изначально была для Роберта чем-то вроде фантастики!
Замыкают очковую зону Тимо Глок и Нельсиньо Пике. И хотя пилот «Тойоты» в очередной раз приезжает в очках, после очередного двойного финиша в очках пилотов «Рено» в борьбе за четвертое место в Кубке конструкторов между этими двумя командами тоже все ясно.
Подводя же итог уик-энда Гран При Китая и всей азиатской выездной серии, обращаем внимание на положение в таблице. В личном зачете Льюис Хэмилтон опережает Фелипе Массу на 7 очков. Между прочим, точно такое же отставание было в прошлом году у Райкконена от Хэмилтона перед Бразилией. В командном зачете «Скудерия Феррари» теперь опережает «МакЛарен Мерседес» на 11 очков. Положение в обоих зачетах идентично. Лидеры – и Хэмилтон, и «Феррари», - имеют уверенное преимущество, с этим не поспоришь, но… Все возможно. Вспомните гонки этого года, вспомните прошлогодний «Интерлагос»! Стоит ли прогнозировать, зная насколько все может быть непредсказуемо? А потому просто дождемся Гран При Бразилии, на «Интерлагосе», в Сан-Паулу, через две недели, 2 ноября 2008 года.
19.10.08
Тэги: кими райкконен, китай, льюис хэмилтон, макларен, рено, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, шанхай