В чемпионате мира Ф-1 наступает интересный этап. В течение двух недель подряд, друг за другом состоятся два Гран При – Бельгии и Италии. Спа в этот уик-энд и Монца в следующий. Два исторических монумента в календаре Королевских гонок. Две самые быстрые трассы в сезоне. Две наиболее тяжелые для двигателей трассы, так как на них моторы работают на максимальных оборотах наибольшую часть времени. Именно в Спа находится самый протяженный участок чемпионата, проходимый с педалью газа в пол – от выхода из шпильки La Source до связки Les Combes на вершине холма, минуя легендарный Eau’Rouge. Зато в Монце максимальные обороты двигателя держатся в течение наибольшего процента времени прохождения круга – неудивительно, ведь максимальная скорость в 340 км/ч достигается там четыре раза на круге. Не позавидуешь тем гонщикам, которые будут вынуждены использовать один двигатель в этих двух Гран При! В любом случае эта спарка из двух легендарных гонок, две недели соприкосновения с историей Больших призов, - здесь вполне могут произойти события, которые станут определяющими для судьбы чемпионата-2008.
Но, несмотря на то, что эти две трассы, Монца и Спа, занимают равное, соседствующее положение не только в календаре нынешнего сезона, но и в истории Больших призов, между ними есть немалые различия. Спа-Франкошам – это не просто самое длинное кольцо в календаре современной Формулы-1. Это последняя сохранившаяся трасса из тех, что были естественно вписаны в окружающий рельеф местности. Раньше таких естественных трасс, которые составлялись из уже существующих дорог, было немало, но все они постепенно, одна за другой, покинули календарь Ф-1 в соответствии с требованиями безопасности и веяниями времени. Теперь все трассы являются специально спроектированными автодромами, в которых дизайнерские группы рассчитывают все, до мелочей. Даже временные городские трассы теперь проектируются с использованием того же серьезного подхода, какие-то участки специально достраиваются. А Спа сохранила тот старый дух – когда гоночный трек взяли и провели просто по уже существующим дорогам, которые в свою очередь совершенно естественным образом были вписаны в созданный природой пейзаж. Есть конечно еще и Монако – городская трасса, созданная, как и Спа, в 20-е годы XX столетия, - там тоже особенно ничего не проектировалось, просто провели трассу по существующим улицам города, и с тех пор она практически не изменилась. Монако – это тоже монумент истории. А Спа отличается тем, что создана не в городских условиях, а в Арденнских горах и лесах. Уникальность этой трассы в том, что несмотря на многочисленные реконструкции, которые, как и везде, в первую очередь были связаны с ужесточающимися мерами безопасности, Спа в полной мере сохранила свой дух или душу, сохранила свой характер, которым отличалась всегда – и в 20-х, и в 50-х, и в 90-х. Потрясающий вызов для гонщиков.
Еще одна интереснейшая особенность трассы Спа – она тоже связана с природой Арденн, - совершенно непредсказуемая погода. Дождей в этих краях бывает много, и дождь этот может пойти в совершенно любой момент, что основательно путает карты на гоночной трассе. Кроме того, учитывая значительную протяженность трассы Спа, дождь может не накрыть ее целиком, а лишь задеть небольшой участок, в то время как вся остальная трасса будет оставаться сухой. Это еще та местная загвоздка! Таков горный микроклимат Арденн… И в этот уик-энд дожди, конечно, не могли обойти Спа-Франкошам стороной, регулярно поливая асфальт трассы.
Так, первая пятничная и субботняя практики проходили в условиях мокрой трассы, после утренних дождиков. Но квалификационные заезды прошли посуху, хотя серые тучи угрожающе нависали над Спа на протяжении всего часа, отведенного на квалификацию.
Квалификация бельгийского Гран При стала очередной ареной противостояния гонщиков «МакЛарена» и «Феррари», но главная борьба развернулась между Фелипе Массой и Льюисом Хэмилтоном, - гонщиками, которых в последнее время называют главными претендентами на титул чемпиона мира. Первым решающую и заключительную попытку совершил Масса, обновив результат промежуточной поул-позишн, но следом за ним по трассе шел Хэмилтон, который улучшил время и установил, как оказалось, итоговый результат поул-позиции. Поул, который стал для Льюиса пятым в сезоне. Да, перед Гран При некоторые поговаривали, что трасса Спа лучше подходит для «Феррари», но «МакЛарен» спокойно и уверенно готовился к бельгийской гонке, всерьез намереваясь побороться, и во всех трех квалификационных сессиях пилоты «серебряных стрел» показывали отличные времена, демонстрируя, что «МакЛарен» в Спа выглядит на высоте, как с пустыми баками, так и с полными.
