По историческим меркам NASCAR в Индианаполисе совсем недавно. Эту гонку сразу поднимали до уровня второй по престижу в календаре, и было бы странно, если бы было по-другому, учитывая тогдашние амбиции владельца Indianapolis Motor Speedway. Наскаровские же болельщики прекрасно понимают, что даже сейчас есть как минимум пара гонок, которые выиграть почётнее. Но Indy есть Indy – в данном случае это означает то, что самая опасная в мире трасса остаётся собой вне зависимости от того, какие машины по ней ездят.
Исторические события NASCAR, которые случились в Индианаполисе носят очень разный характер. Здесь фактически взяло старт противостояние Эрнхардта и Гордона, после того как в 1995-м Дейл сказал, что стал «первым мужчиной, который выиграл Brickyard». Здесь 13 лет спустя состоялась одна из самых позорных гонок в истории Кубка. Здесь до этого себя лучшего показывал Дейл Джарретт, и вот это имеет уже непосредственное отношение к произошедшему в прошлое воскресенье. Индианаполис учит: гонщиков, крю-чифов, шинников, организаторов и конечно нас, болельщиков.
Опытные наблюдатели NASCAR видели достаточно вариантов развития карьеры, чтобы по характерным качествам сделать вывод о гонщике, который будет подтверждаться в среднесрочной перспективе. В основном, они сходятся на том, что Хуан Монтойя никогда больше не выиграет этап Кубка, потому что самое важное это концовка (продолжительность гонок – одна из главных сложностей для гонявшихся преимущественно в оупенах), к которой требуется максимально аккуратный и безошибочный подход. Я со своей стороны смотрю на это статистически – в сезоне 36 гонок, прошлый сезон показал, что #42 способна ехать достаточно быстро, чтобы быть претендентом больше чем в половине из них. Ну хоть разок-то должен?
«Если бы да кабы. Тяжело об этом думать, ведь мы не выигрывали на протяжении полутора лет. Ford вообще не побеждал», - Грег Биффл напоминает о том, что три высококлассных гонщика топ-команды плюс Кейси Кейн не выигрывали в этом году, а его Roush Fenway Racing без парочки недель полтора года. Чтобы тебе повезло, мало не ошибиться самому, нужно ещё быть первым на подхвате, и в этом отношении у Монтойи, который вполне мог выиграть все три Брикъярда, в которых участвовал*, самая выгодная ситуация была в 2007-м. Харвик и Стюарт вполне могли допихаться до невозможности поддерживать высокий темп.
Поражения Хуана Пабло просты и понятны – только оголтелый его фанат может до сих пор продолжать пенять на зеркало. Дело ведь не в крю-чифе и решении о двух покрышках (об основной наскаровской дилемме ниже), дело в том, что Биффл в такой же ситуации добрался до третьего места, а Монтойя совершил классическую ошибку в четвёртом повороте – опозорился, называя вещи своими именами. То есть для болельщика со стажем он не представляет интереса, и составить вполне объективную характеристику об этом гонщике довольно просто.
Другое дело Джейми МакМюррей! С прошлогодней зимы его бывшая команда выиграла только одну гонку – его стараниями. Он же не только победил в двух наиболее оплачиваемых следующих этапах, но и запомнился отличным выступлением в трёх других больших гонках. Тех самых, которые в прошлом составляли Winston Million. В Талладеге ошибся сам, в Дарлингтоне шансов подняться выше не было, в Шарлотт не повезло. И три эти гонки закончились вторыми местами, а не аварией. Авария, впрочем, запоминается в целом лучше, чем второе место, но тут мы имеем два первых места, которые тут же напомнят о трёх вторых. Напомнят, в совершенно новом для МакМюррея ключе.
Наверное, только он сам сможет сказать как так вышло, что у Рауша, чья организация априори лучше, чем у Гэнесси в три предыдущих года, Джейми даже не смог повторить любую из прошлых позиций в чемпионате. Увы, ничего конкретнее «здесь мне всё знакомо» мы не слышим. RFR сейчас в глубочайшем кризисе, и Джека стоит отнюдь не пожурить, а поблагодарить за то, что он отказался от МакМюррея. Но кто этого точно не сделает, так это болельщики Монтойи, а возможно и сам Хуан Пабло. Ибо для них нет хуже победителя чем МакМюррей. Daytona 500 была ударом, но тогда Монтойя нашёл в себе силы поздравить партнёра. В конце-концов, сумасшедший день был, всякое бывает. Brickyard 400 – получить какие-либо комментарии от колумбийца не удалось. Браян Пэтти принял на себя весь огонь, констатировав ошибочное решение, стоившее победы.
