Да уж… Немецкий и итальянский гимны над подиумом. Сколько раз мы слышали это в прошлом… И вот снова… Но теперь по совершенно другому поводу!.. Или вот еще: Герхард Бергер поднимается на подиум Гран При Италии за победным кубком. А вы знаете, такое ведь уже было в прошлом. 20 лет назад Бергер победил в Монце за рулем «Феррари», и это была первая победа «Скудерии» после смерти Энцо… И вот теперь Герхард – хозяин команды-победительницы. Себастьян Феттель и «Скудерия Торо Россо»!!! Самый молодой победитель в истории гонок Гран При! И команда, если вы помните, бывшая «Минарди»! Да, это сенсация! Но я сказал бы так – эти парни сегодня показали всему миру, как могут сбываться мечты!
Как там говорится, «Monza la magica, Monza la tragica»! Да, это магия Монцы! Сколько всего видела эта трасса в прошлом, и сколько здесь еще может произойти! Великая, легендарная Монца, «Аутодромо Национале»! Но обо всем по порядку, и начнем, пожалуй, с нее, с Монцы.
Две легендарные трассы подряд, Спа и Монца. Неделю назад я уже рассказывал об особенностях трассы Спа-Франкошам, о том, что этот гоночный монумент – последняя «натуральная» трасса в календаре Формулы-1, трасса, естественным путем вписанная в местный роскошный рельеф местности. Монца – другая легенда мира Гран При, и она серьезно отличается от Спа, хотя именно эти две трассы держат пальму первенства по скорости. Но именно «Аутодромом Национале» - №1 в списке самых быстрых трасс Ф-1.
«Храм скорости», «Храм «Скудерии Феррари». Насчет «Скудерии Феррари» все понятно. Одна из старейших трасс, которая принимала все Гран При Италии Ф-1 с 1950-го года за одним-единственным исключением (1980-й, когда гонку перенесли в Имолу), и старейшая из ныне существующих команда Гран При, самая легендарная, самая знаменитая, вокруг которой ореол магии имени. Две магии – Монца и «Феррари», - раз в год сходятся в одну. Ежегодное паломничество десятков тысяч тиффози, облаченных в красные цвета, и это гигантское полотнище на главной трибуне, которое называют сердцем «Феррари». Да, это магия, это фантастика!
Что касается «Храма скорости»… А как еще назвать самую быструю трассу в сезоне?! Трассу, где четыре раза на протяжении круга скорости превышают 340 км/ч! Трассу, где 70% времени прохождения круга двигатель работает на максимальных оборотах, при утопленной в пол педали акселератора! Да, Монца – это настоящий «Храм скорости»!
Далее. Построенная в 1922 году, Монца была лишь третьим в истории специально построенным стационарным автодромом. При этом первые два – английский Бруклэндс и «Индианаполис Мотор Спидвей», - были овалами. Да, позже в Монце тоже построили бетонный овал, - теперь он сохраняется как памятник истории, памятник той далекой эпохи. Но получается, что именно «Аутодромо Национале» в Монце был первым в мире дорожным стационарным автодромом! Да, в Монце можно увидеть, как в те годы представляли стационарные автодромы, какими они должны были быть. Сверхдлинные прямые, проложенные сквозь аллеи старого королевского парка и скоростные виражи, их соединявшие. Настоящее царство запредельных скоростей! Позже, в угоду требований безопасности, Монцу изменили, реконструировали. Были добавлены три шиканы, и теперь в Монце требуется не только атаковать скоростные повороты, но и жестко тормозить, и атаковать высокие поребрики. Появились дополнительные возможности для обгонов, машины пришлось настраивать немного по-другому, но главная суть гонок в Монце не изменилась. Это – быстрейшая трасса в мире, и этим все сказано! И настройки здесь для болидов особые – с минимальным уровнем прижимной силы, с минимальным количеством всяких аэродинамических приспособлений, с тонкими, изящно очерченными антикрыльями. Этими машинами залюбуешься!
Воспев оду Монце, перейдем к событиям Гран При. Вообще-то говоря, можно сказать, что итальянский Гран При начался еще две недели назад, перед Гран При Бельгии. Тогда, за неделю перед гонкой в Спа, в Монце прошли традиционные трехдневные тесты. Монца – трасса особая, и готовиться к ней нужно по-особенному, ни на одной другой трассе это сделать невозможно. Конечно, некоторые из идей, отработанных на тех тестах в Монце, были использованы и в Спа, все-таки это тоже очень скоростная трасса. Но никто не скрывал – на тестах все готовились в первую очередь именно к Монце.