Финны на этот раз сыграли второстепенную роль, поборовшись в итоге за третью позицию. Кими Райкконен не смог улучшить времена Массы и Хэмилтона, а Ковалайнен, следующий по трассе позади Кими, в свою очередь смог опередить результат более опытного соотечественника. Только четвертое время Кими на трассе Спа, - а ведь финна рассматривали как одного из главных фаворитов, все-таки он выигрывал здесь трижды, в трех последних бельгийских Гран При. Впрочем, как выяснилось позже, Райкконен не сказал еще своего главного слова. Не стоило его сбрасывать со счетов только исходя из не слишком уверенной квалификации.
Первые два ряда на старте Гран При Бельгии: «МакЛарен» - «Феррари» - «МакЛарен» - «Феррари». Расклад не менее классический, чем сама трасса Спа-Франкошам!
Серьезно порадовали Ник Хайдфельд и Фернандо Алонсо. Нандо провел еще одну отличную квалификацию в этом сезоне, показанного результата хватило на шестую позицию. Немецкий же пилот «БМВ-Заубера» в этот раз выглядел так, словно никаких проблем с прогревом резины у него и не было (и это в прохладных условиях Спа с двумя самыми жесткими составами резины, предоставленными «Бриджстоуном»!), Ник все время уверенно опережал партнера по команде, и в итоге установил пятый результат.
Привычно вошел в Top-10 Марк Уэббер, и также привычно он был единственным представителем «Ред Булла» в итоговой сессии. Марк показал седьмое время, а выступивший не лучшим образом Роберт Кубица – восьмое. Роберт в этот уик-энд находился в тени партнера по команде, в отличие от большей части нынешнего сезона.
Еще одни герои квалификации – команда «Торо Россо», как и в Валенсии, обоими пилотами вошедшая в Top-10. Итальянский «Ред Булл» радует серьезно! Причем на этот раз главным героем стал не Феттель, показавший в итоге десятое время, а Себастьян Бурдэ, которому нужно оправдывать выданные авансы, если он хочет задержаться в Ф-1 на следующий сезон. Бурдэ в заключительной сессии опередил своего талантливейшего партнера, которому в последнее время поют дифирамбы все кому не лень, показав девятый результат, но по ходу квалификации бывал и выше, а его результат в первой сессии тянет на маленькую сенсацию – Себастьян закончил ее с первым временем!
С интересными событиями квалификации закончим, и перейдем к гонке. Гонке, которая выдалась такой, какой и должна быть в Спа. Начавшись по влажной после утреннего дождя трассе, она практически целиком прошла посуху, и лишь на последних кругах на Спа вновь обрушился дождь… Гонка, наполненная интригой от старта до финиша, с множеством обгонов, когда не знаешь результат вплоть до отмашки клетчатым флагом. Классика мира Гран При.
| |
Старт по еще влажной трассе прошел довольно нервно. Казалось, что все малость задержались, когда погасли стартовые светофоры, словно все допустили пробуксовку, кто-то большую, кто-то меньшую, после чего пелетон устремился к La Source. Лидеры стартовали спокойно – Хэмилтон оставшись первым, Масса – вторым, а вот позади в толкучке первого поворота, на скользком асфальте, была приличная неразбериха, и удача, что обошлось без завала, хотя без некоторых контактов не обошлось. Так, Феттель хорошенько наподдал прекрасно стартовавшему Трулли. Были и еще несколько жарких схваток колесо в колесо, а учитывая, что полоса безопасности на выходе из La Source и практически до самого спуска к «Красной воде» теперь широкая и асфальтовая, целая толпа, возглавляемая Райкконеном, прошла первые сотни метров этой гонки по обочине.
Затем, после нервного, импульсивного старта, пелетон успокоился, растянулся по трассе в соответствии с занятыми (выигранными и проигранными) местами, и началась позиционная борьба. Очень хорошо стартовал Пике-младший, ворвавшийся в десятку. Правда затем его начали догонять один за другим более быстрые соперники, и кое-кому удавалось и обогнать Нельсиньо. Извлек дивиденды из удачного старта Бурдэ, обосновавшийся на пятой позиции. Взятый темп позволял Себастьяну держаться пятым и никого особо к себе не подпускать. А Ковалайнен напротив старт полностью провалил, и пытался прорываться.
