Четвертый этап чемпионата мира Ф-1 состоялся в пригороде Барселоны на трассе «Каталунья». Гран При Испании – особый этап в календаре чемпионата мира. Во-первых, это первая гонка в европейской части сезона, после нескольких выездных этапов, традиционно открывающих чемпионат. А как говорят многие в паддоке Ф-1: «В Европе чемпионат только начинается». Под этой фразой подразумевается, что первые гонки – пристрелочные, к тому же они полны неожиданностей, а в Европе сезон входит уже в нормальную рабочую колею, команды имеют возможность готовиться в привычных условиях, техника большинства команд уже прошла первую проверку и была доработана в соответствии с итогами первых гонок. Вторая же особенность испанского Гран При – она же главная, - «Каталунья», как известно, любимый тестовый трек команд Ф-1, все здесь уже изучено-переизучено, все особенности трассы, все особенности поведения болидов, на многочисленных тестах. Поэтому практически все подходят к Барселоне в пиковой форме, и реальная форма команд видна, как нигде. Ну и конечно та особенность, благодаря которой «Каталунья» и стала самой популярной трассой для тестов (кроме, разумеется, прекрасной погоды большую часть года) – эта трасса как никакая другая подвергает шасси проверке, заставляя его продемонстрировать все свои лучшие и худшие стороны. В Барселоне имеется прекрасная конфигурация гоночного кольца, со всеми типами поворотов и связок, и эта конфигурация задает болиду лучшую проверку, лучший тест в мире. Именно поэтому на «Каталунье» все стараются проводить тесты, и именно поэтому соотношение сил на этой трассе лучшим образом отражает расклад сил в Ф-1. Если хотите, – «Каталунья» - это эталонный трек Формулы-1.
Но давайте ближе к событиям, происходившим на трассе «Каталунья». После Гран При Бахрейна в «Сахире» прошел достаточно долгий перерыв, целых три недели, сезон немного выбился из привычного ритма, и все уже соскучились по гонкам, хотя разумеется, это время никто в Ф-1 даром не терял – на прошлой неделе здесь, в Барселоне прошли полномасштабные тесты, на которых многие команды представили новые технические решения, главным образом в области аэродинамики. Главным событием этих тестов стал новый носовой обтекатель Ferrari F2008, с отверстием в самом носу, который должен был лучшим образом упорядочивать воздушные потоки – многие ожидали, что с этой «сенсационной» новинкой «Феррари» теперь уделает всех! Хотя лица в самой «Скудерии», например конструктор Николя Томбасис, утверждали, что это просто плановое развитие болида, которое конечно улучшит поведение машины на трассе, но не так, чтобы сразу сбросить целую секунду на круге. «Рено» предстала с новым кожухом двигателя, скопированной у «Ред Булла» идеей – выглядит это, пожалуй, не слишком красиво, но воздушные потоки должно упорядочить. Во всяком случае, и «Ред Булл», и «Рено» теперь немного напоминают парусные яхты. «Хонда» же предпочла пару маленьких рожек на носовом обтекателе, что сделало их бело-зеленый болид похожим на некую зверушку, не то ослика, не то оленя… Но главное в Ф-1, как известно, не то, как визуально выглядит болид, а то, как он едет. И все эти аэродинамические новинки были направлены на улучшение поведения машин на трассе. Проверку же боем они должны были пройти на Гран При Испании.
Теплая, солнечная погода и толпы фанатов Фернандо Алонсо в голубых цветах провинции Астурия, откуда Фернандо родом – таковы декорации Гран При на трассе «Каталунья», что создает ощущение настоящего праздника автоспорта! Все эти люди выбрались сюда, в окрестности Барселоны, чтобы поддержать своего кумира, своего героя – двукратного чемпиона мира. В «Рено» рассчитывали на некоторое улучшение формы, хотя сам Нандо был далек от оптимизма, и его реплики были достаточно сдержанными. Тем не менее, ему удалось подарить своим фанатам небольшой праздник, но об этом позже.
