Добро пожаловать в Сильверстоун! Добро пожаловать в «Дом британского автомотоспорта»! Паддок еще одной легендарной трассы раскрыл двери для участников Королевских гонок.
Было время, когда Сильверстоун по средней скорости на круге был наравне с Монцей, будучи одной из самых скоростных трасс в мире. Те времена прошли, и после нескольких реконструкций, с появлением ряда медленных поворотов, Сильверстоун стал гораздо более «среднестатистической» трассой Ф-1. Но несмотря на это, трасса, проложенная в далеких 40-х на территории аэродрома Королевских Военно-воздушных сил, сохранила свой скоростной характер, оставаясь по-прежнему одним из главных вызовов для гонщиков с точки зрения пилотажа. Кроме того, бывший аэродром передал гоночной трассе еще одну особенность – все-таки это поле, равнина, и здесь постоянно гуляют сильные ветра, которые немало влияют на поведение болида на трассе, на его устойчивость на траектории в скоростных виражах Сильверстоуна. Эта особенность британской трассы стала главной проблемой для пилотов во время тренировок в пятницу и субботу, а также во время квалификации. Во время же воскресной гонки главной проблемой стала другая особенность Британских островов, широко приписываемая им общественным мнением. Но об этом чуть позже. А пока – о двух главных новостях начала уик-энда Гран При Великобритании.
Один из двух самых опытных пилотов в пелетоне Формулы-1, шотландец Дэвид Култхард объявил таки о завершении карьеры гонщика Ф-1 по окончании этого сезона. Дэвид провел в Больших призах немало отличных сезонов, одержал немало побед, и по-прежнему остается очень конкурентоспособным на трассе, но он решил уйти, пока еще сохранил скорость, пока находится в хорошей форме. Уйти самому лучше, чем уйти тогда, когда тебе просто не предложат продлить контракт. Култхард решил, что наилучшим местом для обнародования своего решения является домашний трек в Сильверстоуне, трасса, с которой столько всего было связано… Безусловно, это был очень эмоциональный момент для всех завсегдатаев паддока Королевских гонок, как и для огромного числа болельщиков по всему миру.
Другая новость – и в ней определенная радость смешивается с гораздо большей печалью. Долгое время будущее Гран При Великобритании находилось в подвешенном состоянии, Берни Экклстоун постоянно угрожал Сильверстоуну не продлить контракт, и вот на днях контракт на проведение британского Гран При с 2010 года был подписан. Подписан с трассой в Донингтон-Парке, которой теперь предстоит обширная реконструкция. Это означает, что в следующем году Сильверстоун в последний раз примет Гран При Великобритании, после чего национальный Гран При на 10 лет переедет в Донингтон. А ведь с момента открытия первого чемпионата мира Ф-1 в 1950 году, состоявшемся именно здесь, в Сильверстоуне, эта замечательная трасса не расставалась с национальным Гран При больше чем на два года ни разу! Видимо напоследок Сильверстоун решил угостить болельщиков Ф-1 великолепной гонкой, в лучших традициях мира Больших призов.
Перейдем теперь непосредственно к событиям Гран При Великобритании. Квалификация в субботу прошла в интереснейшей, очень напряженной борьбе, а завершилась большим сюрпризом! Причем еще неизвестно что является большим сюрпризом – первая поул-позишн в карьере Хейкки Ковалайнена или второе место Марка Уэббера, повторение его лучшего квалификационного результата, но первое подобное – в составе «Ред Булл».
Последние минуты и второй, и третьей сессии как всегда прошли в большом напряжении, с постоянным обновлением результатов. И если во второй сессии мы с замиранием сердца наблюдали за тем, кто попадает в итоговые Top-10, а кто нет, то в последние мгновения третьей сессии не меньшая интрига развернулась в борьбе за поул-позишн.
