Долгожданный сезон 59-го чемпионата мира Формулы-1 традиционно стартовал в мельбурнском «Альберт Парке»!
Когда в межсезонье спрашивают о грядущей расстановке сил на основании прошедших тестов, большая часть ответов сводится к смыслу: «Давайте дождемся Мельбурна, и там увидим реальную расстановку сил на гоночной трассе!» Вот мы Мельбурна и дождались. С другой стороны, такой взгляд верный только отчасти – все правильно, реальная расстановка сил выявляется в условиях реального Гран При, но, тем не менее, сам по себе Гран При Австралии в мельбурнском «Альберт Парке» слишком нетипичен по своей сути, и прикидывать по его результатам расстановку сил на весь сезон тоже неправильно. Гораздо лучше для этого подходит малайзийский «Сепанг», «Сахир» в Бахрейне или классика – барселонская «Каталунья». Мельбурн же показывает относительную расстановку сил, которая может легко измениться уже на следующей неделе.
Между прочим, «Альберт Парк» как место первого после долгого перерыва Гран При без использования трекшн-контроля – трасса весьма сложная, и здесь отмена трекшн-контроля может проявляться сильнее, чем на большинстве других автодромов Ф-1. Асфальт здесь очень скользкий, сцепления с трассой практически нет – дает о себе знать то, что трасса временная, используется только один уик-энд в году. Конечно «Альберт Парк» не совсем типичная городская трасса – для гоночного кольца здесь используют не городские улицы, а парковые дорожки, но все признаки городских трасс вроде низкого сцепления с дорожным полотном Мельбурну присущи. По ходу уик-энда траектория постепенно обрастает слоем отработанной резины, но этого все равно не хватает, чтобы сказать, что сцепление на трассе в Мельбурне достаточное. А ведь трасса «Альберт Парк» обладает непростым, очень «текучим» характером. Один поворот здесь плавно перетекает в другой, и так на протяжении практически всего гоночного кольца. Машина должна обладать превосходным балансом, и как бы «перетанцовывать» из одного поворота в другой. Разумеется, низкое сцепление с асфальтом, кочковатость, резкие порывы ветра + отсутствие трекшн-контроля не сопутствуют тому, чтобы облегчить «перетанцовывание» из поворота в поворот. Кстати, это одна из причин, по которым новичкам в Мельбурне приходится очень нелегко. Мало того, что им приходится осваивать новую для себя трассу, но сам характер трека не очень способствует легкому его изучению. Что касается жаркой погоды, стоявшей в этот уик-энд – нетипично жаркой для Мельбурна в это время года, - шинники из «Бриджстоуна» уверяли, что проблем с их резиной быть не должно, а жаркая погода должна была только помочь быстрее прогревать покрышки на этой трассе с низким уровнем сцепления.
При этом все пилоты обожают австралийский Гран При – за прекрасную атмосферу, отличную погоду и то, что за несколько дней перед стартом гонки можно устроить себе еще один небольшой отпуск. Все спонсорские мероприятия вроде пляжного волейбола или шуточных гонок на каяках - из той же серии.
Гран При Австралии – во многом вещь в себе, и нам нужно просто наслаждаться его атмосферой первой гонки сезона на временной, городской трассе со всеми присущими ей неожиданностями.
Переходим теперь к событиям в квалификации. Кстати и здесь все складывалось не совсем так, как можно было предположить, исходя из результатов свободных заездах – там еще происходила «пристрелка» к мельбурнской трассе, шел поиск настроек.
Главным событием в квалификации Гран При Австралии стала неудача действующего чемпиона мира Кими Райкконена в первой сессии квалификационных заездов. Кими уже обеспечил себе участие во второй части квалификации, когда из-за отказа топливного насоса потерял скорость, и был вынужден остановиться на въезде на пит-лейн. Быстро подоспевшие механики «Скудерии» дотолкали «Феррари» Кими до боксов, но вскоре последовали разъяснения стюардов, расценивших это как постороннюю помощь на трассе. В результате продолжить выступление в квалификационных заездах Райкконену не удалось, оставшись на 16 позиции. Звание чемпиона мира не спасает от подобных обидных неурядиц.