Квалификация проходила очень интересно на протяжении всех трех сессий, результаты были очень плотными. Каждая сессия заканчивалась массовым выездом на трассу большей части участников, которые один за другим улучшали свои результаты. Эта некоторая неразбериха стоила, например, Дэвиду Култхарду того, что он не прошел во вторую сессию, оставшись семнадцатым. Барьер второй сессии не смогли преодолеть на этот раз оба пилота «Хонды» и «Уильямса», а также Тимо Глок из «Тойоты» и Себастьян Бурдэ из «Торо Россо». Впрочем, для Себастьяна второе подряд прохождение во вторую часть квалификации было, конечно же, успехом. В парах же «Хонды» и «Уильямса» суперветеран Рубенс Баррикелло смог опередить Дженсона Баттона, а Казуки Накаджима впервые опередил в квалификации своего такого же юного, но гораздо более опытного и очень быстрого партнера Нико Росберга.
В решающей, третьей сессии концовка была не менее захватывающей и динамичной. Прекрасное время показал Фелипе Масса – прошлогодний обладатель поул-позишн в Барселоне. «Феррари» вообще демонстрировала прекрасную форму на протяжении всего уик-энда, что было вообще-то очень ожидаемо. Пара из «МакЛарена», казалось, была близка к выигрышу поул-позишн, но сначала Хэмилтон, а потом и Ковалайнен уступили времени Массы, хотя оба и показывали отличные времена на первых двух секторах. В этот момент завершает решающую попытку Роберт Кубица, - и молодой поляк опять очень быстр! Он отодвигает назад обе «серебряные стрелы» и уступает только времени Массы. Кажется, что помешать Фелипе второй год подряд завоевать поул на «Каталунье» может только его партнер, Кими Райкконен. Но Фернандо Алонсо на «Рено» идет в прекрасном темпе, и улучшает времена на секторах. Главная прямая «Каталуньи», Фернандо пересекает линию – поул-позишн! В этот момент крик толпы перекрывает шум моторов! Фанаты ликуют – Алонсо подарил им праздник, неожиданный, но от этого только более удивительный. Фернандо машет руками, приветствуя толпы почитателей. И все же сенсации не суждено было стать столь громкой, сколь она могла… За Алонсо по трассе шел Райкконен, и именно он устанавливает окончательное время поул-позишн. Алонсо второй, но при нынешней форме «Рено» - это потрясающий результат.
Кими же, лидер чемпионата мира, берет первый в сезоне поул-позишн, становясь уже четвертым пилотом, выигравшим поул в 2008-м. Марк Уэббер показал отличное седьмое время, Ярно Трулли вновь в Top-10 – он восьмой. Следует отметить и Нельсиньо Пике – первое попадание в итоговую часть квалификации.
Итак, главным итогом субботы стал праздник на испанской улице – великолепное выступление Фернандо Алонсо. Хотя эксперты тут же заговорили о том, что в баках «Рено» было просто мало топлива, чтобы Нандо порадовал публику, в гонке же он быстро устранится из числа лидеров, когда первым поедет на пит-стоп. Что ж, для того, чтобы это проверить, надо было дождаться гонки.
|
Гонка за Гран При Испании была… в общем-то, обычной гонкой за Гран При Испании. Когда стоит прекрасная теплая, солнечная погода, когда трасса находится в идеальном состоянии, а фанаты могут радоваться этой прекрасной погоде и праздничной атмосфере Гран При. Когда гонка плавно и чинно ведет свой ход, пилоты постепенно растягиваются по трассе в соответствии с показываемой ими скоростью (и в прямой зависимости от болидов, находящихся в их руках), когда все это действо понемногу убаюкивает… Обгонять на «Каталунье» по сухой погоде практически невозможно, с учетом современной аэродинамики болидов Ф-1 и того, что все гонщики знают трассу, как свои пять пальцев и не допускают ошибок. Зато эта гонка позволяет определить настоящий баланс сил в пелетоне, что тоже очень интересно. Так вот, нынешняя гонка в Барселоне полностью отвечала этим канонам, за исключением одного инцидента, заставившего всех нас понервничать и вспомнить опасную сторону автоспорта. Но обо всем по порядку.