Однако условия тестов, и условия реального Гран При отличались, - и отличались довольно сильно. Если в конце августа здесь еще было настоящее жаркое лето, то перед самим Гран При Италии погода испортилась, нежданно нагрянула осень, температура резко упала вниз. И самое главное – в окрестности Милана принесло тучи. Очень много туч. Настоящий циклон. В результате мы оказались в довольно редких для Гран При Италии условиях – условиях дождевого Гран При. Дождевых гонок в истории итальянского Гран При действительно было очень мало, и поэтому Гран При образца-2008 стоит особняком уже по этой причине.
|
Небеса разверзлись уже в пятницу. Причем это был самый настоящий ливень. Во время первой тренировки дождь разыгрался не на шутку, настолько, что боксы команд стало заливать, после того, как система отвода воды перестала справляться с поступающими потоками. Затем дождь перестал, и в конце второй практики пилотам даже удалось опробовать резину для сухой трассы. Хотя этого времени, разумеется, было недостаточно, чтобы отработать настройки для сухой погоды. Впрочем, переживать не было причин, - как выяснилось позже, сухой гонки у нас и не предвиделось.
В субботу дождик планомерно поливал уже с самого утра. Субботняя тренировка прошла «по-мокрому», и, самое главное, - к началу квалификации трасса была залита потоками воды. Итак, нас ждала первая в сезоне дождевая квалификация.
Квалификация по дождю – это условия и для разных неожиданностей, и вообще для особенно интересной, непредсказуемой борьбы. Борьба на протяжении всей квалификации интриговала, и было непонятно, как события развернуться в следующую минуту. Ведь дождь то ослабевал, то принимался с новой силой, и это во многом, если не во всем, обусловило расклад по итогам квалификации.
Так, уже по итогам второй сессии борьбу завершили три пилота из числа претендентов на титул – Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен и Роберт Кубица. Причиной неудач стали погодные условия – дождь, который ослаб в начале сессии, но усилился ближе к ее концу. Кими Райкконен в начале сессии совершил ошибку, соскользнув с асфальта в шикане Ascari, - самом залитом водой месте трассы. Потом Кими атаковал, но при усилившемся дожде улучшить время настолько, чтобы его хватило для попадания в Top-10, финну не удалось. Та же история с Робертом Кубицей – поляк тоже вылетел в Ascari, почти в тот же момент, что и Кими, и его атаки в конце сессии хватило лишь на 11-й результат, в то время как Райкконен был и вовсе 14-м. Еще хуже был результат Льюиса Хэмилтона. Британец завершил сессию с 15-м временем. В начале пятнадцатиминутки, когда дождь стал утихать, Льюис рискнул – ему поставили промежуточный комплект резины вместо варианта для сильного дождя, но как только Хэмилтон выехал на трассу, он убедился, что условия были слишком «мокрыми». Льюис вернулся в боксы, поставил комплект «сильно-дождевой» резины, но было уже поздно – условия на трассе ухудшились настолько, что ни о каком серьезном улучшении времени речи уже не шло.
Зато настоящим героем первых двух сессий стал Джанкарло Физикелла. Пилот «Форс Индии» пробился во вторую квалификационную сессию – первый раз в сезоне для своей команды, но и там итальянский ветеран не перестал удивлять. Физико показал 12-й результат, опередив Райкконена и Хэмилтона, и ему совсем чуть-чуть не хватило для попадания в Top-10.
В Top-10 борьба разворачивалась не менее захватывающе! По два представителя «Скудерии Торо Россо» и «Тойоты» и лишь по одному от «Феррари», «МакЛарена» и «БМВ-Заубера»! Уже этот расклад интриговал до невозможности! Но это было только начало.
На протяжении всей сессии Себастьян Феттель выглядел очень уверенно, и было ясно, что юный немец займет одно из первых мест. Но чтобы настолько! Когда в конце сессии дождь усиливался, и практически никто не мог улучшить свое время, а Феттель все красовался на P1, стало ясно, что пришло время сенсации. Самый молодой обладатель поул-позишн в истории Формулы-1. Первый поул для команды «Торо Россо», которая является преемницей «Минарди», и для которой Монца – это домашний Гран При. Но кроме того, это и первый поул для концерна «Ред Булл» в роли владельца команды. И что удивительно, его добилась «младшая» команда, итальянский филиал! Но на болидах «Торо Россо» стоят двигатели «Феррари»! А «Феррари» и Монца – это та еще смесь!
