После традиционных североамериканских гастролей в начале июня «Большой цирк» вернулся в Европу, причем вернулся надолго – гонки здесь будут проводиться вплоть до самой осени. Сезон Формулы-1 наконец подошел к своей середине, а это значит что нас ждет несколько Гран При на традиционных трассах. Время раскачки прошло, очки, набранные сейчас, сыграют потом большую роль в распределении результатов в конце сезона. Традиционные гонки, традиционные трассы… Одна из них – Маньи-Кур, где прошел восьмой этап чемпионата мира, Гран При Франции.
Я не зря несколько раз применил эпитет «традиционные», на этом летнем отрезке сезона гонки действительно проводятся на ряде трасс, которые являются типичными для современной Ф-1, в отличие от тех же Монако, Канады или Австралии. Трассы, преимущество на которых получают обладатели лучших машин. Маньи-Кур, или кольцо Невэра, располагающийся в центральной Франции, из их числа. На этой трассе интересной конфигурации есть повороты самых разных типов – и быстрые, и медленные. Изюминка автодрома – быстрые шиканы, «Нюрбургринг» и «Имола». Разумеется для успешного выступления здесь необходим болид, отличающийся превосходным балансом и управляемостью, совершенной аэродинамикой и точными настройками. Это не тот случай, когда великолепным, неординарным пилотажем можно компенсировать недостатки машины. В Маньи-Куре это возможно только в дождь, который здесь бывает крайне редко. Одна из главных особенностей трассы – очень ровное, неабразивное покрытие, что позволяет настраивать машины на низкий клиренс и использовать жесткие параметры подвески. Но необходим компромисс – в Маньи-Куре важна атака поребриков в скоростных шиканах, и особенно в последней шикане, выводящей на стартовую прямую, где бордюры довольно высоки.
На таких трассах сильнейшие получают наилучшую возможность уйти в отрыв или наоборот наверстать отставание, в случае нескольких неудач ранее. Как это было в случае, например, «Скудерии Феррари», которая явно не могла занести себе в актив уик-энды в Монте-Карло и Монреале. Особенно это касалось Кими Райкконена, с двумя подряд «нулями». Фелипе Масса – тот очки худо-бедно набирал, несмотря на возникавшие трудности. Маньи-Кур предоставлял великолепную возможность «Феррари» отыграться – на этой трассе «Скудерия» была традиционно сильна. И нынешний гоночный уик-энд только лишний раз подтвердил это.
Уверенная форма «Феррари» в пятничных и субботних тренировках подтвердилась на квалификации, где «красные» были практически вне конкуренции. Партнеры по «Скудерии» и разыграли между собой поул. Причем если в первой и второй частях квалификации быстрее был Масса, который вообще квалификационные заезды проводит на очень высоком уровне, то в решающей, третьей сессии Фелипе проиграл Кими. Райкконен установил время промежуточной поул-позиции, под клетчатым флагом ушел на заключительную попытку, но, узнав, что Масса ошибся на последнем круге, вернулся в боксы, не завершая круг. Промежуточная поул-позишн превратилась для Райкконена в окончательную, вторую в сезоне, 16-ю в карьере и 200-ю для «Скудерии Феррари» в истории. Очень вовремя для Кими, который в последнее время потерпел ряд неудач. Фелипе Масса в итоге стал вторым.
Наверно единственным, кто мог бросить какой-то вызов пилотам «Феррари» в борьбе за поул-позишн, был Льюис Хэмилтон. Точнее, он мог бы опередить «красных» по чистому времени, но в итоге стартовать ему бы пришлось позади, на 10 позиций ниже. Таковым был штраф, наложенный на Льюиса и Нико Росберга за «подвиги» на пит-лейне трассы имени Жиля Вильнева, когда они не заметили красного сигнала светофора, что привело к гоночному инциденту. Поэтому в любом случае о чистой борьбе в квалификации речи не шло, Хэмилтона ждала собственная, особая стратегия в завтрашней гонке. Но по чистой скорости Льюис был близок к «Феррари». Однако он дважды скользил в одном и том же месте, что привело к потере нескольких десятых на круге - в итоге Хэмилтон был третьим. Льюис сожалел о своей ошибке в пилотировании, но видимо дело было и в том, что «МакЛарен» уступал здесь, на французской земле «Феррари». В любом случае, стартовать Льюису предстояло лишь с 13-й позиции. Эта гонка обещала быть сложной для «МакЛарена». Казалось бы, в такой ситуации основные надежды должны были возлагаться на Хейкки Ковалайнена, но финн, показавший шестой результат, в свою очередь был наказан стюардами – уже по итогам квалификации. Хейкки на пару с Казуки Накаджимой помешал Марку Уэбберу на быстром круге, не вовремя посторонившись. В результате – минус 5 позиций на стартовом поле, и старт с 10 места.
