Жена спросила его утром, что будет означать, если сегодня он выиграет Daytona 500. Он ответил, что это будет осуществление мечты. Банальнее не придумаешь. 6 часов 13 минут спустя того, как на новой вышке Джуниор Джонсон взмахнул зелёным флагом, на столбе с позициями номер 1 расположился напротив позиции 1. Эти и многие другие беспрецедентные вещи в истории Великой Американской Гонки стали возможны по целому ряду причин.
Первое – NASCAR показала, что способна мгновенно принимать верные решения. С точки зрения огромной бюрократической организации, внедрить правило множественного овердрайва в промежутке 4 дней – несомненно мгновение. Я больше скажу – попыток встретить белый флаг должно быть неограниченное число, ибо всё, начиная от самой концепции GWC и заканчивая двойными рестартами, есть реализация философии, которая следует из отмены RBTL. В общей сложности, до Хелтона доходило аж 6 лет, но главное, что всё-таки дошло.
Результат – болельщики ставят эту Дайтону в топ-5 за всю историю, а Speedweeks некоторые называют вообще лучшими, с оговоркой разве что «среди увиденных мною».
Второе – большие рестрикторы, удачные шины, полная легализация бампдрафта. Эти решения были объявлены относительно загодя, а обсуждались, по-видимому, с предыдущей рестрикторной гонки, которая напоминает эту только фамилией победителя. Goodyear не прекращает работу, и её плоды хорошо видны. Шины отлично показали себя в условиях падающей температуры на возможно жесточайшем покрытии среди всех трасс Sprint Cup. Первая половина гонки немало напомнила происходившее на Daytona 500 лет 10-15 назад, когда пелотон разбивался на группы по качеству машин в данный момент. Поскольку создаваемые теми же шинами условия непрерывно меняются, то состав этих групп менялся с течением стинта. И при этом хорошо заметно, что гонщик управляет машиной, а не просто едет. О бампдрафте можно сказать много, но об этом позже. Если сформулировать его роль в двух словах, то – решил судьбу гонки.
Третье – видавшее виды старое покрытие. К своему стыду я не знал, что за всю историю Daytona International Speedway была только одна смена асфальта! В 1978-м году. Следующая ожидается не раньше 2011 года, но после событий прошедшего воскресенья вполне реально, что она случится раньше. Вопрос сугубо финансовый – $20 миллионов. Признаюсь, услышав о скором конце конкретно этого трека, я очень расстроился. Ведь первые гонки после смены покрытия Talladega Superspeedway по большей части проходили в один ряд, а на пит-стопах редко можно было увидеть смену более двух колёс. Только к 2008 году ситуация улучшилась, но для возврата к тому, что было потребуется минимум 10 лет.
Но надо вспомнить, что Дайтону мутузят как ни одну другу трассу. К наиполнейшему комплекту гонок сток-каров вклад добавляют два этапа Grand-Am, один из которых длится сутки. До 2007 включительно здесь были предсезонные тесты всех трёх серий. В пятницу над регионом прошёл ливень, а в субботу вновь светило солнце. Пикапы и машины Nationwide ударили на полную мощь – в двух гонках было разбито под 50 машин, но это отдельная история, сейчас в ней важна причина выбоины. Джонсон предположил, что асфальт могли травмировать отвалившееся крепление задней оси или опора домкрата. Трудно сказать, насколько проблемы #48 были спровоцированы ямой во втором повороте, ведь момент перестал приходить на левое колесо, но факт остаётся фактом – после своей спорной победы 4 года назад у Джимми в Daytona 500 серия из финишей на 39, 27, 31 и 35 местах…
По всей видимости, весь трек переасфальтируют в запланированные сроки, к Июлю поставят заплатки. А значит машины и дальше будут нестись по волнам на скоростях 300 км/ч и требовать от гонщиков пика концентрации и хладнокровия. Что будет потом? Важно ли это сейчас, после того, что мы засвидетельствовали? Трудно поверить, что все лестные характеристики в адрес гонки совместимы с двумя с лишним часами красного флага, вызванного, чего уж греха таить, недосмотром Ассоциации! Зрелище превзошло все ожидания, а ожидание само по себе вызвало предвкушение продолжения. Надо ли напоминать, что все, включая Клинта Бойера и Кевина Харвика, которые встречали красные флаги лидерами были безусловно за продолжение. У них, конечно, были машины, вселяющие уверенность, но их рвение от этого не выглядит наигранным.
Зрители заплатили деньги, они хотят увидеть Daytona 500, а не 400-сколько-то-там. Зрители получили сверху – они увидели Daytona 520.