Поул Феттеля – это не только гений немецкого гонщика. «Скудерия Торо Россо» вообще выглядела блестяще, и незадолго до конца сессии Себастьян Бурдэ уверенно держал третье место. Но его опередил Марк Уэббер – пилот «старшего» «Ред Булла», единственный, кому удалось улучшить время под занавес квалификации. Марк стал в итоге третьим, а Бурдэ – четвертым. Фантастический успех для проекта «Ред Булл» в Ф-1!
В борьбу трех «редбулловских» представителей вмешался только один пилот – Хейкки Ковалайнен оказался единственным представителем топ-команд на первых двух рядах стартового поля. Хейкки показал второе время, и всех его усилий не хватило, чтобы сдвинуть дерзкого Феттеля с первой строчки.
Отметим также блестящее выступление Нико Росберга, показавшего пятый результат – представитель Германии давно уже не был настолько доволен своим «Уильямсом». Фелипе Масса был шестым – лучше всех главных конкурентов, да и только. Но уже это само по себе неплохо. Фелипе опередил Ярно Трулли, Фернандо Алонсо и Тимо Глока, который в первой сессии на равных боролся с пилотами «МакЛарена» за лучший результат. Ник Хайдфельд замкнул протокол итоговой квалификационной сессии, и был недоволен.
На старте гонки моросил дождик, трасса была совершенно залита водой, и было принято решение о старте за сейфти-каром. «Мерседес» под управлением Бернда Майландера два круга водил за собой пелетон, но уже до момента непосредственного старта с ходу произошла первая драма в этом Гран При. Себастьян Бурдэ так и не сумел сдвинуться с места, когда пелетон вслед за машиной безопасности отправился на первый круг. Болид «Торо Россо» вручную откатили в боксы, и завели на пит-лейн, но в бой Бурдэ отправился уже отставая от всех на круг. При этом на протяжении гонки темп француза был весьма неплохим, и ему приходилось горько сожалеть о своем невезении на старте. Но в гонке и без Себастьяна хватало событий и драмы.
Стоило сейфти-кару уйти на пит-лейн, как началась борьба. Соперники были близко к Феттелю на выходе из «Параболики», но на входе в первую шикану конкуренции ему никто составить не смог. Себастьян, поднимая шлейфы брызг, шел по трассе первым, Ковалайнен и Уэббер держались чуть позади, чуть справа или слева, и им еще было что-то видно, но весь остальной пелетон не видел ровным счетом ничего в шлейфе брызг от первых двух машин, и ото всех остальных, находящихся впереди каждого гонщика.
Воспользовавшись ситуацией, Феттель отрывается от пелетона с первых же кругов. Он на каждом круге отыгрывает по секунде у Ковалайнена, но как только разрыв между первыми двумя гонщиками стал где-то в районе шести-десяти секунд, тут и Ковалайнен смог идти уже по чистой трассе, с нормальной (относительно) видимостью. Дальше же в пелетоне дела обстояли сложнее, и это было причиной того, что на первых кругах Гран При Италии мы не видели много борьбы за позиции. Но гонка шла, дождь ослаб, а затем и прекратился, траектория постепенно подсыхала, брызг становилось меньше. Пелетон постепенно растягивался по трассе. Появились возможности для непосредственной борьбы.
|
Активно боролись пилоты «Феррари». Фелипе Масса принялся прессинговать Нико Росберга, занимавшего четвертую позицию и жаловавшегося боксам о нестабильном поведении машины. Интересная борьба – Фелипе имел преимущество в скорости, но Нико грамотно оборонялся. Здесь не обошлось без срезанной шиканы, после которой Массе пришлось возвращать сопернику отыгранную позицию, но в конце концов бразилец взял свое. Кими Райкконен тем временем атаковал Джанкарло Физикеллу, но итальянец оборонялся очень достойно. Дело дошло до того, что уже Райкконена вплотную настиг Льюис Хэмилтон, и дуэль двоих превратилась в сражение троих. Но вскоре Кими все же удалось взломать оборону пилота «Форс Индии». Практически сразу же, причем без особого труда, Физикеллу обошел и Хэмилтон. По мере подсыхания трассы болид Льюиса вел себя все лучше и лучше, британец атаковал все увереннее и увереннее. Обогнав Физико, Льюис бросился в погоню за Райкконеном, быстро его догнал. Воспользовавшись помаркой Кими при прохождении шиканы Roggia, Льюис на выходе разогнался быстрее, и прошел Райкконена в первом «Лесмо» по внутренней траектории. Чистейший, красивейший, очень уверенный обгон. Льюис доказывает скептикам свое умение обгонять Райкконена и без помощи срезанных шикан. Тем временем над трассой появляются желтые флаги – Физикелла боролся с Дэвидом Култхардом, и на входе в первую шикану подтолкнул «Ред Булл» шотландца, повредив себе переднее антикрыло. Перед «Параболикой» крыло разрушилось окончательно, разбросав по трассе карбоновые обломки, и неуправляемая «Форс Индия» Джанкарло вылетела с трассы прямиком в отбойник. К счастью, сейчас в этом месте широкая полоса безопасности и многослойный современный отбойник, так что пилот не пострадал.