Кими Райкконен казалось бы установил отличный результат, и он успел уйти на еще одну попытку до отмашки клетчатым флагом. Льюис Хэмилтон боролся за поул, но на протяжении всей квалификации он постоянно совершал какие-то помарки, промазывал слегка с выходом из поворотов, задевая обочину, и на этом терял доли секунды. В общем, предоставлял обширное поле для деятельности своим критикам. В своей последней попытке Льюис и вовсе вылетел с трассы на медленном третьем секторе, и попытку свою запорол, оставшись позади Райкконена. Но что это?! Марк Уэббер мчится, пересекает финишную линию и устанавливает время промежуточной поул-позишн! «Ред Буллы» были быстры на протяжении всего уик-энда, но чтобы так! Но и это еще не все, пилот «МакЛарена» Хейкки Ковалайнен на решающем круге идет с приличным опережением графика поул-позишн, и устанавливает итоговый поул с преимуществом в полсекунды! Хейкки в Сильверстоуне демонстрировал очень хорошую форму, он был лучшим на свободных заездах в субботу утром, а теперь мы поздравляем его с первой поул-позишн в Формуле-1! Хорошая команда вновь подобралась у Рона Денниса.
Райкконен в итоге лишь третий, а Хэмилтон и вовсе четвертый, и смотрится на фоне своего финского партнера не лучшим образом. Далее Ник Хайдфельд, справившийся наконец с проблемой прогревания шин на одном-единственном круге, показавший пятое время. Алонсо весьма хорош, и он шестой. А каков Нельсиньо Пике, показавший седьмой результат?! После успеха во Франции Нельсиньо просто расцвел, прибавил на глазах! Я уж не говорю о Себастьяне Феттеле, приведшем свою «Торо Россо» в Top-10, и завершившим квалификацию с великолепным восьмым результатом! Лидеры чемпионата мира делят только пятый ряд – Масса с девятым результатом и Кубица, столкнувшийся с техническими проблемами в итоговой сессии, на десятом месте. Дэвид Култхард – лучший среди остальных с одиннадцатым временем, в то время как Ярно Трулли непривычно не попадает в итоговую Top-10. Таковы были герои субботней квалификации. Ну а воскресенье, - и гонка преподнесли нам совсем других героев.
Прогнозы погоды обещали нам дожди во время Гран При Великобритании. Что ж, в субботу, во время квалификации над трассой нависали довольно пугающие тучи, но небольшой дождик пролился только в первой квалификационной сессии, где-то в ее середине, и серьезным дождем это назвать было никак нельзя. Квалификация прошла посуху – об этом можно говорить совершенно уверенно. Но это была суббота. А то, что творилось в Сильверстоуне в воскресенье, иначе как Всемирным потопом назвать было никак нельзя.
Дождь прошел утром в воскресенье, и к моменту старта Гран При трасса была мокрой, а небо сплошь затянуто тучами, что не давало возможности асфальту быстро высохнуть. С началом же гонки дождь зарядил с новой силой.
Естественно, все стартовали на дождевых шинах. В спецификации «микст» - то есть на промежуточной резине. Трасса все же была не настолько мокрой, чтобы использовать покрышки для сильного дождя. Благодаря тому, что на момент старта дождь был не особо сильный, старт дали с места, а не за машиной безопасности, как это происходит в случае сильного ливня. Благодаря этому старт вышел весьма бурным.
Марк Уэббер забуксовал на старте, теряя драгоценное время, в то время как Хейкки Ковалайнен со своей первой в карьере поул-позишн сдвинулся вполне уверенно. Однако гораздо лучше стартовали парни со второго ряда – Кими Райкконен очень здорово проявил себя на первых метрах гонки, а Льюис Хэмилтон и вовсе рванул с места как ураган. Кими возможно мог побороться за первое место, но уперся в парочку серебристо-красных болидов. Казалось, что Хэмилтон со старта рванул сразу на первое место, настолько стремительно он пронесся мимо Уэббера и решительно устремился на внутренний радиус Copse. Но и Хейкки был не лыком шит! В тот момент, когда казалось, что Льюис уже вырвался в лидеры, находясь внутри Copse, Ковалайнен ворвался на апекс поворота снаружи, по идеальной траектории. Болиды поравнялись, чуть ли не коснулись, и Хейкки благодаря более высокой скорости вырвался вперед. При этом его «МакЛарен» слегка повело на мокрой трассе, но он удержал машину. Захватывающие, красивые кадры на старте Гран При Великобритании…
|
И это было только начало! Положение среди лидеров после прохождения легендарной связки «Беккетс-Мэгготс-Чейпел» было следующим: Ковалайнен – Хэмилтон – Райкконен – Уэббер – Алонсо - Хайдфельд, но уже на прямой Hangar Straight Марка, тщетно пытающегося удержать позади себя более быстрых преследователей, разворачивает на 180°. На самом деле, жутковатый момент, но к счастью, в пелене брызг, все благополучно объехали «Ред Булл» австралийца. На первом же круге разворачивается и Фелипе Масса, чей «Феррари» был явно настроен на сухие погодные условия. И это было только начало подобных кренделей для лидера чемпионата мира – Фелипе еще немало крутился и вальсировал в этой гонке.
