Второй этап чемпионата мира Ф-1 2008 года ждал нас сразу после старта сезона в Австралии – уже в следующий уик-энд. Командам оставалось только быстро перевезти свое оборудование с Зеленого континента в Юго-Восточную Азию, в столицу Малайзии Куала-Лумпур. Никакой передышки, никакой возможности для доработки болидов (только для анализа неисправностей, случившихся в «Альберт Парке»), и новый старт на совершенно другой, чем «Альберт Парк» трассе. Добро пожаловать на автодром «Сепанг»!
В Малайзии пелетон Ф-1 ждали совсем другие проблемы, чем за неделю до этого. В отличие от Мельбурна на «Сепанге» - великолепном современнейшем автодроме, - не должно было быть проблем с низким уровнем сцепления с дорожным полотном. Здесь уложен специальный гоночный асфальт, и гонки здесь проводятся довольно часто. К тому же, если продолжать тему управления болидов без трекшн-контроля, ширина дорожного полотна «Сепанга» очень велика (16 – 25 м), имеются широкие полосы безопасности, в том числе и асфальтовые, поэтому такого количества происшествий, как в «Альберт Парке», связанных с трудностями управления болидов без вспомогательной электроники, не должно было быть. Если не одно «но». И это «но» было главной проблемой в ожидании Гран При Малайзии. Прогноз обещал тропические ливни во все три дня Гран При, и этого опасались все. Все говорили о том, что если такой ливень зальет автодром, то удержать болид на трассе будет практически невозможно. На такой скорости машины просто смоет с трассы эффектом аквапланирования. Да и без аквапланирования удерживать болид на мокрой трассе без трекшн-контроля будет очень сложно. Поэтому все боялись бурного малайзийского дождика и говорили в основном о нем, а не о ужасающей малайзийской жаре, которая традиционно выдвигает особые требования к выносливости по ходу этой гонки.
На счастье пилотов и их команд дождь так и не пошел ни в одной из сессий Ф-1, ни в свободных практиках, ни в квалификации, ни в гонке. Гонщикам азиатской серии GP2 так не повезло, зато Ф-1 малайзийского ливня избежала, а вместе с ним избежала и сумасшедшей гонки, наполненной различного рода инцидентами. Ничего особо потрясающего мы не увидели, обычный Гран При на трассе «Сепанг», но и здесь есть свои плюсы: мы смогли увидеть реальную расстановку сил в нынешнем пелетоне Ф-1 в нормальных условиях, на трассе, которая достаточно типична для нынешнего календаря Ф-1.
Поддержать «Скудерию Феррари» в Куала-Лумпур приехал бывший босс Жан Тодт, полностью отошедший от управления гоночной командой. Однако после неудач в Мельбурне в «Феррари» решили, что опыт корифея Больших призов поможет команде в сложной ситуации. Помог ли реально приезд Тодта «Скудерии» - сложно сказать, но дела у «красных» на «Сепанге» действительно пошли на лад. Хотя скорее всего дело просто в том, что на «Сепанге» Ferrari F2008 лучше реализовала свой потенциал.
«Феррари» были быстры и в свободных практиках, и в квалификации. Впрочем, на свободных тренировках «красные» были сильны и в Мельбурне, но в Малайзии никаких неприятных сюрпризов их по ходу квалификационных заездов не ждало. На этот раз два болида «Скудерии» возглавили итоговый протокол. Фелипе Масса в блестящем стиле установил время поул-позишн, Кими Райкконен показал второе время. Конечно Массу не назовешь универсальным пилотом, пилотом, быстрым на всех трассах, следует признать, что он не особо может приспосабливаться к тем автодромам, на которых у него возникают определенные проблемы, но на тех трассах, которые ему нравятся, подходят его стилю пилотажа, Фелипе очень, очень быстр. Что он и доказал в очередной раз на «Сепанге». Масса выигрывал здесь квалификацию в прошлом году, год спустя он выиграл поул-позишн вновь. Быстрый, быстрый Масса!
«МакЛарены» были чуточку позади «Феррари», хотя и очень близко. Во всяком случае, первый ряд стартового поля они «Скудерии» уступили, но полностью заняли ряд второй. При этом Хейкки Ковалайнен смог опередить Льюиса Хэмилтона, который пожаловался на проблемы со сцеплением. Что ж, стоит поздравить Хейкки, который в очередной раз доказал свою силу, опередив на этот раз в квалификации столь грозного соперника, как Льюис. Впрочем, воспользоваться своими завоеванными позициями на старте «серебряным» не удалось, но об этом чуть позже.
