Минусы современного NASCAR вполне очевидны для любого, кто застал хотя бы 2006-й. Можно долго вести разговоры об ушедших деньках, наслаждаясь хрониками 70-х в передачах Back In The Day или восторгаться судьбами героев прошлого, читая о них в книжках и не расставаться с мыслью, что такие люди нынче перевелись. Но монолог будет вполне конкретен. Речь в нём пойдёт, конечно, не о Гордоне, Джуниоре или Эдвардсе – их проблемы должны волновать их самих и их же болельщиков – речь пойдёт о том, что мешает NASCAR оставаться собой. А это, в свою очередь, мешает всем болельщикам, кто любит гонки.
Caution – предостережение
Это перевод. Суть понятия в том, что когда гонка не может продолжаться по соображениям безопасности, гонщиков предостерегают о случившемся различными сигналами, главным из которых является пейс-кар – машина, задающая темп. Обгоны на треке запрещены. От занудства проще простого сорваться в сарказм, задав такой вопрос: «По соображениям чьей безопасности?» Зрителей, которые могут незаметно заснуть от растянувшегося пелотона? Чужих зрителей, которые пробегаются по каналам и вдруг не заметят ничего интересного? Гонщика, который вот-вот проиграет круг или выйдет из позиции лаки-дога?
На Референсе порицают Дэвида Хилла, президента FOX, который сказал, что собирается привлекать «случайных фанов». Действительно, это почти оксюморон. Гонки, при всей простоте их правил, требуют особенного чувства вкуса для того, чтобы смотреть их от начала и до конца. Спросите своих знакомых – большинство ответит, что не видит смысла ездить друг за другом два часа по одной и той же дорожке. А уж если сказать им, что ездят не два, а почти четыре часа, да по дорожке с «двумя поворотами», то в ответ вам мысленно покрутят у виска. Признаюсь, мне, говоря таким образом, сложно понять осмысленность английского футбола, хоккея с шайбой и других командных видов спорта. Футбол (американский) по крайней мере даёт мужчине выбросить адреналин, почувствовать себя воином, причём самых разных типов войск. Гонки в этом отношении не предлагают ничего, однако ж популярны, причём главным образом среди мужчин, уже тысячи лет.
Гонки – не спорт «случайных фанов», а для остальных нет ничего хуже, когда в созерцаемый процесс вмешиваются посторонние – от погоды до рекламодателей. Но если с погодой уж ничего не поделаешь, а реклама вместо нас платит за показ, то всё остальное – преодолимо и необязательно. Своими силами можно довольно легко решать такую распространённую в нашем часовом поясе проблему, как время трансляции, но как повлиять на необоснованный выброс жёлтого флага – уже не столь ясно. Как и во многих случаях, ответ на сложный вопрос найти достаточно легко, если отбросить предрассудки. Ассоциация заинтересована в новых болельщиках и проводит политику, направленную на достижение этой цели. Если по моему мнению её действия приводят к отторжению меня как болельщика, то я не противлюсь себе и отторгаюсь. Поэтому на Live Talk Racing и далее не будут появляться мнения о гонках, испорченных фиктивными коушенами. Вполне возможно кто-то, даже я, напишет о них по прошествии долгого времени.
Если отторгнутых болельщиков будет в достаточной степени больше, чем тех, кому коушены ради уплотнения пелотона по душе (а таких немало!), и каждый уход будет сопровождаться комментарием, то в скором времени Ассоциация заметит, что проводимая политика ошибочна. Как мы видим по проблеме позднего времени старта, что напрямую касается жителей к востоку от Гринвича, обратная связь работает. Уверен, она заработает и здесь. В гонках с левыми жёлтыми флагами хочется одного – чтобы они не повлияли на победителя, кем бы он не был.
|
Долой 10-этапный чемпионат
Идея разделения сезона на регулярный и плей-офф была бы приложима к Кубку отнюдь не только потому, что турнир, именуемый «кубком» традиционно подразумевает некое выбывание, финальную решающую часть. Приложима, если было бы возможно тасовать трассы Чейса ежегодно. Да, тогда сохранили бы свою силу разговоры, основывающиеся на том, что результаты эксперимента тем достовернее, чем больше опытов, но в случае постоянной смены арен «Погони за Кубком» новшество не обесценивало бы победителя. В футболе, которым я в последнее время всё больше интересуюсь, напротив ходят разговоры о том, что в NFL слишком длинный регулярный сезон (сейчас 16 игр), и можно вернуться к старому, сократив до 14, а то и до 12 игровых недель. Встреча в плей-офф состоит из одного матча, и тоже ни разу не слышал фразы, побуждающей к изменению существующего порядка.
