Некогда попасть на ночную гонку в Бристоле было сложнее, чем на Daytona 500. Оно и понятно – огромный амфитеатр вокруг крошечного трека, искры, фейерверки, огонь. И непременно полные трибуны, 160 тысяч зрителей. Субботним вечером их собралось 156 тысяч, и на глаз это аншлаг. Американский флаг, спущенный парапланеристом, Джо Гиббс, читающий молитву, детишки, хором поющие Star Spangled Banner – всё, что должно предварять захватывающую гонку по самым высоким стандартам зрелищности в год 50-летия трека.
Но что-то не вышло, и дело совсем не в том, что “того самого” Бристоля уже нет, как думают многие. И на новом покрытии были очень даже красивые и конфликтные ночные гонки, два и три года назад, например. А в прошлом году церемонию открытия украсило представление Кайла Буша и Брэда Кезеловски – в настоящий момент двух самых горячих гонщиков NASCAR.
Дело, чёрт возьми, в шинах. Весной покрышки изнашивались слишком быстро, и Goodyear, для которой, как для любой шинной компании, прокол является пощёчиной, ужесточили смесь – получилась резина, которая “легко перегревается, но при этом не изнашивается”. Собственно, разница в скорости Гордона, который это сказал, между первой и второй гонкой кроется именно в шинах. То же самое относится к Труэксу, МакМюррею и, в какой-то степени, Кезеловски.
Джефф вообще не любит мягкую резину, равно как и шорт-раны, которые надо начинать с агрессивных рестартов. Поэтому каждый коушен становился угрозой победе #24, которому требовалось хотя бы 15 кругов, чтобы начать возвращение лидерства. До этого у Гордона было только 5 кругов лидирования на обновлённом Bristol Motor Speedway – это могло бы означать победу, а то и две, если бы он был Харвиком, но если серьёзно – чтобы #24 поехала, нужен был крю-чиф с успешным опытом настоек, коем Гастафсон безусловно является, см. #5 в 2009-м.
При всём потоке плохих новостей со стороны Ассоциации, надо отметить, что аутентичность в отношении происходящего на пит-лейне NASCAR старается сохранять. Пять гаек на каждом колесе – пневматический гайковёрт обрабатывает по одной; ручная дозаправка – учитывая, как порой останавливают гонщики свои машины, другая вряд ли уместна; ручной домкрат – и здесь механики добились самого впечатляющего прогресса. Позицию кэтч-кэна упразднили вместе с человеком, так что пит-стоп проще не стал. И в отношении датчиков скорости применяется всё тот же подход – поставили несколько штук вдоль пит-лейна и типа контролируем.
Как отмечают комментаторы (не на телевидении, конечно, а на Референсе), случившееся не в новинку на шорт треках – Дейл Эрнхардт подобным образом действовал в Северном Вилкесборо 1995 года, но нам важнее пример из вчерашнего дня, когда Джонсон, играясь с линиями контроля, превысил скорость и сорвал рекордную серию из топ-10 в Мартинсвилле. На этот раз Джимми был осторожен до последнего, и концовка проходила без его непосредственного участия. Впрочем, Кнаус, как и положено в эту пору сезона, искал совершенства весь вечер. Амплитуды поиска небольшие, поэтому и #48 первой пятёрки по сути не покидал.
Играли “с огнём” и неизменно выигрывали Кенсет и Кезеловски. Риск обоих объясним – терять нечего (Мэтт проходит в Чейс по топ-10, Брэд почти наверняка по вайлдкард), а позиция на треке решает очень многое: #17, #2, #48 были примерно равны друг другу и при благоприятных обстоятельствах могли сразиться с #24. По мнению Кенсета, “обогнать по прошествии 20 кругов с момента рестарта, было практически невозможно, поэтому нужно максимально выложиться на этом отрезке, после чего бороться с трассой”, и именно этим объясняются его ожесточённые действия: против #2 в начале, против #24 в конце.
Со стороны картина последнего выезда с пит-лейна выглядела так, как будто и Мэтт, и Брэд, увидев Джеффа дали по газам, понимая, что больше шанса не будет. На этот раз не столько Гордон проиграл гонку, сколько его юркие соперники победу эту отобрали. Досаду можно понять – едешь ты себе на своих честных 35, а тут какие-то наглецы гонят мимо тебя под 60. «Я не понимаю, почему у нас нет кнопки на руле, которую нужно держать на протяжении всего пит-лейна, чтобы не превышать скорость», - вопрошал Джефф. Отвечаю – потому что NASCAR сохраняет аутентичность, и в машине нет никакой электроники. Да и потому, что автоматический ограничитель вычеркнет человеческий фактор, как вычеркнул бы гайковёрт на 5 гаек.
Спрашивать надо другое – почему NASCAR продолжают использовать систему, которая допускает жульничество? Какая проблема в том, чтобы установить радары, покрывающие весь пит-лейн, и измерять скорость всех машин на всём его протяжении, как это делает VESA? Такая система тоже не 100% надёжна, но об этом в истории про последний этап – тема скорости на пит-лейне была и там.
