Зная последние новости легко говорить, что сезон 2009 года был, вероятно, низшей точкой в истории NASCAR. Недостатки всем известны, поэтому начну с достоинств прошедшего сезона. Они были. Но поскольку топ-5 гонок по традиции будут идти отдельным материалом, то положительные воспоминания будут состоять из общих впечатлений, которые складываются из гонок, но не ограничиваются промежутком от зелёного флага до клетчатого.
Возраст – не фактор
Приглашая Марка Мартина в свою команду Рик Хендрик преследовал цель собрать идеальный коллектив, и ему это удалось. Дело в том, что каждый из четвёрки HMS – оригинальная, запоминающаяся личность. Марк Мартин, новичок команды, действительно будто заново родился. Постраушевская эпоха его карьеры имеет шанс затмить почти два десятилетия выступления за Джека, если включит в себя титул Daytona 500 и титул чемпиона Кубка. Марк, физически великолепно подготовленный, с появлением COT показал, что готов учиться у молодых, вроде Труэкса, результатом чего стали 5 побед и очередной вице-чемпионский титул.
Обратите внимание, что победы Мартина пришлись на треки, где многое решает именно машина – Чикаго, Мичиган, Финикс. Да, две из этих гонок он выиграл благодаря везению в конце, но для того, чтобы удачей воспользоваться, надо же быть рядом. Победы в Лаудоне и Дарлингтоне стали образцом пилотажа – Джонсону и тем более Монтойе есть чего узнать от Марка Мартина. Работавший до того три года с Кайлом Бушем Алан Гастафсон благодаря Марку смог подтвердить свой статус топ-крю-чифа – когда наблюдаешь за гонщиками вроде Кайла, вообще очень сложно понять уровень подготовки машины. Да, Мартин хвалит Гастафсона как до того хвалил Тони Гибсона, Пэта Трайсона и даже самого Рауша. Не стоит придавать этому большого значения. Тот простой факт, что в свои 50 гонщик реализует, допустим, 97% возможностей машины топ-команды говорит сам за себя.
На другом полюсе 19-летний Джоуи Логано, тоже воспитанный и приглашённый топ-командой за руль машины с победной историей. Оправдал ли он надежды и чьи надежды не знаю, но мои ожидания превзошёл. Нельзя не вспомнить, как он четырежды обыгрывал Кайла Буша в очной дуэли за победу на этапах Nationwide. Лучший новичок сезона выполнил задачу минимум, взяв это звание, и даже выиграл гонку. Да, при странных обстоятельствах, но ведь у гонки не может не быть победителя? Можно сказать, какая гонка – такой и победитель, вообще очень часто приходилось вспоминать это выражение в 2009-м, но звания самого молодого победителя этапа главной серии NASCAR разговорами не отнять. Ну и конечно Дарлингтон – не менее блестящая гонка, чем у Марка Мартина.
Конечно, в NASCAR имеет место быть омоложение. Но ведь время не стоит на месте. Завсегдатаи Кубка: Биффл 39 лет, Кенсет 37, Стюарт 38, Бёртон 42, Гордон 38. Но последний может и уйти до того, как ощутит себя на пятом десятке. На мой взгляд, бессмысленно искать какую-то связь между возрастом и скоростью гонщика. Меньший возраст номинально говорит только об одном – у человека больше времени на достижения.
Яркие личности и заслуженные победы
NASCAR делают люди. Гонщики и их команды. Остальное вторично. Сезон начался со смытой дождём Daytona 500, после которой не нашлось ни одного человека, который бы кинул камень в победителя. Так уж повелось, что с 2006 года «500» выигрывают новые люди – Джонсон, Харвик, Ньюман, Кенсет. Вечно где-то рядом Марк Мартин, Курт Буш и, конечно, Тони Стюарт. В последнее время и Кайл Буш. Надо полагать, время кого-то из них придёт уже через 4 недели.
Потом Кайл Буш едва не выиграл гонки всех трёх серий в Фонтане, позже имел хорошие шансы провернуть такое в Бристоле и Техасе. Он, казалось, даже не помнил провала в прошлогоднем Чейсе, легко выиграв свою Gatorade Duel. Затем прорвался с последнего ряда на Аллею Победы во время самой длинной гонке Кубка в Лас Вегасе, в одни ворота взял Бристоль и победил в свой День Рожденья в Ричмонде. После 10 гонок сезона он занимал 5-ю строчку в зачёте регулярного сезона и имел 158 очков запаса над 13-м место.
Кайл Буш проиграл схватку за Чейс, и, наверное, сочувствующие ему могут говорить, дескать, чё в этом Чейсе делать, пока есть Джонсон с Кнаусом?! Но Чейс это плей-офф, и с каждым годом первые 26 гонок всё больше походят на регулярный сезон любой лиги командных видов спорта, хотя когда «Погоня за Кубком» вводилось, то в NASCAR не хотели, чтобы к ней относились таким образом. Да, плей-офф не столь захватывающий как в NFL, не имеет такой традиции как в NHL, но попадание туда будет отмечаться историками и статистиками и иметь вес, особенно если Чейс не отменят в ближайшие 10 лет.