Горячие события происходили и впереди. Начнем с того, что Райкконен, оказавшийся после старта третьим, на этом не успокоился, и атаковал партнера по команде. Борьба с Фелипе сейчас принципиальна – того и гляди, как Массу признают первым пилотом «Скудерии» образца-2008, и Кими придется помогать партнеру. На первых кругах Фелипе не слишком уверенно чувствовал себя, Кими подобрался вплотную на подъеме к Les Combes, поравнялся бок о бок, и вышел вперед на торможении перед связкой. После чего финн спокойно оторвался от Массы – тот и вправду не мог поддерживать слишком высокий темп. Разобравшись с напарником, Райкконен устремился в погоню за лидером – Льюисом Хэмилтоном. И надо сказать, что хотя Льюис спокойно и уверенно стартовал, а затем оторвался от Массы, но темпу Кими он уступал. Все-таки Кими – мастер гонок в Спа, что он доказал тремя своими победами на бельгийской трассе (выдающийся результат!), – и на первых кругах этой гонки он подтверждал этот факт. Вскоре Райкконен максимально приблизился к Льюису – тот, как и Масса, видимо не очень уверенно чувствовал себя на первых кругах, на еще влажной трассе, в результате чего развернулся в La Source, но максимально быстро вернулся в гонку, не потеряв позиции. Однако время было потеряно. На выходе из «Красной воды», на подъеме, Кими догнал Льюиса, вошел в слипстрим позади «МакЛарена», воспользовался лучшим разгоном, уверенно уходя на внешнюю перед входом в Les Combes сторону… На торможении Кими был впереди. Отличный обгон!
Выйдя в лидеры, Кими на этом не успокоился, и стал постепенно, спокойненько, отрываться от Хэмилтона. «Вот и ответ Кими!» - подумалось в этот момент. Ответ на последние неудачи, критику со стороны специалистов и прессы. Ожидалось, что если Кими и ответит скептикам, то это произойдет именно в Спа, на любимой трассе. Вот ответ и состоялся!
Позади в пелетоне тоже происходили интересные события. Главной фигурой, привлекавшей внимание, здесь был Хейкки Ковалайнен. Проигравший на старте, но имевший отличный болид, Хейкки стремительно догонял и обгонял соперников. Расправился с младшим Пике, обошел Кубицу… Наконец Хейкки догнал Марка Уэббера, и тут он значительно переусердствовал. Понятно, что Хейкки стремился как можно быстрее прорваться наверх. Понятно, что машина ему это позволяла. Но кто же так атакует?!.. На торможении перед «Автобусной остановкой» Ковалайнен протиснулся внутрь, бок о бок с «Ред Буллом» Марка, но Уэббер был на полкорпуса впереди! Это было очевидно со стороны. Хейкки просто ударил «Ред Булл» в бок, как молоденький бычок рожками. Неудивительно, что за эту атаку, благополучно окончившуюся для обоих участников инцидента, Ковалайнен был наказан штрафным проездом через пит-лейн. Учитывая потерянное при столкновении время и пару позиций, Хейкки предстояло прорываться вновь… А вот Марка действительно жаль – австралиец шел в приличном темпе, претендовал на хорошие очки. Удар Ковалайнена разом испортил Уэбберу всю гонку.
Первым среди лидеров в боксах останавливался Льюис Хэмилтон. Спустя пару кругов пит-стоп совершил лидер гонки Райкконен, спустя еще некоторое время остановился Фелипе Масса. Начавшие гонку на более мягкой резине Medium, они продолжили на этом же составе, оставив Hard на финальный отрезок. Впрочем, не следовало забывать, что вполне мог пойти дождь, о чем постоянно напоминали сумрачные тучи над трассой, и тогда возможен был вариант, что жесткий состав резины вообще не пригодился бы – как известно, в случае дождевой гонки обязательное использование обоих составов резины отменяется. Выбор покрышек Medium на большую часть дистанции был легко предсказуем – в прохладных условиях Спа, где прогреть резину было не слишком просто, более быстрым должен был быть более мягкий состав.
На втором отрезке дистанции мало что изменилось. Кими был по-прежнему впереди Льюиса, разрыв примерно сохранялся. На некоторых кругах быстрее был Хэмилтон, на некоторых Райкконен, в общем, держался паритет. На некотором отдалении от Льюиса держался Масса, не вмешиваясь в борьбу двух лидеров гонки. Такое положение дел радовало – наконец-то Кими вернулся в борьбу за победу, и как вернулся! Все же без участия финна в борьбе за корону этого чемпионата чего-то явно не хватало, и уверенность Райкконена в Спа радовала.
