Одиннадцатый этап чемпионата мира Ф-1 прошел в первые выходные августа в Венгрии.
Я тут недавно писал уже о том, что середина сезона – летняя часть чемпионата, - это время традиционных, классических Гран При. Гран При Венгрии, который традиционно проходит в конце июля – начале августа никто, конечно, в классические Гран При не записывает. Тем не менее, за двадцать с лишним лет проведения Большого приза Венгрии, причем без единого перерыва, гонка в пригороде Будапешта стала очень, очень привычной. Настолько, что представить без нее сезон Ф-1 уже очень сложно.
А ведь трасса «Хунгароринг», на которой проводится венгерский Гран При, еще и совершенно уникальное явление в календаре сезона. «Монте-Карло без рельс», - это приклеившееся клише дали ведь не зря. «Хунгароринг» - обычный стационарный автодром, но по средней скорости на круге медленнее его только замысловатая городская трасса в Монако. Это факт давно известный. Но если взглянуть на конфигурацию автодрома, удивляешься еще больше! Здесь ведь не только медленные повороты, шпильки и шиканы! Здесь есть несколько довольно скоростных, ходовых поворотов. И, тем не менее, это самый медленный стационарный трек Ф-1, конкурировать с которым в данной номинации не может больше никто. Ответ в том, что все эти повороты следуют буквально друг за другом, перетекая из одного в другой, прямых участков почти нет, а если и есть, то не слишком протяженные. В результате мы получаем медленную, сложнейшую трассу, на которой еще и практически невозможно обгонять. Натуральный картодром, увеличенный в размерах.
Что любопытно, крайне техничный «Хунгароринг» интересен для пилотов. Это настоящий вызов – здесь негде передохнуть, повороты следуют один за другим, приходится постоянно крутить руль, переключаться, тормозить и разгоняться, полотно трассы очень узкое, вне траектории очень пыльное, поэтому надо постоянно следовать наезженной гоночной траектории, не теряя концентрации ни на малейшую долю секунды, плюс еще и жара, которая в это время года в Будапеште традиционна, что еще больше повышает требования к физической подготовке гонщиков. Венгерская гонка интересна и с точки зрения тактики, так как здесь есть возможность ее варьирования, в зависимости от погоды и действий соперников. Но Гран При Венгрии практически неинтересен для зрителей – здесь почти невозможны обгоны, пелетон растягивается по трассе, гонщики следуют друг за другом без признаков какой-то реальной борьбы. В первую очередь это касается телезрителей – болельщики на трибунах могут просто наслаждаться прекрасной погодой и атмосферой Гран При. Такой весьма противоречивый «Хунгароринг»…
К событиям на трассе. Гоночный уик-энд в Будапеште начинался практически так же, как и две недели назад на Хоккенхаймринге. «Феррари» вновь была полна оптимизма после прошедших тестов, состоявшихся на этот раз в Хересе, но уже в условиях Гран При оказалось, что «МакЛарен» чуточку быстрее. «Серебряные» вновь имели некоторое преимущество, небольшое, но которое позволяет выигрывать. Кими Райкконен же опять в пятницу жаловался на плохой баланс своей F2008, на нервное поведение задка. Все это мы уже видели в Хоккенхайме. Неужели нас ждало повторение сюжета двухнедельной давности?
Квалификационные заезды стали ареной битвы двух гонщиков «МакЛарена» и «Феррари», Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы. Британец был быстрее в первой сессии, бразилец ответил во второй, показав лучшее время уик-энда, но в третьей, решающей вновь настал черед Хэмилтона. В результате Льюис завоевывает поул-позишн, второй подряд после Германии. Фелипе был даже не вторым – его опередил Хейкки Ковалайнен, выстреливший в третьей сессии. Хейкки показал второе время, принеся, таким образом, первый ряд «МакЛарену». Полный триумф «серебряных»? Да, но здесь есть нюанс, о котором немного позже.