Кроме того, уже на первом круге в результате контакта сходят два болида в цветах «Ред Булл» - Себастьян Феттель, блестяще прошедший квалификацию, и заслуженный ветеран Дэвид Култхард. Обидно… Из событий старта осталось отметить только блестящий прорыв Ярно Трулли, который с 14-й стартовой позиции уже на первых метрах ворвался в первую десятку. Дальнейшие события только подтверждали ту мысль, что герои квалификации и герои гонки в Сильверстоуне – это совершенно разные люди.
Первые 5 кругов этой дождевой гонки отмечены потрясающей борьбой за лидерство. Два лидера, оба пилота «МакЛарена» ведут свою великолепную борьбу, никто не хочет уступать. При этом заметно, что на некоторых участках трассы Хейкки Ковалайнену приходится очень непросто, и он отлавливает свой скользящий болид. Льюис явно быстрее, и он атакует. В конце концов Хэмилтону удается совершенно блестящая атака на торможении в «Стоув». Льюис выходит вперед.
Хейкки явно не просто справляться с управлением в этих условиях, сразу после обгона Льюисом он борется с заносом в связке Vale – Club. Успешно. Но все же темп Хейкки не очень высок, и его с каждым кругом начинает неотвратимо настигать Кими Райкконен.
В это же время в хвосте пелетона прорывается Марк Уэббер. После неудачи на первом круге обладатель места на первом ряду стартового поля просто рвет и мечет, и его болид это позволяет. Марк настигает группу пилотов, и разбирается в ней с одним за другим. Физикелла, Баттон, Бурдэ, Сутиль. Все они друг за другом вынуждены уступить напору Марка, не в силах сдержать его.
Спустя пять кругов Хейкки Ковалайнен, боровшийся со своим «МакЛареном», наконец не справляется. Его разворачивает на медленном третьем секторе, и мимо проносится Кими Райкконен. Райкконен настроен весьма серьезно, и вторым местом ограничиваться не намерен. Кими атакует, его темп очень высок, он устанавливает лучшее время круга, и постепенно приближается к лидеру гонки – Льюису Хэмилтону.
Также в первой трети гонки очень уверенно выглядит Фернандо Алонсо, который идет в блестящем темпе, и догоняет Хейкки Ковалайнена. Ник Хайдфельд выглядит весьма уверенно. А Нельсон Пике-младший на второй «Рено» очень даже неплох даже по сравнению с Фернандо.
Где-то к кругу 20-му дождь прекращается, но трасса по-прежнему очень мокрая. К тому же на небе ни просвета, солнца не видно, а прогноз обещает новый грозовой фронт в течение ближайшего времени. Начинаются первые пит-стопы. Первым в боксы устремляется Марк Уэббер, к этому моменту совершивший целый ряд впечатляющих обгонов. Готовятся механики «МакЛарена» - и первым принимают обладателя поул-позишн Хейкки Ковалайнена. Фернандо Алонсо посещает боксы – и интересный расчет, ему не меняют резину «микст», только дозаправляют! В условиях, когда дождя нет, и трасса начинает постепенно подсыхать, приработанная, уже немного стершаяся промежуточная резина – наилучший вариант.
На 21 круге в боксах синхронно лидеры – Льюис Хэмилтон и почти догнавший его Кими Райкконен. Льюису меняют резину, Кими, как и до этого Фернандо, нет, только дозаправляют, тем не менее Льюису удается сохранить лидерство на выезде с пит-лейна.
Казалось бы события гонки постепенно входят в более спокойную череду, трасса постепенно подсыхает, но не тут то было! Подошла принесенная ветром новая тучка, на Сильверстоун обрушились очередные потоки дождя, да так, что мало не покажется.
