15-й этап чемпионата мира Ф-1 2008 года, Гран При Сингапура – новый дебют в «Королевских гонках». И это не только дебют новой трассы, или нового Гран При. Это, можно сказать, дебют нового вида гонок.
Европейская часть сезона-2008 закончилась, началась финальная выездная. Но, откровенно говоря, по ощущениям было впечатление, что европейская часть сезона все еще продолжается. Да, в какой-то степени Сингапур стал таким «евроазиатским», а точнее, «евразийским» Гран При. И хотя по географическому положению такой Гран При может быть проведен только в двух странах – России и Турции, - а город-государство Сингапур целиком и полностью находится в Юго-Восточной Азии, но восприятие этого Гран При было именно таким. Почему? Из-за необычного времени суток, когда проводилась эта гонка и другие сессии гоночного уик-энда. То, что это был ночной Гран При, обусловило, что старт гонки состоялся в те же 16:00 по Москве, квалификация же и вовсе начиналась позже, чем на европейских Гран При – в 18:00. А потому расписание дня у меня, да и у всех зрителей в Европе, кроме тех, кто рванул в Сингапур, оставалось прежним. Отсюда и «европейское» восприятие Гран При Сингапура. Более того, по европейскому времени жили пилоты и другие представители команд в Сингапуре! С командами все понятно – машины приходилось готовить к ночным сессиям, а потом еще до утра разбираться с техникой, гонщикам же было необходимо выйти на пик формы именно ко времени основных заездов, квалификации и гонки, а потому они спали до полудня и ложились спать глубокой ночью. Все-таки для пилотов Гран При ночные гонки непривычны, пик формы обычно достигается днем, и уик-энд в Сингапуре отличался от всех других выездных гонок тем, что организму следовало не адаптироваться к местному времени суток, а наоборот препятствовать этой адаптации, чтобы жить по европейскому времени. Так что это был и вправду «евразийский» Гран При!
Вторая тема, которую я хотел бы затронуть в связи с дебютным Гран При Сингапура – это собственно причина описываемого в предыдущем абзаце. Интереснейшая и немного авантюрная идея – проведение ночного Гран При. Берни Экклстоун загорелся идеей ночных гонок в азиатском регионе только из-за того, чтобы поднять рейтинги азиатских Гран При в Европе. Чтобы европейские зрители могли смотреть гонки в привычное время, так как гонки в Азии начинаются обычно слишком рано для европейского зрителя, и их смотрят только преданные фанаты. Берни же хотелось, чтобы аудиторией были не только фанаты Формулы-1, но и остальной, более многочисленный срез телезрителей. Главная идея Берни Экклтоуна – получение прибыли, и от этой печки он всегда пляшет. Так получилось, что и организаторы городского Гран При в Сингапуре с самого начала были готовы провести гонку в ночное время суток, обеспечив трассу сложнейшим и дорогостоящим осветительным оборудованием. А потому эта идея смогла воплотиться в жизнь, и Гран При Сингапура стал действительно уникальным событием – первой ночной гонкой в истории Формулы-1! Другие же владельцы трасс – малайзийского «Сепанга» или организаторы Гран При в мельбурнском «Альберт-Парке», - не были готовы вкладывать огромные средства просто ради того, чтобы проводить гонки в другое время суток. Ведь идея проведения ночной гонки упирается в первую очередь именно в финансы. Провести эффективное и надежное осветительное оборудование на протяжении пятикилометрового гоночного кольца очень дорого. Организаторы Гран При в Сингапуре блестяще справились со своей задачей, и мы получили возможность увидеть действительно уникальную картинку ночного Гран При, но это стоило им огромных затрат. Что касается другой причины для беспокойства – безопасности ночных гонок, то здесь особых причин волноваться, по-хорошему, и не было. В Соединенных Штатах, например, имеются большие традиции проведения ночных гонок – и в классе машин с открытыми колесами, IndyCar, и «кузовных», NASCAR. Все проходит прекрасно и это действительно очень красивое зрелище! Но надо учитывать, что осветить гоночный овал все-таки проще, чем извилистую дорожную трассу. Однако после того, как в этом году был проведен первый в истории ночной Гран При по мотогонкам – этап MotoGP в Катаре, для чего потребовалось оснастить эффективным осветительным оборудованием пятикилометровое гоночное кольцо в Дохе, - стало ясно, что ночные гонки можно успешно проводить и на традиционных дорожных гоночных трассах. Только это требует гораздо больших затрат. В какой-то степени организаторам Гран При Сингапура было даже проще, чем устроителям ночного MotoGP в Катаре, – «Марина Бэй» все же временная городская трасса, и «лампы» можно было навесить практически над самим дорожным полотном, в то время как в Катаре «фонари» должны были хорошо освещать трассу издалека - из-за широких полос безопасности стационарного автодрома. Так что страхи о безопасности ночных гонок в Сингапуре изначально были беспочвенными, за исключением случая дождевой гонки. Но это отдельная тема.
