Если вы в начале прошлой недели набрали бы в поисковой строке google словосочетание “debris caution” и нажали бы «Мне повезёт!», что означает редирект на первый результат выдачи, то попали бы на этот материал. Он важен в плане понимания характера победителя «гонки», однако для болельщика в целом куда важнее появившаяся три дня спустя на nascar.com статья Дэвида Каравьелло. Поскольку выражать своими словами то, что неприятно мне трудно, я приведу перевод. В нём есть практически всё существенное, что есть и в коротком материале по первой ссылке.
* * *
Отдайте Денни Хэмлину дань уважения. Нет, не за трёпку пелотону в воскресенье на Michigan International Speedway, хотя и за это он заслужил. Отдайте ему дань уважения за тактичное и обезоруживающее поднятие темы, которая в NASCAR табу, за которую Тони Стюарта стряхнули с кровати в 6 утра три года назад.
Да, мы говорим о легитимности коушенов в конце гонки из-за обломков – тема, которая заставила народ топтаться и заикаться, когда 9-секундное лидерство Хэмлина было сметено вот таким жёлтым флагом за небольшое количество кругов до финиша. Кейси Кейн, который в итоге пришёл вторым, сказал, что видел обломок, о котором идёт речь, назвав его «большим куском». Конечно, видела и NASCAR, разъяснив в понедельник, что нечто, достаточно массивное, чтобы разрушить день того, кто по нему проедет, было расположено на выходе из второго поворота и в начале задней прямой. Но телевидение ни разу не показало ясной картинки, а после гонки Хэмлин вскрыл Ящик Пандоры и выбросил всё на поверхность.
«Знаете, я понимаю, что это шоу-бизнес», – сказал он. – «Нет, никаких обломков я не видел, если вы об этом спрашиваете. Я о том, что обычно мы получаем это [поздние коушены из-за обломков] каждую неделю. Не хочу сказать, что это принимается, но что поделаешь?»
С этим закручиваются конспирологические теории, взлетают чёрные вертолёты, а старая инсинуация, что NASCAR так много работает, чтобы дистанцировать себя от манипулирования финишами для повышения уровня зрелищности, начинает разрастаться, словно чёрно-оранжевая машина под номером 11 в зеркале заднего вида соперника. Странно то, что никто не выглядит обеспокоенным идеей, которая даёт чёткое представление того, что в гараже всё это воспринимается как данность. В таком случае, ничего странного, что люди на трибунах видят тени в каждом повороте.
«Я знал, что грядёт коушен, что я должен чуть сбросить и сохранить шины», - добавил Хэмлин. – «Я знал, что приближался коушен из-за обломков. Мы должны делать то, что правильно для фанов, а им нужно видеть великолепную гонку в конце».
Кто-нибудь расстроен такого рода разговорами, что всё это один большой театр марионеток, и кто-то сверху дёргает за верёвочки? Очевидно, это не телекомментатор и двукратный победитель Daytona 500 Майкл Уолтрип, который написал в своём твиттере: «Я большой фанат поздних коушенов. В баскетболе это так и называется – таймаут для ТВ. В футболе это реклама между владениями. В бейсболе либо поход на холм, либо конец иннинга. Это спорт, и NACAR тоже в этом нуждается».
Разумеется, в баскетбольной игре, TV-таймаут не стирает 20-очковое лидерство, что примерно равно тому, что было у Хэмлина в воскресенье в Мичигане. Так же и в бейсболе визит холма или смена владения в футболе не уравнивает счёт, что непременно случается в случае любого позднего коушена. И что более важно, ничто из этого не существует как попытка дать болельщикам лучшее зрелище, каковую некоторые видят основной причиной того, что по их убеждению было фантом-коушеном в Мичигане на прошлой неделе.
Более чем шесть десятилетий NASCAR пыталась идти по тонкой нити между спортом и развлечением и в основном успешно. Но в спорте, где качество соревнования лежит наравне с победой и поражением, грани порой стираются, и в условиях скудных фактов люди готовы верить в то, во что хотят верить. Кейн сказал, что он видел обломки. NASCAR доложила, что видела обломки в определённом месте. Но телекамеры так и не нашли их, и зрительская аудитория ничего не увидела, а победитель заикнулся о надвигающемся коушене как о шоу-бизнесе – и вот невидимая рука снова за работой.
Послушайте, NASCAR очень далека от чисто спортивной лиги, коли имеет дело с такими вещами. В частности NBA постоянно получает замечания от болельщиков и зрителей относительно лотереи драфта и формата плей-офф, который играет на руку командам с крупных рынков. Конечно, NBA это ещё и лига, в которой судья отправится в тюрьму за игру на ставках и попытку повлиять на исход игр. К счастью, у виска NASCAR нет такого дымящегося пистолета, хотя ясная картина дымящегося кусочка обломков и помогла бы каждому видеть вещи менее двусмысленно.