Вторые пит-стопы два лидера проводят одновременно – и Кими, и Льюис. Но разрыв между ними все же был достаточен, чтобы шансов опередить соперника на пит-лейне у Льюиса не было. Парой кругов спустя пит-стоп проводит и Масса. Разрывы после этого остаются прежними, но на заключительном отрезке гонки Льюису удается прибавить, в то время как темп Райкконена оказывается ниже.
| |
Порадовал во время вторых пит-стопов Себастьян Бурдэ. Они останавливались одновременно с Робертом Кубицей, Роберт вплотную преследовал Себастьяна до пит-стопа, и вот теперь они синхронно обслуживались в боксах. Однако бригады «Торо Россо» и «БМВ» сработали одинаково быстро, и на пит-лейн Бурдэ успел вернуться прямо перед носом Кубицы. Выехав на трассу впереди поляка, на еще непрогретых покрышках Себастьян смог удержать его позади себя. На протяжении всей гонки темп Бурдэ и «БМВ» Кубицы был на одном уровне, за что «Торо Россо» и ее гонщик заслуживают комплиментов! Не зря Себастьян еще в начале уик-энда сказал, что им удалось найти для Спа отличный баланс машины.
Вернемся к лидерам. Действительно, на заключительном отрезке дистанции, на более жестких покрышках, Льюису удается идти быстрее Кими, и разрыв постепенно сокращается. От тех шести секунд, что были на протяжении большей части гонки, ближе к финишу осталось меньше двух. Это было уже совсем немного, но Кими не терял уверенности, и просто так сдаваться не собирался.
Тем временем, еще за 20 кругов до финиша Алонсо предупреждают по радио: «в течение 20 минут возможен дождь». Еще как возможен! Даже не принимая во внимание грозные тучи, зависшие над трассой, дождь в Спа возможен всегда! И кругов за шесть до финиша прогноз сбывается – на трассу падают первые капли. Однако это совсем несильный дождик, и он не должен повлиять на итог гонки. Гонки, в которой вся стратегическая карта была уже разыграна, и сильный дождь внес бы лишь большой беспорядок с превалированием фактора банальной удачи.
Между прочим, мокрая трасса в Спа становится слишком скользкой для «сухих» покрышек. Все поребрики, разметочные линии становятся скользкими, стоит лишь задеть одним колесом – и разворот неизбежен.
Дождь накрапывает, Льюис приближается к Кими – и все мысли об одном: а пойдет ли более сильный дождь? Только бы не пошел, прямо скажем, не хочется чтобы нарушился текущий расклад сил, уже сформированный долгой гонкой… За пару кругов до финиша первая восьмерка: Райкконен – Хэмилтон – Масса – Алонсо – Бурдэ – Кубица – Феттель – Хайдфельд.
За пару кругов до финиша дождь полил стеной.
Райкконен испытывает большие проблемы с управляемостью на мокрой трассе. Льюис догоняет его и начинает прессинговать. В конце круга, на торможении в «Автобусной остановке» Хэмилтон атакует, до предела затягивая торможение, блокируя резину, но Райкконен тоже тормозит предельно поздно. Льюис срезает шикану и вынужден на стартовой прямой выпустить Кими вперед. Ненадолго. Только уступив позицию Кими, Льюис тут же начинает новую атаку, слипстримом на стартовой прямой, снаружи, перекрещивает траектории и на торможении в La Source он опережает Райкконена по внутренней траектории. Кими пытается защищаться, контратаковать, - и лишь касается передним антикрылом задка «МакЛарена». Коррида началась!