Наконец, третья тема, которую хотелось бы затронуть, прежде чем начать рассказывать непосредственно о событиях гоночного уик-энда, - это сама городская трасса в Сингапуре, место проведения гонки. Трасса, к разработке которой приложил руку сам Герман Тильке, вышла великолепной. Городское кольцо длиной более 5 км, сложное и интересное. В отличие от слишком «глянцевой» Валенсии, где повороты были слишком скоростными, а покрытие – слишком гладким, как на стационарном автодроме, Сингапур получился гораздо более «городским», ближе к такой классике, как Монако, напоминая также американские городские трассы 80-х. Большое количество поворотов под прямым углом – черта классических городских трасс. Между прочим, Сингапур оказался вторым по «медленности» автодромом в календаре Ф-1 после Монако. Кроме того, трасса в Сингапуре оказалась слишком кочковатой, что вызывало нарекания гонщиков, ведь езда по ней превращалась в испытание на вибростенде. Клиренс болидов также приходилось делать выше, что сказывалось на скорости и управляемости. Но, с другой стороны, ведь дело происходило на городской трассе, а значит и асфальт был обычным, использующимся круглый год, а не специальным, как на стационарных трассах. Кочковатое покрытие – это известное свойство временных городских трасс, и к этому следует относиться как к экзотике. Хотя пилотам, конечно, приходится тяжело. Некоторые же нарекания были исправлены по ходу прошедшего уик-энда – например, уменьшены слишком высокие бордюры в некоторых поворотах, немного изменен въезд на пит-лейн, признанный слишком опасным. Но все это – нормальные рабочие моменты, присущие первому уик-энду на гоночной трассе. И, конечно, хотелось бы отдельно сказать о главной черте городских гонок – окружающей картинке, декорациях. С этим в Сингапуре все было в порядке! Этот мегаполис, город-государство, настоящее олицетворение городской, урбанистической культуры. Современные красивейшие небоскребы, которыми буквально нашпигован этот город, современные дорожные развязки, все это перемежается с историческими строениями более ранних эпох, создавая великолепную, просто фантастическую панораму. В искусственном освещении город на заднем плане выглядел просто прекрасно, но великолепно выглядела и гоночная трасса, и болиды, ярко переливающиеся цветами. Так что затея полностью удалась. Чего стоит хотя бы тоннель на трассе, проходящий под большой трибуной, когда болиды устремляются буквально вглубь трибуны, под зрителями! Интереснейшая находка организаторов Гран При Сингапура!