Масса был в итоге третьим, а Кими Райкконен показал лишь шестой результат, вновь не найдя полного взаимопонимания с машиной. Что касается третьей из топ-команд – «БМВ-Заубер» все же уступал и «МакЛарену», и, совсем немного, «Феррари». Роберт Кубица, который по-прежнему надеется всерьез вмешаться в борьбу за титул, выступил на этот раз очень неплохо, показав четвертое время. Его же напарник, Ник Хайдфельд заставил вновь говорить о своих проблемах, не пройдя даже во вторую сессию. Впрочем, Нику просто не повезло, на своем решающем быстром круге он уперся аж в четырех (!) пилотов, одного из которых, Себастьяна Бурдэ, судьи в итоге оштрафовали. Но Нику от этого было нелегче – он себе испортил весь Гран При.
Главным сюрпризом квалификации стал Тимо Глок. Немец, переживший жесткую аварию в Хоккенхайме, перед началом уик-энда прошел очередное медобследование, по итогам которого был допущен на трассу. И Тимо сразу поехал быстро! Во второй квалификационной сессии, на машине с пустыми баками он и вовсе умудрился показать феноменальное второе время! В Top-10 он был все же несколько медленнее, но и пятый результат великолепен. «Тойота» вообще предстала на «Хунгароринге» в хорошей форме. Ярно Трулли привычно пробился в Top-10, где в итоге показал девятый результат. Но результат Глока тянул практически на сенсацию!
В хорошей форме была и «Рено». Оба ее пилота пробились в итоговую, третью сессию, где Фернандо Алонсо показал седьмое время, а Нельсиньо Пике был десятым. Компанию вышеперечисленным в третьей сессии привычно составил Марк Уэббер.
Учитывая, что на «Хунгароринге» практически нет возможности для обгонов, результаты квалификации приобретают здесь решающее значение, как и в Монако. Но! Здесь крайне важно оказаться на нечетной стартовой позиции, которые располагаются на накатанной гоночной траектории. Четный стартовый ряд находится вне траектории, на пыльной стороне трассы, и стартовать здесь все равно, что по льду. Таким образом, быть третьим оказывается выгоднее, чем вторым, пятым – чем четвертым, седьмым – чем шестым, и так далее. И преимущество «МакЛарена» на старте не выглядело таким уж впечатляющим, как это могло бы быть на любом другом автодроме. Задача Хейкки Ковалайнена по отсечению от лидера команды Льюиса Хэмилтона Фелипе Массы и всех остальных выглядела весьма и весьма тяжелой…
Еще один интересный момент связан с особенностями расхода шин болидами «Феррари» и «МакЛарена». Оказывается, что McLaren MP4/23 расходует резину достаточно агрессивно, в то время как Ferrari F2008 относится к «Бриджстоуну» более, как бы это выразиться, «деликатно». В Германии, куда японские шинники привезли два самых жестких типа резины, учитывая абразивность асфальта Хоккенхайма, было прохладнее, чем ожидалось, и на «Феррари» шины толком не прогревались, болиды скользили, в то время как на «МакЛарене» все работало просто идеально. В Венгрию «Бриджстоун» привез напротив два самых мягких типа резины, несмотря на жару и то, что повороты «Хунгароринга» относятся к шинам довольно агрессивно. Однако это пыльная трасса, и здесь нужно хорошее сцепление с дорогой, которое обеспечивают как раз более мягкие шины. Так вот, учитывая ту жару, которая стояла здесь весь уик-энд, преимущество должна была получить «Феррари». Но и в пятницу, и в субботу «МакЛарены» были все равно быстрее, хотя по мере того, как на трассе накатывалась гоночная траектория, «красные» постепенно прибавляли.
Жара в Будапеште привела к тому, что шины SuperSoft изнашивались слишком быстро, гранулировались, а наилучшим образом работала резина Soft. Исходя из этого, следовало предположить, что наилучшей тактикой на «Хунгароринге» были бы два пит-стопа, с более длинными первым и вторым отрезком дистанции, на которых бы использовался Soft, в то время как SuperSoft ставился бы на короткий финальный отрезок, с небольшим количеством топлива в баках. В принципе, этой схеме следовали все пилоты лидирующей группы Гран При Венгрии. Но закончим с теорией и перейдем к практике – настало время рассказа о гонке.
После квалификации лидер чемпионата мира и обладатель поула Льюис Хэмилтон рассуждал о том, как хорошо было бы, если «МакЛарен» завоюет в воскресенье дубль. На старте, однако, от былого преимущества «серебряных» не осталось и следа.
