29 Апреля 2005 года Кевин Харвик выиграл поул к Aaron’s 499, проехав круг почти на 1 м/ч быстрее второго результата. Кевин надеялся начать новую страницу в истории отношений команды Чилдресса и Talladega Superspeedway, но Джефф Гордона, который стартовал рядом с Харвиком, доминировал в гонке. Пять лет спустя #29 – прямая наследница #3 – завоевала право быть на Аллее Победы в «Доме Эрнхардтов».
Это была рекордная гонка NASCAR по двум ключевым показателям зрелищности – числу лидеров и числу смен лидера, 29 и 88 соответственно, а закончилось всё это 8-м по плотности финишем, увенчавшим третий, максимально возможный овердрайв. Но если история электронного хронометража насчитывает менее 20 лет, а три овердрайва – 9 гонок, лидеры и смены лидера – это важно. Разумеется, вы не увидите блокировок до последней дозаправки, и никто из гонщиков Кубка не будет мешать партнёру, а в данном случае это всегда партнёр, репетировать финишный рывок.
Так тренировался Джуниор, так тренировались гонщики Earnhardt-Ganassi Racing, которые уже на старте планово откатились в хвост. Первая попытка сцепки не удалась, и #1-#42 проигрывали под три секунды лидерам с круга. Но суепрспидвеи – это всегда концовка, а надеяться на гонку без коушена, которая последний раз в Кубке была именно здесь, сегодня чистое безумие. И даже не потому, что у NASCAR не выдержат нервы, а потому, что в Талладеге сейчас апогей расцвета бампдрафта. С политикой Ассоциации, которая стала абсолютно ясна на неделе после Атланты, гонщики толкали друг друга разве что только не на торможении перед пит-лейном.
Из-за этого случились две аварии, даже скорее три, но третья достойна отдельного серьёзного разговора. В первой Кайл Буш толкнул Джонни Сотера в три-овале. Самыми заметными пострадавшими стали Пол Менард, Курт Буш и Майкл Уолтрип. От Менарда лично я ждал сенсации, вспоминая его гонку полуторалетней давности и, что важнее, форму этого сезона. Курт потом ещё превысит скорость, но три овердрайва дадут возможность отыграться, и Буш-старший объедет самую последнюю аварию на пути в восьмому месту. У #2 ещё и вибрация обнаружилась, так что судьба больших и важных очков висела на волоске. Характер, что тут ещё скажешь.
Поведение Майки мне давно уже трудно анализировать с разумных позиций, по-видимому этот мужчина просто ловит фан от того, что он делает, совершенно не беспокоясь о средствах. #55 гарантировано проходила на старт, встретив стартовый флаг техасского этапа, и 20 кругов спустя Блэни свернул в гараж. Майки в Талладеге успел даже полидировать, целых 4 круга, и в интервью сказал, что драфт с Джуниором вызвал у него ностальгию. До этого он пожурил Кайла Буша, сказав следующее «когда ты ставишь себе такие стандарты, а потом совершаешь ошибку впереди пелотона, то это весьма разочаровывает».
Комментируя аналогичную ситуацию, которая случилась не за 100 с лишним кругов до финиша, а на GWC, Райан Ньюман сказал, что не держит зла на Джоуи Логано, ибо случившееся – «продукт современных гонок здесь». Логано выступил очень внушительно, вообще с точки зрения командной работы Joe Gibbs Racing были на высоте, и, кто знает, может быть именно присутствия #20 не хватило для атаки на финальных рестартах. Лучше ребят Гиббса сработали только парни Чипа Гэнесси. Опустив сумасбродный комментарий Сабатеса относительно обгона за жёлтой линией, отдам должное Хуану Пабло и Джейми Маку. В том, что несмышлёные называют исключительно лотереей, они действовали безошибочно. Да, #1 проиграл, но поражение его очевидно, о нём позже. А сейчас к первому акту финала.