Большие опасения накануне уик-энда вызывались прогнозом погоды. Мало того, что в Сингапуре очень влажный климат, что является отличительной чертой государств Юго-Восточной Азии. Но сентябрь в этом году выдался слишком дождливым, и на прошедшей неделе сильные ливни с грозами проходили практически в течение каждых суток. Была большая вероятность, что дождь прольется и во время одной из сессий Гран При, под дождем могла пройти и гонка. Мало того, что гонка проходила в непривычных для пилотов Ф-1 условиях, ночью, да еще и дождь… Никто не знал, как будет проходить гонка при искусственном освещении под дождем, какие блики могут быть вызваны потоками воды, на асфальте и в воздухе… Эти опасения, конечно, имели под собой почву, но природа в этот раз смилостивилась над «Большим цирком», и все сессии гоночного уик-энда, включая квалификацию и гонку, прошли посуху. Дожди лили, но в основном глубокой ночью, когда на трассе уже ничего не происходило. Спасибо природе за это, от одного испытания Формула-1 была избавлена! Не все же сразу! Но и посуху Гран При Сингапура превращался в серьезнейшее испытание для гонщиков, возможно, тяжелейшую гонку в сезоне. Про кочки я уже упоминал, про влажность тоже. Жара и влажность. Даже ночью, после захода солнца, в Сингапуре все равно было жарко. Жарко и очень влажно, подобные условия хорошо знакомы пилотам Ф-1 по Малайзии. Одно дело переживать подобную погоду, будучи в футболке и шортах, и совсем другое – когда на тебе комбинезон, не пропускающий ничего. Когда тебе приходится совершать тяжелую работу в тесном кокпите на протяжении 61 круга, под воздействием перегрузок. Пожалуй Гран При Сингапура становится в ряд самых сложных гонок чемпионата…
Понятно, что на городских трассах квалификация приобретает особое значение, так как обгонять на городских улицах особо негде, чтобы ни уверяли организаторы Гран При Сингапура. Подобные заверения мы уже слышали от организаторов гонки в Валенсии, а что там было? Правда, в гонке мы все-таки увидели ряд неплохих обгонов, но это уже другое дело. Итак, квалификация.
В отличие от событий двухнедельной давности в Монце, здесь все было более-менее традиционно. Поул-позишн разыграли между собой претенденты на чемпионский титул, в первой четверке присутствовали исключительно гонщики, сохраняющие надежды побороться за звание чемпиона мира. Первый ряд: Фелипе Масса и Льюис Хэмилтон. Эти парни признаются главными претендентами на титул, они же разыграли между собой поул в Сингапуре. Массе удался по-настоящему великолепный круг, круг, от которого, по словам Фелипе, «гонщик испытывает настоящее наслаждение, пересекая финишную линию». Масса показывает себя настоящим специалистом по городским трассам – в этом году на его счету поулы в Монако, Валенсии, а теперь и в Сингапуре.
Для Льюиса все складывалось сложнее. Он еле пробился в Top-10, попав в трафик, а потом будучи зазванным на выборочную техническую инспекцию в бокс FIA. Льюис все-таки смог показать десятое время под занавес второй квалификационной сессии, и это был успех, учитывая обстоятельства. В итоговой же сессии Хэмилтон боролся за поул-позишн. На этот раз он не был столь успешен, как Масса, ему не очень удавались первый и второй секторы трассы «Марина Бэй», но третий был весьма хорош. Когда Льюис наконец проехал круг без видимых ошибок, этого хватило на второй результат.
Третье время показал Кими Райкконен, который в этом сезоне в основном проигрывает напарнику по «Феррари». Однако в этот раз Кими был вполне доволен показанным результатом. Четвертым же был Роберт Кубица, первый пилот «БМВ-Заубера», который по-прежнему сохраняет математические шансы на чемпионский титул, и не оставляет надежд.
Второй пилот «МакЛарена» Хейкки Ковалайнен показал пятое время, будучи довольным поведением болида на улицах Сингапура. Шестым был второй пилот «БМВ-Заубера» Ник Хайдфельд, однако, позже Ник был оштрафован за инцидент с Рубенсом Баррикелло в первой квалификационной сессии перемещением на 3 позиции назад. Продолжил серию успешных выступлений Себастьян Феттель, показавший седьмое время. Его присутствие в Top-10 уже никого не удивляет. Зато удивили «Уильямсы», в полном составе прошедшие в итоговую сессию. Для Нико Росберга это довольно привычный успех, а вот Казуки Накаджима в третью квалификационную сессию отобрался впервые. Порадовал Тимо Глок, прошедший на своей «Тойоте» в итоговую сессию, и показавший в ней восьмой результат. Для Ярно Трулли невыход в Top-10 напротив непривычен, но Ярно с самого начала уик-энда жаловался на кочковатость трассы, на то, что «Тойоте» подобные характеристики дорожного полотна никак не подходят. 11 время нельзя назвать успешным для Трулли, также как результаты пилотов «Ред Булла», Марка Уэббера и Дэвида Култхарда, в отличие от практически партнера по команде Феттеля, в Top-10 не прошедших. Зато 12-й результат Дженсона Баттона – настоящий успех «Хонды». И все же самым большим разочарованием квалификации стал Фернандо Алонсо. Испанец показывал отличные времена на тренировках, но во второй квалификационной сессии на его «Рено» отказала топливная система, в результате чего Нандо вообще не смог показать какое-либо время и подняться выше 15 места. Разочарованию Алонсо не было предела, ведь на следующий день его ждала гонка по городской трассе, где обгоны крайне затруднительны.