На старте пилоты «Скудерии Феррари» великолепны. Райкконен блестяще срывается со своей лучшей стартовой позиции, Алонсо также стартует очень уверенно, но полкорпуса между ним и Кими сохраняются. Однако позади Масса также очень хорош, он пристраивается в хвост болиду напарника, и к первому повороту уже опережает Фернандо. Расстояние на «Каталунье» от стартовой решетки до первого поворота достаточно велико, и этого расстояния хватило, чтобы более быстрая «Феррари» Массы опередила «Рено» Алонсо, который также стартовал довольно хорошо. Тем не менее, Нандо оказывается третьим, позади пары пилотов «Скудерии».
На торможении перед первым поворотом удачно стартовавшая пара из «МакЛарена» берет в коробочку «БМВ» Роберта Кубицы, и Хэмилтон по наиболее выгодной траектории вырывается вперед. Ковалайнен, входивший по внешней траектории, остается позади Кубицы. В сражении этих пилотов мы видим действия настоящих профессионалов: три машины находились на торможении бок о бок, но ни малейшего контакта не произошло, все было на грани, но в пределах правил.
Толпа плотно проходит первые повороты, но все вроде обходится без происшествий. Не обошлось… В хвосте пелетона Адриан Сутиль запрыгал по обочине, его развернуло поперек трассы, и бывший позади Себастьян Феттель просто не смог увернуться, задев нос болида «Форс Индии». Оба сходят, для обоих продолжается неудачное начало сезона…
Для ликвидации последствий столкновения на трассу выпускают сейфти-кар, который водит пелетон несколько кругов. На рестарте никаких изменений не происходит, пара пилотов «Феррари» уверенно уезжает вперед в той же последовательности, далее Алонсо, Хэмилтон, Кубица, Ковалайнен…
Кими Райкконен уверенно лидирует и понемногу отрывается от соперников, Фелипе Масса держит примерно такой же темп, и находится в паре секунд позади напарника. Бросить вызов «Феррари» не оказывается в состоянии никто. Идущий третьим Алонсо постепенно отстает, но его темп все равно не слишком уступает темпу «Скудерии», что настраивает на оптимистичный лад. Позади Фернандо достаточно близко держится на четвертом месте Льюис Хэмилтон. Сладкая парочка… Было бы интересно понаблюдать, как Льюис попытался бы атаковать Фернандо, но его темпа не хватает, чтобы настигать Алонсо. Он держится близко, в паре секунд позади, но не приближается. Примерно тоже самое можно сказать и о идущем пятым Роберте Кубице. Он тоже идет практически в темпе Хэмилтона, но тоже не приближается слишком близко. Получается, что «Рено», «МакЛарен» и «БМВ-Заубер» идут в одном темпе? Хотя тут нужно учитывать, что за рулем «Рено» Фернандо Алонсо, но в любом случае такой прогресс французской команды вызывает уважение. «МакЛарен» же и «БМВ» похоже действительно сравнялись по скорости.
Интрига первой части гонки по большему счету заключается в вопросе, когда же Фернандо Алонсо отправится на пит-стоп? Насколько легким был болид «Рено» в квалификации? Но Фернандо круг за кругом остается на трассе, и это вызывает все большее уважение и удивление!
Второй пилот «Рено» Нельсиньо Пике тоже кажется начал втягиваться в темп Ф-1, и в Барселоне поехал достаточно прилично. Тем не менее, молодой бразилец, выступавший здесь в присутствии своего знаменитого отца, не избежал ошибок, вылетев с трассы, а потом, пытаясь прорваться наверх, столкнулся с Себастьяном Бурдэ при попытке обгона. Обоим это происшествие стоило схода.
Фернандо Алонсо все же открывает первую волну дозаправок. Его болид действительно был легче, но не намного. Алонсо находится на нормальной тактике двух дозаправок, а не на какой-то экзотической, вроде трех пит-стопов с ранней первой остановкой.
Буквально кругом спустя боксы посещает Фелипе Масса. Второй пилот «Скудерии» (по позиции на трассе) здесь останавливается первым, а Кими Райкконен продолжает гонку. Кругом спустя пит-стоп совершает уже Кими, уступая лидерство Льюису Хэмилтону, но возвращаясь на трассу впереди Массы, что было вполне ожидаемо.