Примечательно, что в гонке Кубка не было бигвана, который бы унёс с десяток машин, способных сыграть заметную роль под финиш. Все, кто был силён до остановок были сильны и после, но проиграли по разным причинам. Оллмендингер вместе с командой перегорел – сначала незакрученная гайка, а потом, когда Эй Джей понял, что прорыв возможен случился селф-спин. Его партнёр Кейн 500 миль проехал, но сам же не удержал машину во втором повороте, находясь, впрочем, далековато от желаемого результата.
Хотя, как сказал Джуниор, желаемый результат здесь, это такая вещь, что «когда ты 22-й, то бесишься, потому что хочешь топ-10. Когда ты получаешь топ-10, то сердишься, потому что не смог пробиться в топ-5. Затем, когда ты финишируешь вторым, то свирепствуешь из-за того, что не выиграл», - сказал он и добавил. - «Я надеюсь, такие они, водители гоночных автомобилей».
Но когда ты уже в топ-5, то что может заставить тебя сдать позицию заведомо меньше чем за 5 зелёных кругов до запланированного финиша? Прокол, повреждение или нервы крю-чифа, который уже едва воспринимает ход событий. Поразительно, но если Скотт Спид с десяток кругов держал инсайд на старых шинах, то неужели Курт Буш, у кого несоизмеримо лучше все показатели на суперспидвеях не смог бы продержаться до финиша? Эддингтон признал ошибку, а я недоумеваю, где же тот Курт, который возражал куда более авторитетному Феннигу и побеждал… С почином тебя, Стив, но в Тегге так не делай.
Кто из важных ещё поехал за шинами? Гордон. #24 «собирались делать то, что не делают другие» - без комментариев. Стюарт. #14 заболела. После первого красного флага механики расположились под днищем и меняли пружины. Вылечить не удалось. И наконец #88, гонщика которой во время остановок спросили, как он намерен пробиваться, и он сразу сказал, что «отдельно от партнёров». Курт финишировал 23-м, Джефф 26-м, Тони 22-м. Дейл – вторым.
Я совершенно уверен, что дело ни в каких не в шинах, а в гонщике. И не в том, который сидел в кабине, а в том, который реально управлял этим гоночным автомобилем. Внимательно читаю ответ Эрнхардта-младшего на вопрос о его прорыве с 10-й на 2-ю позицию за один круг. Вчитываюсь в каждое предложение: «На самом деле, я не многое помню из этого. Всё было словно в тумане. Я просто шёл где-то, где другие не шли. Мне, вообще говоря, такая агрессия не доставляет удовольствия. Но если есть достаточно пространства, чтобы уместить радиатор, то ты просто зажимаешь газ и молишь о лучшем».
Chevrolet #88, за рулём которого сидел Джуниор последние два круга Daytona 500 2010 года вёл Дейл Эрнхардт-старший. Как вела Сила Люка Скайуокера, когда он атаковал первую Звезду Смерти, да простят мне болельщики Устрашителя такое сравнение, если найдут его небрежным. Второй известный нам раз папа приходит на помощь сыну, и на этот раз даёт возможность вспомнить, как он, отец, это делал и чему учил сына. А Старший буквально видел воздух, и совсем не случайно прорыв Джуниора напомнил смерч в исполнении Человека в чёрном осенью 2000 года на Talladega Superspeedway.
Наверное, будь ещё круг и Джуниор – теперь уже за счёт шин – обогнал бы МакМюррея. Так оставалась надежда только на срыв в четвёртом повороте, но его не было. Сам Джейми, когда увидел позади #88, то подумал, что пришёл конец – «это же Эрнхардт, они столько выигрывали в Дайтоне и вообще на суперспидвеях». Второе место в Daytona 500 забывается очень быстро, но этот случай лично я запомню на всю жизнь. Прорыв Эрнхардта был абсолютно единоличным, тогда как МакМюррей полностью признал, что выиграл благодаря Биффлу. Грег тоже признал, что ошибся, слишком рано начав атаку. Он впервые проталкивал гонщика сквозь первый и второй поворот и должен был повторить это круг спустя, уже на полной скорости, а атаку начать лишь тогда, когда вдалеке покажется прямая ведущая к три-овалу, где двумя точками мелькают клетчатые флаги.
Грег Биффл первым подошёл к Джейми МакМюррею, чтобы поздравить того с главным достижением его гоночной карьеры. Потом уже пришёл Монтойя, потом уже Чип начал говорить все слова о том, что у EGR нет второго номера, что они вынуждены грамотнее расходовать ресурсы итэдэ итэпэ. Всё это не воспринимается совершенно, слышится слабым фоном эмоциям гонщика на Алее Победы. Здесь плакали великие и будет пролито ещё много слёз. Самых радостных слёз в этом мире.
P.S. 52-я Daytona 500 зафиксировала 52 смены лидера и составила 520 миль дистанции. Гонку возглавлял 21 пилот. Победитель лидировал 2 круга. Всё это рекордные показатели.