Гонки на городских трассах – еще то приключение, и хотя в них обычно случается немного обгонов, хватает других особенностей, привлекающих к городским гонкам немалое внимание. Тем более при таком роскошном качестве телекартинки, которое ждало нас из Сингапура.
Представители некоторых команд так и заявляли, что ожидают появление сейфти-кара на трассе. Машину безопасности ожидали и в Валенсии, чего, однако, не произошло, но Сингапур все признавали более сложной трассой. К тому же высокие бордюры и кочки способствовали отваливающимся частям болидов, а также вылетам, которых с начала гоночного уик-энда видели уже немало. Так было и в гонке.
Впрочем, на старте все было еще более-менее спокойно. Фелипе Масса выиграл старт и даже оторвался слегка уже на первых метрах, Льюис Хэмилтон сохранил за собой вторую позицию, Кими Райкконен – третью. Жарко было в борьбе за четвертое место, которое на старте сохранил Роберт Кубица, но хорошо стартовавший Ковалайнен атаковал поляка в первом повороте. Здесь не обошлось без контакта, Роберт подтолкнул Хейкки, находящегося снаружи, колесом в боковой понтон, и Ковалайнен потерял на этом несколько позиций. Прекрасно стартовал Ярно Трулли, опередивший оба «Уильямса». Сзади постепенно стал выбираться наверх Фернандо Алонсо.
|
Первые круги – и внимание приковано к группе «имени Ярно Трулли». В свое время в F1 Racing даже была статья – «Паровозик имени Трулли», - вот и теперь прекрасно стартовавший Ярно шел медленнее преследовавших его обоих «Уильямсов», сдерживая их. Ряд атак, - и Нико Росберг выходит вперед, демонстрируя, что в Сингапуре можно обгонять. Можно-то можно, но сложно, - даже учитывая явное преимущество в скорости Росберга, ему пришлось немало потрудиться, прежде чем сломить сопротивление пилота «Тойоты». Спустя некоторое время Трулли догнал уже Алонсо, выбирающийся из середины второй десятки. Атака Нандо на бывшего партнера по «Рено» также была результативна.
Впереди же Фелипе Масса уверенно лидирует, немного отрываясь от Хэмилтона. «Феррари» явно быстрее «МакЛарена» Льюиса, так как идущий третьим Райкконен быстро приближается к британцу. Однако об успехе «Скудерии» говорить еще рано, надо дождаться пит-стопов, ведь еще накануне Льюис Хэмилтон намекал, что в баках его «МакЛарена» больше топлива.
Однако, это городские гонки, а городские гонки порой таят в себе неожиданность. Нельсиньо Пике подтверждает истину об опасности пилотажа на городских улицах. Пике-младший задевает стену на выходе из поворота, после чего его «Рено» разворачивает и бросает в противоположную стену. Жесткий удар, разбитый болид – пейс-кар на трассе. Практически синхронно останавливается на трассе другой бразилец, опытнейший Рубенс Баррикелло. Пока машина безопасности водит пелетон по трассе, маршалы пытаются убрать болиды, и это им удается небыстро. Обе машины расположены в неудобных местах, к месту «крушения» «Рено» Нельсиньо пришлось подкатывать передвижной кран, болид Рубенса долго толкали вручную к ближайшему «окну» в ограждении трассы. Заметка на будущее – надо предусмотреть дополнительные возможности для быстрой ликвидации последствий различных инцидентов.