В таких условиях отлично выглядит «БМВ-Заубер» Ника Хайдфельда, который идет в превосходном темпе. Ник – красавец! Он настигает группу пилотов, состоящую из Тимо Глока, Алонсо и Трулли, и щелкает их, как орешки. Хайдфельд в два присеста расправляется сразу с двумя пилотами. В медленной секции третьего сектора, «Прайори» - «Лаффилд» - «Бруклэндс» он сначала обходит Глока, оттирая его к обочине, а затем объезжает Фернандо, «Рено» которого излишне скользит наружу поворота. Парой поворотов спустя жертвой Хайдфельда пала и вторая «Тойота», находившаяся чуть впереди – Ярно Трулли.
В условиях сильного дождя слабо выглядит «Феррари» Кими Райкконена, и финн, боровшийся было за победу с Хэмилтоном, практически мгновенно отпускает Льюиса далеко вперед. В этих условиях «МакЛарены» смотрятся заметно лучше – доказательством чему темп Ковалайнена. Кими не только отстает от Льюиса, его настигает Хейкки, причем очень быстро, а ведь на первой трети дистанции Райкконен уверенно отрывался от Ковалайнена.
Хейкки догоняет Кими, того в свою очередь настигает невообразимый Хайдфельд. Нет, Ник в этой гонке действительно выглядит просто потрясающе! Я могу употребить в отношении Хайдфельда только самые превосходные эпитеты. Самый красивый момент гонки: более быстрый Ковалайнен атакует Райкконена в медленном «Лаффилде», Кими скользит наружу, и Хейкки проезжает мимо внутри. При этом, буквально приклеившись к Ковалайнену, мимо Райкконена проезжает и Хайдфельд. Но уже в следующем повороте, в скоростном Woodcote, Ник атакует Хейкки, «МакЛарен» скользит наружу и Хайдфельд вырывается вперед, на второе место в гонке! Аплодисменты!!! В этой гонке было много красивых моментов, много обгонов, так что хватило бы на весь сезон, но этот стоит особняком, так что Ник Хайдфельд заслуживает своеобразного формулистического «Оскара», за лучший обгон.
Кими Райкконен действительно теряет темп, теряет много времени по отношению к соперникам, и на 30 круге, на середине дистанции, отправляется в боксы на второй пит-стоп, где его дозаправляют до самого финиша. Точно также, до самого финиша примерно в это же время дозаправляют и Фернандо Алонсо. При этом оба ставят все ту же промежуточную резину, так что стратегии Райкконена и Алонсо в этой гонке удивительным образом совпадали.
В условиях сильного ливня теряет темп и Хейкки Ковалайнен, его догоняет Роберт Кубица. Видимо «БМВ-Зауберы» были настроены именно под такие условия, и Хайдфельд, и Кубица на этом отрезке гонки выглядят просто здорово. Ковалайнен пытается обороняться, но Роберт великолепной атакой обходит его в «Стоув». Нет, в этой гонке что ни обгон, то шедевр!
Ну а затем… А затем началась просто какая-то жесть, выражаясь модным нынче сленгом! Дождь не ослаб, нет, он только усилился. Практически тропический ливень смывал все с промокнувшего насквозь Сильверстоуна. Каково в этих условиях приходилось зрителям на трибунах, представить сложно, но гонщикам приходилось в стократ хуже! Вылетали, разворачивались, крутились практически все без исключения. Кто-то срезал повороты, вздымая тучи брызг из набухшего газона, кто-то застревал в гравии и бессмысленно буксовал, буксовал, не в силах уже выбраться на трассу…
Последний раз такой ужасающий ливень обрушивался на пелетон Ф-1 в прошлом году в Фудзи. Как и тогда, в гонке лидировал Льюис Хэмилтон. Но этот отрезок гонки стал настоящим бенефисом Рубенса Баррикелло. Рубенсу поставили покрышки для сильного дождя, так называемый heavy rain, и он единственный шел по трассе, как по рельсам, объезжая одного за другим, и отыгрывая у соперников по 4 секунды на круге. Рубенс просто проехал мимо Хайдфельда, как мимо стоячего. Каково же было Нику, который запрашивал боксы насчет резины heavy rain, но гоночный инженер отвечал, что этот дождевой фронт пройдет через пару минут, каково Хайдфельду было слышать, что «Рубенс догоняет тебя в восьми секундах», а Баррикелло тем временем уже наседал на заднее антикрыло «БМВ» немца!
