Год назад сайт nascarmedia.com выдал подборку пяти лучших дебютов в истории Daytona 500, теперь пришло время топ-5 финишей. Ниже свободный перевод и немного моих заметок.
5. 1993 – Дейл против Дейла
Как это часто бывает, сухая статистика не отражает значимости момента. 1993-й был первым сезоном полностью автоматического электронного хронометража, и в протоколе Daytona 500 зафиксировано, что Дейл Джарретт опередил Дейла Эрнхардта на 0.16 секунды. Происходящее на последних кругах, в комментаторской кабине и после финиша стало одним из наиболее знаковых моментов истории NASCAR.
Джарретт, как это было написано в оригинале, конечно не пытался выиграть первую гонку в Кубке – его победа в Мичигане 1991 года над Дэйви Эллисоном тоже один из легендарных моментов – но преследовал человека, который 15-й год пытается выиграть главную гонку NASCAR. Наверху, в комментаторской кабине Нед Джарретт вёл свою битву – за самообладание. Неизменно спокойный комментатор CBS в эти минуты разрывался между своей работой и поддержкой сына. Продюсер эфира Боб Стеннер решил отбросить протокол и посмотреть, как отец сможет справиться с двумя задачами. Стеннер сказал Кену Сквайеру, регулярному комментатору, отойти на вторую роль и позволить ситуации разворачиваться своим ходом.
И она развернулась.
36-летний Дейл Джарретт выступал за молодую организацию Joe Gibbs Racing и в конце гонки выиграл сражение против Эрнхардта и многообещающего новичка по имени Джефф Гордон. Использовав драфт от многолетнего врага Эрнхардта Джеффа Бодайна, Джарретт вырвался с третьего места не первое после контактного обгона #3 в третьем повороте. Когда машины выходили на прямую, телезрители по всей стране слышали Неда Джарретта: «Давай Дейл! Вперёд, мальчик, вперёд! Похоже, он сделает это… Дейл Джарретт на пути к победе в Daytona 500!» Через мгновения после памятного звонка на Аллею Победы, камеры нашли Марту Джарретт, плачущую от счастья. То же самое было и у отца.
Год спустя третьей победы Washington Redskins в Супер Боуле, Дейл Джарретт принёс Джо Гиббсу первую победу в Кубке, и сразу в «Супер Боуле NASCAR». Но посвятил её, конечно же, семье. Его отец, Нед Джарретт, чемпион 1961 и 1965 годов одержал 50 побед в 352 гонках и очень рано, в 34 года, закончил карьеру. Он единственный, кто ушёл в ранге чемпиона – в конце сезона-66 Ford объявил, что покидает NASCAR, и Нед поддержал свою марку.
Нед Джарретт никогда не выигрывал Daytona 500. Ближе всего он был в 1963-м, когда ему не хватило пары галлонов топлива.
4. 2007 – Харвик против Мартина. Дуэль до черты
На тот момент, это была 9-й по плотности финиш в истории электронного хронометража – 2 сотые секунды разделили Кевина Харвика и Марка Мартина в гонке, где второе место обиднее чем где бы то ни было. За 20 кругов до финиша #29 был на 29-й позиции, но смог воспользоваться разгоном внешнего ряда. На 23-й год участия Марк Мартин как никогда близко подошёл к победе в Daytona 500. В 2007-м году он планировал выступать на ограниченном расписании, и пропускал этап в Бристоле в ранге лидера регулярного сезона.
На задней прямой последнего круга Мартин и Харвик боролись, ведя за собой двух других гонщиков RCR – Бёртона и Бойера, а также Мэтта Кенсета, Грега Биффла и Кайла Буша. После того, как на 154-м круге лидирующий Тони Стюарт ошибся в третьем повороте и сделал всё, чтобы Курт Буш тоже разбил машину, Кайл стал главным фаворитом. Однако из всех перечисленных преследователей #01 и #29 только Джефф Бёртон пересёк финишную черту на колёсах.
Едва Харвик и Мартин пронеслись под клетчатым флагом, как все тут же замерли, наблюдая как Клинт Бойер финиширует ввёрх дном. Он был уже на 18-й позиции. Жёлтые флаги взмыли над трассой, когда Кайл Буш не удержал машину на внутренней траектории при выходе из четвёртого поворота, и этот момент бросает тень на легитимность результата.
Споры продолжаются до сих пор, ведь Марк Мартин в момент аварии был на полкорпуса впереди.