Говоря на чистоту, Джимми Джонсон выиграл только один этап Sprint Cup на суперспидвее – 2006 Aaron’s 499. Тогда в решающий момент он бросил Гордона ради собственной победы и оказался прав. До этого в основном завалы (в 2005-м, как метко сказал Саша Беляев, «Джонсон в двух Дегах убрал больше, чем Джуниор заубирал за всю карьеру»), после – аварии вперемешку с везучими концовками, особенно в чейсовых этапах. Позавчера ни #24 ни #48 по скорости на победу не претендовали, но сцепка – действенное оружие. Его оттачивали самые разные пары, далеко не только сокомандники, но представить сейчас Джеффа и Джимми в слаженной паре наверное даже труднее, чем Карла и Брэда. Однако между «каждый за себя» и случившемся на 182-м круге значительная разница.
Впервые пелотон собрался в один состав кругов за 70 до финиша. Манёвры были отработаны, предстоит одна дозаправка, возможно под зелёным флагом, и нет нужды продолжать вертушку. Затишье перед бурей длилось примерно до 175-го круга, но и в этом промежутке был важный момент, когда Хэмлин едва не вынес Джонсона на входе в третий поворот, и, буквально извинившись, через круг проводил уже грамотный бампдрафт.
Когда проходить соперников по крайнему инсайду начали лучшие друзья в драфте, Джуниор и Стюарт, то Гордон, а ещё и Марк Мартин, находились следом, но не смогли поддержать рывок. Марк через полминуты ещё отстал, а Гордон нашёл тёзку Бёртона, который, по общему мнению, обладал лучшей машиной для драфта, и каждый мечтал отказаться позади Chevrolet #31 на последних кругах. Гордона разгонял уже Ньюман, и это был значительный импульс – по словам Джеффа, они шли на 10 м/ч быстрее машины, которая была перед #31 – Lowe’s Chevrolet #48.
После гонки Джимми Джонсон не прокомментировал этот инцидент. Тактически, именно он стал виновником случившейся через 10 секунд аварии. Бёртон понял, что потерял партнёров и должен прямо сейчас вписаться в ряд, желательно в самый длинный, и взял влево. Позади него находилась трудно узнаваемая машина с победным номером #09, но за рулём был не Брэд Кезеловски, а Майк Блисс. Впрочем, не факт, что Брэд поднял бы ногу с педали газа в такой момент. Ситуация как позже будет у Ньюмана и Логано, попроще даже, но Джефф выразил своё отношение чётко – «вот почему он не гоняется каждую неделю».
Гордон, по сути, просто оказался не в том месте не в то время. Надо думать, двойной удар, который приняло на себя шасси #48 принадлежащей ему команды, вызвало положительные чувства. Так что Джефф теперь, наверное, второй владелец, который радуется аварии собственной машины.
Даже видавшие порядочно гонок отчётного жанра то и дело говорят, что в Талладеге решающую роль играет случай. Особенно, когда времена технически доминирующих организаций канули в лету. Давайте, уважаемые, прикинем вероятность нахождения трёх машин с одними и теми же номерами в топ-5 в самом конце вторую гонку подряд. Даже если сократить число конкурентоспособных участников до десяти (изрядное сокращение), то получится 0.56 = 1.56%. Джейми МакМюррей, Грег Биффл, Кевин Харвик – в нужном месте в нужное время.
И Биффл, наученный Дайтоной, уже не будет рвать драфт едва почувствовав, что может атаковать снизу. Он будет ждать до последнего момента, наступление которого в общем тоже хорошо понятно. Проблемы две – топливо и двойной рестарт. Последний неизбежно даст тебе нового партнёра, который будет позади, вернуться в ту же связку практически невозможно, тем более, что и МакМюррею теперь это не нужно – позади партнёр по команде, к такой ситуации оба готовились.