Кайл хотел попасть в Чейс не меньше, чем выиграть три гонки за уик-энд или 11 гонок Nationwide за сезон. Или даже два титула в один год. Он признал поражение перед Викерсом, как признал и ошибки в Сономе, Дайтоне и проигрыши Логано в «Вайде». Два достижения на свой счёт Рауди всё же может записать без шуток – чемпионство в Nationwide и 13-е, первое за пределами Чейса, место по итогам года в Кубке. Викерс – молодец. Команде и трёх лет нет, а Red Bull Racing это вам не какая-нибудь сателлитовая Stewart-Haas Racing (в народе Rick Hendrick Puppet). У неё по сути один гонщик, с которым успели поработать сменяющие друг друга крю-чифы. Гонщик с сомнительной репутацией и теперь уже вполне очевидным талантом. И не важно, что Браян в Чейсе был что Майфильд 4 года назад. Это плей-офф, выход в него должен цениться.
Глядя на прогресс Хуана Пабло Монтойи, я то и дело приговариваю: «немудрено, из пяти машин одну сделали, ещё бы она не поехала». Это, конечно, причина, но не главная, потому что NASCAR – спорт гонщиков во все времена. Монтойя, по всей видимости, входит в десятку, а то и в пятёрку лучших кольцевиков прошедший декады, и было бы очень странно, если на третий полный сезон он не показал бы заметного прогресса. Перед Чейсом все ждали рывка от Эдвардса, а рванул Монтойя. Да, он не выиграл ни одной гонки, Инди даже сам проиграл, но половину Чейса был главным соперником хендриковской армады, а в Мартинсвилле догнал и обогнал Джонсона в борьбе за лидерство. Сезон закончился срывом, но срыв этот яркий и стильный, болельщики такое любят.
Показательно, что сейчас американцы уже не обсуждают Монтойю как особый случай, а спорят между собой относительно того герой ли он или козёл, как спорят на ту же тему в отношении Стюарта или Кайла Буша. У Хуана, конечно, ещё будут случаться истерикоподобные выступления, но когда они закончатся, то он станет окончательно своим в гараже, а в NASCAR сможет претендовать на чемпионство. При условии дальнейшего прогресса в работе с крю-чифом… и сохранения системы Чейса.
И чемпион тоже заслуженный
Сейчас не в том смысле, что «каков NASCAR…» Заканчивая с достоинствами и приближаясь к недостаткам нужно отметить, что победил сильнейший, и это, несомненно, плюс. Я не думаю, что Джонсон выиграл бы 4 подряд титула при старой системе, но 2-3 – вполне мог. У #48 нет неудачных треков, они есть у гонщика, но треков этих нет в Чейсе, именно поэтому итог этого Чейса всегда очевиден и неизменен. Но в чемпионате из 36 гонок можно позволить не одну осечку, а три или даже четыре. Не будет Кенсет больше таким как в 2003-м, у крю-чифа Гордона нет плохих трасс, но есть плохие дни, Мартин неудачник, так что устранить нужно было бы только Стюарта. Клиента твоего владельца, и этим всё сказано.
Джонсон продолжает прогрессировать, и то, как он не выиграл ни в Мичигане ни в Бристоле всё больше похоже на ворожбу, а ворожбу побеждают терпение и труд. Чад Кнаус впервые заговорил о том, когда уйдёт на пенсию, и в чарте уже появилась дата – 2015-й год. Достаточно для того, чтобы забрать себе все обозримые рекорды. Мысля стратегически, стоит всячески поддерживать триумфы #48, особенно в том, что касается побед в Чейсе – каждый новый всё больше будет подталкивать Ассоциацию к возврату в старую систему. Именно потому, что чемпионы столь хороши, каждая их неудача, редко ныне встречающаяся – тоже положительное событие. Проигрывать надо уметь, и Чад твёрдо уверен, что всё что могли (но не должны были) они уже проиграли. Фанат своего дела успеха в этом деле добивается, разве не прелестно это само по себе?
Нет более неумолимого, принципиального и последовательно судьи, чем время. И только время даст понять, чего стоит Джимми Джонсон – человек за рулём машины-мечты, Lowe’s Chevrolet #48. Время же покажет чего стоят двойные рестарты (рестарты в два ряда), правило нужное, поскольку оно дополняет следствия из отмены RBTL, но не столь кардинально повлиявшее на ход гонок, как казалось. По крайней мере, на первый взгляд. Его тоже отнесу к достоинствам, хотя бы потому, что оно одно спасло меня от сна в таких гонках как оба Лаудона.