Себастьян Феттель открывает первую волну дозаправок, отчасти подтвердив версию о том, что поул был завоеван на машине с не самыми полными баками. Соперники Себастьяна появляются на пит-лейне несколькими кругами позже, но в дебюте гонки Феттель создал себе хороший отрыв, поэтому на трассу возвратился, потеряв в позициях немного. Хейкки Ковалайнен ненадолго, вплоть до своего пит-стопа, возглавил гонку.
А тем временем главное внимание приковано к напарнику Ковалайнена – Хэмилтону, который идет по трассе быстрее всех. Льюис догоняет и обгоняет одного соперника за другим. Райкконен в этом списке был далеко не последним. Льюис догнал Тимо Глока – пилота, одного из немногих, кто на первых кругах гонки реально обгонял, он пару раз после старта обменялся местами с Фернандо Алонсо. Тимо был преодолен весьма жестко, в момент атаки Хэмилтон не оставил сопернику места, и Глоку пришлось двумя колесами съехать на траву. К счастью, он удержал машину. Льюис уверенно обгоняет Хайдфельда, Кубицу. Льюис догоняет своего старого «друга» Алонсо и ведет с ним жесткую борьбу на стартовой прямой. Итог тот же – Льюис выходит вперед. Затем борьба с Ярно Трулли. Здесь дело не обошлось без срезанной первой шиканы, Льюис возвращает позицию, но спустя некоторое время пала и защита итальянца – известного мастера оборонительной борьбы. Уверенно Хэмилтон разбирается и с Росбергом, а Масса спасается от угрозы Льюиса, отправляясь в боксы. Таким же образом спаслись Ковалайнен с Уэббером, которые вовремя успели посетить боксы. В конце концов Льюис Хэмилтон выходит на второе место, и постепенно приближается к Феттелю. Это был, пожалуй, самый захватывающий момент гонки – потрясающий прорыв с 15-го на второе место и намерение побороться за победу. Увы, на этом прорыв закончился – Хэмилтон в свою очередь направился в боксы.
Постепенно расклад сил в этой гонке вырисовывался все сильнее. Становилось ясно, что Феттель – не «халиф на час». Прошла середина дистанции, приближались вторые пит-стопы, а Себастьян все также уверенно лидировал. Вернувшись на первую позицию после пит-стопов Ковалайнена и Уэббера, Себастьян Феттель продолжал держать солидный отрыв, и Хейкки Ковалайнен не мог к нему толком приблизиться, при нормальной видимости, на подсыхающей трассе. Это было просто фантастическое выступление Феттеля!
Трасса подсыхает все больше, прогноз о приближающемся новом дождевом фронте не сбывается, и на вторых пит-стопах пилоты обувают уже промежуточный тип резины вместо спецификации heavy-rain.
Себастьян Феттель продолжает уверенно лидировать. Ковалайнен идет вторым, а на третье место выбирается Роберт Кубица – самая удачная гонка из топ-пилотов, стартовавших из второго десятка. Льюис Хэмилтон, демонстрировавший уверенность в первой половине гонки, во второй выглядит уже не так сильно. Но самая интересная борьба происходит именно там, где Льюис.