А дождь тем временем усилился! Алонсо почел за благо отправиться на пит-стоп за дождевой резиной…
Кими преследует Льюиса, но выскакивает на обочину. Трасса очень скользкая. Райкконен возвращается на трассу, но тут прямо перед носом Хэмилтона на трек возвращается развернувшийся круговой «Уильямс» (Нико Росберг)!.. Льюис вынужден уворачиваться, и в свою очередь вылетает с трассы, его разворачивает… Лидером гонки становится Райкконен, но ненадолго – скользкая трасса и инцидент впереди, который заставил делать резкие движения, привели к развороту «Феррари». Кими в очередной раз вылетает за пределы дорожного полотна, и на этот раз врезается в отбойник… Боюсь, что стена трассы Спа-Франкошам поставила крест на надеждах Кими в борьбе за титул чемпиона мира-2008…
Хэмилтон возвращается на трассу, он лидирует, и лишь чудом в этой суматохе, в этой корриде не уступает лидерства Массе, идущему не так уж далеко позади. В результате всех этих сумасшедших вылетов и разворотов Фелипе вплотную приблизился к Хэмилтону. Но 1,5 заключительных круга гонки Льюис едет крайне осторожно, его «МакЛарен» скользит по трассе, но Хэмилтон отлавливает малейшие движения.
А на третьем месте тем временем оказывается Себастьян Бурдэ! Но это еще не финал. На последнем круге Себастьян теряет позиции, увы. Зато потрясающий прорыв совершает Ник Хайдфельд, переобувшийся за два круга до финиша в промежуточную резину. На заключительном секторе последнего круга он последовательно объезжает Кубицу, Бурдэ, Феттеля и Алонсо, и выходит на третье место!
Хайдфельд на подиуме составляет компанию Хэмилтону и Массе. В очках финишируют также Алонсо, Феттель, Кубица, Бурдэ и Глок. Эти два парня: Хайдфельд и Бурдэ, своими выступлениями кажется ответили своим командам, которые заявили, что свое право на продление контракта эти парни должны доказать своими результатами на трассе. Как выступил Хайдфельд! А как выступил Бурдэ!
Льюис Хэмилтон же выиграл, прибавив к победе в легендарном Монако легендарную Спа. В дождевых условиях, совершив потрясающие обгоны!
| |
Впрочем, это только казалось… Как выяснилось позже, с отмашкой финишного флага и церемонией награждения события Гран При Бельгии не закончились. Как оказалось, стюарды Гран При занялись разбором ряда инцидентов, в том числе дуэли Райкконен – Хэмилтон, и спустя пару часов вынесли решение: наказать Льюиса Хэмилтона за срез шиканы Bus Stop, прибавив к его финишному времени 25 секунд. В результате Хэмилтон откатился на третье место, победа досталась Массе, а Хайдфельд переместился с третьего места на второе. Очень странное решение, так как Хэмилтон сбросил скорость на стартовой прямой, специально пропустив Райкконена вперед, вернул финну лидерство (очередной круг Кими таким образом завершил вновь первым), и лишь затем начал новую атаку. Удивительно, что она привела к успеху в La Source, так как сбросив скорость, Льюис должен был уступить в разгоне Райкконену, и Кими по-любому должен был быть впереди в первом повороте, но его машина так плохо держала трассу, что Хэмилтон смог атаковать и успешно. После этого Хэмилтона наказывают за срез шиканы, хотя он сам же ликвидировал его последствия, плюс Райкконен сошел, и этот эпизод вообще никоим образом не повлиял на результат гонки, на борьбу Хэмилтона с Массой и Хайдфельдом.
Что тут можно сказать?.. Футбольных арбитров часто критикуют, но надо сказать, что, например, определение офсайда на глаз при нынешних скоростях в футболе является не очень простым делом, и арбитры нередко могут ошибаться, что и происходит. Что тогда говорить о стюардах Гран При, когда они имеют возможность в течение нескольких часов просматривать видеозаписи, и после этого не могут вынести правильное решение?! Они что, недееспособны?.. Или они просто хотят быть слишком заметны?! Говорим «ФИА», подразумеваем «наказание»?.. Если это так, то стюардам надо выдать полицейскую форму и полосатые жезлы, как символы власти, пусть будут еще более заметными фигурами!..
«МакЛарен» подал протест, и сделал это совершенно справедливо. Сначала мы плачемся о малом количестве обгонов в современной Ф-1 и недостаточно напряженной борьбе на трассе, а потом стюарды бьют по рукам гонщика, который эту самую борьбу демонстрирует. Это неправильно. И лишь удовлетворение аппеляции «МакЛарена» позволило бы говорить о здоровой атмосфере в гонках Гран При. Надо ли говорить, заглядывая немного вперед, что этого так и не произошло?..
Также Тимо Глок был наказан 25-секундным штрафом за обгон Марка Уэббера под желтыми флагами, и таким образом уступил Марку восьмое место.
07.09.08
Тэги: бельгия, бмв заубер, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, ник хайдфельд, спа, ф1, фелипе масса, феррари