Относительную неудачу потерпел и другой пилот «Феррари» - команды, которую перед Мельбурном считали фаворитом, - Фелипе Масса не смог подняться выше четвертого места.
На высоте же оказалась другая команда-фаворит – «МакЛарен». Льюис Хэмилтон в итоге установил время поул-позишн, Хейкки Ковалайнен также сражался за поул, но показал третье время, ставшее на данный момент его лучшим квалификационным результатом в Ф-1. На удивление быстрыми оказались «БМВ-Зауберы». Роберт Кубица вполне мог завоевать поул-позишн, но в итоговой попытке слегка ошибся, срезал обочину, и хотя поймал машину и закончил попытку, потерянных десятых ему возможно не хватило до поула – так только второе время, хотя это тоже прекрасный результат. Ник Хайдфельд был пятым.
Стоит также отметить попадание в итоговую часть квалификации обеих «Тойот» - Ярно Трулли шестой, Тимо Глок – девятое время, но позже он был оштрафован за смену коробки передач и игнорирование флагов. Сильно показал себя Себастьян Феттель из «Торо Россо», показавший десятый результат. Относительно неплоха была «Хонда» - 11 время Рубенса Баррикелло и 13 время Дженсона Баттона. «Рено» же напротив потерпела неудачу – только 12 время Фернандо Алонсо и лишь 21 результат Нельсона Пике-младшего.
Что касается гонки, то это была типичная австралийская гонка, немножко сумасшедшая, в которой шансы были у всех, с большим количеством происшествий и с таким количеством сходов, что уже и не припомнить, когда было в последний раз. Три пейс-кара. И это был явно не день «Феррари». Но обо всем по порядку.
| |
Ох, не зря говорили перед этой гонкой, что старты без вспомогательной электроники будут происходить более драматично и ярко, чем мы привыкли в последние годы. «Альберт Парка» это касалось напрямую. Хотя первой тройке удалось принять старт в соответствии с завоеванными накануне в квалификации позициями. Они плотно поборолись между собой, но сохранили свои места: Хэмилтон – Кубица – Ковалайнен. А вот дальше было интереснее. Фелипе Масса атаковал Ковалайнена в первом повороте, был близко, но все же остался позади, и вот в этот момент он машину и не удержал. «Феррари» развернуло, и она коснулась передним обтекателем стенки. В глубине пелетона также не обошлось без контактов, подпрыгивающих в воздух болидов и карбоновых обломков. Так, на входе в первый поворот был инцидент с участием Джанкарло Физикеллы, позже, уже по ходу первого круга было происшествие с участием Казуки Накаджимы – там вылетел в стенку Энтони Дэвидсон. В результате после первого круга боксы посетили несколько пилотов, в том числе и Фелипе Масса, сменивший переднее антикрыло, а на обочине Гран При остался целый ряд гонщиков, в том числе Марк Уэббер, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель, прекрасно квалифицировавшийся накануне. Ряд происшествий на первом круге вызвал первое появление на трассе пейс-кара – новой версии мощного AMG Mercedes. Серебристый «Мерседес» поводил за собой пелетон ровно один круг, после чего вернулся в боксы, и гонка за Гран При Австралии возобновилась.
Хэмилтон лидировал, его вплотную преследовал Кубица, за которым по пятам следовал еще один «МакЛарен» - Хейкки Ковалайнена. На четвертое место в результате удачного старта прорвался Нико Росберг на «Уильямсе», и сразу за ним следовал проигравший старт более молодому сопернику Ник Хайдфельд – вторая «БМВ». Да, как мы могли забыть о Кими Райкконене?! Кими на первом круге проявил себя просто прекрасно, обогнав сразу несколько пилотов и избежав точек завалов, а теперь он преследовал «Хонду» Рубенса Баррикелло, и это преследование продолжалось достаточно долго. «Хонда» оказалась в Мельбурне в очень приличной форме, и опытнейший Рубенс, не особо уступая в темпе «Феррари» Кими, удерживал финна на дистанции. Когда Кими наконец удалось атаковать и опередить Рубенса, можно было с полным на то основанием сказать, что это был красивый и трудовой обгон. Таким образом Райкконен в начале гонки прорвался в очковую зону, и теперь за оставшуюся часть дистанции вполне мог добиться довольно высокого итогового результата.