Льюис выходит в лидеры ненадолго, в свою очередь через круг совершая пит-стоп, синхронно с Кубицей. С тактикой в этой гонке все становится ясно. Следующая очередь совершать пит-стоп за вышедшим в лидеры Хейкки Ковалайненом. Ник Хайдфельд, идущий на явно более тяжелой машине, может быть совершит дозаправку через пару кругов…
Вот здесь-то, на 21 круге ровный ход гонки и дает сбой. Ковалайнену не было суждено дождаться своего пит-стопа. На входе в быстрый правый вираж Campsa на его «МакЛарене» лопается левая передняя покрышка, наиболее нагружаемая и в этом повороте, самом быстром на трассе «Каталунья», и вообще на большей части этой трассы. Неуправляемый болид, практически не теряя скорости, летит напрямую через гравийную зону безопасности и зарывается в толстый ряд покрышек, которые словно затягивают машину в себя. Очень жесткий удар, напоминающий аварию Михаэля Шумахера в Сильверстоуне в 1999-м и Лучано Бурти в Спа в 2001-м…
Авария, заставившая всех нас вздрогнуть, и вновь вспомнить об опасности в гонках… Толпа комиссаров пытается выдернуть болид за заднюю часть из-под засыпавших его сверху покрышек. «МакЛарен» действительно зарылся очень серьезно, по самую голову гонщика, и эвакуировать его из болида невозможно, не вытянув машину из-под покрышек. На трассе появляется сейфти-кар, нейтрализующий гонку, к месту аварии спешит медицинский автомобиль. Ехать ему приходится довольно долго, практически полкруга до Campsa, являющемся 9-м поворотом трассы. Мы все переживаем долгие, волнительные минуты. Наконец болид вытягивают с помощью трактора, медицинская бригада подоспевает к месту аварии, и пилота эвакуируют из болида. Эвакуируют, прикрываясь от камер большим полотнищем, что наводит на не самые лучшие мысли. Болид серьезно разрушен спереди, носовая часть практически уничтожена до монокока, и возникают мысли, что это может быть очень опасно для ног… Наконец Хейкки показывают, его несут на носилках, но он в сознании, и показывает трибунам большой палец руки. Отлегло от сердца… Но ноги гонщика жестко закреплены на носилках, и с их состоянием все равно ничего не ясно. Через некоторое время, после обследования в медицинском центре автодрома, Ковалайнена эвакуируют на вертолете в ближайший госпиталь. После гонки появляются сведения, что по итогам предварительного обследования Хейкки отделался ушибами. Слава Богу!
|
На трассе тем временем тоже происходит какая-то неразбериха. Сейфти-кар не сразу находит лидера гонки, поэтому пелетон собирается наверно в течении пары кругов. За это время Ник Хайдфельд был вынужден совершить пит-стоп, пока пит-лейн был закрыт. В итоге Ника наказывают 10-секундным штрафом «стоп-энд-гоу», за нарушение правила закрытого пит-лейна. А что ему оставалось делать – остановиться на трассе с пустыми баками и истертыми покрышками?! Дурацкое правило, нуждающееся в пересмотре. Мы в этом убедились в очередной раз, так как на этот раз пит-лейн был закрыт особенно долго… А в результате была испорчена гонка Ника Хайдфельда.
Рестарт проходит вновь спокойно, без происшествий. Райкконен сохраняет лидерство, Масса второй, далее Хэмилтон и Кубица.
Наиболее запоминающийся момент оставшейся части гонки – сход Фернандо Алонсо, откатившегося на шестую позицию. Нандо проводил отличный Гран При, но на очередном круге у него внезапно отказал мотор, по иронии судьбы – в повороте, носящем название Renault. Из-под капота «Рено» Фернандо вырвался дым, и он был вынужден запарковаться на обочине. Многочисленные болельщики были разочарованы, а Нандо даже нашел в себе силы пообщаться с подбежавшим к нему, неизвестно как перебравшимся через ограждения фанатом.
В оставшейся части гонки никто так и не смог бросить вызов «Скудерии Феррари». «Красные» были слишком сильны на «эталонной» трассе. Вторые пит-стопы они провели в том же порядке, что и первые: Масса остановился первым, Райкконен – кругом спустя. После пит-стопов порядок следования напарников по «Феррари» остался прежним, как и должно было быть.