Для Richard Childress Racing это была первая победа в Дайтоне как после гибели Дейла Эрнхардта-старшего, так и после его победы в 1998-м году. #29 – это прямой потомок #3, и Кевин Харвик выиграл уже третью гонку, неся на плечах столь серьёзное наследие. Для выигрыша Daytona 500 ему потребовалось всего лишь 6 попыток, Эрнхардту – 20. Только что от команды ушёл многолетний спонсор, GM Goodwrench, с которым эта победа выглядела бы ещё более знаковой. Харвик был так перевозбуждён, что разбил после финиша зеркало – один из главных атрибутов арсенала гонщика на суперспидвеях.
3. 1999 – Смена караула. Гордон сдерживает Эрнхардта
К 1999-му году в NASCAR Winston Cup смена караула произошла уже во всех смыслах. Джефф Гордон выиграл три из четырёх последних чемпионатов, тогда как последний титул Дейла Эрнхардта уже терялся в зеркале заднего вида. В Daytona 500 Гордон добавил несколько знаков к трёхлетнему доминированию, которое разделило болельщиков на две полярные группы. «Гордон против Эрнхардта» стало темой каждой гонки, и старший гонщик в таких ситуациях обычно получает большую поддержку. Гордон постоянно говорил людям, что его не волнуют многочисленные «бу» с трибун во время предгоночных церемоний. «Когда они освистывают, я знаю, что всё ещё выигрываю. Когда они перестанут, я начну беспокоиться» - говорил он.
Небольшое отступление – последний раз Гордон был крупно освистан и закидан в Талладеге 2004 года. Несколько предметов летели с трибун и после его победы в Финиксе-2007, когда он превзошёл Эрнхардта по числу выигранных гонок. В последние годы больше всего освистывают Кайла Буша, и надо полагать, состав «свистунов» не сильно изменился. Можно пойти дальше и предположить, что эти же люди теперь готовы поддерживать Джеффа Гордона.
В конце 90-х он узурпировал легенду, во многом это похоже на то, что сделал Даррелл Уолтрип два десятилетия тому назад, когда скинул с трона Короля, Ричарда Петти. Всякий болельщик, кто не был в этом уверен до 1999 Daytona 500, готов был согласиться после финиша, которого Гордон достиг на 0.128 секунды раньше Эрнхардта.
Их памятная дуэль на последних 10 кругах затмевает то, как Гордон прорвался в лидеры перед этим. Едя за жёлтой линией, Гордон протиснул свой Chevrolet #24 между Расти Уолласом справа и Рикки Раддом слева на входе в первый поворот. Радд только что покинул пит-лейн и двигался заметно медленнее надвигающегося потока. Оттеснив Уолласа и Скиннера за оставшуюся часть круга, Гордон так и не отдал лидерства. Эрнхард быстро расположился позади и пробовал различные попытки атаки, давил, вынуждал на ошибку, но всё без толку.
«Пытаться сдержать Эрнхардта позади – одна из тяжелейших вещей, которые мне доводилось испытывать в гоночном автомобиле. Он допекал меня каждый круг, я рельно думал, что он сейчас меня достанет. Вытянуть такую большую победу как эта великолепно, особенно потому, что её судьбу решили Дейл Эрнхардт и я» - сказал Джефф Гордон.
2. 1976 – Бой тяжеловесов. Победа Пирсона нокаутом
Большинство болельщиков, отвечая на вопрос о величайшем гонщики в истории, обычно назовут Ричарда Петти или Дейла Эрнхардта, каждый из которых выиграл 7 чемпионских титулов. Сам Петти всегда преклонялся перед Дэвидом Пирсоном, когда рассуждал о статусе лучшего всех времён. Он говорил, что Пирсон был лучшим «чистокровным» водителем, тогда как себя считал лучшим «гонщиком»*
Вождение, гонки, толчки и удары между Петти и Пирсоном и в исполнении Ричарда и Дэвида – всё собралось вместе 15 Февраля 1976 года в одном из самых захватывающих финишей в истории Daytona 500. В книге рекордов значится таинственное «отрыв победителя – 50 ярдов». Но это, пожалуй, и есть лучший способ описать финиш, которые болельщики увидели тем днём, когда на последнем круге, в 4-м повороте, два тяжеловеса сцепились машинами и одновременно ударились о внешнюю стену на пути к финишной черте. Машины соприкоснулись, когда Петти пытался пройти Пирсона по внутреннему радиусу.