В боксах тоже весело – пилоты один за другим устремляются на пит-лейн, чтобы совершить первые пит-стопы под машиной безопасности. Здесь неожиданности ждали уже лидера гонки, Фелипе Массу. Фелипе дозаправляется, при этом позади своей очереди ждет Кими Райкконен. Фелипе стартует, - и стартует слишком рано. Сбивая заправочным шлангом механика, он выдергивает его (шланг) с корнем. Опаснейший момент, так как из шланга на площадку перед боксами выплескиваются остатки топлива. Более того, «Феррари» Массы с болтающимся шлангом пересекает траекторию направляющейся к своим боксам «Тойоте». И только в самом конце пит-лейна Масса, наконец, останавливается и ждет механиков, бегущих к нему со всех ног. Механики «Скудерии» еще долго пытаются выдернуть шланг из горловины. Мимо проносятся соперники, в том числе и Райкконен, также потерявший на этой дозаправке уйму времени. Наконец шланг выдернут, Фелипе возвращается на трассу, а механики несут на плечах оторванный шланг обратно в боксы «Феррари», словно поверженную гигантскую змею… На этом гонка для «Скудерии» проиграна – если Райкконен возвращается на трассу где-то в хвосте первой десятки, то Масса – и вовсе последний.
На рестарте гонку возглавляет Нико Росберг (!), следом за ним Трулли и Кубица. Все бывшие лидеры: Масса, Хэмилтон, Райкконен, - по разным причинам откатились кто куда. Нико уверенно выигрывает рестарт, и с самого начала штампует круги в высочайшем темпе, отрываясь от остального пелетона с невероятной скоростью. Впрочем, на победу Росберг явно не претендует. Стюарды Гран При внимательно расследуют следующие инциденты: опасную езду Массы на пит-лейне и посещение Росбергом и Кубицей боксов при закрытом пит-лейне. Вскоре выносятся вердикты: проезд по пит-лейн для Массы, 10-секундная остановка stop&go для Росберга и Кубицы. Все правильно, правила нарушены – должно быть вынесено наказание. Но я не возьму в толк саму эту букву закона! Почему Масса, действительно совершивший на пит-лейне целый ряд опасных действий (пусть частично и по вине команды, не информировавшей своего гонщика) отделывается только проездом, а Росберг и Кубица, вынужденно заехавшие на закрытый пит-лейн, должны отбывать stop&go?! Весь сезон идут разговоры о несправедливости правила закрытого пит-лейна, когда гонщик вынужден выбирать – либо остановиться в боксах и нарушить таким образом правила, с последующим наказанием, либо остановиться на трассе с пустыми баками. Почему этот вынужденный проступок должен наказываться серьезнее, чем опасное пилотирование – я понять не могу…
|
Росберг в боксах – гонку возглавляет Ярно Трулли. И этот парень еще жаловался на сингапурскую трассу! Впрочем, все объясняется очень легко. Команда могла свободно выбирать для Ярно, не попавшего в Top-10 квалификации, тактику, и итальянец пошел всего на один пит-стоп. Как только Трулли в свою очередь направляется на пит-лейн, гонку возглавляет… Фернандо Алонсо! Гонщик, показывавший прекрасный темп на протяжении всего уик-энда, но проваливший квалификационные заезды, в гонке вновь демонстрирует отличные времена, и это дает свои плоды. Фернандо лидирует, - и лидирует с неплохим отрывом от ближайших преследователей, который только возрастает.
За 20 кругов до финиша Нандо совершает свой второй пит-стоп, - и возвращается на трассу лидером. Возможная победа становится все более вероятной! На этом же круге происходит один из лучших маневров в гонке – Льюис Хэмилтон в борьбе за третье место блестяще опережает Дэвида Култхарда, лишая ветерана возможного подиума.