«Рено» традиционно выглядела в Маньи-Куре довольно успешно – на домашнем Гран При команда старается выступить особенно хорошо. Фернандо Алонсо удалась очередная великолепная квалификация, по итогам которой он показал четвертое время, которое превратилось в третье место на старте с учетом штрафа Хэмилтона. Нельсиньо Пике показал 11 время – 9 место на старте. Прекрасного баланса шасси удалось добиться в Маньи-Куре «Тойоте». В результате Ярно Трулли показывает пятое время по итогам квалификации (4 место на старте), а Тимо Глок попадает в Top-10 квалификации, где показывает 10 результат (8 на стартовом поле). Вновь весьма успешны были пилоты «Ред Булл» - оба прошли в итоговую квалификационную сессию. Марк Уэббер – 8 время (6 место на старте), Дэвид Култхард – 9 время (7 на старте). Триумфаторы же Монреаля из «БМВ» на этот раз уступали соперникам. Лишь Роберт Кубица прошел в итоговую сессию квалификации, где показал 7 результат (5 на старте), жалуясь при этом на недостаток сцепления.
Квалификация прошла при отличной погоде - +28 по Цельсию, солнечно, трасса прогрелась более чем до 40 градусов. На следующей же день погода переменилась, над Маньи-Куром собрались тучи. Стало прохладнее, и если температура воздуха осталась практически прежней – более 25 градусов по Цельсию, то асфальт после утреннего дождя остыл до практически такой же температуры, что и у воздуха. Прогноз обещал дождь во время гонки, но небеса по ходу Гран При Ф-1 так и не разверзлись, в отличие от утреннего спринта GP2, который проходил при переменной погоде.
Дождевая гонка в Маньи-Куре могла бы быть крайне интересной – достаточно вспомнить непредсказуемый Гран При 1999 года. Посуху же гонка сложилась вполне предсказуемо. Тем не менее перепад температуры трассы мог сказаться – одна из особенностей Маньи-Кура заключается в том, что болиды очень капризно реагируют на изменение погодных условий, в том числе и изменение температуры дорожного полотна. И если в одних условиях машина выглядит великолепно, то стоит температуре подняться или опуститься – и поведение машины с теми же настройками резко меняется.
Однако, как показал ход гонки, болиды «Феррари» в прохладных условиях воскресного дня были также великолепны, как и при субботней жаре.
Старт обе «Феррари» приняли очень резво, сохранив свои квалификационные позиции. Райкконен по внешней траектории первым вошел в скоростной первый вираж, Масса был рядом. На первых же метрах дистанции преследователи отстали уже на несколько корпусов.
|
Пилоты «Скудерии» никому не дали усомниться в своем преимуществе, позади же кипела интересная борьба. Алонсо проиграл борьбу на первых метрах, Трулли вырвался вперед, на третью позицию, продемонстрировав очередной блестящий старт. Фернандо кидался из стороны в сторону, пытаясь заблокировать продвижение Ярно и Роберта Кубицы, но в результате пилоты «Тойоты» и «БМВ» просто взяли Алонсо в коробочку, где ему уже некуда было податься. Роберт вырвался на четвертое место. На торможении в «Аделаиде» Кубица жестко атаковал Трулли, демонстрируя серьезность своих намерений – лидеру чемпионата во что бы то ни стало надо набирать очки, и чем больше, тем лучше. Однако первый послестартовый порыв Кубицы быстро угомонили – на следующих сотнях метров дистанции соперники отыгрались, Трулли вернул себе третье место, а Алонсо удалось прорваться на четвертое.