Как всегда при множественных GWC, с топливом было множество, интриги. В подвешенном состоянии находились #1, #16, #29, #42. Не хватило только Биффлу, которого поймал на задней прямой, да-да, именно он, Джимми Джонсон. Много говорилось, в том числе мною, об удивительной слаженности элементов команды четырёхкратного чемпиона. Произошедшее не просто показало, что это не везде так, но обнажило ошибку в важнейшем компоненте – общении споттера и гонщика. «Inside is clear-clear-clear», - и сразу следом с другой интонацией. - «outside only». Ну а Джонсон подумал что “only” значит “clear”. Согласен сделать скидку на то, что он переживал из-за блокировки партнёра. Споттер, безотносительно внутренних договорённостей, был скорее прав – контекст тут очевиден, а название стороны без слова «clear» или синонимов означает «занято». Понятно, что тут не до лексического анализа, но факт остаётся фактом.
В третий и последний Green-White-Checkered единственной способной к сцепке парой оказались #29 и #1, которые и прошли заветные два круга вместе, от рестарта и до клетчатого флага, не сопряжённого – ура – с жёлтым. МакМюррей допустил настолько очевидную ошибку, «посчитал, что был достаточно близко к жёлтой линии, а поэтому сосредоточил внимание на обороне правой стороны», что совершенно не выглядел расстроенным. Да и мог ли быть? Ведь самую главную гонку он уже выиграл.
«Думаю, лучшая часть этой победы в том, что наш спонсор уходит», – шутил Харвик. – «Уходит, глядя на то, как мы выигрываем».
Когда погиб Дейл Эрнхардт, Ричард Чилдресс не распустил команду, которая должна была принести Устрашителю рекордный восьмой чемпионский титул. Он, естественно, изменил номер. #3 по сей день принадлежит RCR, и, будем надеяться, останется нетронутым. Машина стала носить #29 – Дейл Эрнхардт родился 29 Апреля – а за руль сел участник Busch Series Кевин Харвик. Наследство в виде огромной армии фанатов с соответствующими ожиданиями получил Дейл-джуниор, а о Харивке всё реже вспоминали в связи с Эрнхардтом. Результаты за почти 10 лет с момента одного из самых трагических событий в истории NASCAR хорошо известны.
К тому, что было в 2010 Daytona 500 прибавьте тот факт, что на машине Кевина Харвика не отстёгивалась оконная сетка, пришлось разрезать, и вы почувствуете, что Дейл с нами.
Общий зачёт |
Chase |
1 |
Jimmie Johnson |
5030 |
2 |
Denny Hamlin |
-10 |
3 |
Kevin Harvick |
-20 |
4 |
Kurt Busch |
-20 |
5 |
Greg Biffle |
-30 |
6 |
Matt Kenseth |
-30 |
7 |
Kyle Busch |
-30 |
8 |
Mark Martin |
-30 |
9 |
Dale Earnhardt Jr. |
-30 |
10 |
Jeff Gordon |
-30 |
11 |
Clint Bowyer |
-30 |
12 |
Jeff Burton |
-30 |
|
Претенденты |
1 |
= |
Jimmie Johnson |
+256 |
2 |
+2 |
Kevin Harvick |
+230 |
3 |
= |
Greg Biffle |
+170 |
4 |
-2 |
Matt Kenseth |
+157 |
5 |
+1 |
Kyle Busch |
+96 |
6 |
+4 |
Mark Martin |
+87 |
7 |
+2 |
Kurt Busch |
+79 |
8 |
-1 |
Dale Earnhardt Jr. |
+75 |
9 |
+2 |
Denny Hamlin |
+71 |
10 |
-5 |
Jeff Gordon |
+63 |
11 |
+3 |
Clint Bowyer |
+19 |
12 |
-4 |
Jeff Burton |
+15 |
13 |
+2 |
Carl Edwards |
-15 |
14 |
-1 |
Tony Stewart |
-21 |
15 |
+2 |
Martin Truex Jr. |
-37 |
16 |
-4 |
Joey Logano |
-81 |
17 |
+4 |
Jamie McMurray |
-84 |
18 |
-2 |
Ryan Newman |
-87 |
19 |
-1 |
Paul Menard |
-120 |
20 |
+4 |
Juan Montoya |
-123 |
|