«Время от времени с Куртом было тяжело любому члену команды. Он утратил свои права как по отношению к спонсорам, так и по отношению ко мне. У него экстраординарный талант, но ему трудно иметь дело с обычаями нормального поведения в обществе», - угадайте, чья цитата. Далее по тексту цитата заканчивается, и идут такие слова: «Вряд ли это можно назвать типичным описанием гонщика команды Penske. Вне всяких сомнений, мистер Буш должен был быстро научиться держать себя в руках, иначе его ждала очень короткая карьера у Капитана».
Так случилось, что я прочёл это только вчера, в книге Алана Хаммела «Penske Racing Team. 40 Years of Excellence», которую купил три с половиной года назад в Индианаполисе. 25 Мая 2008 года, откомментировав 92nd Indianapolis 500 в прямом эфире Спортивного канала 7ТВ, я покидал трек и заметил, что типичная американская семья, расположившаяся на лужайке рядом со своим RV, слушает по радио NASCAR – шла Coca-Cola 600. «Кто лидирует?» - спросил я. - «Курт Буш», - был мне ответ.
Когда я добрался до своего отеля в самом центре Индианаполиса, то лидировал уже Викерс, но я не очень расстроился – гонка получилась что надо и вошла в пятёрку лучших сезона. Главное – у нас есть скорость, а значит победы вскоре придут. Тем не менее, в 2008-м году Курт Буш был как никогда близок к “сухому” сезону – лишь в Нью-Хэмпшире нам повело, сыграла редкая ставка на дождь, а на то, чтобы сдержать таких “грандов” как Майкл Уолтрип и Джей-Джей Йели мощи COT от Penske Racing всё же хватило. В остальном, тот год скорее запомнился «толчком с небес» в защиту Райана Ньюмана от Тони Стюарта в 50th Daytona 500.
Буш-старший расстался с Раушем вдвойне досрочно: во-первых, контракт с Пенске первоначально был заключён с 2007-го, но поспособствовал уход Расти Уолласа; во-вторых, памятный инцидент с вождением в нетрезвом виде, ставший прекрасным предлогом для Джека немедленно уволить гонщика, который принёс ему последний чемпионский титул. До сих пор последний.
Стало быстро понятно, что в Penske, на стремительно вымирающих Dodge, больших успехов ждать не стоит. Тем не менее, Курт Буш выигрывал в каждом сезоне (чаще по два раза), чего не удавалось: таким чемпионам как Джефф Гордон и Мэтт Кенсет (по два года без побед); новой звезде Roush Racing Карлу Эдвардсу (тоже два года, и сухие серии из 52 и 70 гонок); Дейлу Эрнхардту-младшему, который за рулём Hendrick Motorsports выиграл лишь однажды, да и то в первом сезоне с лучшей командой NASCAR последнего десятилетия. Кстати, свой стрик из 76 гонок Джуниор прервал в том же Мичигане, год спустя первой сухой серии Карла.
Именно фанат Джуниора и мой хороший друг Александр Беляев держал меня в курсе процесса увольнения Курта Буша из Penske Racing, разворачивающегося последние две недели. Для него, как последовательного “хейтера” братьев, весь месяц удался на славу – когда болеть «за» уже едва хватает сил, ибо отдачи всё так же около нуля, остаётся черпать эмоции, болея «против». «Я болею за спорт», - сказал Саша, и, несмотря на то, что мы с ним несколько по-разному понимаем спортивную составляющую NASCAR, в случае братьев Бушей я вынужден с ним согласиться.
И съесть все свои слова, которыми ставил Курта в пример Кайлу, чей взлёт и падение аккуратно уместились в годы выступлений старшего брата за Роджера Пенске. Технически, разница в том, что у младшего есть время и шанс исправиться, но практически – оба уже вовсю катятся по наклонной.
Так случилось, что в Сентябре этого года я был в путешествии и пропустил Ричмонд, Чикаго и Лаудон. За неимением времени и наличием “леваков” в двух последних, я эти гонки так и не посмотрел, а “дорогая редакция” ничего не сообщила про два очень важных эпизода, которые налили прилично жидкости в чашу терпения Shell/Pennzoil и Роджера Пенске.
