Сегодня гонку NASCAR в Индианаполисе может сделать интересной только она. Её ненавидит Реган Смит, хотя без неё не видал бы он топ-10, что здесь, что в Coca-Cola 600. Её обожают в NASCAR – видно, как игнорируются инциденты, обычно приводящие к коушенам. Я довольно долго считал, что она лучше дуэли за лидерство – исходов-то гораздо больше, смотреть надо в разные стороны и при этом не зевать. С первого раза усвоить “как так” сложновато. Но пересматривая концовку Brickyard 400, я пришёл к мысли, что вместо Менарда, МакМюррея, Мартина, Бэйна и Смита можно взять абсолютно любую пятёрку пилотов – выглядеть будет примерно так же. Против физики не попрёшь – в трафике все машины в равной степени ужасны, а когда нужно экономить горючее, то обороняться ты не можешь по определению.
Слаггер Лэбби готовил “гэмблинг” ещё в субботу: «Мы прошли 22 круга в практике и знали, что наш расход в порядке. Мы знали, что за 35 кругов до финиша мы пойдём на риск», - а по-другому в Чейс и не пробиться. Проверка в боевых условиях успешно прошла после того, как #27 получил штраф на пит-стопе под вторым коушеном (укатилось колесо) – Менард проехал заветные 35 кругов под зелёным флагом. Итого, предельно внимательный зритель однозначно сказал бы на последнем рестарте, что Пол победит.
Мог ли побороться Гордон? Изначально он думал, что да – главное опередить Харвика, остальные вряд ли дотянут, ну или будут экономить так, что проедешь мимо и не заметишь. Но когда Слаггер дал Полу команду “пошёл”, то Джефф ближе не подбирался: «А когда я к нему приблизился, возникла недостаточная поворачиваемость. Он смог идти в достаточно хорошем темпе, чтобы даже в случае моего приближения, обгон был бы невозможен», - в другой раз я бы сказал, что не тот уже #24, а здесь остаётся только пожать плечами и/или развести руками. Кстати, очень довольный вторым местом Гордон добавил: «Если можем проехать, как сегодня здесь в Инди, то, я уверен, мы можем выиграть практически в любом месте», - ждать осталось недолго.
Как и в Феврале, все были очень рады за победителя. От близкого друга Регана Смита до Кайла Буша, от земляка Мэтта Кенсета до Тони Стюарта, от лидера сезона Эдвардса, до прошлогоднего победителя гонки МакМюррея. Тоньше всех подметил Карл: «Пол великолепен как гонщик и ещё лучше как человек», - Менард работал с Эдвардсом в Busch Series на ранней стадии своей карьеры. Все, кроме Тони Стюарта, не пожелавшего забыть старые обиды, были счастливы и за Джона Менарда. С конца 1970-х годов он вкладывает в машины для Indianapolis 500. В 1999-м году Робби Гордону, который занял последнее место в этой гонке (предположительно, старт-энд-парк), не хватило двух кругов, чтобы дотянуть до финиша на первой позиции. Выступление машины Menard’s состоялось при поддержке Ричарда Чилдресса, который в Индианаполисе уже побеждал – теперь, получается, раз в 8 лет победа на Брикъярде.
Причину неприятного осадка, подобно тому, который остался от победы Рэгана, идеально сформулировал на Референсе DaleSrFanForever: «Ему никогда не нужно было волноваться за место в серии, потому что за ним стояли деньги отца». То есть на одних деньгах далеко не уедешь, но, имея возможность получать лучшее из имеющихся мест, успех скорее придёт, чем нет. А уж в “Год апсетов” и подавно. Да, Пол Менард очень старался и трудился. Но, в отличие от Брэда Кезеловски и Регана Смита, никогда не переживал за сам факт участия в Кубке.
В этой связи, третье место Смита воспринимается гораздо чище. Такой МакМюррей-лайт, но сопоставьте размеры команд! До этого года у Регана не было ни единого топ-10 (только не надо соплей по поводу Талладеги-2-2008), теперь их четыре и все – в больших гонках! В Индианаполисе так вообще и в топ-30 Смит не пробивался: «Радость от третьего места с самой большой долей горечи, потому что ты видишь лидеров, но не можешь с ними гоняться. Я видел #27 и знал, что он с нами на одной стратегии… Я сбросил, в надежде, что топливо закончится у большего числа соперников».
Словно бенгальский огонь, ворвался и прогорел в борьбе за лидерство Тревор Бэйн. Горючего явно не хватало, поэтому #21 мог позволить себе оторваться несколько кругов и самоустраниться. Вот, теперь можно сказать, что выступление Бэйна было столь же заметно, сколь Кейна, хотя Кейси имел машину в топ-3 по скорости, а Тревор даже не топ-20.