Не удивили «БМВ», которые спокойно отобрались в итоговую квалификационную сессию, в которой Кубица показал шестой результат, а Хайдфельд – седьмой. Но у Ника была веская причина, по которой он проиграл Роберту. А вот «Тойота» удивила, попав в Top-10 обоими болидами! При этом Ярно Трулли был очень хорош, показав пятое время, а Тимо Глок остался десятым. Наконец, еще два болида в итоговом квалификационном сегменте – это «Ред Булл» Марка Уэббера, показавшего восьмое время, и «Рено» Фернандо Алонсо на девятом месте.
Также по итогам квалификации следует отметить неплохое выступление двух «Хонд»: Баттон одиннадцатый, Баррикелло четырнадцатый; наладившиеся дела у Нельсона Пике-младшего, который прилично выступил в квалификации, показав тринадцатый результат, и попадание во второй квалификационный сегмент Себастьяна Феттеля – пятнадцатое время. «Уильямсы» же на этот раз наоборот откатились назад – лучший их пилот Нико Росберг остался лишь шестнадцатым.
А теперь о «МакЛарене» и инциденте, с ним связанном. В конце квалификации оба пилота «МакЛарена», как и еще несколько гонщиков, уже завершили свои попытки и медленно катили в боксы, в то время как на быстром круге находились Ник Хайдфельд и чуть позади него Алонсо. При этом медленные болиды старались держаться вне траектории, но оба «МакЛарена» совершили какие-то неудачные маневры, чуть не пересекая траекторию Хайдфельду. Там была довольно неприятная ситуация, когда Нику пришлось проскочить между двумя медленными болидами, одним из которых был «МакЛарен». Это действительно опасно, когда на трассе столь велика разница в скорости между разными машинами. С похожей проблемой столкнулся и Алонсо. К счастью все обошлось, но оба гонщика потеряли на этих маневрах какое-то время. После квалификации «БМВ-Заубер» подал протест на действия гонщиков «МакЛарен», и после разбирательства стюарды признали Ковалайнена и Хэмилтона виновными, наказав их обоих штрафом «-5 позиций» на стартовой решетке. На мой взгляд, вполне заслуженно. Если уж ты едешь по трассе медленно, то надо быть более осмотрительным.
| |
На старте гонки наблюдалась плотная, жесткая борьба, но в первой, очень сложной связке поворотов все обошлось без происшествий. Довольно жестко схватились гонщики «Феррари» - Масса и чуть лучше стартовавший со второй позиции Райкконен. Фелипе однако оттер Кими к краю трассы, и по лучшей траектории вошел в первый поворот. Первым. Райкконен остался вторым. Позади Кубица удачно вышел на третье место, далее целый ряд пилотов обменивался позициями. «МакЛарены» приняли старт достаточно удачно, выиграв по паре позиций.
В конце первого круга вылетел с трассы в гравий Себастьян Бурдэ, на чем гонка для него закончилась. Другой неудачник первых кругов – Тимо Глок, которого развернуло поперек движения. Нико Росберг не успел объехать возникшую по ходу движения «Тойоту» и слегка задел ее, снеся себе переднее антикрыло. Росберг смог вернуться в боксы для ремонта и продолжить гонку, которая однако складывалась все более неудачно, а для Глока это столкновение поставило крест на дальнейшей борьбе.
В остальном ситуация на трассе складывалась довольно спокойно. Две «Феррари» уверенно лидировали. При этом Массе не удавалось оторваться, Райкконен преследовал его на минимальном расстоянии, будучи даже немного быстрее. Кими несколько раз обновлял лучшее время круга. Остальные отставали от «красного экспресса» все дальше.
Роберт Кубица уверенно держался третьим, за ним следовал Ярно Трулли на «Тойоте» - японская команда выглядела на «Сепанге» действительно в прекрасной форме. Трулли в свою очередь преследовал Ковалайнен.
Очень прилично выглядел Марк Уэббер. Позади него шел Льюис Хэмилтон, но долгое время британец не мог приблизиться к «Ред Буллу» Марка на дистанцию атаки. Когда же Льюис наконец догнал Уэббера и приступил к попыткам атаки, ничего особо опасного создать ему не удалось. Вскоре эту парочку догнал уже Ник Хайдфельд, а Льюису все никак не удавалось атаковать Марка так, чтобы была реальная возможность обгона. Так продолжалось вплоть до момента, когда Уэббер свернул на пит-лейн, и только тогда перед Хэмилтоном открылась чистая трасса.
Если на трассе и происходила интересная борьба, обгоны – это было в глубине пелетона. Интересной была схватка между Дэвидом Култхардом, Хайдфельдом и Алонсо. Там Нику и Фернандо вдвоем удалось опередить ветерана гонок Гран При. Несколько зрелищных обгонов совершил Казуки Накаджима.
Ключевым моментом гонки стали первые пит-стопы пилотов «Феррари». Лидер гонки Фелипе Масса остановился в боксах первым, Кими Райкконен остался на трассе еще на круг дольше. Этого круга в быстром темпе хватило Кими, чтобы, когда он выехал с пит-лейн, быть уже впереди Фелипе. «Скудерия» совершила рокировку.