Ведь если разборки с Джимми Джонсоном вполне уместны и даже похвальны, а крики в адрес NASCAR вполне объяснимы и тоже не лишены оснований, то отрицание собственной цитаты и мат в адрес женщины это уже никуда не годится.
Довер в этой ситуации выглядит настоящим чудом – этап стал исключением, потому что обычно в этом Чейсе Курт Буш поносил по радио либо Эддингтона, либо всю команду, либо трек (досталось моему любимому Martinsville Speedway). Чем же 2011-й, где были завоёваны два новых трека, так отличался от 2010-го, который тоже закончился предпоследним местом в Чейсе? Ответ – формой Брэда Кезеловски. Проигрывать партнёру очень обидно. По сути, с Куртом этого не случалось с 2003-го года (в 2008-м гонщики Penkse заняли 17 и 18 места, делить тут нечего) – у Роджера он всегда позиционировал(ся) как лидер команды, а порой и первый пилот всего Dodge.
Лично я очень радовался, когда после бестолковых Хорниша и Стремме у нас появился надёжный и перспективный партнёр. Радовался и во второй половине этого года - ведь у машины есть скорость, а значит победы скоро придут. Кезеловски разгромил Буша по всем статьям, и Курт показал, что не умеет проигрывать. Да, он и в предыдущие годы нередко срывался по радио, но тогда это не выглядело чем-то выдающимся на фоне спичей Стюарта или поведения Харвика. Эх, не везёт Shell/Pennzoil с гонщиками в NASCAR.
Если прежде Роджер терпел сварливого гонщика из-за его результатов (извечный вопрос, а должен ли хороший гонщик быть хорошим человеком?), то с восхождением Брэда необходимость в этом отпала, а двумя последними этапами сезона Курт сам поставил себя вплотную к двери, на которую Пенске и указал. Теперь мне не столько интересно, куда подастся Курт (наверное, к Финчу, по пути теперь бывшего партнёра), сколько кто сядет за руль Dodge #22. Опыт показывает, что «бабло побеждает всё», значит стоит ждать Рэгана, но надежда не умирает – есть ряд позитивных вариантов. Реган Смит – верный помощник Курта на суперспидвеях (и Буш в #78 для полноты картины). Дэвид Рутеманн – надёжный, грамотный, способный и как раз в том возрасте, чтобы через пару лет заменить его на подрастающего Клигермана (хотя заменят скорее всего на Хорниша, но не будем снова о грустном). Майк Уоллас – серьёзный человек, в отличие от Кенни, славная фамилия, да и связь с Финчем тоже забавная, словом, изящный вариант на один сезон. Тревор Бэйн – Рождество близится, время чудес.
26 Марта 2006 года. Я вернулся из Санкт-Петербурга, где провёл неделю с подругой, которую не видел три с половиной года. Через считанные часы гонка на Bristol Motor Speedway – к шорт-трекам я неравнодушен с первого взгляда. Курт Буш терпит прокол покрышки, возвращается в течение всей гонки и побеждает – «взят пятый Бристоль», а с болезненного поражения в Дайтоне прошло лишь пять недель. Так начиналась карьера Курта Буша в Penske Racing. 20 Февраля 2011 года – я стою на трибуне Daytona International Raceway и поднимаю вверх три пальца – памятный 3-й круг Daytona 500 лидером заканчивает Курт Буш. Мы выиграли Bud Shootout и Gatorade Duel – в четверг я уже был среди зрителей. Кто бы мог подумать, что так скоро карьера Курта фактически закончится. Я рад, что успел, пусть и главную гонку Speedweeks 2011 Курт проиграл сам.
Это было очень разное, но вне всяких сомнений славное время – 16 побед (10 на этапах Кубка, все 3 внезачётные гонки, 3 на этапах Вайда) если выражаться сухо, а сколько гонок, полных эмоций? Простых болельщицких эмоций, которые, порой, приходилось тщательно скрывать, как в 2007 Pennsylvania 500.
Спасибо, Курт, что у меня было столько возможностей болеть «за».