Невооруженным взглядом было видно, насколько разным получился старт у пилотов «МакЛарена», располагавшихся в первом ряду. Хэмилтон стартовал быстро и четко, Ковалайнен, казалось бы, тоже сдвинулся вовремя, но на первых метрах дистанции он безнадежно пробуксовывал, скользил – это действительно, как старт на льду. Уже на этих метрах Хейкки оказался безнадежно позади, в то время как Фелипе Масса стартовал великолепно. Он двинулся одновременно с Хэмилтоном, пристроился вплотную к задней части «МакЛарена», - в это время Ковалайнен был уже далеко позади, - и перед самым первым поворотом, медленной шпилькой, устремился налево, наружу. Фелипе тормозил очень поздно, блокируя резину, рискованно с внешней стороны устремился внутрь поворота. Это было проделано на грани возможного, но Льюис оказался позади. Масса входил в первый поворот очень рискованно, практически пересекая траекторию Хэмилтона, который был позади, но совсем рядом. Льюису пришлось потесниться, чтобы избежать контакта. Но уже на выходе Льюис контратаковал, когда Фелипе выходил слишком широко. Борьба на грани контакта, но Масса все-таки впереди!
|
Великолепный обгон Фелипе в первом после старта повороте – настоящее украшение этой гонки! Старт вообще получился довольно напряженным, на грани контактов и вылетов. Кто-то даже попылил немного по обочинам. Нечетный ряд как всегда стартовал лучше четного, пилоты, буксовавшие на старте, пытались как-то отыграться, - в общем, это «Хунгароринг». К примеру, если первая «Феррари» на старте выиграла две позиции и вышла в лидеры гонки, вторая «Феррари», под управлением Кими Райкконена, напротив проиграла. Кими стартовал шестым, - и уступил Фернандо Алонсо.
Масса в начале гонки действительно выглядит лучше. Он выиграл старт, но пилоты «МакЛарена» его не догоняют – напротив, с каждым кругом Фелипе понемногу отрывается от Льюиса, своего главного преследователя. Хейкки же по отношению к Фелипе теряет гораздо больше, и все дальше отстает. Наконец-то по венгерской жаре «Феррари» заработала как следует! Впрочем, похоже, это касается только Массы. Темп Кими Райкконена не настолько высок, он застрял на седьмом месте позади Алонсо, но что-то не видно, чтобы «Феррари» была намного быстрее «Рено». Нет, идет вполне равная борьба двух чемпионов мира, двукратного и действующего, и на некоторых кругах Фернандо быстрее.
Первый отрезок гонки – это Масса уверенно отрывается от «МакЛаренов», борьба Алонсо и Райкконена и гораздо более бурная борьба в глубине пелетона. Далее об этой гонке логично рассказывать, как о хронологии пит-стопов.
Первую волну дозаправок открывает лидер гонки Масса – значит в баках «Феррари» все же было меньше топлива. Фелипе в боксах на 18 круге гонки из 70, его дозаправляют еще кругов на 30 и вновь ставят более жесткий комплект резины. Все логично. На этом же круге боксы посещают идущий четвертым Роберт Кубица и Марк Уэббер, откатившийся на старте назад.
Фелипе возвращается на трассу прямо перед парочкой Алонсо – Райкконен. Кругом спустя боксы посещают ставший лидером Льюис Хэмилтон и Тимо Глок, великолепный Тимо Глок, шедший пятым. Льюис возвращается на трассу сразу позади группы Масса – Алонсо – Райкконен.
На 20 круге в боксах очередной лидер гонки Хейкки Ковалайнен. Наконец, на 22 круге на пит-лейн синхронно устремляются дуэлянты Алонсо и Райкконен. Площадка «Феррари» находится сразу у въезда на пит-лейн, Фернандо еще приходится ехать до площадки «Рено», но пит-стопы проходят практически с одинаковым временем, и Алонсо успевает выехать перед Кими.
Особой оригинальности в тактиках здесь мы не видим. Все дозаправляются на длинный второй отрезок, все ставят резину Soft, оставляя SuperSoft на потом.
Гран При Венгрии превращается в арену позиционной борьбы, классической для «Хунгароринга». Кто-то едет быстрее, кто-то медленнее, какие-то различия в тактике пит-стопов – остановиться парой кругов раньше, парой кругов позже. На этом можно выиграть, можно проиграть. Обычная борьба в Будапеште.