По прежнему не обходилось без сходов – в боксах остановился Ярно Трулли, пилотировавший в Мельбурне в очень высоком темпе, и претендовавший на хорошие очки.
Первые пит-стопы. Как многие могли ожидать, в лидирующей группе первым остановился Роберт Кубица – все же в баках его «БМВ-Заубера» в финальной сессии субботней квалификации было меньше топлива, чем у соперников из «МакЛарена». Роберт откатился чуть-чуть назад – позади Райкконена и Баррикелло, а пилоты «МакЛарена» совершили свои первые плановые дозаправки в том порядке, в котором находились на трассе – сначала Льюис, потом Хейкки, и сохранили свои позиции. А вот Кими Райкконен оставался на трассе круг за кругом – видно было что в его баки после неудачной квалификации залили достаточное количество топлива, так, что он мог бы даже провести гонку всего с одной дозаправкой.
Но в этот день на трассе мельбурнского «Альберт Парка» затишье если и случалось, то было очень недолгим. Пилоты «Скудерии Феррари» радовали всех болельщиков Ф-1, кроме своих собственных – в их исполнении мы могли увидеть что угодно, только не столь дорогое сердцам поклонников «красных» уверенное лидирование на трассе. Фелипе Масса долго боролся с Дэвидом Култхардом, долго преследовал «Ред Булл» ветерана Гран При буквально по пятам, и наконец решился на решительную атаку. Это была действительно смелая атака на пределе, атака тореадора. Фелипе допоздна затянул торможение на главной прямой, ушел предельно внутрь первого поворота и атаковал Култхарда по внутреннему радиусу. Дэвид грамотно закрывал траекторию, но дело в том, что Фелипе в этот момент уже некуда было деваться, он наполовину был уже на бордюре, наполовину на обочине, и хорошенько врезался в борт «Ред Булла» шотландца. Как ни странно, после этого инцидента «Феррари» внешне оставалась в порядке, и Масса продолжил движение по трассе, зато «Ред Булл» ДиСи хорошенько подлетел в воздух, и приземлился на обочину, сломав сначала переднюю левую подвеску, затем заднюю правую, рассыпая по асфальту карбоновые обломки, и пересекая трассу до ближайшей обочины уже в виде неповоротливого, несбалансированного тарантаса. Что и говорить, красивый момент в плане зрелищности… Происшествие между Массой и Култхардом заставило Бернда Майландера во второй раз возглавить формульный пелетон на своем серебристом AMG Mercrdes.
| |
На рестарте у нас был следующий порядок – два «МакЛарена» впереди, Хэмилтон и Ковалайнен, и Райкконен, еще не останавливавшийся в боксах, на третьем месте. Кими сразу взялся за дело, и на протяжении первых нескольких поворотов неустанно прессинговал соотечественника. Оставалось только беспокоиться за недостаточно прогревшиеся покрышки – все-таки во время нахождения на трассе пейс-кара они теряют рабочую температуру, но Кими атаковал так, будто этой проблемы не существовало. На торможении перед третьим поворотом Райкконен решительно сунулся внутрь - и просвистел мимо «МакЛарена» Ковалайнена, вырываясь на второе место в гонке! Как выяснилось через одно мгновенье – просвистел на обочину, чтобы медленно выбираться из красного гравия. Эта гонка уже почти удалась Кими после вчерашней неудачи – но была испорчена вмиг. Теперь Кими прорывался из хвоста пелетона, будучи последним, и догоняя ближайшего соперника – Тимо Глока из «Тойоты». К этому моменту, между прочим, он уже оставался единственным представителем «Скудерии» на трассе – буквально в это же время на обочине остановился Фелипе Масса, на этот раз уже окончательно.