Почему все тяжеловесы проиграли топливную концовку? Многим Чейс обеспечен, почему бы не пойти за большим бонусом? С одной стороны, я отлично понимаю природу многообразия победителей в этом году. Наконец-то (на восьмой год!) крю-чифы поняли, что их задача пройти в Чейс с наименьшими усилиями. А борьба за победу всегда требует значительных усилий, особенно психологических. В топливной концовке можно проиграть неприлично много, и если с точки зрения очков это не так важно, то с точки зрения моментума – очень даже. Истина где-то рядом, да и взглянем на топ-10: Гордон, Кенсет и Стюарт вряд ли сожалеют, что не стали экономить.
Мэтт в данный момент является самым горячим гонщиком Кубка – больше всех очков за последние 10 гонок, средний финиш 7.8. Именно Кенсету Пол сдавал самый серьёзный экзамен в гонке, когда на 105-м круге #17 коснулся #27 в T4 и сбросил Менарда с траектории. По словам Мэтта, это был ответ за жёсткий рестарт. Добавляя к этому инциденту контакты Джуниора и Логано, а также Монтойи и Мартина можно, усмехнувшись, констатировать, что Индианаполис превращается в старый Бристоль. Но если Джоуи и Марк продемонстрировали умение контролировать машину (что вряд ли бы удалось до COT – получили бы обратный срыв и стену под прямым углом), то у Дэвида Рэгана шансы вряд ли были – слишком явно повернул в него Лэндон Кэссил, заложив фундамент топливной концовки.
«Мы вынуждены были заехать на пит-лейн, что позволило нам задуматься об успешном достижении финиша», - Грег Биффл. «Мы были загнаны в эту стратегию, так как я повредил перед, но всё закончилось лучше, чем при другой тактике», - Карл Эдвардс. Вот ещё одна странность топливных концовок – часто на риск идут неосознанно, просто потому что так получилось. В то время как классическая дилемма NASCAR – сколько шин ставить на последнем пит-стопе. (И будет ли он последним.) Можете себе представить, чтобы гонщик или крю-чиф сказал: «Да мы и не думали о том, сколько шин поменять, действовали на авось»?
Выбирая между беспричинными или сомнительными, каковые были в этой гонке, коушенами и топливной концовкой я, разумеется, выберу последнее. Но теперь всё сильнее ощущение, что выбираешь между сортами тухлятины. Поэтому горячо приветствую грядущий переход на инжекторы. Прежде всего потому, что шины должны заканчиваться раньше топлива. А то Goodyear, помня 2008-й словно это было вчера, делает всё более дубовую резину, которая уже позволяет заменять 2 шины в большинстве случаев, а наиболее отвязным, вроде Монтойи, проходить более половины дистанции на одной паре левых покрышек.
14 победителей в 20 гонках – это уже на одного впереди графика 2001-го года, хотя там разнообразия ещё прибавилось в конце, тогда как сейчас всё идёт точно к обратному. Но надо верить!
|
Общий зачёт |
Chase |
1 |
Kevin Harvick |
2009 |
2 |
Kyle Busch |
= |
3 |
Matt Kenseth |
-3 |
4 |
Jeff Gordon |
-3 |
5 |
Carl Edwards |
-6 |
6 |
Jimmie Johnson |
-6 |
7 |
Kurt Busch |
-6 |
8 |
Ryan Newman |
-6 |
9 |
Tony Stewart |
-9 |
10 |
Dale Earnhardt Jr. |
-9 |
11 |
Denny Hamlin |
-9 |
12 |
Paul Menard |
-9 |
|
Претенденты Top-10 |
1 |
= |
Carl Edwards |
+95 |
1 |
2 |
= |
Jimmie Johnson |
+84 |
1 |
3 |
+1 |
Kevin Harvick |
+83 |
3 |
4 |
+1 |
Kyle Busch |
+79 |
3 |
5 |
+1 |
Matt Kenseth |
+79 |
2 |
6 |
-3 |
Kurt Busch |
+77 |
1 |
7 |
= |
Jeff Gordon |
+43 |
2 |
8 |
= |
Ryan Newman |
+31 |
1 |
9 |
+2 |
Tony Stewart |
+22 |
|
10 |
-1 |
Dale Earnhardt Jr. |
+19 |
|
|
Претенденты Wildcard |
11 |
-1 |
Denny Hamlin |
-19 |
1 |
12 |
= |
Clint Bowyer |
-32 |
|
13 |
+2 |
Greg Biffle |
-46 |
|
14 |
+5 |
Paul Menard |
-53 |
1 |
15 |
-1 |
Kasey Kahne |
-55 |
|
16 |
-3 |
David Ragan |
-60 |
1 |
17 |
-1 |
A.J. Allmendinger |
-69 |
|
18 |
+2 |
Mark Martin |
-70 |
|
19 |
-1 |
Joey Logano |
-77 |
|
20 |
-3 |
Juan Montoya |
-79 |
|
21 |
+2 |
Brad Keselowski |
-95 |
1 |
22 |
-1 |
Marcos Ambrose |
-101 |
|
23 |
-1 |
Martin Truex Jr. |
-101 |
|
24 |
= |
David Reutimann |
-150 |
|
25 |
= |
Jeff Burton |
-152 |
|
26 |
+1 |
Regan Smith |
-155 |
1 |
|