Алонсо прекрасно проводит гонку, отрываясь от пелетона, но не все было так просто, - всех гонщиков ждала еще одна передышка за пейс-каром. Ярно Трулли внезапно теряет скорость, как до этого Баррикелло, и медленно возвращается в боксы. В узком месте трассы объезд медленного болида не вполне удается Фелипе Массе, которого разворачивает поперек. Фелипе пропускает ряд гонщиков и возвращается в гонку резким разворотом, но… это происходит прямо перед носом Адриана Сутиля. Немец уворачивается от внезапно возникшей впереди «Феррари», и, в свою очередь, втыкается в отбойник. Болид разбит, Сутиль покидает гонку, а на трассе появляется «Мерседес» под управлением Бернда Майландера – для того, чтобы маршалы ликвидировали последствия аварии.
На этот раз комиссары справились со своей работой гораздо быстрее, и рестарт не пришлось ждать долго. Критический момент для Фернандо, но испанец прекрасно справляется со своей задачей, сохранив шины в рабочей температуре. Фернандо выигрывает рестарт, и вновь начинает уходить в отрыв.
На втором месте Нико Росберг. Его отрезок после первого пейс-кара был блестящим, - и даже несмотря на stop&go Росберг вернулся на трассу на высокой позиции. Форма «Уильямса» в Сингапуре была превосходна! Третий - Льюис Хэмилтон, четвертый – Тимо Глок, а сзади эту группу стремительно догоняет Кими Райкконен. «Феррари» прекрасно выглядела в Сингапуре, но в гонке ее пилотам не повезло. Кими мог финишировать на высокой позиции, но это ему было не суждено. За 4 круга до финиша «Феррари» Кими заскользила в стремительной шикане в начале круга – финн пытался сбалансировать болид движениями руля, но тщетно. Атака Райкконена закончилась разбитой о стену «Феррари».
В этом месте трассы имелась небольшая полоса безопасности, на которой и остановилась разбитая F2008, поэтому на этот раз обошлось без третьего пейс-кара. Фернандо Алонсо довел эти заключительные круги до логичного и заслуженного результата, - до победы.
Потрясающая гонка, - и потрясающий результат! Фернандо Алонсо весь сезон сражался со своей Renault R28, дважды в родной Испании терпел обиднейшие неудачи, но на другой новой трассе – в Сингапуре, - ему наконец улыбнулась удача, а машина выглядела великолепно! Итог: двукратный чемпион мира возвращается на верхнюю ступень подиума! Испанский гимн, французский гимн – «Марсельеза», - все как в лучшие времена. Первая победа «Рено» после перехода на «Бриджстоун», первая победа в цветах ING. Предвестие лучшего будущего?
Второй призер этой гонки – не менее неожиданный, чем победитель, и не менее заслуженный. Нико Росберг, который по своей скорости мог даже выиграть в Сингапуре. Давно «Уильямс» не поднимался так высоко! И третий призер – Льюис Хэмилтон. Единственный из претендентов на титул в очках, пилот, претендовавший на победу, но минимизировавший потери, в отличие от своих главных конкурентов из «Феррари». Теперь Льюис вновь отрывается в чемпионате от Фелипе, а «МакЛарен» опережает в Кубке конструкторов «Феррари» после «зеро» последней.
Еще одна удачная гонка финишировавшего четвертым Тимо Глока, очередные очки Себастьяна Феттеля – за пятое место, надежный Ник Хайдфельд шестой, Дэвид Култхард под занавес карьеры набирает очки за седьмое место на новейшей трассе мира, Казуки Накаджима замыкает очковую восьмерку, подтверждая высокую форму «Уильямса», - таковы итоги первого в истории Гран При Сингапура. Интереснейшей гонки с неожиданным и удивительным результатом.
P.S. Годом позже мир узнал, что не все было чисто в первом в истории Ф1 Гран При Сингапура. Впрочем, впечатление эта гонка все равно оставила сильное, да и победителю надо отдать должное – победу не поднесли ему на блюдечке с голубой каемочкой, он добился её сам, что бы там ни «замутили» в команде «Рено»…
28.09.08
Тэги: льюис хэмилтон, макларен, нельсиньо пике, нико росберг, ночные гонки, рено, сингапур, уильямс, ф1, фелипе масса, фернандо алонсо, феррари