Темп Райкконена был хорош, и вскоре он настиг «Тойоту» Глока. Настиг, чтобы приступить к методичным атакам. Увы, третий поворот «Альберт Парка» был для Кими в этот день очень неудачным местом. На короткой прямой перед торможением Кими выбирал сторону для атаки, метнулся вправо, влево, бросил болид по внешнему радиусу… Но все это происходило за спиной Тимо, и не успело как следует потревожить его. Кими слишком зашел наружу, коснулся задним колесом обочины, и красную «Феррари» мигом развернуло поперек трассы. Опять потерянное время…
Впрочем, следующим, кто не позволил нам заскучать, был именно Тимо Глок, избавившийся было на время от преследования со стороны Кими Райкконена. На этот раз это был 12 поворот. Скоростное место, в котором пилоты, борясь с недостаточным сцеплением, нередко цепляли на выходе обочину, поднимая тучку пыли. В субботу там в квалификации пылил Роберт Кубица, в гонке многие поднимали в этом месте пыль в воздух… Но всех перещеголял Тимо Глок. Парень выходил ну слишком широко, его «Тойоту» вынесло на обочину всеми четырьмя колесами, и она подлетела в воздух, подломив хрупкую подвеску. Приземлившись, «Тойота» доломала ударом свою подвеску, и стала кружиться по трассе, в считанных сантиметрах от стенок, рассыпая обломки… В первый момент возникло опасение насчет серьезной аварии и возможных последствий для Тимо, но после просмотра повтора стало ясно, что повода для беспокойства нет. Хотя Тимо мог в результате жесткого приземления крепко ушибиться, и возможно поэтому достаточно долго не покидал кокпит. Момент с прыжком возможно напоминал раллийные трамплины, но не слишком. Для раллийных болидов такие прыжки – обычное дело, а хрупкая Ф-1 развалилась от него на части… На трассе же в третий раз появился пейс-кар.
С третьим появлением на трассе машины безопасности связаны два инцидента. Во-первых, Рубенс Баррикелло, по ходу гонки поднявшийся на превосходное четвертое место, заехал в боксы на второй плановый пит-стоп как раз на круге появления на трассе пейс-кара, а по нынешним правилам пит-лейн считается закрытым вплоть до того момента, как за пейс-каром соберется весь пелетон. В результате Рубенс был наказан штрафом «стоп-энд-гоу», и это конечно отбросило его назад. Во-вторых, на рестарте произошел контакт между Робертом Кубицей и еще столь неопытным Казуки Накаджимой. Конечно, Казуки в этот день набрался большого опыта в плане поведения за пейс-каром, но этот опыт не обошелся без ошибок трудных. Такая ошибка стоила окончания гонки для Роберта Кубицы. Накаджима же отделался еще одним визитом в боксы для смены антикрыла.
Кроме того, во время третьего нахождения на трассе автомобиля безопасности свой второй пит-стоп совершил Хейкки Ковалайнен – и это во многом лишило его подиума, так как весь наработанный до этого отрыв был пейс-каром ликвидирован. Под конец гонки Ковалайнен сражался за четвертое место с Фернандо Алонсо. Эта борьба стала украшением последних кругов гонки за австралийский Гран При. Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо на «Рено» проигрывал в темпе Ковалайнену, сменившему Алонсо в «МакЛарене», но грамотно оборонялся. Однако Хейкки удалось совершить классный маневр в связке поворотов в конце круга, и Алонсо, как бы ни старался оттереть Хейкки к обочине, остался позади. Надо было видеть неподдельную радость Рона Денниса на капитанском мостике «МакЛарена» в этот момент! Однако Хейкки не продержался впереди и полкруга – на стартовой прямой Алонсо, воспользовавшись слипстримом, просто нырнул в сторону, и объехал Ковалайнена как стоячего.
Из происшествий последних кругов следует отметить еще два. Во-первых, Кими Райкконен потерял темп, его болид стал издавать какой-то новый звук, явно не свидетельствующий о здоровье машины, а вскоре Кими был вынужден окончательно остановиться на трассе. Этот сход стал полным апофеозом крайне неудачного уик-энда в Мельбурне для «Скудерии Феррари».