Однако находится кое-что, способное поразвлечь зрителей, жаждущих зрелищ. На середине дистанции мы становимся свидетелями целого ряда пожаров в боксах, к счастью небольших, с которыми механики успешно справляются, а болиды возвращаются на трассу. Небольшие факелы вспыхнули во время дозаправок Себастьяна Бурдэ, Рубенса Баррикелло, Казуки Накаджимы. Давненько мы такого не видели!
Что касается борьбы впереди – Фелипе Масса вновь отрывается от Льюиса Хэмилтона. Шансы британца на победу все убывают, а Масса напротив выглядит очень уверенно, штампуя круги в блестящем темпе. Впрочем, на 41 круге гонки шансы Льюиса на победу растаяли окончательно. Рецидив старой проблемы Хэмилтона – взрыв покрышки. На этот раз – передняя левая. Льюису приходится полкруга ползти в боксы, несколько раз он съезжает на обочину… Шансы на победу и подиум утеряны, но Льюис продолжает бороться.
К счастью, машина была не повреждена, Льюис проводит второй пит-стоп, раньше, чем это было запланировано, и возвращается на трассу. Возвращается на трассу в конце десятки, но не опускает руки. Ему надо набрать одно очко, два очка, хоть сколько-то очков – Льюис хорошо помнит, что в конце сезона каждое завоеванное очко может быть на вес золота!
На том же 41 круге в боксах наконец останавливается Ник Хайдфельд. Пилот «БМВ», проваливший квалификацию, в гонке пошел на рискованную тактику одного пит-стопа. Длинный стартовый отрезок на заправленной под завязку машине, после чего дозаправка до самого финиша. Тактика, которая в этом году не оправдывает себя – слишком много кругов приходится пройти на тяжело заправленном болиде на резине SuperSoft, которая способна прийти в негодность всего за несколько кругов.
Снова хронология пит-стопов. 43 круг – в боксах лидер гонки Фелипе Масса. Бразилец снова останавливается раньше большей части своих преследователей. 47 круг – пит-стоп Тимо Глока. 48 круг – дозаправку совершает Хейкки Ковалайнен, лидер гонки на тот момент. Несмотря на то, что Фелипе останавливается раньше преследователей, он все равно сохраняет отрыв – на этот раз от Ковалайнена.
Вернемся к борьбе Алонсо и Райкконена. Весь длинный второй отрезок гонки продолжается все та же борьба. Кими идет по пятам Фернандо, на одном круге быстрее он, на другом испанец, попыток атаки нет. Наконец на 50 круге наступает, казалось, развязка в этой дуэли. Кими цепляет обочину на входе во второй, медленный поворот трассы, «Феррари» тут же разворачивает. Алонсо уходит вперед. Нет, не зря Кими весь уик-энд жаловался на баланс своей «Феррари»!
По завершении этого круга Фернандо устремляется в боксы. Кругом спустя в боксах останавливается и Райкконен. Казалось, Алонсо избавился от преследователя и может спокойно ехать до финиша. Но, о чудо! После пит-стопов впереди Райкконен! Получается, сработала классическая для большинства трасс схема – останавливаешься позже, - выигрываешь время или позицию. Но как быть в этом случае, ведь перед вторыми пит-стопами Райкконен отстал от Алонсо?! Где Фернандо потерял столько времени?!
Завершая рассказ о пит-стопах на Гран При Венгрии, - а им было уделено немало места, - следует упомянуть о второй дозаправке Нельсиньо Пике. Пике-младший проводил весьма неплохую гонку, шел в хорошем темпе. На 56 круге Нельсон останавливается во второй раз, на выезде из боксов его догоняет Ярно Трулли, идущий по прямой явно быстрее. Ярно по внешней траектории устремляется в первый поворот, казалось, пройдя Пике, но Нельсиньо проявляет твердость характера, навязывая борьбу на свежих шинах. Великолепная схватка бок о бок, но на выходе Трулли на слишком широкой траектории. Борьба на грани контакта, и Ярно выскакивает на обочину, теряя скорость. Пике-младший отстоял свою позицию в жесткой борьбе! На мой взгляд, самый красивый момент гонки наряду со стартовым обгоном Массы. Бразильцы вновь блещут на «Хунгароринге», как в старые добрые времена. И надо сказать, невооруженным взглядом видно, как Нельсон-младший прибавил в уверенности по сравнению с началом сезона.