Впрочем, Льюис Хэмилтон был не так уж далеко позади Массы, но у его «МакЛарена» не было достаточно скорости, чтобы хотя бы приблизиться вплотную к Фелипе, не говоря уже о том, чтобы атаковать на такой трассе, как «Каталунья». Для этого надо было быть быстрее на 2 секунды, а это, сами понимаете, фантастика! Поблизости от Льюиса держался Кубица – и так всю гонку. Темп «МакЛарена» и «БМВ» действительно был равным, это настоящий прогресс команды, возглавляемой Марио Тайссеном. Но опять же, при равном темпе Роберт не мог ни вплотную приблизиться к Льюису, ни атаковать.
Ярких примеров атак во второй половине гонки было два: удачный и неудачный. Неудачный – это опрометчивые действия Тимо Глока в отношении Дэвида Култхарда. Шотландскому ветерану в который раз достается от ретивых, но нерасчетливых соперников. И хотя ДиСи смог удержать болид, но без проколотой задней покрышки и долгого возвращения в боксы не обошлось. Глок же просто обломал себе об «Ред Булл» переднее антикрыло. Удачная атака – это обгон Хайдфельдом Джанкарло Физикеллы. Ник прорывался после штрафа, но очень долго атаковал грамотно защищавшегося Физикеллу. Дуэль двух ветеранов Ф-1 стала настоящим украшением Гран При, но «БМВ» Хайдфельда была быстрее где-то на секунду точно, и это в итоге позволило Нику совершить удачную атаку на Физико на торможении перед первым поворотом.
|
Итог же гонки был закономерен: уверенная победа и дубль «Скудерии Феррари». Трасса «Каталунья» показала, что «Феррари» на сегодняшний день определенно является сильнейшей командой в пелетоне Ф-1. Гонка «красных» прошла без сучка, без задоринки, образцово-показательно со всех точек зрения. Кими Райкконен, одержав вторую победу в сезоне, оторвался от преследователей в личном зачете чемпионата еще больше. Сейчас Кими – основной претендент на звание чемпиона мира в этом сезоне. Фелипе Масса, финишировав вторым, и проведя безошибочный уик-энд, кажется полностью восстановил свою репутацию. Сейчас уже никто не посмеет сказать, что Фелипе не достоин быть хотя бы вторым пилотом «Скудерии». Благодаря победному дублю «Скудерия Феррари» выходит в лидеры Кубка конструкторов, впервые в этом сезоне.
«Красный» подиум дополнил Льюис Хэмилтон. На этот раз британец провел хороший, уверенный уик-энд. Ошибок, подобных тем, что были допущены в Бахрейне, на этот раз не было. Да, «МакЛарен» сейчас немного уступает «Феррари», и третье место Льюиса было максимально возможным результатом в данных условиях, но расклад сил наверняка еще будет колебаться на протяжении длинного сезона, и эти очки, завоеванные в «Каталунье», еще очень пригодятся в борьбе за титул. Льюис Хэмилтон уже имеет опыт сражений за титул, и знает, насколько ценно каждое очко.
Четвертым в этой гонке финишировал Роберт Кубица. На этот раз на подиуме не было Роберта или вообще представителя «БМВ», но это была хорошая гонка, проведенная в отличном темпе, и ценные очки.
А вот места в очковой зоне, начиная с пятого, преподнесли некоторый сюрприз. Пятым финишировал Марк Уэббер, бывший на сей раз быстрейшим позади «Большой тройки» и Алонсо. На шестом месте Дженсон Баттон – отличная гонка и первые очки в сезоне, для Дженса и «Хонды». Седьмое место – и очки для Казуки Накаджимы, проводящего первый полный сезон в Ф-1. Пришло время знакомых Казуки трасс, и дела пошли на лад! И восьмое место – Ярно Трулли, - здесь ничего удивительного, ветеран «Тойоты» вновь пополняет очковый багаж, пусть на этот раз «Тойота» и уступала в скорости «Рено» и «Ред Буллу».
Европейская часть сезона началась, гонки входят в нормальный ритм, и через две недели нас ждет пятый этап сезона-2008 – «полуевропейский» Гран При Турции в Стамбуле (в его азиатской части). Но в любом случае, теперь Формула-1 в воскресенье после обеда станет для нас привычной надолго!
27.04.08
Тэги: барселона, испания, каталунья, кими райкконен, льюис хэмилтон, макларен, рено, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари, хейкки ковалайнен