Другой эпизод еще более обиден на взгляд со стороны. Дебютант Королевских гонок Себастьян Бурдэ проводил просто блестящую гонку, демонстрируя, мастером какого уровня он является. Себастьян плавно поднимался все выше и выше, все инциденты были в его пользу, француз извлекал пользу из всего, что происходило на трассе. Он шел по трассе ровно и грамотно, в отличном темпе. В конце концов новичок команды «Торо Россо» поднялся уже на четвертую позицию, и шел впереди пары Алонсо – Ковалайнен, однако буквально за два круга до финиша из его мотора «Феррари» (какой все-таки неудачный день для этой марки!) повалил дым, и Бурдэ не оставалось больше ничего, как припарковаться на обочине. Но главное – этот обиднейший сход не испортил впечатления, произведенного выступлением Себастьяна Бурдэ.
| |
Немного в тени этого гоночного фейерверка, происходившего на трассе в «Альберт Парке», осталась победа Льюиса Хэмилтона и его превосходное выступление. Мы не заметили, как пролетело время, и вот уже пилот «МакЛарена» под номером 22 пересек финишную линию под взмахи клетчатого флага. Лучший новичок прошлого года (сенсационный новичок!) продемонстрировал свой поистине чемпионский класс, и начал сезон с победы в сложнейшем Гран При! Эта победа очень напомнила мне самую первую победу Льюиса в Ф-1, которая произошла в прошлом году в Канаде. Такой же солнечный приятный денек, такая же трасса, использующаяся в году считанное число раз, с низким уровнем сцепления с дорожным полотном, такая же сумасшедшая гонка, в которой прорывались, проваливались, вылетали с трассы, разбивали машины, получали штрафы все пилоты, кроме самого Льюиса. А сам Льюис Хэмилтон в любом случае оставался впереди, как ни в чем не бывало, и главной проблемой для него были пейс-кары, раз за разом появлявшиеся на трассе и убивавшие наработанный за это время отрыв. Льюису раз за разом приходилось бороться с падающей температурой покрышек и потом выигрывать рестарт. И каждый раз он блестяще справлялся с этой задачей! Так Льюис Хэмилтон победил в прошлом году в Монреале, точно под копирку была списана и первая победа этого, 2008 года, произошедшая в Мельбурне.
Компанию на подиуме лидеру команды «МакЛарен» составили два немца, Ник и Нико. Опытнейший Ник Хайдфельд принес таки «БМВ» подиум, а такой еще молодой Нико Росберг завоевал первый подиум в своей карьере, прекрасно начав этот сезон в составе «Уильямса»! Поначалу Нико был впереди Ника, но по ходу дистанции более опытному Хайдфельду удалось выйти вперед, опередив Росберга во время синхронного пит-стопа.
Четвертым финишировал Фернандо Алонсо – неплохая первая гонка после его «второго пришествия» в «Рено»! Далее Хейкки Ковалайнен, очки для Рубенса Баррикелло и «Хонды», первые в карьере пилота Ф-1 очки для Казуки Накаджимы и Себастьяна Бурдэ. И самое главное – поистине великолепный Гран При!
Сезон Формулы-1 в этом году начался достаточно поздно – все-таки прошла уже половина марта, но зато старт этот очень стремительный и насыщенный. Уже через неделю состоится второй этап нынешнего чемпионата мира – Гран При Малайзии на трассе «Сепанг». Это безусловно будет более стандартный Гран При Ф-1, чем традиционно немного сумасшедшая гонка в Мельбурне, и пройдет он на более классической для современной Ф-1 трассе (обалдеть, до чего мы дожили – трасса «Сепанг» уже стала классической в наших глазах!). Что ж, до встречи на трассах Гран При! Старт чемпионата получился очень ярким, остается только надеяться, что в таком же духе пройдет весь чемпионат!
16.03.08
Тэги: австралия, альберт парк, запрет вспомогательной электроники, льюис хэмилтон, макларен, мельбурн, ник хайдфельд, нико росберг, ф1