Вы знаете, зачастую во время европейских гонок, идущих в послеобеденное время, начинает смаривать, начинаешь клевать носом… Думаю, такое нередко происходит с болельщиками во время венгерских Гран При! Но я не думаю, что кто-то мог заснуть в этот раз на последних кругах Гран При Венгрии!
Кими Райкконен, вырвавшись на оперативный простор, резко прибавил на более мягких шинах. Возможно, конкретно в его случае SuperSoft был лучшим вариантом. Кими резко прибавляет в темпе, ставит лучшее время круга и неудержимо приближается к идущему третьим Глоку. Заслуженный молодым гонщиком подиум находится под угрозой! Кими догоняет Тимо, эта борьба должна увенчать весь Гран При, но… Эту гонку увенчало другое.
Великолепный на «Хунгароринге» Фелипе Масса сделал все, чтобы выиграть эту гонку. Фелипе в этой гонке действительно был лучше других, и он заслужил эту победу. Но гонки – это еще и технический фактор. Мы позабыли о том, как часто в прошлом взрывались моторы у лидирующих гонщиков. Болиды стали очень надежными, и взрывы моторов у лидеров казалось ушли в прошлое… Но об этом нельзя забывать, это тоже часть гонок. Было удивительно, что на последних кругах Хейкки Ковалайнен, проигрывавший в темпе Массе на протяжении всей гонки, вдруг стал активно приближаться. Ладно, такое бывает, лидер бережет машину. Но неспроста оно было, неспроста… За 3 круга до финиша на стартовой прямой двигатель «Феррари» взрывается, окутывая всю прямую пеленой дыма. Это гонки…
Хейкки Ковалайнен оказался в нужное время в нужном месте. Это тоже надо уметь. У Льюиса лопнула покрышка, у Фелипе взорвался двигатель, - и вот Хейкки вступает в закрытый клуб победителей Гран При. Этот клуб открывает двери не каждому. Очередной финн за рулем «МакЛарена» выигрывает Гран При Ф-1. Вновь финский гимн над подиумом, а сразу за ним британский – «Боже храни Королеву!» Мика Хаккинен, Кими Райкконен, Хейкки Ковалайнен. Целая династия финских победителей в «МакЛарене».
Другой финн – Кими Райкконен, - тоже на подиуме, на третьей ступени. Лучший результат финских гонщиков в Ф-1. Но главный герой – Тимо Глок, пилот «Тойоты», финишировавший вторым. Это был его гоночный уик-энд, уик-энд пилота, вернувшегося на трассу после жесткой аварии в Хоккенхайме!
Фернандо Алонсо четвертый. Хороший результат для «Рено». Льюис Хэмилтон пятый, он так и не смог догнать бывшего напарника. Но его гонка, как и гонка Райкконена, - это пример минимизации потерь в неудачно складывающихся условиях. В которых Кими и Льюис оказались по разным причинам.
Шестым финиширует Нельсиньо Пике, миновавший свою полосу неудач. Аплодисменты юному бразильцу! Ярно Трулли седьмой и Роберт Кубица, все еще надеющийся продолжить сражение за титул, восьмой.
Летняя часть сезона – середина чемпионата, завершена. Завершена вместе с традиционными гонками середины лета. Насколько были закономерны ее результаты, каждый вправе рассудить сам. Но это было очень интересно. Ситуация в обоих чемпионатах также крайне интересная. Но впереди – летний трехнедельный перерыв, с запретом на любые тесты. Мы вернемся на трассы Гран При в конце августа, и нас ждет феерический финал сезона. Новые городские трассы в Валенсии и Сингапуре – настоящая «Терра Инкогнита»! Легендарные гонки в Спа и Монце. Азиатское турне в Фудзи и Шанхай. И «Интерлагос», венчающий сезон.
03.08.08
Тэги: будапешт, венгрия, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, нельсиньо пике, рено, тимо глок, тойота, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, хейкки ковалайнен, хунгароринг