После гонки все в один голос объясняли почему 2 шины это правильно. После гонки очевидно объяснять не нужно. В то же время, у решения Пэтти и его коллеги Ирвина есть хорошо понятные объяснения – очень быстрая машина и пол-стинта до финиша. Несмотря на длинный пит-лейн, как лидерам, им было сложнее других принимать решение – практически все ближайшие преследователи обслуживались рядом. Успех 4 шин всегда зависит от числа тех, кто меняет меньше. «Возможно, что от пяти до десяти ребят возьмут две – это высечено в камне», - сказал Кевин Мэнион, заранее уверенный в своём решении. При том, что всего пять на 2 шины и отважились (в том числе и #2, явно не конкурент остальным) «традиционалисты» проиграли.
В 1999-м году на пути к победе Дейл Джарретт лидировал 117 кругов, включая 43 последних. Заключительные пит-стопы состоялись на 5 кругов позже чем в 2010-м, и #88 поменяли 2 покрышки. Можно не ходить так далеко – в 2006-м никакие всю гонку Кайл Буш и Дейл Джуниор рискнули и финишировали на 6 и 7 местах. В Goodyear хорошо поработали, действительно хорошо, а вот с появлением на COT спойлера переду следующей машины совсем не достаётся воздуха. И это гораздо важнее.
При том, что нет овала, где позиция на треке была бы важнее, мы увидели незаурядное сражение за победу. В стиле лучших Indianapolis 500, я бы даже сказал. #1 конечно была быстрее #29, и говорить о некоем ответе Харвику за Талладегу вряд ли разумно, но для Кевина Индианаполис один из лучших треков – средний финиш 9.9, лучше только в Хоумстеде. Плюс Харвик сдержал Биффла – понятно, что 2 шины и 4 постепенно уравниваются, но всё же отметить нужно. Нужно, наверное, пару слов сказать и о поражении #48 – важно, что они не смогли понять в чём причина, но более важно, что подобного трека в Чейсе не будет.
В заключение, порция юмора. Как известно, NASCAR забирает первую сошедшую без видимых причин машину для проверки реальности схода. Водители машин, которым уготован start&park делают всё возможное, чтобы отогнать от себя подозрения:
Тодд Бодайн, Toyota #64: «У нас была вибрация в коробке передач, тряска становилась всё невыносимее, и я был вынужден запарковаться» - 37-й, прошёл 59 кругов;
Джо Немечек, Toyota #87: «В инциденте на первом круге мы сломали сплиттер и повредили низ радиатора. Нам удалось починить это, но от возникшей вибрации избавиться уже не смоги», - 40-й, прошел 33 круга;
Дейв Блэни, Toyota #66: «У нас была проблема с трансмиссией в практике, которая становилась всё хуже. Так что мы убрались» - 41-й, прошёл 20 кругов;
Майкл МакДауэлл, Toyota #55: «Я попал в инцидент на первом круге. Должно быть земля попала в карбюратор. Мы попытались его очистить, но не вышло», - 42-й, прошёл 19 кругов.
P.S. При обычно низком уровне показа, ESPN ни разу не взяли в кадр #32 с Жаком Вильнёвом, что заслуживает уважения.
* - фактически участий, конечно, четыре, но 2008-й я не рассматриваю.
Общий зачёт |
Chase |
1 |
Denny Hamlin |
5050 |
2 |
Jimmie Johnson |
= |
3 |
Kevin Harvick |
-30 |
4 |
Kurt Busch |
-30 |
5 |
Kyle Busch |
-30 |
6 |
Jeff Gordon |
-50 |
7 |
Jeff Burton |
-50 |
8 |
Matt Kenseth |
-50 |
9 |
Tony Stewart |
-50 |
10 |
Carl Edwards |
-50 |
11 |
Greg Biffle |
-50 |
12 |
Clint Bowyer |
-50 |
|
Претенденты |
1 |
= |
Kevin Harvick |
+536 |
2 |
= |
Jeff Gordon |
+352 |
3 |
+1 |
Denny Hamlin |
+276 |
4 |
-1 |
Jimmie Johnson |
+275 |
5 |
= |
Kurt Busch |
+274 |
6 |
= |
Kyle Busch |
+246 |
7 |
= |
Jeff Burton |
+231 |
8 |
= |
Matt Kenseth |
+189 |
9 |
= |
Tony Stewart |
+160 |
10 |
= |
Carl Edwards |
+112 |
11 |
= |
Greg Biffle |
+78 |
12 |
= |
Clint Bowyer |
+62 |
13 |
+1 |
Mark Martin |
-62 |
14 |
-1 |
Dale Earnhardt Jr. |
-93 |
15 |
+1 |
Ryan Newman |
-147 |
16 |
+2 |
Jamie McMurray |
-151 |
17 |
= |
Kasey Kahne |
-156 |
18 |
-3 |
David Reutimann |
-177 |
19 |
= |
Joey Logano |
-205 |
20 |
= |
Martin Truex Jr. |
-301 |
|