Еще жарче было позади, в самой гуще пелетона. Здесь Льюис Хэмилтон со старта бросился в прорыв, но горячий характер этого парня – выходца с Карибских островов, и плотность борьбы в пелетоне не всегда хорошо сочетаются. Льюис прорвался было на несколько позиций вперед, но в плотной борьбе срезал скоростную шикану уже на первом круге, опередив таким образом один из болидов «Торо Россо». Спустя несколько кругов, когда Льюис вплотную подобрался к очковой зоне, опередил не оказавшего сопротивления Ковалайнена и принялся прессинговать более медленного, но крайне неуступчивого Нельсона Пике-младшего, эта послестартовая оплошность дала о себе знать. Стюарды наказали Хэмилтона проездом через пит-лейн за срез шиканы. Надо сказать, что стюарды в этом году относятся к Льюису без малейших послаблений, карая его за все что только можно. После проезда через пит-лейн вся тактика Льюиса Хэмилтона на эту гонку пошла насмарку. Льюиса – единственного из всего пелетона, - команда «МакЛарен» отправила на тактику трех пит-стопов, которая подразумевает атаку на каждом круге в чуть ли не в квалификационном темпе. И очередная потеря времени из-за очередного штрафа больно ударила по графику прохождения Льюисом дистанции. Покинув пит-лейн после штрафа, он откатился на все ту же 13 позицию, с которой принимал старт.
Следует отметить, что оштрафовав пилотов «МакЛарена» понижением на стартовой решетке, стюарды добились того, что гонка в Маньи-Куре, отличающаяся обычно малым количеством обгонов (только одно реальное место для обгонов – шпилька «Аделаида»), приобрела в зрелищности. Более быстрые «маклареновцы», прорываясь, постоянно атаковали кого-то из своих более медленных соперников, благодаря чему мы увидели немало интересных дуэлей.
Интересно также, что на эту гонку абсолютное большинство выбрало классическую тактику двух пит-стопов. Никто, кроме команды Хэмилтона не рискнул пойти на три остановки в боксах, несмотря на то, что эта тактика в Маньи-Куре может быть очень действенной. Пит-лейн здесь короткий и достаточно скоростной, прямой, без лишних изгибов на въезде и на выезде, что позволяет терять на нем меньше времени, по сравнению с другими трассами. Но тактика трех пит-стопов требует больше атаковать, и в исполнении Льюиса она не оказалась успешной. Однако в более зрелом исполнении три пит-стопа могли быть очень прогрессивной тактикой, чему мы в прошлом не раз были свидетелями.
Вернемся к лидерам. «Феррари» отрывались, и на первом отрезке дистанции Кими штамповал круги в великолепном темпе, создавая отрыв и от своего напарника, Фелипе Массы. Один лучший круг за другим. Кими первым отправился в боксы в этой паре, но, разумеется, это не помешало Райкконену вернуть себе лидерство в гонке после того, как его партнер совершил пит-стоп парой кругов позже. Лидерство Райкконена казалось непоколебимым, однако в гонках возможны разнообразные неожиданности, одна из которых постигла Кими. Но об этом чуть позже, а пока о следующей группе пилотов.
Ярно Трулли уверенно защищал третью позицию. Поначалу его активно прессинговал Алонсо, также надеявшийся на подиум на родной для его команды трассе, но Фернандо отправился в боксы значительно раньше Ярно. Роберт Кубица же немного поотстал от этой пары, и поэтому всерьез в борьбу за третье место не вмешивался. Алонсо, раньше своих соперников останавливавшийся в боксах, из борьбы за подиум каждый раз выбывал, отправляясь в хвост очковой зоны. Впрочем, на трассе Фернандо был весьма быстр, и на втором отрезке дистанции он вновь догонял группу пилотов, возглавляемую Ярно Трулли. Однако и во второй раз он останавливался раньше соперников, и вновь терял по отношению к ним в местоположении в пелетоне.
Теперь снова о лидерах. Второй отрезок дистанции – и неожиданная потеря темпа Райкконеном. Кими, до этого штамповавший круги в превосходном темпе, вдруг начинает терять по отношению к самому себе по три секунды на круге! Разумеется, его стремительно догоняет Масса. Кими не стал особо сопротивляться партнеру, выпустив Фелипе вперед. Масса практически мгновенно ушел в отрыв. Еще бы – любая возня между партнерами по команде в таких условиях неминуемо привела бы к потере темпа обоими, что было бы на руку только их соперникам, но никак не команде «Скудерия Феррари»! В эти минуты возникли опасения и за казавшийся уже завоеванным дубль «Феррари», однако Трулли был все же слишком далеко от Райкконена. Кими подвели технические неполадки, судя по всему, в выхлопной системе. В задней части болида даже отвалилась деталь, опасно болтавшаяся в районе заднего антикрыла. Все это конечно привело к нарушению аэродинамической эффективности.
|
Таким образом, победа в этом Гран При неожиданно свалилась в руки Массе. И Фелипе не подвел. Он безошибочно провел и ту часть гонки, когда находился позади более быстрого Райкконена, и ту, когда подхватил знамя лидерства.