Давайте не будем здесь слишком строги к Хэмлину, который, несмотря на спонсорский логотип на груди, всегда даст вам знать, что у него на уме и единственный в воскресенье сказал то, о чём около 80 000 других людей думали. И – вероятно потому что уже выиграл – он, вне всяких сомнений, поднял эту колючую тему с большей уверенностью, чем Стюарт три года назад, когда двукратный чемпион дал комментарий на радио, сказав, что NASCAR «играет в Бога» и вытащил старое сравнение с профессиональным реслингом. В пятницу следующего гоночного уик-энда Стюарт был грубо поднят в 6 утра и получил порку от верхушки иерархии NASCAR в составе Майка Хелтона, Робина Пембертона и Джона Дарби прежде, чем его команде разрешили выгрузить гоночную машину.
Надеюсь, в Сономе Хэмлину разрешат поспать в пятницу. Но даже так NASCAR должна озаботиться тем, что некоторые её гонщики ясно верят, что манипуляция гонкой не только имеет место быть, но и является некоей общепринятой практикой, как предгоночная инспекция и послегоночные сборы. Ясность – лучший способ борьбы. Просто покажите нам обломки. Это может быть крупный, с острыми краями кусок тормозного диска, лежащий на внешней траектории, но если никто, кроме одного гонщика на трассе и маршала не видел его, слухи поползут вновь. Конечно, для центра контроля гонки всегда остаётся выход возложить на телевидение обязанность показывать обломок, или ещё лучше поручить кому-нибудь передать его в руки Мэтту Йокуму, чтобы тот смог показать его в камеру.
Эй, но это ведь спортивная лига из числа главных? Что ж, если в главных спортивных лигах случается что-то достаточно важное, чтобы заставить NASCAR объявить режим жёлтых флагов, который сотрёт 9-секундное преимущество гонщика за 18 кругов до финиша, то важность этого достаточна и для того, чтобы продемонстрировать причину болельщикам крупным планом. Несмотря на то, что индустрия, известная как NASCAR очень открыта, более открыта, чем её видят некоторые люди, здесь всё ещё есть ряд серых пятен, вокруг которых собираются сторонники теории заговора. Чем больше света NASCAR сможет пролить на эти серые пятна, тем больше людей смогут поверить словам об обломках во втором повороте.
Каждый спорт хочет быть развлекающим, каждый спорт порой прибегает к игре с правилами и форматом в попытке привлечь больше людей. Но с первого до последнего свистка – или в случае NASCAR от зелёного флага до клетчатого – то, что разворачивается на арене состязания должно быть абсолютно неприкосновенно, неуязвимо для сторонних влияний, который непременно подточат доверие к происходящему. Эй, нет ничего плохого в наличии некоторых элементов шоу-бизнеса. Давайте лишь ограничим их пре-рейсом.
* * *
Восстановить доверие сложнее, чем его подорвать. Дабы не уподобляться болельщикам Формулы-1, которые склонны оправдывать едва ли не любой плевок в их сторону, я предлагаю всем принципиальным любителям гонок следующий календарь остатка сезона Sprint Cup 2010.
17 |
27.06 |
Loudon |
18 |
03.07 |
Daytona |
19 |
10.07 |
Chicago |
20 |
25.07 |
Indianapolis |
21 |
01.08 |
Pocono |
22 |
08.08 |
Watkins Glen |
23 |
15.08 |
Michigan |
24 |
21.08 |
Bristol |
25 |
05.09 |
Atlanta |
26 |
11.09 |
Richmond |
27 |
19.09 |
Loudon |
28 |
26.09 |
Dover |
29 |
03.10 |
Kansas |
30 |
10.10 |
Fontana |
31 |
16.10 |
Charlotte |
32 |
24.10 |
Martinsville |
33 |
31.10 |
Talladega |
34 |
07.11 |
Fort Worth |
35 |
14.11 |
Phoenix |
36 |
21.11 |
Homestead |
Гонки, отмеченные красным я как минимум не буду смотреть в прямом эфире, ограничусь записью или вообще только рассказами очевидцев с хайлайтами. Шанс гонок, отмеченных жёлтым зависит от предыдущих событий. Несколько комментариев на опережение вопросов о статусе некоторых этапов.
Красный Индианаполис. Год назад на Брикъярде не было левых коушенов только ради демонстрации реабилитации Goodyear. Но как же история? Не стоит ли порекомендовать эту гонку симпатизирующим Монтойе? Для того, чтобы проникнуться духом Старой Кирпичнице гораздо лучше подойдут совсем другие гонки. Относительно симпатий – я болею за Курта Буша, который наверняка отлично проедет Лаудон, Мичиган и даже Чикаго. Который выиграл Атланту и Coca-Cola 600…
Жёлтые этапы прямо перед Чейсом. Первые гонки в Атланте и Ричмонде были омрачены фантом-коушенами. То же и про Шарлотт. Кроме того, Атланта будет в ночь на понедельник, а такой лайв сказывается на всей рабочей неделе. Если с составом «Погони» будет много непонятного, шансы Ричмонда возрастают.
Жёлтый финал. Во-первых, я думаю, что Джонсон выиграет титул досрочно. Во-вторых, на COT Хоумстед заметно потерял. Хотя если Техас и Финикс пройдут чисто, то можно будет и глянуть финальчик.
Понятно, что смешно говорить о влиянии на NASCAR бойкота со стороны зрителя из далёкой России. Но это не столько вопрос "голосования кнопкой", сколько вопрос самоуважения.