Брэд Кезеловски этот момент на пресс-конференции обошёл, дескать, это всё великолепная работа команды на пит-стопах. И правильно, ибо глупо говорить о том, что, во-первых, делают все лучшие, во-вторых, сильно зависит от везения. Можно ведь ошибиться и остаться в дураках, как его партнёр с двумя двойками на машине. Неудивительно, что неопытная Николь Бриско их перепутала, отправив Брэда в конец пелотона на втором коушене. Бристоль, синяя машина #2 идёт впереди, кто же за рулём, если не Курт Буш? В 2009-м, когда Джуниору удавались хорошие (до поры до времени) гонки, было модно шутить, что за него едет Брэд. Сейчас уже не до шуток – в течение месяца после перелома ноги Кезеловски выдаёт средний финиш 1.75 и о травме забывает, ловко спрыгивая с крыши своего Dodge под фейерверки на Алее Победы: «Да, глупо придумано, глупо сделано».
Вот уж каким глупцом будет чувствовать себя Тони Стюарт, если через 2 недели вылетит из топ-10! Не то чтобы всё к этому идёт, и сам Брэд отмечает, что такие люди провальные серии прерывают громче других, но мысль занятная. 8 десятых в квалификации при поуле партнёра, никакого существенного прорыва, несмотря на помощь партнёра, проигрыш круга после 15% дистанции и финиш на 28-м месте без видимых проблем. Позади Дэвида Старра, который, кстати, во всех трёх гонках на этой неделе участвовал.
Самый большой любитель погоняться всюду на совмещённых этапах вполне закономерно провалился. Закономерность основывается на том, что Кайл Буш неспособен выдать продолжительную серию высоких финишей, и чем дольше она длится, тем больше вероятность провала. У него с Брэдом (ой, наверное надо сказать наоборот?!) был одинаковый средний финиш на последних трёх этапах, а на четвёртом проявилась обычная болезнь – если #18 не едет, гонщик теряет очки. Роджерс пытался научить машину поворачивать на всех тренировках, из-за чего не провёл ни одного лонг-рана, а поворачиваемости так и не добился. Регулировки продолжались и в воскресенье утром, Кайл добрался максимум до 6-й позиции, сражаясь, самое большое, с Труэксом. Бравая попытка обгона на круг Терри Лабонте, при #56 слева, ошибочка, контакт с #32 и прокол. Каким потом финишировал #18, 14-м или 34-м будет важно в Чейсе, сейчас важен факт.
Разница между Брэдом Кезеловски и Кайлом Бушем в том, что первый морально устойчив, второй – нет. Это качество нынче на вес золота, и владеют им немногие, а уж совместить хладнокровие с должным уровнем агрессии на треке под силу и вовсе единицам. В этом Кезеловски превосходит даже Гордона, но не спешите возводить Брэда в претенденты на Кубок – мы по-прежнему не знаем реальной отдачи команд. Даже #29, хотя по форме Бойера, который практически всю гонку составлял компанию Стюарту, можно заподозрить, что RCR забыли, “как это делается”.
«Мы смогли пройти Мартина Труэкса, после чего я знал – мы на Аллее Победы, разбрызгиваем Miller Lite», - Брэд Кезеловски впервые в топ-10 в Бристоле, и сейчас всё интереснее, что же будет после.
Общий зачёт |
Chase |
1 |
Kyle Busch |
2012 |
2 |
Kevin Harvick |
-3 |
3 |
Matt Kenseth |
-6 |
4 |
Jeff Gordon |
-6 |
5 |
Jimmie Johnson |
-9 |
6 |
Carl Edwards |
-9 |
7 |
Ryan Newman |
-9 |
8 |
Kurt Busch |
-9 |
9 |
Dale Earnhardt Jr. |
-12 |
10 |
Tony Stewart |
-12 |
11 |
Brad Keselowski |
-12 |
12 |
Denny Hamlin |
-12 |
|
Претенденты Top-10 |
1 |
= |
Kyle Busch |
+141 |
4 |
2 |
= |
Jimmie Johnson |
+141 |
1 |
3 |
+2 |
Matt Kenseth |
+109 |
2 |
4 |
= |
Carl Edwards |
+106 |
1 |
5 |
-2 |
Kevin Harvick |
+93 |
3 |
6 |
= |
Jeff Gordon |
+93 |
2 |
7 |
= |
Ryan Newman |
+73 |
1 |
8 |
= |
Kurt Busch |
+60 |
1 |
9 |
= |
Dale Earnhardt Jr. |
+39 |
|
10 |
= |
Tony Stewart |
+21 |
|
|
Претенденты Wildcard |
11 |
+1 |
Brad Keselowski |
-21 |
3 |
12 |
-1 |
Clint Bowyer |
-22 |
|
13 |
+1 |
Denny Hamlin |
-38 |
1 |
14 |
+1 |
A.J. Allmendinger |
-46 |
|
15 |
+2 |
Kasey Kahne |
-54 |
|
16 |
-3 |
Greg Biffle |
-61 |
|
17 |
+4 |
Martin Truex Jr. |
-65 |
|
18 |
+1 |
Joey Logano |
-68 |
|
19 |
-3 |
Mark Martin |
-77 |
|
20 |
-2 |
Paul Menard |
-79 |
1 |
21 |
-1 |
David Ragan |
-82 |
1 |
22 |
+1 |
Marcos Ambrose |
-83 |
1 |
|