«Я не уверен на счёт того, что случилось» - вспоминает Пирсон. «Тогда у нас не было споттеров, так что я не знал, что не прошёл его» - сказал Петти. Остальное уже традиция NASCAR.
STP Dodge #43 Ричарда Петти направлялся к финишной черте, но замедлился и сполз с бэнкинга на траву инфилда, застыв в разочаровывающем отказе. Purolator Mercury #21 Дэвида Пирсона после удара о стену отскочил к пит-лейну, задев по пути другую машину. Пирсон сохранил машину в движении – история гласит, что благодаря своему хладнокровию он выжимал сцепление на протяжении всего инцидента, не дав мотору заглохнуть – и выпрямив автомобиль, протарахтел по траве инфилда мимо Петти и пересёк финишную черту со скоростью улитки, выиграв Daytona 500. Вскоре после этого Петти яростно негодовал из-за второго места.
Дэвид Пирсон не выигрывал «500» ни до ни после. Он победит ещё в 16 гонках и закончит карьеру со 105 победами, второй после 200 Петти. Ричард выиграет «500» ещё дважды и установит ещё один рекорд – 7 побед в крупнейшей гонке NASCAR.
1. 1959 - Противоречивый финиш как идеальный старт новому событию
Когда выбираешь лучший финиш в истории Daytona 500, то уйти дальше самой первой гонки. Потому что всё развивалось словно по сценарию. Финиш, который потребовал нескольких дней, чтобы в нём разобраться, сложно представить даже 51 год спустя исторического факта. Это с трудом укладывается в голове ещё и потому, что сам факт постройки Daytona International Speedway – выдающееся событие даже сегодня.
Ли Петти выиграл первую Daytona 500, но только после того, как основатель NASCAR Билл Франс-старший в течение нескольких дней внимательно просматривал видеоплёнку и фотографии, на которых Петти и Джонни Бочемп одновременно пересекали финишную черту. Процесс был затруднён тем фактом, что отстающая на круг машина Джо Визерли также была в кадре, снаружи относительно двух претендентов.
Когда в полдень 22 Февраля 1959 года закончилась гонка, Бочемп, как и многие другие, тут же подумал, что выиграл. Ему даже вручили трофей на Алее Победы. Вскоре Франс забрал приз обратно и объявил рассмотрение повторов финиша. Когда просмотр был окончен, Петти объявили победителем.
Дайтона была готова, и она поехала. Театр первой «500» уже успел пережить несколько тяжёлых лет, когда Франс по крупицам собирал средства для постройки того, что станет крупнейшим сооружением мира сток-каров. Само по себе строительство было усложнено задачей наклонить повороты на 31 градус, что позволит сток-карам гоняться быстрее, чем когда-либо. Бэнкинг был разработан по изменённой технике «переходной спирали», которая использовалась железнодорожниками для создания наклонных путей.
Бэнкинг предназначался для двух целей: позволить развивать запредельные скорости и дать возможность зрителям видеть большую часть действа, благодаря три-овалу, который придаст 2.5-мильному треку эффект «зерновой чаши». Было легко разозлиться на проект и всё бросить ввиду основополагающих вызовов, которые бросала земля сооружения. Где-то навоз, где-то песок с ракушками – местность требовала дополнительной подготовки к строительству спидвея. Мечта Билла Франса-старшего построить суперспидвей на своей малой родине сбылась не легко.
Финиш первой Daytona 500 лишь следовал этому замыслу.
* * *
Должен признаться, что совершенно забыл про Первую Пятисотку и был уверен, что получу в рассылке уведомление о 1979-м годе, со всем этим шумом о первом прямом эфире (первым он был только для национального телевидения, в кинотеатрах Daytona 500 шла с середины семидесятых). Но ведь в действительности 1979-й был не о финише, а о последнем круге. О финише, которого не было. Поэтому к такой редакции не имею ни малейших претензий.
Великие гонки не получаются из промоушена, пиара и реклама - то есть из ничего. Не покупаются они и деньгами. Великие гонки получаются из того, что было первым, новым, необычным и трудно вообразимым. Но стало реальным. Начало - половина дело, остальное даст время.
* - в оригинале «Pearson, he said, was the best “pure” driver. Petty considered himself a better “racer”». Надо напомнить, что в английском языке по отношению к гонщику значительно чаще употребляется слово driver, а не racer, вследствие чего порой возникают трудности с переводом на русский в принципе хорошо понятных эпитетов. Если в русском назвать гонщика водителем по сути оскорбительно, то в английском их обозначает одно и то же слово, тогда как “racer” – уже несёт усиление.