Главный недостаток Чейса в том, что он является частью чемпионата, проводящегося в реальном, а не виртуальном мире. Невозможно менять трассы каждый год, потому что трасса – это как выставочный центр или концертный зал, имеет своё расписание, стабильность и заблаговременное объявление которого напрямую влияет на его заполнение. Но даже если уговорить всех владельцев треков (их, конечно, куда меньше 22, но и не два) на чехарду в расписании, то дело станет ещё и за телекомпаниями, каждая из которых перевозит оборудования в разы больше, чем вся Hendrick Motorsports. Свой график посещения гонок составляют и болельщики, а входы на трибуны сейчас, мягко говоря, от людей не ломятся.
Гигантское мероприятие подразумевает гигантское количество занятых людей. То, с какой плавностью и осторожностью меняется календарь Кубка и какие причины называются дают понять, что вдохновенная идея о «рандомном» Чейсе (и, соответственно, почти всём остальном календаре) совершенно неосуществима.
За 6 лет существования наскаровской версии плей-офф состав трасс изменялся дважды. В 2005-м Техас заменил Дарлингтон, в 2009-м Калиофрния вытеснила Атланту. Джонсон хорош в Дарлингтоне, но в Техасе он лучше. Джонсон хорош в Атланте, но в Калифорнии он лучше всех. Но дело даже не в Джонсоне, а в том, что по опросам гонщиков Дарлингтон и Атланта находятся вверху в списке самых любимых трасс. Болельщики разбираются в трассах по-своему, но не хуже. Итого изменения календаря Чейса сопоставимы с изменениями остального чемпионата и вообще многих других серий.
Как никогда прежде, очевидно, что цена титула сегодня по сравнению с эрой Winston Cup находится в прямой зависимости от соотношения количества этапов Чейса и всего сезона. Это приблизительно один к трём. Итого, у Джимми Джонсона не 4 титула, а в лучшем случае полтора. Пожалуй, если бы я был его болельщиком, то не столько отрицал бы этот факт, сколько развивал озвученную в предыдущей части идею о том, что #48 побеждали бы и при старой системе.
Если NASCAR действительно собирается признавать ошибки и возвращаться к истокам, то когда-нибудь отменит Чейс, но по живучести ему соперник только запрет RBTL, который возможно не отменят никогда. А поскольку правила Чейса достаточно гибки, и за свою короткую историю уже однажды менялись, то перед отменой нас могут «обрадовать» много чем интересным. Например, учётом 9 лучших результатов.
Перед законом все равны
И точка. Любая новость о том, что некая машина по некоему параметру не вписалась в правила на 1 ангстрем, но не будет наказана потому, что проступок ничтожно мал, порочит инспекторов серии, технический регламент которой закрыт. В Дувре машина #5 не прошла измерения, касающиеся рамы шасси, но штрафа не получила. 4 года назад здесь же машины #48 и #5, которые финишировали 1-2 соответственно, получили предупреждения за неправильные амортизаторы.
Нет нужды говорить, что такие случаи неприемлемы. Мне неведомы причины, по которым регламент NASCAR запрещено публиковать, но в этом нет проблемы, если регламент соблюдается и соблюдается всеми. Конечно, по винтикам разбирается лишь несколько машин за уик-энд, но уж если разобрали, так уважайте свой труд! Что касается штрафов в виде отстранения крю-чифа, то, как я однажды говорил, 6 гонок и 100 очков с деньгами достаточно заменить дисквалификацией всей команды на ближайший этап – во всех смыслах это ударит сильнее и научит большему.
NASCAR может быть последовательным – например скорость на пит-лейне измеряется с филигранной точностью и наказания, даже если всё говорит о явном подвохе, как это было в гонке Nationwide в Кентуки, приводятся в исполнение. Чуть меньшая последовательность заметна со штрафами гонщиков за месть, но в целом это не вызывает беспокойства, особенно в свете намерений предоставить пилотам большую свободу.
Аналогично, нет смысла возвращаться к Талладеге, как низшей точке в истории гонок на суперспидвеях, как нет смысла говорить о том, что COT плох. Сезон обещает перемены, но сейчас есть основания полагать, что они будут к лучшему. Исправьте первый недостаток, прекратите помахивать, как говорил мой друг, а там видно будет.