Расправившись с Хайдфельдом, Баррикелло вышел на оперативный простор и бросился в погоню за лидером гонки – Хэмилтоном, у которого отыгрывал на некоторых кругах по четыре секунды. Отрыв Льюиса был еще велик – 40 с лишним секунд, но и времени до финиша оставалось еще немало, и темп Рубиньо был слишком высок! Баррикелло действительно выглядел как реальный претендент на победу!
Но все закончилось, когда дождь наконец стих, и оказалось, что в баках «Хонды» Рубенса было недостаточно топлива. Баррикелло свернул на пит-лейн, дозаправляться, а заодно поменять резину на промежуточную, и выехал обратно на трассу на третьем месте. Отныне Льюис мог быть спокоен.
На последних кругах Гран При Великобритании дождь закончился, небо раздернуло, среди громад облаков показались голубые лоскутки. Но борьба не заканчивалась, были атаки, была отчаянная оборона, были обгоны. Фернандо Алонсо пытался удержать позади себя группу, состоявшую из более быстрых Райкконена, Ковалайнена, Накаджимы, Трулли, Росберга, но был вынужден уступить обоим финнам. Однако все самое главное осталось позади, вместе с завершившимся ужасающим ливнем.
Льюис Хэмилтон выиграл эту гонку. После неубедительной субботы Льюис проявил себя в воскресенье, в гонке просто блестяще! Он проехал эту сложнейшую дождевую гонку безошибочно, не считая пары срезок поворотов, когда трассу заливали потоки воды, и удержаться на асфальте на промежуточной резине было просто невозможно. Но Льюис справился с главной задачей – будучи лидером, он довел машину до финиша, а до этого великолепно и грамотно атаковал. Я уже сравнивал в этом году победу Хэмилтона в Австралии с его первой победой в прошлом году в Канаде. Если продолжить тему сравнений, то победа в Сильверстоуне стоит на одном уровне с потрясающей прошлогодней победой в залитой дождем Фудзи. Тогда Льюис показал, что он умеет блестяще пилотировать под дождем, сегодня – подтвердил. Ну и еще один факт – Льюис Хэмилтон стал первым британцем, победившим в Гран При Великобритании после Дэвида Култхарда в 2000-м. Реакцию толп болельщиков, заполонивших трибуны Сильверстоуна до отказа, комментировать нет причины – они полностью окупили свое двухчасовое пребывание под дождем!
Второе место Ника Хайдфельда в Сильверстоуне по эмоциям совершенно нельзя сравнивать с его вторым место в Монреале. Тогда он проиграл борьбу за победу партнеру по команде, сегодня – проехал великолепную дождевую гонку. Монреаль и Сильверстоун – такие разные вторые места Ника Хайдфельда. Монреаль и Сильверстоун – на третью ступеньку подиума поднимаются заслуженные ветераны. Тогда – Култхард, сегодня – Рубенс Баррикелло!
Четвертое место Кими Райкконена, пятое – Хейкки Ковалайнена. Оба могли бы быть на подиуме, оба, тем не менее, набрали важные очки. Фернандо Алонсо финишировал на шестом месте, Ярно Трулли, обогнав Казуки Накаджиму на последнем круге, на седьмом. Наконец Накаджима завершает очковую восьмерку, опередив партнера по команде, Нико Росберга.
Гонкой в Сильверстоуне завершилась ровно половина сезона. Экватор пройден. И надо отметить, что первая половина сезона была совершенно потрясающей! Символом чему – три пилота, лидирующие в чемпионате с равным количеством очков: Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен и Фелипе Масса. Вторая половина сезона начнется ровно через две недели, в Хоккенхайме, в Германии. А значит все основное – только впереди!
06.07.08
Тэги: бмв заубер, великобритания, льюис хэмилтон, макларен, марк уэббер, ник хайдфельд, ред булл, рубенс баррикелло, сильверстоун, ф1, хейкки ковалайнен, хонда