Не очень удачно сложился первый пит-стоп для Льюиса Хэмилтона. Он просил, чтобы ему изменили угол атаки переднего антикрыла, но возникла заминка с колесом, и на трассу Льюис вернулся вновь позади Уэббера. Зато Нику Хайдфельду в результате первых пит-стопов удалось опередить обоих.
Вторая треть гонки – Кими Райкконен лидирует и понемногу отрывается. «Феррари» едет к дублю, но не тут то было. Возможно Масса так и не смог спокойно переварить упущенное лидерство, возможно этот факт его нервировал, но на очередном круге он потерял болид во второй части сложной связки правых скоростных поворотов. Задний мост «Феррари» повело, Фелипе не успел отловить занос, и болид вынесло с трассы в гравийную ловушку. Некоторое время Масса безуспешно газовал, но задние колеса «Феррари» без толку буксовали – болид завяз в гравии. Гонка для Фелипе Массы на этом была закончена…
«Феррари» осталась только с одной машиной на трассе, но это была совсем не та ситуация, как в Мельбурне – Кими Райкконен лидировал, и лидировал без вопросов. Идущий на блестящем втором месте Кубица отставал от Кими уже на целую пропасть времени.
В этой гонке проблемы миновали Кими, в этот раз все было хорошо. Это была уверенная победа действующего чемпиона мира, одержанная в классическом стиле. «Феррари» вернулась на вершину, теперь сезон начался и для нее. Роберт Кубица финишировал вторым. Вторую гонку подряд пилот «БМВ» поднимается на подиум, только если в Мельбурне это был Хайдфельд, то на «Сепанге» Кубица добился лучшего для себя результата в Ф-1. Наконец подиум дополнил Хейкки Ковалайнен, финишировавший третьим. В течение гонки Хейкки постепенно продвигался вперед, опережая на пит-стопах соперников, и завоевал свой первый подиум в составе «МакЛарен». Два финна вновь заняли свои места на призовом подиуме, а компанию им составил поляк.
На последних кругах этой спокойной, обычной для Ф-1 гонки, в которой пилоты, чем дальше, тем больше растягивались по всей длине 5,5-километрового круга, в напряжении держали лишь две дуэли. Льюис Хэмилтон догнал Ярно Трулли в борьбе за четвертое место и старательно прессинговал его. Однако, как и ранее в случае с Уэббером, опытнейший Ярно уверенно держал оборону, будучи медленнее соперника, и хотя «Сепанг» благоволит обгонам, ничего у Льюиса не вышло. Трулли финишировал четвертым, Хэмилтон пятым. Другая интересная дуэль – борьба за седьмое место между Марком Уэббером и Фернандо Алонсо. Здесь на последних кругах двукратный чемпион мира был быстрее за рулем своей «Рено», два болида вплотную, друг за другом проходили повороты, но опять же результативной атаки у Алонсо не получилось. Уэббер в итоге седьмой и набирает первые для себя и «Ред Булла» очки в сезоне, Алонсо восьмой. Между двумя парами дуэлянтов на шестом месте свою интересную гонку закончил Ник Хайдфельд.
Подводя итог Гран При на трассе «Сепанг», следует отметить ответный удар «Феррари». Если в Мельбурне на высоте оказался «МакЛарен», то в Малайзии «Скудерия» смогла взять реванш. Действующий чемпион мира оказался там, где ему и следует находиться – на вершине подиума. Думаю, в ходе сезона баланс сил так и будет колебаться – на некоторых трассах быстрее окажутся «серебряные», на некоторых – «красные». «БМВ-Заубер» подтвердил свой прогресс – теперь уже точно ясно, что высокая скорость «БМВ» не случайна. Радует прогресс «Тойоты», которая возглавила группу команд, преследующих «БМВ». Ну а «БМВ» вплотную приближается к паре безусловных лидеров Ф-1. Вообще действительно приятно то, что пелетон в сезоне 2008 очень плотный, и пилоты разных команд на равных борются друг с другом. Это происходит на всех «этажах» борьбы. Даже «Супер Агури» - наиболее явный пока аутсайдер, и то не проигрывает своим конкурентам слишком много. Что уж говорить про остальных!
Следующий, третий этап чемпионата мира Ф-1 состоится на другой современнейшей трассе – на «Сахире» в Бахрейне, уже через две недели. Сезон Ф-1 входит в свой рабочий ритм, и так будет продолжаться вплоть до ноября.
23.03.08
Тэги: кими райкконен, куала-лумпур, льюис хэмилтон, малайзия, ник хайдфельд, сепанг, ф1, фелипе масса, феррари, хейкки ковалайнен