После своего второго пит-стопа Льюис догоняет Фелипе Массу, и принимается за атаки на главного конкурента в борьбе за титул. К слову, Фелипе не удалось в полной мере реализовать свое гигантское стартовое преимущество над соперниками, в первую очередь над Хэмилтоном. Так, ближе к финишу гонки Льюис догнал Фелипе, несмотря на «-9» позиций на старте. Итак, сначала Льюис атакует Фелипе, но Масса успешно защищается. Затем Массе удается взвинтить темп, оторваться от Хэмилтона, а того, в свою очередь догоняет Марк Уэббер. Начинается борьба за седьмое место между Хэмилтоном и Уэббером, но Льюису удается отбиться и вновь взвинтить темп, бросившись за Массой. По мере изменения условий на трассе, меняются и скорости в пелетоне, в зависимости от конкретных настроек и способности приспосабливаться к сложным условиям. Эта тройка: Масса – Хэмилтон – Уэббер, радует своей борьбой до финиша, а сзади их догоняет еще один неудачник квалификации, самый быстрый пилот на трассе в финале гонки, Кими Райкконен. Финну не удался столь успешный прорыв, как Хэмилтону или Кубице, но ближе к финишу он взвинтил темп, обогнал ряд соперников, обновлял лучшее время круг за кругом, и стремительно приближался к Уэбберу. Но времени до финиша оставалось все меньше…
Себастьян Феттель напротив перед финишем сбрасывает темп, и спокойненько, щадя машину, добирается до финиша. Хейкки Ковалайнен быстрее на 2 секунды, но он слишком далеко. Феттель бережет свою «Торо Россо». Два круга до финиша, один… Себастьян выходит из «Параболики», разгоняется и… сбрасывает скорость перед финишной чертой. Взмах рук, отмашка клетчатым флагом, - сенсация становится явью! Себастьян Феттель – победитель Гран При!
Это фантастика! Себастьян триумфально молотит воздух обеими руками, медленно едет свой круг почета. Великий триумф маленькой команды из Фаэнцы. Счастливые лица персонала «Торо Россо». Счастливый Герхард Бергер. Довольный, но сдержанный Дитер Матешитц. Счастливый, улыбающийся Себастьян Феттель. При звуках итальянского гимна он попытался подирижировать – явная ссылка на времена Михаэля! И когда ты видишь их – Себастьяна, Герхарда, всю ликующую «Торо Россо», - ты понимаешь, что в этих гонках, в этой «Формуле» возможно все! Надо лишь очень много работать, - и не упустить свой шанс, свое мгновение удачи.
Какой подиум – Хейкки Ковалайнен на втором месте, Роберт Кубица на третьем. Эти парни сдержанны. Еще бы – Ковалайнен наверняка не ожидал от Феттеля столь серьезной угрозы, такой прыти, и рассчитывал на победу в Гран При, воспользовавшись тем, что сильнейшие оказались позади. А Кубица… Роберт вновь был третьим. Как два года назад, когда Роберт впервые приехал на подиум, и также слушал немецкий и итальянский гимны, в честь последней победы в Монце Михаэля. Аналогии так и напрашиваются…
Фернандо Алонсо на четвертом месте – так же, как и в Спа. Еще одна гонка в сложных погодных условиях, и еще один успешный результат. Жаль лишь, что пока Нандо так и не добрался до подиума в этом году. Ник Хайдфельд пятый – и это еще один результативный финиш. Однако в гонке Кубица все же превзошел немца.
Фелипе Масса шестой и Льюис Хэмилтон седьмой. Фелипе удержал таки Льюиса позади себя, Льюису так и не удалось совершить удачную атаку, которая могла бы стать главным украшением гонки. А это значит, что Масса еще на 1 очко приближается к Хэмилтону, и разрыв между ними сокращается всего до одного очка. Зато в Кубке конструкторов «МакЛарен» приближается к «Феррари» благодаря второму месту Ковалайнена.
Марк Уэббер набирает еще одно очко, финишируя восьмым. А Кими Райкконен девятый – первый из тех, кто очков не набирает. Третья гонка подряд без очков для финна…
Перед выездной финальной частью сезона ситуация обостряется до предела. Впрочем, перед заключительными гонками должен был пройти еще один раунд борьбы – вне трасс, в зале суда: 22 сентября, апелляционный суд в Париже для рассмотрения апелляции «МакЛарена» по поводу штрафа, наложенного на Льюиса Хэмилтона в Бельгии.
Впереди же – захватывающий финал сезона. Через две недели – Гран При Сингапура. Еще один дебют этого года. Старый королевский парк сменится на современный, бурно развивающийся мегаполис, легендарная, самая быстрая трасса – на закованный в отбойники городской трек. Первая в истории Формулы-1 ночная гонка.
А пока – порадуемся за Себастьяна Феттеля и «Скудерию Торо Россо»! Парней, сделавших мечты явью.
14.09.08
Тэги: бмв заубер, герхард бергер, италия, макларен, монца, роберт кубица, себастьян феттель, торо россо, ф1, хейкки ковалайнен