«Феррари» в этом Гран При была вне конкуренции. Масса лидировал, Райкконен шел вторым, утратив свой первоначальный темп, но подняв его настолько, чтобы не оказаться под угрозой атак представителей других команд. В заключительной фазе гонки весь интерес свелся не к борьбе за победу в Гран При, а к следующей группе пилотов, которые боролись за третье место. И надо сказать, эта борьба стала украшением Гран При! Ярно Трулли по-прежнему шел третьим, его тактика сработала безупречно, но итальянца догонял более быстрый Хейкки Ковалайнен, наконец прорвавшийся из хвоста очковой зоны. Ковалайнен без проблем настиг Трулли, и приступил к постоянным атакам на оборонительные редуты пилота «Тойоты», но в обороне Ярно был безупречен. Круг за кругом продолжалась эта схватка пилотов «Тойоты» и «МакЛарена», оба теряли темп, постоянно пересекая траектории друг друга, и их неминуемо нагоняли преследователи. Ближе к финишу эту пару вплотную настиг Роберт Кубица, и борьба двоих должна была перерасти в сражение троих. Однако Роберт так всерьез и не вмешался в сражение за подиум, предпочитая выжидать чуть поодаль. Хейкки круг за кругом атаковал, прессинговал Ярно, и не только на торможении в «Аделаиде», но и в конце круга, в шикане «Лицей», и даже на других, скоростных участках трассы! Но опытнейший Трулли защищался безупречно. Более того, Ярно смог взвинтить темп, и несколько кругов он шел в более высоком темпе, чем Ковалайнен, отрываясь от него! Но вскоре Хейкки вновь приблизился, и вновь атаковал. Заключительная атака пришлась на предпоследний круг, Ковалайнен почти вышел вперед, но Ярно защищался на грани фола, и болиды слегка коснулись. В скоростной шикане Хейкки от малейшего контакта соскользнул на обочину. И хотя он благополучно вернулся на трассу, в дальнейшем уже не атаковал Трулли, смирившись с четвертым местом, бывшим уже в руках. И это была маленькая, но очень убедительная победа Ярно, поднявшегося на подиум впервые за два последних года!
Еще один интереснейший эпизод, о котором нельзя не упомянуть – борьба партнеров по «Рено». Алонсо шел седьмым, а Пике-младший – восьмым, проводя отличную гонку и первый раз реально претендуя на очки. И вот в момент, когда в трафике Фернандо внезапно ошибся, и потерял темп, Нельсиньо мгновенно воспользовался ситуацией и вышел вперед! Фернандо еще пытался вернуть себе позицию, но не особо настойчиво – это был праздник для его юного напарника.
Главный же итог гонки – убедительный дубль «Скудерии Феррари». Фелипе Масса завоевывает очередную победу в Гран При, Кими Райкконен, вновь столкнувшийся с проблемами внешнего характера, тем не менее, набирает неплохое количество очков. Таким образом, Фелипе Масса выходит в лидеры чемпионата мира, «Феррари» увеличивает преимущество в Кубке конструкторов.
Как я уже говорил выше, Ярно Трулли, финишировав на подиуме, стал, без сомнения, главным героем Гран При Франции. Было очень приятно за итальянского ветерана, который по-прежнему ведет борьбу на самом высоком уровне! В Монреале на подиум поднялся Култхард, в Маньи-Куре Трулли. Как говорится, «не стареют душой ветераны»! На четвертом месте Хейкки Ковалайнен, и это единственный успех в этой гонке для «МакЛарена», позиции которого пока в обоих зачетах выглядят неубедительно. Роберт Кубица набирает очередные очки за пятое место, что позволяет ему продолжать борьбу за чемпионат, а «БМВ» уверенно находиться на втором месте в Кубке конструкторов. Нельзя не отметить стабильность Марка Уэббера, который провел очередную уверенную гонку, финишировав шестым. И, наконец, впервые в сезоне обе «Рено» финишируют в очках! Причем Нельсиньо Пике впереди своего титулованного партнера Фернандо Алонсо! Это настоящий успех для младшего Пике! Он наконец показал свой потенциал, несмотря на то, что для новичка Renault R28 намного тяжелее в управлении, чем для опытнейшего Алонсо, о чем говорил и сам Фернандо.
Итак, сезон подошел к своей середине. Через две недели - Гран При Великобритании на легендарном Сильверстоуне, после которого чемпионат минует свой экватор. А значит, основная борьба впереди!
22.06.08
Тэги: кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, маньи-кур, рено, тойота, ф1, фелипе масса, феррари, франция, ярно трулли